Формирование культуры межнационального общения и толерантности детей и молодежи.
Взгляд молодежи на инновационные формы работы.
Проект «Все мы разные, но мы вместе»
Подготовила:
ученица 10 «Б» класса
Мишина Елизавета
Руководитель:
Пластинина Юлия Львовна,
учитель географии
заместитель директора по
воспитательной работе
г. Благовещенск
На сегодняшний день, на современной политической карте мира насчитывается более 200 государств, на территории которых проживают представители самых разных национальностей. Среди них есть многонациональные страны, и Россия не является исключением. В нашей стране проживают более 150 наций и народностей, каждая из которых имеет свой язык, культуру, традиции, обычаи, быт и т.п. Как неисчислимы природные богатства страны, также неизмеримы и безграничны ее духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов России - великом множестве исконных, но разных и непохожих культур. Казалось бы, такое богатство должно стать предметом величайшей гордости каждого россиянина, однако дело обстоит совсем не так.
С каждым днём среди подростков все больше виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе.
Поэтому одной из первоочередных задач российской школы должно стать формирование установок толерантного самосознания учащихся.
Необходимо развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную страну, за ее народ, являющийся единственным источником власти в стране, на территории которой веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов. Не случайно во всех школах согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России создана и реализуется программа духовно-нравственного воспитания обучающихся 1-11 классов.
Школа представляет собой единственный в государстве социальный институт, через который проходят все граждане России, где пересекаются общие интересы родителей, педагогов и детей.
В нашем учреждении учатся дети разных национальностей, в т.ч. и этносов, имеющих свою государственность (армяне, грузины, азербайджанцы, таджики и т.д.). Они посещают нашу школу со сложившейся системой традиций и правил, которые дети, вне зависимости от их национальной принадлежности, должны соблюдать.
Важно не упустить очень ответственный для становления и развития ребенка период – школьный.
Для толерантного отношения у подрастающего поколения необходимо формировать: уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты.
В нашей школе не наблюдается особых противоречий и конфликтов в общении между представителями разных национальностей. Но всё же следует задуматься о дальнейшем отношении учеников к другим народам, так как немало учащихся плохо представляют межнациональное общение и мало знакомы с национальными культурами. Это ещё раз указывает на то, что проблема воспитания у школьников культуры межнационального общения актуальна.
В ходе проведенного социологического опроса и анкетирования
(Приложение 1) было выявлено, что наше учреждение – многонациональна, поэтому проблема создания толерантного общества стоит остро и перед школьниками и перед педагогическим коллективом школы, так как в школе обучается 1428 человек.
В сентябре 2013 г. на совете старшеклассников мною было предложено разработать проект «Все мы разные, но мы вместе», который поможет объединить учеников разных национальностей, укрепить дух толерантности в школе. В 2013-14 уч.г. проект был разработан и реализовывался учащимися 7-11 классов.
Проект был рассчитан на 9 месяцев. В нём принимали участие ученики 1-11 классов, их родители и педагоги школы.
Цель проекта: Формирование культуры межнационального общения и толерантности детей и молодежи.
Задачи проекта:
1. Организация досуговой деятельности, направленной на сплочение многонационального состава школы (массовые мероприятия, спортивные соревнования, итоговый праздник «Все мы разные, но мы вместе» и др.).
2. Формирование навыков общения.
3. Формирование у школьников терпимого отношения к представителям другой национальности, вероисповедания и социальной группе.
4. Воспитание толерантности через знакомство с особенностями культур разных народов.
5. Развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
6. Изучение учениками школы культуры народов России.
Перспективы проекта:
Критерии эффективности:
В процессе подготовки программы действий участники проекта делятся на рабочие группы:
1. аналитический центр – сбор и обработка информации;
2.организаторский центр - планирование и проведение мероприятий;
3. пресс-центр – подготовка материалов и фотоматериалов для отчётов о проделанной работе.
Ожидаемые результаты:
План реализации проекта:
Этап | Действия | Результаты |
сентябрь | Создание инициативной группы учеников 7-11 классов для разработки основных характеристик проекта | Принятие решения о разработке социального проекта «Все мы разные, но мы вместе» |
октябрь |
2. Разработка плана действий и схемы сотрудничества для реализации проекта. 3. Распределение обязанностей при работе над проектом | Утверждение и реализация плана действий |
ноябрь-май |
| Создание новых традиций в школе (праздники, спортивные мероприятия и проч.), направленных на укрепление духа толерантности. |
План мероприятий:
№ | Наименование мероприятия | Участники | Срок выполнения | Ответственные за мероприятие |
1. | Торжественная линейка. Запуск проекта «Все мы разные, но мы вместе» | 1-11 кл. | 01 октября 2013 г. | заместитель директора по ВР, инициативная группа |
2. | Акция в честь Дня народного единства | 1-11 кл. | ноябрь 2013г. | заместитель директора по ВР, инициативная группа |
3. | Единый классный час «О дружбе» – Международный день толерантности | 1-11 кл. | 16 ноября 2013г. | кл. рук-ли 1-11 кл, инициативная группа |
4. | День народных подвижных игр | 1-5 кл. | весенние, летние, осенние каникулы | инициативная группа |
5. | Игровая программа «Мир в нашем доме» | 1-5 кл. | декабрь 2013 г. | социальный педагог, инициативная группа |
6. | Выставка произведений поэтов разных народов (школьная библиотека) | 1-11 кл. | декабрь-май | школьный библиотекарь, инициативная группа |
7. | Цикл классных часов, посвященных межнациональным отношениям, с приглашением родителей | 1-11 кл. | декабрь, февраль, апрель | кл. рук-ли 1-11 кл., с привлечением представителей юридических 10Б, 11Б кл. |
8. | Конкурс инсценировки «Сказки народов мира» | 1-8 кл. | январь 2014 г. | кл. рук-ли 1-8 кл., учителя русс. яз и лит-ры, инициативная группа |
9. | Поздравление ветеранов, детей войны, участников боевых действий. Акция помощи ветеранам «БлагоДарить» (адресная помощь) | 8-11 кл. | в течение года | заместитель директора по ВР, инициативная группа |
10. | Игровая программа «Олимпийские игры» | 2-4 кл. | февраль 2014 г. | учителя ФК, инициативная группа |
11. | Полоса препятствий «Мы разные, но мы вместе» | 5-11 кл. | февраль 2014 г. | учителя ФК, инициативная группа |
12. | Уроки нравственности | 1-11 кл. | в течение года | заместитель директора по ВР, инициативная группа |
13. | Тренинги «Подари ребенку радость» | 5-11 кл. | ноябрь, март, май | школьный педагог-психолог |
14. | Конкурсы поделок «Дружба народов» | 1-4 кл. | март 2014 г. | заместитель директора по ВР, инициативная группа |
15. | Конкурс рисунков «Возьмемся за руки друзья» | 1-11 кл. | апрель 2014 г. | кл. рук-ли 1-11 кл инициативная группа |
16. | Встреча китайской делегации. Веселые старты | 2-11 кл. | октябрь 2013 г., май 2014 г. | заместитель директора по ВР, инициативная группа |
17. | Праздник «Фестиваль национальных культур» | 1-11 кл. | май 2014г. | кл. рук-ли 1-11 кл инициативная группа |
Реализация проекта:
На первом этапе создав инициативную группу учеников 7-11 классов, в которую вошли дети разных национальностей мы изучили нормативно-правовую базу, существующую по данной проблеме.
Провели среди школьников и педагогов социологический опрос «К какой национальности Вы себя относите?» (выход на родительские собрания 1-11 кл., педагогический совет школы) (Приложение 1), анкетирование «Ваше отношение к представителям других национальностей» среди 7-11 кл.
В анкете были следующие вопросы:
1) Хорошо ли вы знакомы со своей национальной культурой?
2) Считаете ли себя верующим человеком?
3) Хорошо ли вы знакомы с культурой других национальностей, живущих в нашей стране?
4) Как вы относитесь к представителям других национальностей?
5) Хотели бы вы знать больше о культуре других народов?
6) Охотно ли вы общаетесь с представителями других народов?
7) Учитываете ли вы национальные обычаи людей во время общения с ними?
8) Имеет ли для вас значение национальность человека?
Проанализировав данные по этим вопросам, получились следующие результаты.
Следует учесть, что абсолютно все опрошенные плохо знакомы с культурой других национальностей, живущих в нашей стране.
Итак, на вопрос «Охотно ли вы общаетесь с представителями других народов?» 15% не определились с ответом, 33% неохотно общаются с представителями других народов, для 52% национальность на характер общения не влияет.
На вопрос «Имеет ли для вас значение национальность человека?» 33% учащихся ответили – да, имеет, остальные же 67% не придают значения национальной принадлежности собеседника.
«Как вы относитесь к представителям других национальностей?» 56% опрошенных ответили – нормально, 26% хорошо относятся к представителям другой национальности, 7% - плохо, остальные 11% учеников не определились с ответом. При этом из всех опрошенных верующими себя считают 48%, неверующими – 37% и не совсем верующими – 15%.
Так же на вопрос «Хорошо ли вы знакомы со своей национальной культурой» 41% учеников ответили – нет, 33% считают, что хорошо знакомы со своей культурой и 26% не достаточно знакомы с национальной культурой.
Проанализировав полученные результаты, мы еще раз убедились в важности разработки и реализации проекта на базе нашей школы. Разработав план действий и схему сотрудничества (приложение 3), план мероприятий совместно с педагогами школы с октября 2013 г. в школе началась реализация проекта.
Таким образом:
Проанализировав работу над проектом «Все мы разные, но мы вместе» я пришла к выводу, что в городе необходимо создать Клуб интернациональной дружбы из числа школьников города.
Создание клуба поможет узнать и понять сверстников разных национальностей, глубже изучить их культуру, обычаи и традиции, познать народные корни. Учитывая недостаточность духовно-нравственного воспитания современного подростка, клуб интернациональной дружбы предоставит возможность практически участвовать в хороших поступках, найти новых друзей, сделать много добрых дел для жителей города.
При активной работе клуба будут воспитываться высокие нравственные и этические идеалы: честность терпимость, справедливость, чувство ответственности по отношению к человеку, к коллективу, государству и природе.
Своей работой я хотела разрушить устойчивые стереотипы о представителях другой национальности, доказать, что это не является причиной для конфликтов, что главное в человеке не национальность, а его моральные и человеческие качества личности. Национальность, наоборот, может служить поводом для дружбы и общения, а не становиться камнем преткновения.
Разработка и реализация таких проектов, как «Все мы разные, но мы вместе» является большим вкладом в решение проблемы терпимости в многонациональной школе, поэтому такие праздники и совместные акции должны стать традицией во всех школах города.
Чем больше любви и заботы мы проявляем к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний мы совершаем для блага данной территории по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край, страна), тем больше в каждом проявляется чувство толерантности, уважения и любви к своей Родине.
Используемые источники информации:
1. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: Методология, теория, практика. -М., 1998.
2. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.: Педагогика, 2004.
3. Исаев М.И. Словарь этнолингвистических понятий и терминов - М., 2001.
4. Комаров В.П. Культура межнационального общения // Народное образование. - 1993. - № 5.
5. Комаров В.П. Приоритетные направления воспитания культуры межнационального общения молодежи / Вестник ОГУ. - 1999. - № 3.
6. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. - М., 1993. -43 с.
7. Кон И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Ю.В. Чернявская - Мн.: Харвест, 1998. - С. 40.
8. Материалы сайта http://www.allbest.ru/
9. Мольденгауэр Н.В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы. - М., 2001.
11. Новикова И.А. Культура межнационального общения как фактор профессиональной подготовки будущих учителей. - М., 2006.
12. Ролевые игры в преподавании прав человека. Сборник. М., 1995.
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Сверчок
Соленая снежинка
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"