Проблема. Почему зимой ступеньки посыпают солью? А соль обыкновенная или какая-то особенная? А есть ли еще какие-нибудь свойства соли, о которых я даже не догадываюсь?
Прежде всего, я решила по больше узнать все о свойствах соли. И мы с мамой сходили в библиотеку, изучили необходимую литературу («365 научных экспериментов»), нашли и посмотрели в интернете интересный материал о соли, а также посмотрели по телевизору научные передачи. Изучая данную тему, я много узнала интересного о соли, что соль используют не только в приготовлении пищи, но является интересным материалом для проведения опытов и творческой деятельности.
И я решила провести опыты.
Свои опыты я начала с рассматривания соли, что бы определить ее характерные признаки.
Гипотеза: Если солью посыпают скользкую дорогу, значит, лед от соли тает?
Вложение | Размер |
---|---|
eyo_velichestvo_sol.docx | 64.36 КБ |
«Детский сад №5 «Дюймовочка»
п. Адамовка Адамовского района Оренбургской области»
Исследовательская работа
«Ее величество соль»
Выполнила:
воспитанница подготовительной группы
Олеся Кляйн
Руководитель: воспитатель
Аккалиева Кунслу Жумабаевна
Адамовка 2017 г.
Оглавление
I.Введение………………………………………………………………………….3
II. Основная часть…………………………………………………………………4
1.Актуальность……………………………………………………………………4
2.Проблема………………………………………………………………………...4
3. Опыты…………………………………………………………………………...4
III. Заключение…………………………………………………………………….7
IV. Литература и интернет - источники……….………………………………..8
V. Приложение…………………………………………………………………….9
Введение
Цель исследовательской работы: используя доступные средства, определить свойства соли, доказать, что соль – это не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.
Задачи:
- исследовать свойства соли,
- узнать о значении соли в жизни человека,
- узнать, почему зимой солью посыпают скользкие дорожки,
- доказать, что соль – чистящее средство,
- выяснить, как соль влияет на плотность воды,
- вырастить из соли кристаллы,
- доказать, что соль используется в декоративно-прикладном творчестве.
Методы исследования:
- сбор информации в сети Интернет;
- беседа;
- просмотр телепередач («Лабиринт науки», «Простая наука»);
- чтение художественной литературы и энциклопедий,
- наблюдение,
- проведение опытов.
Объект исследования – соль.
Предмет исследования – свойства соли.
Здравствуйте, меня зовут Олеся Кляйн, я воспитанница Детского сада №5 «Дюймовочка», мне 6 лет. Моя тема исследовательской деятельности «Её величество соль»
Актуальность.
Моё любимое время года – зима! Сколько веселья она приносит: можно строить горки, лепить снеговиков, играть в снежки, кататься на лыжах, коньках и санках. Но однажды в один из зимних дней, я узнала, что может быть опасным зимой. Мы с бабушкой шли в детский сад, дорога была покрыта льдом, идти было очень трудно, и бабушка мне говорила: «Иди осторожно, не упади, видишь как скользко, это гололед, чтобы не было скользко специальные машины скоро дорогу посыплют песком. Когда мы пришли в детский сад, я увидела, что дворник посыпает обледеневшие ступеньки белым сыпучим веществом. Оказалось, что это соль. Я была очень удивлена. У меня сразу возникло масса вопросов.
Проблема. Почему зимой ступеньки посыпают солью? А соль обыкновенная или какая-то особенная? А есть ли еще какие-нибудь свойства соли, о которых я даже не догадываюсь?
С этими вопросами я обратилася к ребятам нашей группы. Оказывается, кроме того, что соль кладут в пищу, никто из ребят о соли ничего не знал.
Тогда мы обратились за помощью к воспитательнице, Кунслу Жумабаевне.
Кунслу Жумабаевна сказала мне, что она может быстро ответить на этот вопрос, но предложила самой попробовать найти ответ на него с помощью опытов и экспериментов.
Прежде всего, я решила по больше узнать все о свойствах соли. И мы с мамой сходили в библиотеку, изучили необходимую литературу («365 научных экспериментов»), нашли и посмотрели в интернете интересный материал о соли, а также посмотрели по телевизору научные передачи. Изучая данную тему, я много узнала интересного о соли, что соль используют не только в приготовлении пищи, но является интересным материалом для проведения опытов и творческой деятельности.
И я решила провести опыты.
Свои опыты я начала с рассматривания соли, что бы определить ее характерные признаки.
Взяла пачку соли, тарелку, ложку и лупу. Аккуратно насыпала ложкой соль в тарелку. Внимательно рассмотрела соль через лупу, потом понюхала и попробовала на вкус. И сделала выводы: соль белого цвета, рассыпчатая, состоит из мелких кристалликов, имеет слабый запах и соленый вкус.
Пока ничего необычного в соли я не заметила. Но мне очень хотелось узнать, зачем же все-таки ею посыпают дорогу.
Гипотеза: Если солью посыпают скользкую дорогу, значит, лед от соли тает?
Чтобы разобраться в этом вопросе, я провела следующий опыт.
Взяла две тарелки, в них поместила кусочки льда. В одну тарелку я насыпала сверху льда соль. Обе тарелки поставила в холодное место (в морозилку). Через некоторое время я достала тарелки из морозилки. Во одной тарелке кусочки льда примерзли к тарелке. Но оказалось, что в той тарелке, где была соль, лед начал таять и почти превратился в кашицу.. Значит, соль заставляет лед таять, поэтому ею и посыпают скользкие дорожки и ступеньки, чтобы по ним было неопасно ходить.
После этого опыта мне захотелось узнать, можно ли проводить с солью еще какие-нибудь эксперименты.
Для следующего опыта мы взяли два стакана с холодной и теплой водой. Я насыпала в каждый стакан по одной ложке соли и немного размешала. Вода в стаканах немного помутнела. В стакане с теплой водой соль растворилась быстро, а в холодной – упала на дно и растворялась медленно.
Действительно, соль растворяется в воде. Мне стало интересно, а можно ли соль «забрать» из соленой воды. Чтобы это определить, я сделала такой опыт.
В два стакана налила теплой воды и насыпала соли, а потом в неё опустила ниточку и поставила в теплое место (на батарею) и стала наблюдать. Через некоторое время я увидела, что вода стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылось белыми кристалликами. Это была соль. Получается, что соль умеет не только «входить» в воду, но и «выходить» из нее.
Во время наших опытов младший воспитатель Татьяна Сергеевна подсказала мне, что соль можно использовать как чистящее средство. Я решила это проверить. Придя домой, я взяла грязную чашку, губку и немного соли. Аккуратно набрала на губку соль и потерла чашку. Потом смыла соль водой. Чашка стала чистой. Значит, Татьяна Сергеевна была права, солью можно чистить посуду.
Следующий опыт был очень веселым. Мы с мамой учили яйцо плавать! Для этого мы взяли две банки: одна с обычной водой, а в другую банку я добавила три ложки соли и размешала. Вначале я взяла яйцо и опустила его в банку с обычной водой. Яйцо опустилось на дно. А когда опустила яйцо в банку с соленной водой оно не утонуло, а осталось плавать на поверхности. Потом я аккуратно достала яйца, воду из обоих банок вылила в третью банку и туда положила яйцо. Оно не опустилось на дно, не поднялось на поверхность, а стало плавать посередине и показалось мне огромным. Я узнала, что соленая вода тяжелая и плотная, поэтому в море легче плавать, чем в реке.
Свойства соли очень удивили меня. Интересно, а можно ли из соли делать какие-нибудь украшения или поделки?
Гипотеза: Нужна ли соль в декоративно-прикладном творчестве?
Для опыта мы с мамой взяли веточку сосны и тарелку с крепким раствором соли. Я опустила веточку в тарелку с водой. Она там оставалась несколько часов. Потом я её аккуратно достала и положила сушиться. На следующий день мы все с удивлением увидели, что веточка покрылись кристалликами соли, как будто инеем. Я думаю, что с помощью соли можно украшать новогодние композиции.
На этом удивительные свойства соли не закончились. Я в свободное время хожу на хореографию в дом культуры «Целиник» и принимаю участие в концертных программах. Во время концерта проходят выставки декоративно- прикладного творчества и на одной из выставки я увидела поделки из соленного теста от которых я не могла оторвать глаза. И я вспомнила, что такие же поделки видела в музее. Придя домой я предложила маме попробовать тоже слепить из соленного теста. Мы с мамой взяли муку (2 стакана), соль (1 стакан) и воду (125 мл). В большой миске мы все смешали. У нас получилось соленое тесто. Из него мы слепили продукты для игры в магазин. Оставили их сушиться. Потом раскрасила поделки гуашью. Получилось очень красиво, как настоящие продукты. Благодаря соли, наша поделка будет долго храниться. А также я узнала, что из покрашенной соли можно декорировать баночки. Взяла измельченные цветные мелки и смешала с солью, потом с папой стали засыпать в стеклянную прозрачную посуду. Было столько радости, когда увидела как красиво получается. Точно можно соль назвать - Её Величеством.
Заключение.
Кажется, что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, я поняла, что мало о ней знаю.
В ходе исследовательской работы я научилась работать с книгами, узнавать из них то, что до меня уже знали другие люди. Я поняла, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.
Действительно, во время проведения опытов с солью я убедилась в том, что соль заставляет лед таять, она полностью растворяется в воде и может снова выделяться из воды, ее можно использовать как чистящее средство и для украшения новогодних веточек. Гипотезы подтвердились.
Я решила продолжать изучать про «Её величество соль!
Спасибо за внимание!
Литература
Интернет-ресурсы
О чем поет Шотландская волынка?
Фокус-покус! Раз, два,три!
Три загадки Солнца
Сказка "Морозко"
Компас своими руками