Проект связан с искусством (поэзией и живописью ) Республики Коми.
Вложение | Размер |
---|---|
struchinskaya_anastasiya_tvorcheskaya_masterskaya_genii_kisti_i_pera.doc | 671 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа»
пгт. Троицко-Печорск Республики Коми
Проект
В творческой мастерской
«Гении кисти и пера»
Автор: Стручинская Анастасия,
ученица 8а класса
Руководитель: Окушко Вера Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
пгт. Троицко-Печорск,
2016 г
Вместо предисловия: В 2015-2016 учебном году я участвовала в школьном конкурсе «Ученик года – 2016» и стала его победительницей. Одним из конкурсных заданий было провести классный час. Я решила выбрать тему, связанную с искусством родного края, Республики Коми. А идею провести классный час в форме «творческая мастерская» подсказала мой учитель Вера Алексеевна Окушко. Представляю свой проект, который может пригодиться учителям литературы и изобразительного искусства как интересная идея.
1. Экскурсия по виртуальному музею изобразительного искусства.
Добрый день! Меня зовут Анастасия. Я участница школьного конкурса «Ученик года». Сегодня я приглашаю вас в творческую мастерскую.
А что делают в творческой мастерской? (Ответы ребят.) Рисуют, лепят, занимаются аппликацией, сочиняют, используя свое яркое воображение, фантазию – в общем, «творят чудеса». Мы тоже попробуем себя в творчестве.
Итак, я предлагаю начать наше занятие.
2. Перед вами картины известного русского художника. Назовите имя автора.
3. Верно, Иван Иванович Шишкин. Это русский живописец-пейзажист, живший в 19 веке.
4. Что вы знаете о его картине «Утро в сосновом бору»? (Ответы ребят.) Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах. Эта картина не стала исключением. Он создавал пейзаж, а вот четверых медвежат нарисовал другой художник, специалист по зверям, Константин Савицкий. Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины. Рисуя утро в сосновом бору, Шишкин взял Савицкого соавтором, и картина изначально была подписана ими двумя. Однако, после того как полотно было передано в галерею, Третьяков посчитал работу Шишкина более обширной и стер имя второго художника.
5. Почему вы сразу узнали картины Ивана Шишкина? (Ответы ребят.) Потому, что в жизни не раз встречались с ними и не только на уроках. А известны ли вам эти картины? Их автор?
6. Автор этих картин перед вами. Знаете его? (Ответы ребят.) Это Рем Николаевич Ермолин. Человек, который на своих полотнах увековечил наш край, нашу северную природу. Наших людей.
7. Родился в Ленинграде в 1928 году. Учился в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Ильи Ефимовича Репина в Ленинграде. А вот жизнь свою связал с Коми краем, с Сыктывкаром. Здесь и похоронен.
8. Работал в разных жанрах, но главное место в его творчестве занимали картина и портрет. Через все творчество художника проходит портретная галерея современников.
Например, картина «Агафья Ивановна». В портрете Агафьи Ивановны Ермолин запечатлел трогательный образ чистенькой, опрятной старушки, ласково глядящей на зрителя. В ослепительно белом платочке, сидит она за праздничным столом, сложив перед собой натруженные руки. От ее улыбчивого лица, умных, спокойных глаз, светящихся добротой, исходит тепло, уют, добрый и мудрый покой.
Известным его имя стало благодаря циклу картин «Усть-Цилёмская горка». Вот одна из картин «Портрет доярки Поздеевой» в национальном костюме.
9. Его героями были простые люди. Такие, как эта коми девушка или дядя Паша - старый рыбак, всю жизнь свою проживший на берегах Печоры. Степенный, несуетливый.
10. На картине «Серебро Печоры» художник запечатлел печорских рыбаков-промысловиков на фоне реки перед ящиками с уловом. В каждом из героев проявляется душевная открытость мужественных людей нелегкой профессии.
11. Образы людей творческих профессий дополняют портреты шахтеров, рыбаков, жителей деревни: «Портрет Прометея Ионовича Чисталёва», композитора, музыковеда, собирателя и исследователя коми музыкального фольклора и инструментов. «Портрет Виктора Морозова», композитора, режиссёра-постановщика девяти концертных программ, «Усть-Сысольские святки», «Таежная сказка», «Многоцветье Севера» и др. Руководителя ансамбля «Асъя Кыа», которому присвоено сейчас имя Виктора Морозова.
12. «Портрет Александра Георгиевича Осипова», создателя песен и романсов на стихи коми поэтов, автора лирической оперетты «Когда цветет черёмуха». «Портрет художника Василия Игнатова», автора картин к мифам и преданиям народа коми.
13. «Портрет Ивана Григорьевича Торопова», народного писателя Коми АССР, лауреата Государственной премии РСФСР имени Максима Горького и Государственной премии Коми АССР. «Портрет Ивана Алексеевича Куратова», основоположника коми литературы.
14. На портрете изображены члены сборной России. Слева направо: Мерк Л., Бажуков Н.С., Сметанина Р.П., Рочев В.П., Гвардин А.А., Рочева Н.П.
Бажуков Николай Серафимович. Родился в 1953 году в Троицко-Печорске. Спортсмен, лыжник-гонщик, заслуженный мастер спорта, чемпион СССР, двухкратный олимпийский чемпион, почётный гражданин Сыктывкара. Окончил Ленинградский военный институт (1984). В 1984 перешёл на тренерскую работу. Награжден двумя орденами «Знак Почёта».
Рочев Василий Павлович. Родился в 1951 году в с. Бакур Ижемского района. Спортсмен, лыжник-гонщик, заслуженный мастер спорта СССР, чемпион СССР, Европы, мира и Олимпийских игр.
Гвардин Анатолий Александрович - тренер сборной Коми АССР, ныне - старший тренер сборной республики по биатлону.
Рочева Нина Петровна. Родилась в 1948 в д. Покшай Кировской области. С 1976 года выступала в составе сборной команды Коми АССР. Заслуженный мастер спорта СССР.
15.Кисти Рема Ермолина принадлежат картины-зарисовки Сыктывкара. На картине «Улица в Сыктывкаре» изображен спуск улицы Орджоникидзе между улицами Первомайской и Интернациональной. Слева каменный жилой четырехэтажный дом, построенный в 1957 г.
На второй «Драматический театр. Сыктывкар военных лет» изображено здание Коми республиканского академического театра драмы им. В.А. Савина, построенное в 1932 г. как Дом культуры им. А.С. Пушкина (на пересечении улиц Бабушкина и Первомайской).
16. Картина Пожарная каланча». Вид на Пожарное депо с каланчой со стороны перекрестка улиц Бабушкина и Советской. Двухэтажное кирпичное здание каланчи - объект культурного наследия.
17. Работы Р.Н. Ермолина находятся в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге, в Республиканском художественном музее Республики Коми и других музеях. Творчество Рема Ермолина хорошо известно не только в нашей стране, но и за ее пределами.
18. Мы совершили виртуальную экскурсию по выставочному залу, где были представлены картины Рема Ермолина. А теперь я приглашаю вас в мою творческую мастерскую. Это необычная мастерская. Мы будем рисовать словом. Чтобы было понятнее, я предлагаю просмотреть следующие слайды.
19. Перед вами картина Ивана Шишкина «Рожь». Это произведение невольно ассоциируется со стихами Николая Алексеевича Некрасова, которого Шишкин особенно любил.
20. Картина Шишкина «Ручей в лесу» вдохновила современного поэта Ивана Эсаулкова на написание этого стихотворения.
21. А вот картина «На севере диком» написана как раз наоборот – под впечатлением от стихотворения Михаила Лермонтова.
22. Работа в творческой мастерской. Итак, что же мы будем делать в творческой мастерской? (Ответы ребят.) Познакомьтесь с инструкцией. (Приложение 1)
1. Вы работаете в группе. На ваших столах репродукции с картин Р. Ермолина и тексты стихов поэтов РК. Познакомьтесь с ними. (Приложение 2)
2. Затем подберите текст стихотворения, подходящий, на ваш взгляд, к картине. (Приложение 3)
3. Скажите о своем выборе мне и приготовьте небольшое выступление по окончании своей работы в группе. Карточки-помощники перед вами.
Всё понятно? Приступаем к работе.
23. Начинаем представление своих работ. Пожалуйста, 1 группа. (Ответы ребят.) 24. Продолжает 2 группа. (Ответы ребят.)
25. Следующая 3 группа. (Ответы ребят.)
26. Выходит 4 группа. (Ответы ребят.)
27. Выступает 5 группа. (Ответы ребят.)
28. Завершает представление 6 группа. (Ответы ребят.)
29. А теперь, используя краски, оцените свое настроение. Свою работу. Понравилось ли в моей творческой мастерской?
30. Мы завершаем нашу встречу. Сегодня мы познакомились с творчеством Р.Н. Ермолина. Какие картины запомнились вам? (Ответы ребят.) Хочу пожелать вам продолжить знакомство с художниками нашей республики, вы больше узнаете о красоте нашего края, о его людях, о своей родине.
31. Желаю успехов в открытии новых имен.
Приложение 1
Группа № 1 Задание:
1. Внимательно рассмотрите картину Р.Н. Ермолина «Проулок к Печоре».
2. Прочитайте предложенные вам стихотворения поэтов Республики Коми.
3. Найдите стихотворение (отрывок из него), которое помогло бы понять содержание картины или послужить её названием. Можете сочинить своё двустишие или четверостишие.
4. Приготовьтесь объяснить свой выбор стихотворения по карточке-помощнице.
Карточка-помощница
Картина, которую мы представляем, написана Ремом Ермолиным и называется «Проулок к Печоре». Это вид на одну из улиц деревни. Мы подумали и решили, что к этой картине больше всего подходит стихотворение ______________ (название) _________________(автор). Вот эти строки: … (прочитать с листка). Почему мы так считаем?
Потому, что: ________________________________________________ (назвать почему)
Группа №2 Задание:
1. Внимательно рассмотрите картину Р.Н. Ермолина «Печора разлилась».
2. Прочитайте предложенные вам стихотворения поэтов Республики Коми.
3. Найдите стихотворение (отрывок из него), которое помогло бы понять содержание картины или послужить её названием. Можете сочинить своё двустишие или четверостишие.
4. Приготовьтесь объяснить свой выбор стихотворения по карточке-помощнице.
Карточка-помощница
Картина, которую мы представляем, написана Ремом Ермолиным и называется «Печора разлилась». В центре картины мы видим лодку. На заднем плане деревья, утонувшие в разлившейся воде. Скорее всего, к этой картине больше всего подходит стихотворение ______________ (название) _________________(автор). Вот эти строки: … (прочитать с листка). Почему мы так считаем?
Потому, что: ________________________________________________ (назвать почему)
Группа № 3 Задание:
1. Внимательно рассмотрите картину Р.Н. Ермолина «Лиственницы Усинска».
2. Прочитайте предложенные вам стихотворения поэтов Республики Коми.
3. Найдите стихотворение (отрывок из него), которое помогло бы понять содержание картины или послужить её названием. Можете сочинить своё двустишие или четверостишие.
4. Приготовьтесь объяснить свой выбор стихотворения по карточке-помощнице.
Карточка-помощница
Картина, которую мы представляем, написана Ремом Ермолиным и называется «Лиственницы Усинска». На картине на фоне серого неба возвышаются большие деревья, которые тесно стоят друг к другу. На наш взгляд, к этой картине больше всего подходит стихотворение ______________ (название) _________________(автор). Вот эти строки: … (прочитать с листка). Почему мы так считаем?
Потому, что: ________________________________________________ (назвать почему)
Группа № 4 Задание:
1. Внимательно рассмотрите картину Р.Н. Ермолина «Дорога».
2. Прочитайте предложенные вам стихотворения поэтов Республики Коми.
3. Найдите стихотворение (отрывок из него), которое помогло бы понять содержание картины или послужить её названием. Можете сочинить своё двустишие или четверостишие.
4. Приготовьтесь объяснить свой выбор стихотворения по карточке-помощнице.
Карточка-помощница
Картина, которую мы представляем, написана Ремом Ермолиным и называется «Дорога». На картине нарисована грунтовая дорога, убегающая вдаль. По обочинам вырыты канавы, по сторонам мы видим лес. По-нашему, к этой картине больше всего подходит стихотворение ______________ (название) _________________(автор). Вот эти строки: … (прочитать с листка). Почему мы так считаем?
Потому, что: ________________________________________________ (назвать почему)
Группа № 5 Задание:
1. Внимательно рассмотрите картину Р.Н. Ермолина «Май 1945 года».
2. Прочитайте предложенные вам стихотворения поэтов Республики Коми.
3. Найдите стихотворение (отрывок из него), которое помогло бы понять содержание картины или послужить её названием. Можете сочинить своё двустишие или четверостишие.
4. Приготовьтесь объяснить свой выбор стихотворения по карточке-помощнице.
Карточка-помощница
Картина, которую мы представляем, написана Ремом Ермолиным и называется «Май 1945 года». Перед нами солдат, вернувшийся домой с войны. Мы уверены, что к этой картине больше всего подходит стихотворение ______________ (название) _________________(автор). Вот эти строки: … (прочитать с листка). Почему мы так считаем?
Потому, что: ________________________________________________ (назвать почему)
Группа № 6 Задание:
1. Внимательно рассмотрите картину Р.Н. Ермолина «Разлив».
2. Прочитайте предложенные вам стихотворения поэтов Республики Коми.
3. Найдите стихотворение (отрывок из него), которое помогло бы понять содержание картины или послужить её названием. Можете сочинить своё двустишие или четверостишие.
4. Приготовьтесь объяснить свой выбор стихотворения по карточке-помощнице.
Карточка-помощница
Картина, которую мы представляем, написана Ремом Ермолиным и называется «Разлив». На картине мы видим нашу родную северную природу в период осеннего разлива. Нам кажется, к этой картине больше всего подходит стихотворение ______________ (название) _________________(автор). Вот эти строки: … (прочитать с листка). Почему мы так считаем?
Потому, что: ________________________________________________ (назвать почему)
Приложение 2
Группа № 1 Р.Н. Ермолин «Проулок к Печоре»
Геннадий Юшков Мы вошли в деревню Летним днём погожим И не повстречались Ни с одним прохожим. В избах нет хозяев, И замков здесь нету, Лишь в деревне кольца Прутики продеты. | Валентина Дубовая Есть село по соседству, где меня всегда ждут, Этот берег и в детстве показался мне крут. В православии крещёный в незапамятный год, Здесь, в Верховьях Печоры, начинался мой род. |
Валентина Дубовая Хорошее не забудется, Пусть было полвека назад, Посёлок в четыре улицы, За каждым забором – сад. Здесь осень недолго празднует Вернувшееся тепло, Посёлок столиц прекраснее, Где детство моё прошло | Андрей Сарычев Первые домишки моего посёлка, Здесь он зародился 300 лет назад. Этим утром ранним далеко всё слышно; Хвойные иголки на ветру звенят. |
Группа №2 Р.Н. Ермолин «Печора разлилась»
Иван Куратов Море ты, река Печора! И отколь такая ширь? Иль меж небом и землёю Ты – последний богатырь? | Виктор Кушманов Деревенька моя, Не грусти по большим городам По тебе, по тебе Пусть грустят города и столицы; Деревенька моя, Под окошком висят невода Да качаются лодки, Как белые птицы. |
Иван Куратов Вверх по речке, по быстринке Выгребаю я на лодке, Я гребу, гребу – ни с места! Иль застрял я посерёдке? Ель, вон та, на побережье Впереди давно маячит… Я гребу, гребу! Неужто Водяной меня дурачит? | Альберт Ванеев Дыша теплом живительным, весна пройдёт по замороженным угодьям, и вновь река очнётся ото сна и рассмеётся шалым половодьем. |
Группа № 3 Р.Н. Ермолин «Лиственницы Усинска»
Вениамин Чисталёв На скале крутой упорно Вырастала ладно, чинно, Глубоко пустила корни, К тучам вскинула вершину. Перед ветром – супостатом Не склонилась трудным часом; Ствол у корня – в три обхвата, Не достать вершины глазом. Сучья – будто из железа, А листва шумит, струится… Чудо-лиственница к лету Нарядилась, как девица. | Виктор Савин Над обрывом за рекою Выросла берёза. Стройный ствол её белеет, Словно от мороза. Седина не вянет в стужу, От жары не тает. Листья жёлтые, как пламя В реку опадают. |
Альберт Ванеев Так лиственницы высятся, хотя их опаляют стрелы грозовые, и соловьи вытягивают выи, не думая о коршуньих когтях. | Ольга Мальцева
Деревьям Благословляю шум живой И ароматное цветенье. За то, что в нестерпимый зной Найду прохладу под листвой, Войдя в спасительные тени. |
Группа № 4 Р.Н. Ермолин «Дорога»
Ольга Мальцева Дорога, дорога, дорога Из детских тропинок росла, Ушла от родного порога, И к новым огням повела. Мы в детстве спешим безоглядно, К далёким большим городам, И всё впереди нам отрадно, И рады мы ярким огням. Всё дальше дорогой шагаем, Всё больше наш пройденный путь. И только вдали понимаем Что лучшее нам не вернуть. | Ольга Мальцева Тропинки из детства далёкого Бегут на крутой бережок, Где сосны – до неба высокого И ели собрались в кружок. Кедровка поёт песню звонкую, И лёгкий шумит ветерок, Спугнув тишину синеокую, Тихонько плывёт катерок. Дорожку, кустами укрытую, Припомню, в траве отыщу, И песню, давно позабытую, Негромко себе прошепчу. И смолкну пред далью знакомою, Замру над обрывом реки И птицей взлечу невесомою, Законам земным вопреки! |
Виктор Кушманов «Цвет черёмух, чист и густ…» Дунет ветер под полог, Но тепло в душе, Перекрёсток двух дорог Позади уже. Солнце – маленький олень, Скачет у огня. Ночь пройдёт, и будет день Светлый у меня. | Александра Мишарина Похолодало, Насколько оно сильно. |
Группа № 5 Р.Н. Ермолин «Май 1945 года»
Ольга Мальцева Жил простой паренёк, в сорок первом – семнадцать, А на утро – смертельная в небе гроза, Добровольцем ушёл за Россию сражаться, Мать с молитвой ждала, утирая глаза. Как он выжил в боях, только Богу известно, Так судьбу предсказала цыганка в пять лет: Похоронка была, но в огне перекрёстном Сквозь убитых воскрес, возродился на свет. | Ольга Мальцева Они к победе шли не ради славы, Но славу заслужили все сполна, Их героизм превыше, чем награды, Дороже, чем медали, ордена. Великую Победу одержали! Но слёзы их остались на глазах… О подвигах не всё ещё сказали, И будут говорить ещё в веках! |
Ольга Мальцева Не возвратились многие домой… Их годы юности под пулями прошли, Но помнят все живые смертный бой, Их раны в теле и в душе не заросли. Бойцами оставались до конца, Всегда старались честно Родине служить, Пока в груди могли стучать сердца, Душой умели в этой жизни не кривить | Ольга Мальцева Под мирным небом, солнцем озарённым, От счастья весь народ наш ликовал, От всей души – единой, всенародной – Великую Победу отстоял! Победа майским утром в сорок пятом Была мечтой не у одной страны, Торжествовали люди всей планеты – Проклятой больше не было войны! |
Группа № 6 Р.Н. Ермолин «Разлив»
Ольга Мальцева Я хочу обраться к Печоре,
| Евгений Лазарев Весенняя заря Под песню глухаря Опять прихорошилась, Как невеста. Преодолев моря, В родимые края Вернулись птицы к нам. |
Ольга Мальцева Мест немало на земле удивительных, Городов, уголков ослепительных, Замков, древностью веков увлекающих, И курортов, что манят отдыхающих. А на родине моей – ветер северный Где шумит лесной простор неизмеренный, За рекою горизонт простирается, Кедры, сосны в облака упираются. |
Ольга Мальцева Милый край этот с детства знакомый! На Печоре – могучей реке С поворотом поток невесомый Исчезает в зелёной тайге. Там знакомые с детства тропинки На крутом берегу у реки, шелестят молодые осинки, На полянках шумят ветерки. |
Приложение 3
Группа № 1
Рем Николаевич Ермолин «Проулок к Печоре». 1975. Картон, масло.
Группа №2
Рем Николаевич Ермолин «Печора разлилась». 1972 Холст, масло.
Группа № 3
Рем Николаевич Ермолин «Лиственницы Усинска». 1991. Картон, масло.
Группа № 4
Рем Николаевич Ермолин «Дорога» 1993. Холст, масло.
Группа № 5
Рем Николаевич Ермолин «Май 1945 года» 1982 Холст, масло.
Группа № 6
Рем Николаевич Ермолин «Разлив». 1960-е. Картон, масло.
Госпожа Метелица
5 зимних аудиосказок
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Одна беседа. Лев Кассиль
Сказочные цветы за 15 минут