В статье "Потенциал русской календарно-обрядовой поэзии в становлении личности как представителя русского этноса" студентка 2-го курса Любовь Тарова показала влияние народной поэзии на становление личности как представителя русского этноса.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.29 КБ |
Тарова Любовь, группа ДЛИ-301, 2 курс БФ МЭСИ
Научный руководитель: Санданова М.Р., к. филол.н., доцент
Потенциал русской календарно-обрядовой поэзии в становлении личности как представителя русского этноса
Как мы знаем, этнос – исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией и основным условием возникновения этноса является общность:
Русская нация в указанном смысле возникла как нация с момента образования Русского государства в середине IX в. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, упорство, выдающуюся готовность ее представителей идти на жертвы, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни.
Понятие «национальное самосознание» достаточно емкое понятие и имеет разные аспекты исследования. Мы же обращаемся к этому понятию с точки зрения как образа самого себя, представителя нации, по мнению О.Н. Тараненко, имеющего следующие грани:
а) осознание себя как индивида, с пониманием и чувством принадлежности к этнической общности по внешним признакам;
б) осознание себя как носителя национальной психологии, чувства, проявления воли, ума, речи, принадлежности к определенной нации, народу;
в) осознание себя как носителя национальных свойств личности на основе познания зависимости своей жизненной позиции, отношения к другим людям, труду, национальной принадлежности и культуре.
В нашем исследовании мы обратились к фольклору, в частности, календарно-обрядовой поэзии как к одному из первичных средств формирования устойчивой группы индивидов.
Календарно-обрядовые традиции народов отличаются между собой, и эти различия обуславливают отношения личности к себе, к окружающему его
миру.
Календарно-обрядовая народная культура является ярким и эффективным средством закрепления трудовых, эстетических и нравственных традиций у подрастающего поколения в поликультурном обществе, когда в тесном контакте проживают представители разных национальностей. Проникновение в собственную культуру позволяет подрастающему поколению проявляться как личности гармоничной и толерантной, воспринимающей не только свою культуру, но и культуру других народов, что позволяет ему обрести соответствующие общечеловеческие нравственно-этические нормы поведения и отношения ко всему другому. В связи с этим, проблема путей и способов проникновения подростка как в собственную культуру и историю, так и в культуру другого народа становится одной из актуальных вопросов современного поликультурного сообщества.
Объект сообщения – процесс внеурочного ознакомления с календарно-обрядовой поэзией русского фольклора студентов среднего специального учебного заведения нефилологического профиля.
Предмет исследования – возможности русской календарно-обрядовой поэзии в становлении личности как представителя русского этноса.
Цель исследования – раскрытие особенностей влияния календарно-обрядовой поэзии русского фольклора на становление личности как представителя русского этноса.
Объект, предмет и цель нашего исследования предполагают решение следующих задач:
- описание истории становления и развития календарно-обрядовой поэзии русского фольклора;
-раскрытие их основных понятий, видов и их содержания;
-описание особенностей проведения календарно-обрядовых праздников в Бурятии и формирование устойчивого интереса подрастающего поколения к своей культуре.
Термин «фольклор» получил международное распространение в Англии, Франции, США, когда этим словом обозначают все виды народного творчества (поэзию, музыку, танцы, резьбу) и даже верования и обычаи. Наряду с терминами «народно - поэтическое (или устное) творчество» часто используют термин «фольклор». Жанры и выразительные средства фольклора вырабатывались и развивались исторически. Они изменялись соответственно изменению их жизненного содержания. Фольклор изображает жизнь народа, явления истории, имеющие народное значение. В нем большую роль играют вымысел и фантазия.
Фольклор каждого народа национально самобытен, так как создан творческой фантазией определенного народа, отражает особенности его истории и быта, своеобразие его языка. На этой почве возникают своеобразные художественные формы и средства, образная система и система стихосложения.
Именно в произведениях устного народного творчества, сохраняющих и передающих из поколения в поколение нравственные ценности народа, видел основу народной педагогики великий педагог К.Д. Ушинский. Так, известный ученый – этно-педагог Г.Н. Волков подчеркивал, что «народная педагогика может быть названа в той или иной форме фольклорной»(6,17),что позволяет молодому человеку самоидентифицировать себя с соответствующим этносом.
Классический фольклор – богатая система развитых, художественно полноценных жанров. Эта система продуктивно функционировала в течение веков, была тесно связана с феодальным бытом и патриархальным сознанием народа. Произведения классического фольклора принято делить на обрядовые и внеобрядовые (4,27).
Обрядовый фольклор – сложное многожанровое явление. Исследователи фольклора выделяют разные жанры поэзии. Обряды (ритуалы) являются наследием архаического фольклора (4,41). Они состоят из установленных обычаями действий и совершаются в строго определённое время. Нередко обряды сопровождаются ряженьем, пением, игрой на музыкальных инструментах. Обрядовая поэзия взаимодействовала с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, а также выполняла психологические и поэтические функции. Обрядовый фольклор синкретичен по своей сути, поэтому его целесообразно рассматривать в составе соответствующих обрядов. Каждый вид составляет группу жанров
Обряды (ритуалы) являются наследием архаического фольклора (4,49). Они состоят из установленных обычаями действий и совершаются в строго определённое время. В древности людям казалось, что весна наступает не потому, что холод сменяется теплом, но потому, что состоялся обряд встречи весны.
Обряды создавались веками как механизм стабилизации традиции и компромисса между природой и культурой, были направлены на выживание человечества. И это поддерживало их жизнь, несмотря на меняющийся человеческий опыт.
По мнению фольклористов в русском фольклоре сохранилось несколько обрядовых циклов. (7,19). Русские, как и другие славянские народы, были земледельцами. Уже в древности славяне отмечали солнце ворот и связанные с ним изменения в природе. Постепенно обряды образовали годовой (календарный) цикл. Важнейшие праздники были приурочены к зимнему и весеннему солнцестоянию(8,29).
Зимние обряды - это время от Рождества Христова(25 декабря) до Крещения (6 января) называлось Святками. Зимние Святки делились на святые вечера (с 25 декабряпо 1 января) и страшные вечера (с 1 по 6 января), их разделял Васильев день (1 января, по церковному календарю - Василия Кесарийского). В святые вечера славили Христа, колядовали, призывая благополучие каждому двору. Вторая половина Святок была заполнена игрищами, ряженьем, посиделками.
В конце зимы - начале весны праздновалась Масленица. В своей основе это был языческий праздник, посвященный проводам уходящей зимы и приходу солнечного тепла, пробуждению плодородящей силы земли. Христианство повлияло только на сроки Масленицы, которые колебались в зависимости от Пасхи: ей предшествовал семинедельный Великий пост, масленицу праздновали на восьмой предпасхальной неделе.
.Масленица отличалась особенно широким хлебосольством, ритуальным объеданием, питьем крепких напитков и, даже, разгулом. Обилие жирной ("масляной") пищи и дало название празднику(4,69).
Масленица – это праздник молодых супружеских пар. Повсюду они были желанны: ездили в гости к тестю и теще, показывались народу в лучших нарядах (для этого вставали рядами по обеим сторонам деревенской улицы). Масленица была знаменита кулачными боями. На масленицу по улицам ходили ряженые медведем, козой, мужики переодевались «бабами» и, наоборот; в порты или юбки рядили даже лошадей. Саму Масленицу представляло чучело из соломы, обычно в женской одежде. В начале недели его "встречали", т. е., поставив на сани, с песнями возили по деревне. Эти песни имели вид величаний: в них воспевалась широкая честная Масленица, масленичные яства и развлечения. Правда, величание было ироническим. Масленица называлась дорогой гостейкой и изображалась молодой нарядной женщиной (Авдотьюшка Изотъевна, Акулина Саввишна).
Праздник повсеместно завершался «проводами» – сожжением Масленицы. Чучело везли за деревню и сжигали (иногда бросали в реку или разрывали и разбрасывали, пополю). При этом пели корильные песни (а позже и частушки), в которых Масленицу упрекали за то, что наступает Великий пост. Ей давали обидные прозвища: мокрохвостка, кривошейка, полизуха, блиноеда. Могли исполнять пародийные похоронные причитания. Приходу солнечного тепла должны были помочь костры, которые раскладывали на высоком месте, а в середине их укрепляли на шесте колесо – когда оно загоралось, то казалось изображением солнца.
После практического ознакомления с понятиями календарно-обрядовой поэзии русского народа и наблюдения, участия в праздновании Масленицы в Этнографическом музее нашей Республики Бурятия, члены литературного кружка, кроме новых знаний получили практические навыки по разным ритуалам обрядов, издревле проводимых русским народом. Кроме того, представители других народностей обучающихся в нашем учебном заведении, получили возможность сравнивать как особенности календарно-обрядовых ритуалов своего народа, так и особенности языковой организации обрядовой поэзии.
В последнее время практически все: и стар, и млад всех национальностей с удовольствием отмечают русские зимние календарно-обрядовые праздники. Такая активная позиция жителей нашей республики показывает здоровый настрой представителей разных национальностей друг к другу. В этом году все члены кружка Бурятского филиала МЭСИ также выезжали на празднование Масленицы на Верхнюю Березовку и получили огромный заряд положительных эмоций и также восполнили свои знания по русским календарно-обрядовым празднествам.
Список использованной литературы
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Мост Леонардо
Госпожа Метелица
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Сочинение