В данной работе обучающийся 5 класса провел исследование по истории разрушенного храма в деревне Мартьяново Серпуховского района Московской области
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tokarya_daniila.docx | 34.42 КБ |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Данковская средняя общеобразовательная школа»
142200 Москосвкая область, Серпуховский район. м. Данки телефакс 70-71-52
Конкурс исследовательских проектов в рамках
Муниципальных образовательных Рождественских чтений
«Храм, которого уже нет»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Тема: «Разрушенная святыня моей малой родины – Покровский храм в деревне Мартьяново»
Автор проекта:
Токарь Даниил Александрович,
обучающийся 5 класса
Руководитель проекта:
Токарь Ольга Анатольевна
Учитель Духовного краеведения Подмосковья и
Православной культуры
2017 год
Оглавление
1. Введение
а) Актуальность проекта. Стр. 3
б) Цель проекта. Стр. 3
В) Кому могут быть интересны и где могут быть использованы результаты проектной работы. Стр. 4
2. Описание проекта
а) Литература стр. 4-5
б) Этапы проекта (основное содержание деятельности исследователя на каждом этапе). Стр. 5-6
в) Полученные результаты. Стр. 6 - 10
3. Заключение
а) Достигнута ли цель проектной работы. Стр. 10-11
б) Указать новые направления поиска в рамках выбранной темы. Стр. 11-12
1.Введение
а)Актуальность проекта: (Слайд 3)
Мы живем в Великой стране – России. И испытываем за нее гордость. За то, что у нас красивейшая природа, богатые полезные ископаемые, талантливые люди… Но это богатство складывается из маленьких частичек. И великая Россия – это множество красивейших мест и местечек, об одном из которых я и хочу вам рассказать. И хоть живу я в городе Серпухове, учусь в Данковской школе, которая входит в состав Данковского поселения, частью своей малой родины я считаю место, где я всё лето провожу в самом милом моему сердцу уголке – деревне Мартьяново. Здесь во 2 Березовом переулке расположен наш дачный дом. Здесь, на кладбище, которое в народе называют Поповка похоронен мой дедушка. И вот всегда, приезжая на погост я интересовался – что это за руины, которые расположены недалеко от кладбища? И почему на их месте установлен Православный крест и памятная дощечка? Ответы на эти вопросы я получил в результате своего исследования. ( Слайд 4)
Б) Цель исследования: (Слайд 5)
В нашей школе на внеурочной деятельности мы знакомимся с «Основами православной культуры» Знакомство с историей христианской православной культуры 20 века открывает так много примеров святости, явленных в самые страшные годы православной культуры нашей страны, что позволяет понять, почему наши христианские предки называли Русскую землю – Святая Русь. 20 век в истории христианской культуры России можно назвать веком Святых Новомучеников и Исповедников российских. [1] Знакомясь с историей христианства нашей страны 20 века мы узнали, что в годы лихолетья и богоборчества страдали не только люди нашего края, но и храмы. Вот с историей такого разрушенного храма я и хотел познакомиться.
Цель исследования – изучить историю разрушенного в годы богоборчества Покровского храма в Деревне Мартьяново Серпуховского района.
Проблема и гипотеза исследования: (Слайд 6)
Почему Покровский храм в деревне Мартьяново был разрушен? Кто был последним настоятелем храма и какова его судьба? Можем ли мы утверждать, что разрушение произошло в результате «триумфального шествия большевиков», которое привело к массовому уничтожению объектов христианской православной культуры? [1]
В) Кому могут быть интересны и где могут быть использованы результаты проектной работы.
Я считаю, что забывать историю нашей страны не стоит прежде всего потому, что мы должны донести ее нашим потомкам. Для чего? Чтобы не мы не росли «Иванами, не помнящими родства», как говорили наши предки. Поэтому мою исследовательскую работу я приготовил для моих одноклассников и предполагаю защитить ее на Дне науки и творчества. В дальнейшем результаты моей работы могут быть использованы для изучения истории нашей малой родины на уроках Духовного краеведения Подмосковья.
2. Описание проекта (Слайд 7)
а) Литература
Очень мало письменных исторических источников, которые помогли бы раскрыть историю деревни Мартьяново и тем более описание разрушения ее главной святыни- Покровского храма. Но тем не менее они есть. И конечно мне помогли материалы интернет – ресурсов:
1. Л.Л. Шевченко. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Под. ред. Л.Н. Антоновой. Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений. Издание 3.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Издательство МГОУ. 2015. 256с
2. Альбом "Русь Святая, храни веру Православную." Издано по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия к 2000-летию Рождества Христова. При поддержке духовенства Серпуховского благочиния.Изготовлено ОАО "Серпуховская бумажная фабрика" в 2000 году.Заказ № 2501299. Тираж 1000 экз.40 страниц, формат - 205 х 290 мм.
http://www.liveinternet.ru/users/1045060/post413707569/
3. Сайт Бутовский полигон – русская Голгофа https://www.martyr.ru/index2.php?option=com_content&task=emailform&id=121&itemid=41
4. Проект «Храмы России» http://temples.ru/card.php?ID=5105
5. Московская губерния. Список населённых мест. По сведениям 1859 года. — Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. — СПб., 1862.
6. Материалом для моего проекта послужили исследования обучающихся Данковской школы, собранные музеем и ее руководителем Карнауховой Н.Е. Хочется особо отметить, что нашему школьному музею присвоено звание «Музей народного творчества» с профилем «Краеведческий» в 2003 году. Ежегодно музей посещает до 200 человек, экспозиция постоянно пополняется стараниями обучающихся и сотрудников школы. (Слайд 8)
б) Этапы проекта (основное содержание деятельности исследователя на каждом этапе). (Слайд 9)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ определение руководителя проекта; поиск проблемного поля; выбор темы и её конкретизация;
ПОИСКОВЫЙ уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация; определение и анализ проблемы; постановка цели проекта.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ анализ имеющейся информации; сбор и изучение информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; анализ ресурсов.
ПРАКТИЧЕСКИЙ выполнение запланированных технологических операций; текущий контроль качества; внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ Подготовка презентационных материалов; Презентация проекта; Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).
в) Полученные результаты. (Слайд 10)
(Слайд 13) Последним настоятелем храма был Даниил Мещанинов, жизнь которого явилась свидетельством не отречения от Веры в годы лихолетья и богоборчества.
(Слайд 14) Даниил Мещанинов родился в 1870 году в селе Новинки Серпуховского уезда Московской губернии в семье крестьянина-бедняка Феодота Мещанинова. В семье было три брата. Один из них – странник, потомки второго сейчас живут в местечке Данки и в деревне Новинки. Третьим был Даниил. Из-за бедности семьи Даниил получил только первоначальное образование и в раннем возрасте устроился рабочим. В 1916 году Даниил был призван в армию, где прослужил рядовым до 1917 года. После возвращения из армии он до 1920 года работал мастером на Новоткацкой фабрике в городе Серпухове. В 1920 году Даниил Феодотович, которому уже исполнилось 50 лет, решил посвятить свою жизнь церкви, которая в это время уже подверглась яростному беспощадному гонению со стороны новой безбожной власти. С 1920 по 1932 год Даниил Мещанинов служил псаломщиком в Покровской церкви села Мартьянова Серпуховского района, а в 1932 году Преосвященным Иннокентием (Летяевым) епископом Подольским был рукоположен во Священника к тому же храму. Его выбор был глубоко осознанным. После этого Даниила Мещанинова стали называть отцом Даниилом, а жену его – матушкой Анной. Об этом мне удалось узнать из архивных материалов школьного краеведческого музея (из воспоминаний правнучки Юлии Николаевны Елагиной). Правнучка отца Даниила Галина Петровна Горшкова рассказывала, что было у отца Даниила с матушкой Анной четырнадцать детей: двенадцать девочек и два мальчика. (Слайд 15)
Жила семья батюшки Даниила неподалёку от храма в доме, который в народе сейчас называют «поповским» На этом месте сейчас построен другой дом.
(Слайд 16) Клирик храма Богоявления (г.Серпухов) отец Сергий (Свирепов) любезно предоставил исследователям – краеведам документальный фильм Романа Бычкова «Батюшка Даниил», где одна из младших дочерей Зинаида Данииловна вспоминает: всё время семья жила бедно. Было своё небольшое хозяйство. Отец Даниил держал пчёл, сам шил обувь, делал мебель, вспахивал огород. Когда отец ездил в город, дети с нетерпением ждали его, так как он никогда не возвращался без гостинцев, часто привозил баранки, которые в то время были самым лучшим лакомством для них. В семье отмечались все церковные праздники. В церковь на службу отец Даниил всегда ходил натощак.
(Слайд 17) Одна из дочерей отца Даниила Зинаида прожила 83 года, оставив на память рисунок с изображением церкви Покрова Богородицы, где нёс службу её отец. Умерла она после Пасхи в 2006 году, на Красную горку, а хоронили её на Радоницу. Со слов дочери отца Даниила Зинаиды, место где стояла Покровская церковь, называлось Речма погост (Поповка). Недалеко от церкви находилась школа. В церкви было два придела – Покрова Богородицы и Казанской иконы Божьей матери. Школу в 1883 году закрыли и открыли её вновь только при советской власти. В 1932 году была закрыта церковь. Настоятеля отца Василия арестовали. Прихожане стали просить отца Даниила вновь открыть приход. Он, осознавая все, чем это могло закончиться, открыл приход.
В это время гонения на церковь усиливались. Скудное хозяйство отца Даниила подверглось раскулачиванию. Архивные документы свидетельствуют, что конфискация была произведена на следующий после ареста день. Но дочь отца Даниила Зинаида вспоминает, что всё конфисковали ещё при отце. Вывезли корову, тёлку и бычка, лошадь Зорьку, пчелиные ульи и вещи, рясу и книги, оставив только старый самовар и недействующее ружьё. Положение в семье было бедственным: родителям стало нечем кормить своих детей. Тогда отец Даниил решил написать обо всем случившемся председателю ЦИК СССР М.И. Калинину. На что последовал ответ: «Всё сделано правильно».
27 ноября 1937 года в доме священника власти планировали провести вторичный обыск, в дом приехали на конфискованной лошади Зорьке, но взять было нечего. Вот тогда и забрали недействующее ружьё. В ночь на 28 ноября, под Михайлов день, священник Даниил Мещанинов был арестован. Со слов дочери Зинаиды Данииловны: отца забрали обманным путём, попросили проехать в город, подписать какие-то бумаги. Отец сказал всем, что скоро вернётся, но ни вечером, ни на следующий день не появился. Зинаида с сестрой Клавдией отправились на его поиски. А он уже был заключён в Серпуховскую тюрьму. Отца Даниила обвинили в контрреволюционной агитации.
В архиве сохранился протокол допроса отца Даниила, сделанный в день ареста и заключения.
- Скажите, кого вы знаете из духовенства и какую вы имеете с ними связь.
- Из духовенства я знаю благочинных Студницина, Уарова, Некрасова как своих прямых начальников, только по работе.
- Признаёте вы себя виновным в том, что среди колхозников через проповеди проводили антисоветскую агитацию во время коллективизации? В 1930 году вы открыто агитировали не вступать в колхозы, говоря, что в колхозе жить хуже, что при колхозах закроют церкви, что в колхозе богато жить нельзя, а «то не попадёте в рай».
- 19 ноября 1937 года я действительно в церкви во время похорон среди верующих говорил проповедь, что «в колхозе богато жить не надо, а то не попадёте в рай», а также в 1937 году просил колхозников мне помочь, говоря, что налоги дают непосильные, не считаясь ни с чем, если не поможете, то меня посадят, и церкви закроют и некому будет хоронить и крестить, и ваши дети будут нехристи.
- В отношении того, чтобы крестьяне не вступали в колхоз, я никогда ни с кем не говорил.
В этот же день следствие было закончено. 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Даниила к расстрелу, к этому времени его уже перевели в Таганскую тюрьму в Москве. (Слайд 18)
Священник Даниил Мещанинов был расстрелян 9 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребён в безвестной общей могиле.
Следом за арестом священника пришёл приказ разрушить церковь. Сломать церковь, построенную в XVIII веке, оказалось делом непростым. Очевидцы рассказывают, что к ней приступали четыре раза с ломами. Первый же человек, взобравшийся на колокольню, упал на землю, сломал поясницу и вскоре умер. Поскольку здание храма простой разборке не поддавалось, его взорвали и растащили кирпичную кладку тракторами. И до сих пор на месте храма в центре села лежат кирпичные глыбы, намертво скреплённые старинным раствором.
Из церковных кирпичей построили клуб, который стоял, как говорят местные жители, всего лет 10. Стены его и зимой, и летом были мокрыми, словно плакали. Клуб разрушился сам. Осталось в деревне предание, что все, кто принимал участие в разрушении храма, вскоре умерли по разным причинам.
Отец Даниил был реабилитирован через 52 года, а в 2002 году Священный Синод признал отца Даниила священномучеником и причислил к лику святых.
3. Заключение
а) Достигнута ли цель проектной работы.
На Русской земле много мест, связанных с жизнью и служением святых новомучеников. Многие из этих уголков совершенно заброшенные, и, чтобы память о подвигах не исчезла, существует древняя традиция - устанавливать крест или часовню на месте где когда-то был храм.
(Слайд 19)14 октября 2008 года, на Покров в Серпуховском благочинии произошло знаменательное событие, в деревне Мартьяново на месте разрушенного храма Покрова Богородицы (фото 14), был установлен памятный деревянный крест, высотой в 2,5 метра (фото 15), привезённый настоятелем Бутовского храма святых новомучеников и исповедников Российских отцом Кириллом Каледой. Большой деревянный памятный крест был изготовлен мастерами Серпуховского филиала московской фирмы «Арт-Лед» на благотворительной основе. (Слайд 20)
Выступая перед жителями Мартьянова, Арнеево, Новинок, Петрухино и Данков, чьи прадедушки и прабабушки были прихожанами разрушенного храма, отец Кирилл сказал:
- На Руси издавна существовала традиция воздвигать на поруганном месте крест или часовню. Пройдут люди, увидят крест, помолятся, станут ближе к Богу. Это очень важно.
Отец Кирилл передал икону с изображением Серпуховских священномучеников настоятелю ближайшей церкви в Новинках отцу Александру (Голубеву). Среди них – последний настоятель храма Покрова Богородицы отец Даниил Мещанинов ). (Слайд 21)
После молебна люди подходили и прикладывались к иконе священномученика Даниила (Слайд 22)
Нам удалось узнать, что в день расстрела фотограф Таганской тюрьмы сделал снимок отца Даниила, чтобы при массовых расстрелах, которые совершались ежедневно, палач не ошибся. По этой фотографии автором и оператором фильма «Батюшка Даниил» Романом Бычковым, и была написана икона священномученика Даниила (Слайд 23, 24). Также существует молитва священномученику Даниилу (Слайд 25).
б) Указать новые направления поиска в рамках выбранной темы.
Время идет, память стирает лица людей, облик зданий. Но если мы, потомки людей, показавших верность вере Христовой передадим следующим поколениям рассказ об их подвиге, продолжиться история нашего православного народа. И следующее за нами поколение людей гордо будет говорить о своей стране - «Наша Русь – святая!»
Пройдет время и мы многое сможем рассказать своим потомкам об истории православия малой родины. А помогут нам в этом экспонаты школьного краеведческого музея, наши исследования.
Итак, я могу ответить на вопрос гипотезы, которую поставил перед собой вначале работы над проектом: разрушение храма Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Мартьяново действительно связано с богоборческой деятельностью советской власти ΧΧ столетия. Невозможно сегодня представить масштаба разрушения традиций духовной культуры России: мы не знаем еще всех имен пострадавших в те времена людей, до сих пор в руинах находятся многие памятники архитектурной культуры. [1]
Как хорошо сказал отец Владимир, было поколение, которое, к сожалению, так или иначе разрушало храмы, разрушало святыни. И нам надо исправлять эту ситуацию. По древней традиции на том месте, где стоял храм, если он по каким-либо обстоятельствам прекращал свое существование (а такие случаи бывали в истории России и других православных народов), всегда ставился крест или какой-то памятный знак, о том, что здесь стоял храм, что это место святое, освященное святыми тайнами. И очень важно то, что сегодня на этом поруганном месте также воздвигнут крест - символ победы Бога над смертью. Надеемся, что сюда будут приходить люди молиться. Не все мы, к сожалению, умеем это делать, но все-таки, когда мы видим крест, к нам приходят мысли о Боге».
А недавно я посетил место разрушенного храма и радости моей не было предела – на месте памятного каменного обелиска я увидел табличку: «На этом месте ведутся работы по восстановлению Храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в урочища Речма» (Слайд 26,27)
Значит есть возможность продолжить моё исследоваие и ответить в ходе него на вопрос: кто ведет эти работы и когда Храм будет восстановлен?
Я открыл для себя в результате над этим проектом только малую толику той исторической правды о нашей малой родине, которую необходимо знать каждому школьнику нашей школы. Цель проекта достигнута частично, так как в дальнейшем необходимо изучить, каким образом будет происходить возрождение данной христианской святыни. [3]
Источники: 1. Л.Л. Шевченко. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Под. ред. Л.Н. Антоновой. Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений. Издание 3.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Издательство МГОУ. 2015. 256с
2. Альбом "Русь Святая, храни веру Православную." Издано по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия к 2000-летию Рождества Христова. При поддержке духовенства Серпуховского благочиния.Изготовлено ОАО "Серпуховская бумажная фабрика" в 2000 году.Заказ № 2501299. Тираж 1000 экз.40 страниц, формат - 205 х 290 мм.
http://www.liveinternet.ru/users/1045060/post413707569/
3. Сайт Бутовский полигон – русская Голгофа https://www.martyr.ru/index2.php?option=com_content&task=emailform&id=121&itemid=41
4. Проект «Храмы России» http://temples.ru/card.php?ID=5105
5. Московская губерния. Список населённых мест. По сведениям 1859 года. — Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. — СПб., 1862.
6. Архивные материалы Школьного краеведческого музея МОУ «Данковская СОШ» Серпуховского района Московской области.
Фокус-покус! Раз, два,три!
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Груз обид
Композитор Алексей Рыбников
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"