• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Психология в бизнесе

Опубликовано Маркова Юлия Альбертовна вкл 05.12.2017 - 20:00
Маркова Юлия Альбертовна
Автор: 
Мамыкина Анна Сергеевна

Данная научная работа посвящена исследованию роли психологии в бизнесе и ее влиянию на экономические процессы. Действительно, психология затрагивает все сферы нашей жизни, в том числе и экономическую деятельность. Психология включает в себя и мотивацию, и чувства, и эмоции, а в бизнесеэти все явления присутствуют.

Актуальность темы довольно остра, ведь бизнес существует и функционирует за счет общения между людьми.Чтобы бизнес был успешным общение на всех этапах должно быть эффективным – от телефонных разговоров с партнерами до обсуждения и заключения сделок. Сейчас даже появилась такая профессия, как бизнес-психолог.

Экономическая психология изучает механизмы, процессы, виды экономического поведения и другие аспекты. Именно психология бизнеса позволяет оценить возможности человека в предпринимательстве.

Многие замечали, что у некоторых людей легко получается создавать огромные предприятия, а другие прикладывают много усилий, но не достигают желаемого результата даже при наличии средств и ресурсов. Почему одному сопутствует удача, а другому не везет? Причина как раз в психологических качествах личности.

Предлагаю рассмотреть такой момент в ведении бизнеса, как переговоры. Здесь знания психологии весьма важны.Некоторые заблуждения о переговорах достаточно распространены. Здесь также важно сказать о расстановке столов, стульев, офисных приборов, о позе, мимике и жестах, даже о тембре речи и т.д. Например, для расположения партнеров, можно выйти из-за стола-укрытия, не скрещивать руки на груди, расстегнуть пуговицы на пиджаке, немного ослабить галстук и т.п. (кстати, эти же приемы можно использовать для большего понимания сотрудниками!).

Еще одним важным моментом, который связан с психологией в бизнесе, является встреча с различным видом мошенничества и махинаций. Как говорят психологи, лжец, как бы искусно он не лгал, не сможет полностью скрыть свою ложь, так как ее можно увидеть из-за несогласованности в мимике, речи и жестах человека. Обмануть человек может только на сознательном уровне, а с бессознательным уровнем он бессилен. Если человек прикасается, например, к носу, немного поправляет брови, пытается стряхнуть с себя невидимые пылинки, или же, взгляд его опущен вниз – это сигнал. Чтобы задуматься. Получается, что знание психологии помогает избежать обмана и помогает более успешно вести дела.

Рассматривая психологию бизнеса, важно рассмотреть и бизнес-консультирование.Любая успешная и развивающаяся компания пользуется услугами такого специалиста.

Что касается успешности компаний, то, естественно, каждому руководителю хочется не просто продать свой продукт, но и сделать свой бизнес стабильным и доходным, быстрее и эффективнее конкурентов. Здесь целесообразно участие бизнес-тренера, который поможет применить свои навыки и умения по ведению успешного бизнеса.

Стоит заметить, что бизнес во многом напоминает экстремальные виды спорта и позволяет испытать ощущения, например, как от прыжка с парашютом даже тем, кто не умеет прыгать. Когда мы наблюдаем за достижениями того или иного бизнесмена, ставим ли мы перед собой вопросы о его личных качествах, о том, почему и как он добился успехов в своем деле? Не с позиции зависти или агрессии, а с позиции анализа природы человека и природы самого бизнеса?

Единственное истинное чувство человека – это удовлетворение от своих действий. Получается, что связь психологии и бизнеса очевидна. Успех бизнеса, его материальное благополучие зависят от людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Научно-исследовательская работа122 КБ

Предварительный просмотр:

VII городской конкурс реферативно-исследовательских работ

для учащихся 5-7 классов «Интеллектуалы XXI века»

Психология в бизнесе

(Психолого-педагогические проблемы)

Автор: Мамыкина Анна Сергеевна,
7 класс, МАОУ СОШ № 5,
Научный руководитель: 
Маркова Юлия Альюертовна,
педагог дополнительного образования

Сатка, 2017

Оглавление

Введение ……………………………………………………….………………3

1 Экономическая психология…………………………………………...…….4

2 Психология в бизнесе …………………………...…………………………..5

3 Бизнес-консультирование………………….…...…………………………...7

4 Роль бизнес-психолога в бизнесе………………...........................................8

5 Психология личности в бизнесе…………………………….…………...... 9

Заключение…………………………………………………………………......12

Список литературы ………. …………………………………………………..13

Приложения ……………………………………………………………………14


Введение

Психология в современном мире затрагивает практически все сферы нашей жизни и деятельности, в том числе и нашу экономическую деятельность. И это не странно, так как психология включает в себя и мотивацию, и наши чувства и эмоции, а в бизнесе эти все явления присутствуют.

Актуальность темы довольно остра, ведь бизнес существует и функционирует за счет общения между людьми, и чтобы бизнес был успешным общение на всех этапах должно быть максимально эффективным – от телефонных разговоров с партнерами и до обсуждения и заключения сделок. Психологический продуманный подход к ведению дел поможет не только выгодно сотрудничать с партнерами, но и во многом опережать конкурентов. Психологические факторы различны на разных экономических этапах. Сейчас даже появилась такая профессия, как бизнес-психолог, представители которой предлагают консультации по ведению бизнеса с применением психологических факторов.

Предметом Научного исследования является психология бизнеса. Объектом – психологические аспекты бизнес-деятельноти. Целью научной работы становится определение роли психологии в бизнесе. В соответствие с целью, необходимо рассмотреть следущие задачи:

- рассмотреть психологические составляющие бизнеса;

- определить функцию и роль психолога в бизнесе;

- проанализировать связи психологии и бизнеса в различных бизнес-процессах;

- определить роль психологии в бизнесе.

Гипотезой научного исследования является предположение о том, что никакой бизнес не возможен без психологии. При написании научно-исследовательской работы применялась теория и практика, используемая в научной, методической и справочной литературе, а также данные сети Интернет.


1 Экономическая психология

Экономическая психология занимается изучением психологии субъекта, принимающего участие в хозяйственных отношениях. Основные вопросы, изучением которых занимается экономическая психология, – это как отражаются сознанием человека производственные отношения, как его мысли и чувства могут влиять на социальное поведение и трудовую деятельность. Экономическая психология изучает механизмы, процессы и виды экономического поведения, предпочтения и процессы выбора решений, касающихся экономических вопросов жизни, а также факторы, которые определяют выбор и предпочтения, анализ влияния воздействия социально-экономической среды на человека, на его самочувствие и поведение.

Главная цель экономической психологии – поиск эффективных способов хозяйствования, базирующийся на экономико-психологических знаниях. Предметом исследования экономической психологии являются не экономические процессы, а люди, их поведение и участие в этих процессах.

Психология управления занимается исследованием психологических закономерностей процессов управления людьми, имеющих общую цель и занятых общей работой. Выявление и устранение проблем управления людьми – главная задача тренингов, лекций по психологии управления.

Психология бизнеса – одно из направлений психологии. Основная задача психологии бизнеса – мотивация человека к достижению экономических целей, поставленных перед ним. Именно психология бизнеса позволяет оценить возможности человека, который решил создать свой бизнес. Насколько мотивированной будет задача, настолько успешным будет ведение бизнеса.

2 Психология в бизнесе

Психология бизнеса появилась и начала развиваться сравнительно недавно, но ее популярность растет стремительными темпами. Это направление обобщает научные знания из психологии, менеджмента и экономики необходимые всем, кто стремится повысить уровень профессиональной и личной эффективности.

У некоторых людей легко получается создавать огромные предприятия, а другие прикладывают много усилий, но не достигают желаемого результата даже при наличии средств и ресурсов. Почему одному сопутствует удача, а другому патологически не везет? В чем причина? Прежде всего, в психологических качествах личности. Придумать идею и иметь деньги на ее реализацию недостаточно. Нужно обладать целеустремленностью, коммуникабельностью, быть готовым к риску, уметь грамотно управлять людьми, добиваться поставленных целей и нести ответственности за свою жизнь.

Как создать благоприятную атмосферу в коллективе и мотивировать сотрудников? Как провести переговоры и заключить выгодную сделку? Как найти клиентов? Как улучшить конкурентоспособность фирмы? Как справиться с конфликтными ситуациями? Какие задачи должны быть приоритетными? Бизнес всегда требует быстрой реакции и правильных решений, а психология бизнеса дает ответы на все важные вопросы.

Связь психологии и бизнеса очевидна. Успех бизнеса, его материальное благополучие зависят от людей, от грамотно выстроенных руководством деловых отношений внутри коллектива.

Какой бы ни была высокой трудовая дисциплина и квалификация работников, без взаимодействия сотрудников друг с другом, без мотивированности на достижение высоких результатов достичь успеха невозможно. Психология бизнеса направлена на повышение эффективности деятельности компании и успешное её развитие.

Кроме всего, давайте рассмотрим такой момент в ведении бизнеса, как переговоры. Это наиболее ключевой момент в бизнесе. Достаточно немного мест, где учат вести успешные переговоры, поэтому часто знания приходят из личного опыта. Некоторые заблуждения о переговорах достаточно распространены, поэтому стоит обратить на них внимание.

В основе первого наиболее распространенного заблуждения лежит убежденность в том, что в успешных переговорах только одна сторона может остаться в выигрыше. Наиболее эффективное ведение переговоров – это непоколебимое отстаивание важных моментов в деле с демонстрацией своей готовности идти на уступки по всем не принципиально важным вопросам.

Часто можно увидеть переговоры с применением давления. Обычно такая тактика встречается очень негативно и про успешность такого сотрудничества не может быть и речи. Угрозы и давления – путь к неэффективным переговорам.

По данным исследований психологов, те люди, которые наблюдают со стороны за переговорами, видят ситуацию и истинные цели обеих сторон намного яснее, чем те, кто непосредственно принимают участие в переговорах. Это можно объяснить сильной заинтересованностью участников переговоров в их исходе, так как от этого напрямую зависит большая часть успешности дела. Именно поэтому стоит пригласить на переговоры человека, который непосредственно не будет принимать участия в переговорах, а будет наблюдать за их ходом и анализировать сложившуюся ситуацию.

К сожалению, в рамках современного бизнеса достаточно часто встречается мошенничество и разные махинации. И в основе того, что многие попадаются на хитрые уловки мошенников, лежат определенные психологические факторы, можно даже отнести это к категории психологии лжи. Для начала, информацию стоит проанализировать и подумать, есть ли основания считать полученные данные неправдивыми. При сомнении в правдивости полученной информации, необходимо подумать, какими бы могли быть истинные цели потенциального обманщика.

Психология может помочь определить лжеца. Как говорят психологи, лжец, как бы искусно он не лгал, он не сможет полностью скрыть свою ложь, так как ее можно увидеть из-за несогласованности в мимике, речи и жестах человека. Обмануть человек может только на сознательном уровне, а с бессознательным уровнем он бессилен и бессознательная жестикуляция или мимика может подсказать знающему психологию человеку, что тут что-то не так. Вот почему так важно для успешной экономической деятельности и ведения бизнеса знать хоть какие-то основы психологии. Разбираясь на высоком уровне в психологии, мы сможем обезопасить себя от обмана и более успешно вести дела, ведь во многом успешность бизнеса зависит от общения с различными людьми, а общение строится, прежде всего, на различных психологических факторах.

Психология бизнеса позволяет оценить возможности человека, решившего создать бизнес, перед тем как предложить ему определенные шаги, необходимые для его создания. Это необходимо для того, чтобы выяснить, какие задачи способен выполнить этот человек, а какие нет. С помощью психологии бизнеса, люди могут качественно изменить самих себя, разобраться в своей жизни и за счет определенных посильных им действий, что называется, зацепиться за успех.

Задача психологии бизнеса – это решение ряда проблем, которые возникают у предпринимателей различного уровня. Появились новые социально-экономические отношения, требующие участия профессиональных психологов, ведь перед бизнесом появляются все новые задачи, решать которые нужно незамедлительно. Бизнес необходимо рассматривать с разных сторон. Психология в  малом, среднем и крупном бизнесе затрагивает три основных аспекта (Приложение 1)

3 Бизнес-консультирование

Бизнес-консультирование – это целый комплекс консультационных услуг, цель которых – повышение эффективности бизнеса компании. Основные цели проведения этих мероприятий показаны в Приложении 2.

Проведение бизнес-консультирования позволяет оценить по-новому и провести анализ уже существующей системы организации бизнеса или создать новые инструменты управления. Одним из методов развития организации является управленческое консультирование или организационное консультирование.

Последние технологии вытаскивания бизнеса из застоя строятся не на экономическом анализе предприятия, не на анализе графика роста падения и увеличения продаж, не на анализе финансово-экономической обстановки в регионе, а на тех целях и установках, которые находятся в голове у руководителя предприятия и руководителей среднего звена. Работая непосредственно с руководителем организации и руководителями среднего звена, меняя их цели и задачи в нужном направлении, можно быстро и эффективно добиться положительных результатов в развитии бизнеса. Организационная психология – одна из отраслей психологии как науки, которая занимается изучением аспектов поведения людей и их психической деятельности в компании, направленной на повышение эффективности работы и создания благоприятных условий для труда, а также на индивидуальное развитие и психическое здоровье членов организации.

4 Роль бизнес-психолога в бизнесе

Родиной бизнес-психологии считается Великобритания. И если психология как наука в целом занимается изучением сознания и поведения человека, воздействия внешних факторов на него, то бизнес-психология – это одна из отраслей психологической науки, которая отличается комплексностью и системностью подходов к выявлению и устранению проблем, повышению эффективности работы и достижению желаемого результата всей компании.

Роль бизнес-психолога в бизнесе, несомненно, велика, и её важность переоценить невозможно. Любая успешная и развивающаяся компания пользуется услугами бизнес-психолога. Именно специалисты этого направления психологии помогают выявить и устранить возникшие проблемы, тем самым повышая эффективность работы компании, способствуют налаживанию отношений руководителей с подчинёнными, позволяют правильно сориентировать работников на успешное решение поставленных задач и добиться конечных результатов.

Очень важным моментом в условиях конкуренции для любой организации, занимающейся продажей товаров и услуг, является грамотная работа специалистов. Каждому руководителю хочется не просто продать свой продукт, но и сделать свой бизнес стабильным и доходным, причём сделать это лучше, быстрее и эффективнее своих конкурентов. Как стать успешным в этой области, что для этого необходимо? Именно этими вопросами занимается бизнес-тренер, который помогает применить свои навыки и умения по ведению успешного бизнеса.

Бизнес-тренер – это специалист, который хорошо разбирается в психологии людей и знает множество тонкостей и нюансов в деле бизнеса. Экономический психолог изучает психологические процессы экономического поведения людей, связанные с производством, обменом, потреблением услуг и товаров. А сочетание психологического и экономического подходов даёт психологу возможность наиболее полно проанализировать поведение людей и применить полученную информацию для успешного ведения бизнеса.

Бизнес-психологи – это специалисты, которые, зная психологию и понимая основы бизнеса, могут помочь бизнесменам сохранить «человеческое лицо», способность к личностному росту, коммуникациям с людьми, развить cобственную эффективность, конкурентоспособность. (см. Приложение 3). Бизнес-психологу необходимы принципиально новые, по сравнению с классическими программами, компетенции.

5 Психология личности в бизнесе

Чувства, вызываемые бизнесом, не менее загадочны, чем любые другие чувства, такие, например, как любовь. Только человек, способный разобраться в хаосе чувств и мыслей, способен достигать удовлетворения, избегая зависимости от внешних наслаждений. Такой человек полностью погружается в процесс реализации. Богатый человек – это не тот, кто имеет много денег, и даже не тот, кто имеет много друзей. Богатый человек – это тот, кто имеет самого себя. Вернее, является самим собой. Это человек, который может опереться на свои мысли, на свои чувства, на свое тело.

Бизнес сегодня во многом напоминает экстремальные виды спорта и позволяет испытать ощущения, например, как от прыжка с парашютом даже тем, кто не умеет прыгать. Когда мы наблюдаем за достижениями того или иного бизнесмена, ставим ли мы перед собой вопросы о его личных качествах, о том, почему и как он добился успехов в своем деле? Не с позиции зависти или агрессии, а с позиции анализа природы человека и природы самого бизнеса?

В наши дни большинство людей живет рефлекторно, и бизнес сегодня тоже стал элементом рефлекса или реакции – на деньги, эмоции, потребление. Человек считает, что он погружается в бизнес, чтобы иметь достаток и создать себе достойные условия существования. Но на самом деле он, как правило, боится остаться наедине с самим собой и провести оценку своих действий.

Кто сегодня имеет право рассуждать о бизнесе и обучать других его основам? Кто может брать на себя такое право? Ответ получается очень любопытным: на самом деле, человек учится бизнесу с достаточно раннего возраста, с детства, и, по сути, каждый взрослый кое-что смыслит в бизнесе, поскольку, будучи ребенком уже научился манипулировать.

Бывает так: для того чтобы получить какие-то эмоции, реакции, внимание окружающих людей, то есть некую выгоду для себя, ребенок начинает обманывать окружающих. И дальше он, неизбежно, учится обманывать самого себя. Один их важнейших вопросов для бизнесмена – его самооценка. Достиг ли он такого уровня, чтобы считать свои услуги или продукт достаточно дорогими? Это дилемма, в которой одни люди, чтобы сохранить себя как личность и получать удовлетворение, руководствуется малым, но создают качественный продукт, а другие занимаются сверхприбылями.

Не все мы являемся теми, кем себя представляем, и не всегда наши действия согласуются с нашей личностной природой. Подчиняясь такому положению вещей в бизнесе, мы создаем особую бизнес-природу. Без правильно созданной циркуляции вокруг производственных усилий мы не можем понять главенство того или иного человека в бизнес-компании, но мы можем понять главенство системы, схемы, в которой каждый получает, если хотите, по достоинству, или по заслугам. И если схема важнее человека, то это невольно будет человека опустошать – духовно, энергетически или физически. Если бизнес не является элементом саморазвития и обучения, человек никогда не станет в нем профессионалом.

Многих в бизнес привлекает желание торговать, а не заниматься своим образованием, обучаться. И это несложно объяснить: образование давно перестало быть наслаждением, оно стало эмоцией, причем не самой приятной для современного человека. А торговать – это эмоция, она короткая, но ее можно повторять бесконечное количество раз.

Мы живем в последовательности событий, каждый день наше настроение меняется, и формирование этого имеет свои законы и причины. Деньги же каждый день остаются деньгами. Деньги всегда одинаковы, так как они находятся в области жертвенности, в стремлении потребления человека. А вот дни наши разные. И то, как мы в эти дни проводим время, и определяет, как мы формируем свою жизнь, – либо с позиции жертвенности, в которой не даем себе отчета и не осознаем действительности, ее красок и всего, что нас окружает, либо… Каждый сам для себя может продолжить это «либо».

Развитие бизнеса можно объяснить с точки зрения медицины – оно имеет свои физиологические законы. Они не могут быть заново придуманы или, повинуясь капризу, перестроены под конкретного человека. Что же нужно сделать для того, чтобы достичь высокого уровня осознания и реализации себя в бизнесе? Полагаю, что для этого необходимо образование. Но не обучение бизнесу, а самообразование. Бизнесу обучить нельзя. Бизнес – это опыт, помноженный на усилия и качества конкретного человека. Условия бизнеса – это инвестирование. Инвестирование своей жизни, своей энергии, своего времени, в результате чего единицы обретают себя, а тысячи и даже миллионы становятся участниками так до конца и непонятого ими ритма существования.

Не является ли сегодняшний бизнес формой подавления человека? Особенно, если он не приносит удовлетворения? А если человек продает некачественный продукт и знает об этом? Или не чувствует и не понимает, что он продает? Есть ли в этом личностная оценка, личностная позиция, понимание, осознание? А самое главное – есть ли в таком образе жизни чувство того глубокого душевного удовлетворения, что делает человека счастливым, гармоничным?

Единственное истинное чувство человека – это удовлетворение от своих действий. Истинное оно потому, что замкнуто на деяния самого человека и зависит исключительно от него самого. Чтобы получить остальные истинные чувства, нужно уметь идентифицировать себя в них, понимать свою долю ответственности в том или ином деле. Человеку, занимающемуся бизнесом сегодня, следует помнить: даже если бизнес приносит доход, он часто расслабляет человека, усиливая его леность в направлении самого себя.

Заключение

Психология бизнеса – одно из направлений психологии. Основная задача психологии бизнеса – мотивация человека к достижению экономических целей, поставленных перед ним. Именно психология бизнеса позволяет оценить возможности человека, который решил создать свой бизнес. Насколько мотивированной будет задача, настолько успешным будет ведение бизнеса.

Психология бизнеса появилась и начала развиваться сравнительно недавно, но ее популярность растет стремительными темпами. Это направление обобщает научные знания из психологии, менеджмента и экономики необходимые всем, кто стремится повысить уровень профессиональной и личной эффективности.

Успех бизнеса, его материальное благополучие зависят от людей, от грамотно выстроенных руководством деловых отношений внутри коллектива.

Последние технологии вытаскивания бизнеса из застоя строятся не на экономическом анализе предприятия, не на анализе графика роста падения и увеличения продаж, не на анализе финансово-экономической обстановки в регионе, а на тех целях и установках, которые находятся в голове у руководителя предприятия и руководителей среднего звена. Работая непосредственно с руководителем организации и руководителями среднего звена, меняя их цели и задачи в нужном направлении, можно быстро и эффективно добиться положительных результатов в развитии бизнеса.

Можно сделать вывод, что психология и бизнес неразделимы!


Список литературы

Книжные ресурсы:

1 Тренинг коммуникации (Кипнис М.) Год издания: 2008.

2 Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления (Колодей К.). Год издания: 2007.

 3. Тренинг креативности (Кипнис М.). Год издания: 2008.

4. Организационная коммуникация (Адреас П. Мюллер) Год издания: 2015.

5. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы (Бочарова С.П.)

Электронные ресурсы:

6.http://mypsiholog.com/economic-psychology/26-ekonomicheskaya-psihologiya.html

7. http://ravnovecie.ru/services/biznes-konsultirovanie.html

8. http://ru.convdocs.org/docs/index-200387.html

9. http://psichel.ru/psixologiya-biznesa/

10. https://biznes-prost.ru/category/spravochnik/psixologiya-biznesa

11. http://www.berdof.com/psixolog-v-biznese/

12.http://knowledge.allbest.ru/economy/2c0b65635a2ac78b4d43a89421206c37_0.html

13.http://www.garagebiz.ru/view/rol_psihologii_v_ekonomike_i_biznese/upgrowth

14. http://this-business.s2m2.ru/index.php

15. http://vostokterapy.ru/biznes-konsultirovanie


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 - Психология в  малом, среднем и крупном бизнесе затрагивает три основных аспекта


Приложение 2 – Цели бизнес-консультирвоания


Приложение 3 – Основные компетенции Бизнес-психолога

 


Поделиться:

Сказка "Колосок"

Юрий Визбор. Милая моя

Колумбово яйцо

Мастер-класс "Корзиночка"

Хризантема и Луковица