• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Создающие сказку: профессия «художник-модельер театрального костюма»

Опубликовано Зайнуллина Галина Файзулловна вкл 25.12.2017 - 20:53
Зайнуллина Галина Файзулловна
Автор: 
Елизавета Соломеина

Константин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Мне кажется, что спектакль начинается с манекена, на который одет костюм героя или героини. И уже по этому костюму можно сказать, какой характер будет представлен публике.

Где-то я прочла, что некоторые читательницы журнала «Русский вестник» подкупали наборщиков в типографии, чтобы они давали им прочитать новые главы романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина», не дожидаясь выхода свежего номера в свет, чтобы первыми сшить себе такое же платье, как у главной героини.

В пьесе «Мещанин во дворянстве» Мольер высмеивает невежество господина Журдена, заставляя того носить костюм из дорогой ткани, который сшит неправильно. В пьесе «Три сестры» Антон Чехов в авторских ремарках объясняет, как должны выглядеть его героини: «Ольга в синем форменном платье учительницы женской гимназии, все время поправляет ученические тетрадки, стоя и на ходу; Маша в черном платье, со шляпкой на коленях сидит и читает книжку, Ирина в белом платье стоит, задумавшись». В противовес строгости и вкусу появляется Наталия Ивановна, «она в розовом платье, с зеленым поясом».

Но что делать, если автор не оставил описания героев, как это бывает почти во всех драматических произведениях? Вот здесь и появляется художник театрального костюма, который делает так, чтобы представление о внешности героя, сложившееся у читателя, совпало с тем, что он увидит на сцене.

Сценические костюмы используются на цирковой сцене, эстраде, в шоу, театре и кино профессионалами сцены для красочности представления и усиления образов.

В сочетании с другими средствами выразительности и актерского мастерства театральный костюм используется актерами для создания образа героя спектакля или кинофильма. Исторический театральный костюм в сочетании с аксессуарами и гримом, соответствующий эпохе, месту и другим обстоятельствам сценического действия помогает актеру «вжиться в образ» и добавляет реальности и красочности театральному действию.

Цели и задачи проекта

Цель проекта – профессиональное самоопределение на основе изучения особенностей профессии «художник-модельер театрального костюма».

Задачи проекта

1.                     Изучение литературы и интернет-источников по теме проекта;

2.                     Составление профессиограммы «художник-модельер театрального костюма»;

3.                     Анализ рынка труда в ХМАО-Югре на сегодняшний день и в перспективе;

Определение собственной готовности в профессиональном 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profgid_hudozhnik_teatralnogo_kostyuma.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

V Муниципальный фестиваль профессий «Шанс на успех»

Муниципальный конкурс ученических проектов «Профессиональный калейдоскоп»

Создающие сказку:

профессия «художник-модельер театрального костюма»

Номинация Конкурса: Профессии «Сферы искусства»

Автор проекта:

Елизавета Соломеина,

учащаяся 8к класса

МБОУ «СОКШ №4»

Научный руководитель проекта:

Г.Ф. Зайнуллина,

учитель русского языка и литературы

г. Нефтеюганск

2017 год

Аннотация

Обоснование проекта

Константин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Мне кажется, что спектакль начинается с манекена, на который одет костюм героя или героини. И уже по этому костюму можно сказать, какой характер будет представлен публике.

Где-то я прочла, что некоторые читательницы журнала «Русский вестник» подкупали наборщиков в типографии, чтобы они давали им прочитать новые главы романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина», не дожидаясь выхода свежего номера в свет, чтобы первыми сшить себе такое же платье, как у главной героини.

В пьесе «Мещанин во дворянстве» Мольер высмеивает невежество господина Журдена, заставляя того носить костюм из дорогой ткани, который сшит неправильно. В пьесе «Три сестры» Антон Чехов в авторских ремарках объясняет, как должны выглядеть его героини: «Ольга в синем форменном платье учительницы женской гимназии, все время поправляет ученические тетрадки, стоя и на ходу; Маша в черном платье, со шляпкой на коленях сидит и читает книжку, Ирина в белом платье стоит, задумавшись». В противовес строгости и вкусу появляется Наталия Ивановна, «она в розовом платье, с зеленым поясом».

Но что делать, если автор не оставил описания героев, как это бывает почти во всех драматических произведениях? Вот здесь и появляется художник театрального костюма, который делает так, чтобы представление о внешности героя, сложившееся у читателя, совпало с тем, что он увидит на сцене.

Сценические костюмы используются на цирковой сцене, эстраде, в шоу, театре и кино профессионалами сцены для красочности представления и усиления образов.

В сочетании с другими средствами выразительности и актерского мастерства театральный костюм используется актерами для создания образа героя спектакля или кинофильма. Исторический театральный костюм в сочетании с аксессуарами и гримом, соответствующий эпохе, месту и другим обстоятельствам сценического действия помогает актеру «вжиться в образ» и добавляет реальности и красочности театральному действию.

Цели и задачи проекта

Цель проекта – профессиональное самоопределение на основе изучения особенностей профессии «художник-модельер театрального костюма».

Задачи проекта

  1. Изучение литературы и интернет-источников по теме проекта;
  2. Составление профессиограммы «художник-модельер театрального костюма»;
  3. Анализ рынка труда в ХМАО-Югре на сегодняшний день и в перспективе;
  4. Определение собственной готовности в профессиональном определении.

Общая характеристика профессии

Художник по костюмам отвечает за создание костюмов для театра, кино или телевидения. Его задачей является создание визуального образа всех персонажей и руководство костюмерами. Созданный художником по костюмам образ должен соответствовать видению персонажа режиссёром и при этом костюм должен быть аутентичен для характера персонажа и его персонажа и эпохи, производство костюма должно укладываться в выделенные продюсером бюджет и сроки.

Должностные обязанности. 

  • Исполняет сценические костюмы по эскизам художника-постановщика, разрабатывает самостоятельно и/или с привлечением специалистов (консультантов) комплект документации, требующейся для изготовления сценических костюмов.
  • Обеспечивает наиболее целостную, точную и конкретную реализацию эскизов костюмов.
  • При создании сценических костюмов внедряет новейшие достижения в области швейной техники, технологии и новых материалов.
  • Руководит подразделением организации исполнительских искусств, изготавливающим сценические костюмы, контролируя раскрой деталей костюма, выполнение указаний художника-постановщика, художника по костюму по фактуре, цвету, крою, объемам и деталям костюма, правильность пошива и других работ по изготовлению костюма.
  • Контролирует рациональное использование костюмов, соблюдение технологических правил их эксплуатации, стирки, химической чистки, хранения и транспортировки.

Должен знать: 

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств;
  • технику и технологию изготовления сценического костюма;
  • свойства, специфику и фактуру материалов, применяемых в костюмном производстве;
  • правила эксплуатации, хранения и транспортировки костюмов;
  • особенности фигур и индивидуальностей актеров организации исполнительских искусств;
  • опыт работы организаций исполнительских искусств в области изготовления и эксплуатации сценического костюма;
  • историю театрально-декорационного искусства и костюма;
  • историю литературы, театра, балета;
  • методы творческой работы по созданию сценического костюма в организациях исполнительских искусств;
  • основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Художник-модельер театрального костюма высшей категории - высшее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное, техническое) и стаж работы не менее 5 лет в должности художника-модельера театрального костюма первой категории.

Художник-модельер театрального костюма первой категории - высшее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное, техническое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное, техническое) и стаж работы не менее 3 лет в должности художника-модельера театрального костюма второй категории.

Художник-модельер театрального костюма второй категории - среднее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное, техническое) без предъявления требований к стажу работы.

Содержание деятельности художника по костюмам в театре и кино

Общее:

В отличие от литературного произведения ни фильм, ни спектакль не содержат информативной исторической справки, ссылок, комментариев во введении или в примечаниях и т.п. Поэтому вся нагрузка по информированию зрителя ложится именно на художников – постановщика, декораторов, художников по костюмам. Отсюда следующие общие для них особенности в работе:

  • Воздействие через зрительное восприятие;
  • Соответствие эпохе, времени, месту, социальному слою героев – так называемый «исторический силуэт»;
  • Соответствие общему замыслу режиссера;
  • Взаимодействие с общей цветовой гаммой (настроением) спектакля или фильма;
  • Соответствие общему стилю декораций и облику других актеров;
  • Обеспечение комфорта и безопасности актера. Например, артист может снять тулуп летом в перерывах между дублями, актер театра – нет, до конца сцены. Каскадерские трюки, где внутри одежды должна быть спрятана система защиты жизни.

Различие:

Театр

Кино

В зале театра, вы видите реальное, объемное пространство сцены, реальных живых людей

На экране телевизора перед вами – лишь изображение людей и предметов, не человек, а лишь оптический эффект

Восприятие при искусственном освещении часто меняет цвета или усиливает тени.

восприятие с экрана, следовательно, прежде всего, учитывается особенность преломления цветов при переводе на пленку, а потом на экран.

непосредственное восприятие глазом, как правило, с большого расстояния, следовательно:

Разные углы зрения – прямо, сбоку, сверху – костюм должен выполнять свою роль с любой точки зрения

Зритель смотрит всегда тем же глазом, с того же ракурса, что и камера.

Минимализм в средствах. Отсутствие мелких деталей. Необходимые детали зрительно увеличиваются – например, в костюме героини 19 века по ходу действия спектакля должны быть расстегнуты пуговицы, например, на перчатках – они должны быть намного больше тех, которые использовались в то время – очень маленькие горошины, которые иногда застегивали специальными крючками, а не руками. Это же касается брошек, пряжек на обуви, колец и серег, булавок в галстуках, украшений на шляпах и т.п.  Некоторая «бутафорность» деталей. Если герой использует дополнительные предметы, например, кошелек, он должен быть большого размера, чем в действительности

Возможность увидеть любую деталь очень крупным планом. Максимально внимание к самым мелким деталям, включая белье. Даже структура переплетения нитей в ткани может быть заметны при крупном плане.

Большая яркость. Отказ от использования полутонов и переходных тонов – издалека, при освещении софитами или в полумраке такие полутона сольются.

Общий колорит костюма должен быть темнее/ярче, чем декораций, иначе декорации «выдвинутся» на первый план, затмив актеров

Возможность использовать всю цветовую гамму, включая оттенки или полутона в тех случаях, когда костюм или детали будут показываться с близкого расстояния. Чем ярче сценография в театре, чем она интереснее и изобретательнее, тем больше заметна работа художника. В кино же все иначе – чем работа художника незаметнее и естественнее, тем более она убедительна, тем лучше он справился со своей задачей. Кинохудожник – это, по сути своей, человек-невидимка» (Мясников Г. «Художник кинофильма»)

Возможность использовать материалы, не характерные для эпохи произведения – нейлоновые колготки в 19 веке. «Исторический силуэт» может достигаться с использованием современных технологий кроя

Использование только тех материалов, которые соответствуют эпохе. Использование технологий кроя воссоздаваемой эпохи.

Как правило, для спектакля шьется один костюм для одного героя, приводится в порядок после спектакля, т.е. костюм «во времени» движется вперед вместе с актерами

Иногда для одного героя шьется много одинаковых костюмов – в дублях с падениями или кровью костюм рвется и пачкается в процессе съемок несколько раз. Кадры с героем  в новом костюме могут сниматься после кадров, в которых костюм испорчен. Для героини «Титаника» были сшиты 70 копий белого платья.

Использование современных технологий – костюмы для «Звездных войн». Отсутствие образцов для копирования, полная свобода творчества художников. «Аватар» - костюмы или новая кожа героев?

Особое направление – так называемые костюмные (исторические) фильмы. Историческое или костюмное кино – род кинематографа, изображающий конкретные исторические эпохи, события и личности прошлого. Различают историко-биографические фильмы о реальных исторических деятелях, иллюстрирующие их жизненный путь («Спартак», «Александр Невский)», и историко-приключенческие фильмы о вымышленных персонажах прошлых лет, зачастую с остросюжетной интригой («Граф Монте-Кристо», фильмы про Индиану Джонса).

Роль художника по костюмам здесь настолько важна, что определенные стили в этом жанре получили название именно по костюму:

  • Пеплум (женский плащ в Древнем Риме, в Греции назывался Пелос) – высокобюджетные фильмы о древнем мире с пышными костюмами и декорациями, нередко с внушительными массовками. Жанр зародился в Италии, однако наивысшего расцвета достиг в Голливуде в конце 1950-х и начале 1960-х («Бен-Гур», «Спартак», «Клеопатра»).
  • Фильм плаща и шпаги — костюмное кино с динамичным развитием действия и фехтовальными поединками, зачастую – экранизации романов Дюма либо фильмы о пиратах. На ролях отважных героев и благородных разбойников специализировались Дуглас Фэрбенкс, Эррол Флинн, Жан Маре.

Другие жанры костюмного фильма:

  • Батальное кино – в советском кинематографе особенно распространены были фильмы о Второй мировой войне.
  • Вестерн – родившийся в Америке жанр историко-приключенческого кино, действие которого происходит на Диком Западе в XIX веке. Впоследствии вестерны, адаптированные под национальные особенности, стали снимать и в других странах (см. спагетти-вестерн, истерн).
  • Тямбара – японское кино о самураях, крупнейшим мастером которого был Акира Куросава («Семь самураев», «Трон в крови»).
  • Уся – китайское историко-приключенческое кино с фантастически утрированными восточными единоборствами («Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Дом летающих кинжалов»).

Из истории профессии


Сколько бы ни было просмотрено в нашей жизни вариаций на тему этой сказки, фильм Надежды Кошеверовой, которому исполнилось уже 70 лет, останется, наверное, самым дорогим сердцу тех, кто видел его в детстве. Участие великой Раневской и неподражаемого Гарина, слепленная из нищенского бюджета, но от чего-то все равно какая-то поразительно волшебная картинка, и самая удивительная Золушка мирового кино – Янина Жеймо, которой на момент съемок фильма исполнилось уже 38 лет, и у которой было тогда двое детей. В одной из статей о фильме написано: Чтобы создать красивые интерьеры королевского дворца и костюмы главных героев, съемочная группа в буквальном смысле слова скидывалась на мебель и ткань. Красивые кресла приносили знакомые и соседи, платья шили из лоскутков или пытались соорудить из нескольких костюмов хоть что-то отдаленно напоминающее «дворцовую» одежду. Но самой большой проблемой оказались хрустальные туфельки. Янина Жеймо, исполняющая роль Золушки, носила 31-й размер обуви, и найти подходящие и сказочно красивые туфли на ее ногу было невозможно. Пришлось просить дополнительных денег и делать реквизит на заказ. Платье Золушки, созданное из чужой роскоши, обрывков и лоскутков померкшего шика, навсегда останется самым прекрасным из всех, а её хрустальные туфельки – воплощением мечты и сказки.

Профессионально важные качества

Художник, работающий в данной сфере, обязан:

уметь рисовать;

знать швейное дело и различные стили одежды;

быть в курсе последних новостей моды;

уметь работать с технологиями создания костюмов;

знать характеристики тканей и уметь работать со средствами художественной обработки.

Настоящий художник по костюмам должен иметь расширенный кругозор, обладать знанием в области театра, музеев, истории костюма, современного кинематографа и последних новинок моды для получения вдохновения. Художник по костюмам выполняет следующий ряд работ:

 разрабатывает эскизы костюмов с учетом размеров модели;

занимается зарисовкой графических вариантов моделей;

занимается изготовлением одежды и костюмов.

Поэтому художник - профессия для людей, обладающих большим творческим потенциалом. 

Место работы:

Круг применения этой профессии довольно широк. Специалисты в данном деле работают в ателье, домах моды, на различных швейных предприятиях, а также в качестве частного предпринимателя. Но известно, что наиболее часто костюмеры трудятся в театральных учреждениях, на телевидении и в сфере кинематографии. Костюмер входит в группу участников спектакля или фильма, возглавляемую художником-постановщиком. 

Куда пойти учиться?

  • ВГИК им. С. А. Герасимова;
  • Школа-студия МХАТ;
  • СПбГУ;
  • ГИТИС;
  • СПбТА;
  • Государственный университет сервиса и экономики (Санкт-Петербург).

За рубежом этому мастерству обучают в Лондонской академии искусств, Королевской академии изящных искусств Антверпена.

Востребованность профессии в ХМАО-Югре

По статистике популярных сайтов работы за последние 30 дней в России открыты 1 132 вакансии по 3 должностям профессии «Художник по костюму в театре». Данных по ХМАО-Югре найти не удалось.

Выводы

Изучив литературу и Интернет-источники, я пришел к выводу о том, что специалисты экологического направления будут всегда необходимы человечеству, т.к. на них ложится бремя сдерживания корпораций от погони за обогащением в ущерб окружающей среде и бремя просвещения обывателей, живущих по принципу «После нас хоть потоп!», об ответственности перед будущими поколениями за планету, на которой мы все живем.

Литература и Интернет-ресурсы

  1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017. http://bizlog.ru/

Поделиться:

Как Дед Мороз сделал себе помощников

Учимся рисовать горный пейзаж акварелью

Пустой колос голову кверху носит

Свинья под дубом

Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"