Меня зовут Атаев Давид, мне 9 лет, я учусь в Троицкой гимназии имени Б. Б. Городовикова. Тема моей исследовательской работы «Моя родословная». Выбрал я ее не случайно. Мой папа Атаев Виталий Львович, а мама Кикеева (Атаева) Саглара Дмитриевна. Я представитель двух народов: осетинского и калмыцкого. У этих народов многие обычаи и традиции очень схожи.
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rodoslovnaya.docx | 35.81 КБ |
Министерство образования, культуры и науки РК
МОБУ «Троицкая гимназия им. Б. Б. Городовикова»
Исследовательская работа на тему:
« Моя родословная»
Автор работы: Атаев Давид,
ученик 3 «д» класса.
Руководитель: Каруева С.Д.,
учитель начальных классов
с. Троицкое, 2016 г.
Содержание:
Введение. ………………………………………………………………………..3
Основная часть. Откуда мы родом и где наши корни?
1.1. Род Атаевых. Происхождение фамилии моей родословной…..4
1.2. Семейная легенда…………………………………………………5
1.3. Без прошлого нет настоящего……………………………………5
1.4. Родословная семьи Кикеевых……………………………………6
1.5.Депортация и моя семья…………………………………………..7
1.6. Достойный представитель семьи Кикеевых. …………………...8
Заключение……………………………………………………………………...9
Список литературы…………………………………………………………….10
Приложение
Введение.
Меня зовут Атаев Давид, мне 9 лет, я учусь в Троицкой гимназии имени Б. Б. Городовикова. Тема моей исследовательской работы «Моя родословная». Выбрал я ее не случайно. Мой папа Атаев Виталий Львович, а мама Кикеева (Атаева) Саглара Дмитриевна. Я представитель двух народов: осетинского и калмыцкого. У этих народов многие обычаи и традиции очень схожи. Например: с особым почтением относится к своим предкам, уважать старших. Поэтому каждый калмык и осетин должны знать своих предков до 9-го колена. К сожалению, в настоящее время этот обычай сохраняется не в каждой семье. Поэтому, мне кажется, что тема моего исследования очень важна, ведь каждый человек должен знать свои корни, историю своей семьи. Особенно в наше современное время этот вопрос очень актуален. Ведь подчас многие молодые люди не знают своих близких родственников, не говоря уже о дальних. Поэтому теряется связь поколений.
Цель моего исследования: сохранение и изучение истории моей семьи, всех ее многочисленных представителей, многие из которых остались только на фотографиях в семейном альбоме и в памяти старших родственников.
Основные задачи работы:
Методы поисковой работы:
беседы, опросы, рассказы старших родственников. А также, изучение сохранившихся писем, вырезок из газет, старых документов.
Основная часть.
Откуда мы родом и где наши корни?
«Человек без прошлого, что дерево без корней» - гласит калмыцкая пословица. «Человек не может пройти, не оставив след» - вторит ей осетинская народная мудрость. Знание родных корней всегда составляло важную часть народной культуры. Память о предках сохранялась и передавалась из поколения в поколения. И это не случайно, ведь в кровном родстве люди испокон веков находили надежную защиту, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. «Без близких не проживешь», «В одиночку и птицы в лесу не живут» - говорится в осетинских пословицах. Наши предки видели в этом силу. Поэтому визитной карточкой человека являлась визитная карточка его рода.
1.1. Род Атаевых. Происхождение фамилии моей родословной.
Моя фамилия Атаев. Это осетинская фамилия. В отличие от калмыков, у которых фактически не было такого понятия, как фамилия. У осетин родовая фамилия передавалась из поколения в поколение, из века в век. Поэтому, на сегодняшний день, можно с уверенность сказать, что все представители фамилии Атаевых находятся в том или ином родстве.
Родоначальником нашей фамилии был Атай, который родился в 1770 или 1775 году. Атай происходил из старинного, древнего рода Сидамоновых и являлся потомком Сидамона – сына Ос-Богатара. В Осетии Ос-Богатар был прославленным полководцем, который на рубеже 13-14 веков смог освободить Осетию от грузинских захватчиков на юге и от татарского ига на севере.
Предположительно в середине 18 века наши предки в поисках земли перешли через Мизурский перевал из Алагирского ущелья (Уалладжиры Комай) в Дигорское ущелье – Уаллаг Ком и поселились в селении Камунта Галиатского прихода.
1.2. Семейная легенда.
Есть у Атаевых очень интересная семейная легенда, которую мне рассказал мой дедушка Атаев Лев Тотырбекович. А ему в свою очередь эту историю поведал его отец Тотырбек Сосланович.
По преданию в селении Камунта с давних времен в семье Атаевых хранился и был объектом поклонения сосновый обрубок – чурбан (къодах), считавшимся фамильным дзуаром, то есть оберегом, дававшим изобилие. А появился он так. Однажды наш предок Атай пошел в далекий лес нарубить дров. Только он замахнулся на одно из деревьев, как вдруг раздался голос: «Не руби». Когда он начал рубить другое дерево, голос опять повторился. Тогда он подошел к третьему дереву, ударил по нему, и тут из зарубки потекли молоко и кровь. Предок решил, что в это дерево вселился дух богатства, отрубил кусок и принес его домой. После этого Атаевы стали ежегодно приносить чудесному обрубку - къодах жертвоприношение – одного ягненка, пиво, араку (кукурузная водка). Семья действительно стала богатеть и приписывала умножение своего благосостояния священному обрубку – къодах.
1.3. Без прошлого нет настоящего.
По достоверным архивным данным у Атая было четверо сыновей: Гаппыда, Хъыбыл, Али, Хазби. Основателем нашей ветки Атаевых стал старший сын Гапыда 1798 г.р. В 1830 году у него родился сын Аго, который стал отцом моего прапрадеда Сослана 1866 г.р. Сослан был кузнецом. По воспоминаниям дедушки у него были большие сильные руки, и внешне он был похож на настоящего богатыря. О его искусстве подковывать лошадь знали далеко в округе.
Мой прадед Атаев Тотырбек Сосланович родился в 1919 году. Великую Отечественную войну прадед прошел от начала и до конца, служил в артиллерийских войсках, был командиром расчета. Много фронтовых дорог исходил Тотырбек, победу встретил в Берлине. Оттуда прадед смог привезти не только боевые награды, но и немецкий трофей – автомобиль «Опель». По словам деда, в детстве отец часто катал его на трофейной машине. К сожалению, жена Тотырбека Бекоева Вера Синкаевна ушла из жизни совсем молодой, дедушке на тот момент было всего 6 лет. Заботы по воспитанию троих детей: Льва, Этери и Славика взяла на себя вторая жена дедушки Мария Нимбулатовна. Своих детей у нее не было, поэтому всю нерастраченную материнскую любовь она отдавала детям мужа. Успела она понянчиться и с внуками – моим папой и дядей Черменом. В нашем семейном архиве до сих пор хранится газетная вырезка, датированная 1978 годом - статья о бабушке Марии. Во время войны она была зенитчицей, сбивала вражеские самолеты. Заметка проиллюстрирована фотографией, где за большим обеденным столом сидит прабабушка, а на коленях у нее мой папа.
В начале 70-х годов дедушка Лев по комсомольской путевке приехал в Калмыкию, здесь он встретил молодую красавицу Галину, мою бабушку. В 1973 году Лев Тотырбекович и Галина Шонхоровна поженились. А вскоре друг за другом родились два сына Чермен и Виталий.
Мой дедушка отличается невероятным трудолюбием. В свое время он работал водителем в различных уголках бывшего Советского Союза. Да и сейчас дед никогда не сидит без дела. На своем приусадебном участке он разбил большой и красивый сад. Бабушка работала фельдшером, потом медсестрой. Она до сих пор трудиться в одной и поликлиник города Элисты. У нас большая дружная семья. У меня есть старший брат Алан, сестренка Лаура и трое двоюродных братьев Георгий, Артур и Костик.
1.4. Родословная семьи Кикеевых.
Мои предки по материнской линии уроженцы Бага-Чоносовской земли. История семьи Кикеевых, начинается в 1850 году с рождения моего пращура, которого звали Арадн. У него было три сына Кек, Дордж и Лиджи. От имени прапрадеда Кек произошла фамилия - Кикеевы. Потомки Дорджи и Лиджи соответственно стали носить фамилии Дорджиевы и Лиджиевы. Родственные связи наши семьи сохранили до сих пор. В самом начале 20 столетия в 1905 году у Кек родился единственный сын Барг. Что интересно, у прапрадеда тоже был один сын Харцха – мой праава. Зато у него родилось семеро сыновей: Бадм, Цедн (Дмитрий) – мой аава , Чоодр, Цевг, Тавн, Бадм, Баатр. Здесь я называю только сыновей, потому что у калмыков именно мужчины считаются продолжателями рода.
К сожалению, сведений об Арадыне и Кек передалось совсем немного. Знаю лишь по устным сведениям своих старших родственников, они были скотоводами средней руки. Не богачами, но и не бедняками, потому что у кого был свой скот, тот никогда не ходил голодным. Скотоводство кормило и одевало калмыка. Кстати, Кек обладал недюжей физической силой и выносливостью, был искусным наездником. Легко мог заарканить и объездить дикого скакуна. Его даже приглашали для этого в соседние аймаки. По характеру был спокойный, молчаливый, но если необходимо было высказать свое мнение, говорил, как говориться, не в бровь, а в глаз. Был упрям, свою точку зрения отстаивал до конца, про таких говорят – меткий на язык.
1.5. Депортация калмыков и моя семья.
Мой права Харцха Баргаевич остался сиротой, когда был малолетним ребенком. Рос и воспитывался у родственников отца. На момент, когда началась Великая Отечественная война, моему прадеду было всего 13 лет. Наряду со взрослыми он рыл окопы, перегонял скот на Черные земли, не гнушался никакой работы. В 1943 разделил участь своего народа, был депортирован по национальному признаку в Сибирь. Несмотря ни на какие невзгоды, жизнь продолжалась. На сибирской земле создали свою семью Харцха Баргаевич и Элиста Эрдниевна. Здесь родились три старших их сына Бадм (1949-1953г.г.), Цедн (1951 г.р.), Чеедр (1953-1990г.г.). Всю свою жизнь права и праэджа трудилась не покладая рук, никогда не почивали на лаврах. На родной земле работали на животноводческой точке, ухаживали за скотом. У них немало трудовых наград и заслуг. Честным трудом они заслужили уважение земляков.
1.6. Достойный представитель семьи Кикеевых.
О своем ааве Кикеевом Дмитрие Харцхаевиче мне бы хотелось рассказать отдельно. Он, несомненно, яркий представитель фамилии Кикеевых, а для меня пример подражания. Практически всю свою трудовую жизнь аава посвятил своей малой родине - поселку Бага-Чонос. На какой бы должности не трудился, будь то: главный зоотехник, директор совхоза «Балковский», председатель СПК «Цаган Элсн», глава Бага-Чоносовского сельского поселения, или заместитель главы Целинного района, всегда с душой отдавался работе, подходя к делу с высоким профессионализмом и ответственностью. Кроме того, Дмитрия Харцхаевича с полным правом можно назвать патриотом малой родины и настоящим знатоком родного края. По его инициативе в 1993-1996 г.г. в поселке улица Октябрьская переименована в улицу имени Кекеева С.К. – первого председателя колхоза, а улица Степная стала носить имя нашего земляка, известного профессора, доктора филологических наук Кичикова А.Ш. Именно силами аавы в 1990 году нашему поселку было возвращено историческое название «Бага-Чонос» и восстановлен родовой хурул. Все эти годы рядом с ним была моя ээджа Кикеева Валентина Борисовна. Она была не только хранительницей домашнего очага, но и считалась отличным специалистом. Всю свою трудовую деятельность ээджа посвятила бухгалтерскому делу. Дмитрий Харцхаевич и Валентина Борисовна воспитали двух дочерей Айнагуль, Саглару – (мою маму) и сына Джава. Сейчас они оба на заслуженном отдыхе.
Заключение.
Таким образом, мне хочется отметить, что семейные реликвии – это не только ордена, медали, редкие книги и т.д., но и слово, завещанное нам в память о наших родных и близких. Беречь честь, достоинство, любовь к родной земле, гордо нести фамилию предков, быть строгим, самокритичным к себе, проявлять глубокое уважение, доброжелательность, принципиальность к другим – это то, что завещают мои бабушка и дедушка своим детям, а значит и нам, их внукам и правнукам. История семей Атаевых и Кикеевых продолжает движение в жизненном цикле.
Работая над данным проектом, я выполнил все поставленные мною задачи: проследил генеалогию семей Атаевых и Кикеевых, выяснил происхождение фамилий и имен моих предков.
В заключение моего исследования хотелось отметить, что работать над этой темой мне было очень интересно. Я узнал много занимательных фактов из истории своей семьи и жизни моих предков. Ценными помощниками для меня стали мои родители, бабушки и дедушки.
Я надеюсь, что описание родословной моей семьи будет иметь продолжение. И мои дети будут помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для своей семьи, для своей страны.
Несомненно, семья играет для людей важную роль. Моя семья – это частичка двух больших родов и счастье в том, что я знаю, откуда я и кто я. Моя семья – это мое богатство.
Список литературы:
1. В. Башанкаев, В. Папуев. Целинный район (юбилейное изд.), Элиста: ЗАО «НПП «Джангар», 2008.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка, М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.
3. Семейный архив Атаевых и Кикеевых.
Солдатская шинель
Лист Мёбиуса
Кто грамотней?
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Пустой колос голову кверху носит