• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "История десятичных дробей"

Опубликовано Отдельнова Любовь Владимировна вкл 15.01.2018 - 10:21
Автор: 
Худякова Виктория, ученица 6 А класса МБОУ "Новолядинская СОШ"

История возникновения десятичных дробей ведется еще с ранней стадии развития человека. Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Поэтому история развития дробных чисел тесно связана с историей развития человечества. Актуальность исследования обусловлена развитием  математического мышления, основываясь на числовых представлениях в Древнем мире. Изучение исторических корней понятия десятичных дробей с древних времен  способствует развитию знаний и представлений учеников  об истории своей страны, повышает интерес к изучению  математики и других предметов.

Данный проект позволят познакомить учащихся с историей возникновения десятичных дробей, современной формы записи и понять:  необходимы ли дроби в практической жизни современного человека?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchitnoe_slovo.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Защитное слово.

   Слайд1  Уважаемое жюри, позвольте представить результаты исследовательского проекта «История возникновения десятичных дробей».

        Данный проект предназначен для   выявления того,  чтобы выяснить историю возникновения десятичных дробей и современной формы записи и решить проблему:     необходимы ли дроби в практической жизни современного человека?

Слайд 2

Творческое название проекта: этот мир придуман не нами..  .

Гипотеза проекта: Десятичные дроби исторически возникли и развивались из практической деятельности человека, возможно, правила записи изменялись с течением времени и у разных народов были     различны.

Слайд 3

 Исходя из этого, определилась цель исследования:  Изучение истории возникновения десятичных дробей и их применения в практической жизни человека.

 В процессе работы решались следующие задачи: 

1. Выяснить, когда и в каких древних источниках впервые упоминается о десятичных дробях.

2. Проследить, как менялись записи десятичных дробей на протяжении нескольких веков.

3. Выяснить, кто первый ввел в запись десятичной дроби запятую.

4. Описать, жизнь нашего класса в десятичных дробях.

  1. Выяснить, где на практике применяют десятичные дроби.

Слайд 4

   В ходе работы над проектом  я выяснила, что  история возникновения дробей,   ведется еще  с ранней стадии развития человека.    Даже деление добычи, которую охотники приносили с охоты в свои пещеры, приводил охотников к дробному делению. Им приходилось делить  2 животных на троих охотников. Вот и получал каждый 2/3 добычи.

    Кроме этого, у древних людей уже начинали появляться потребности пересчета длины, ширины площади и т.д. А так, как результат измерений не всегда был целым числом, то начали появляться дробные числа.

    У Египтян были основные, или единичные дроби.  У таких дробей числитель всегда равен единице. У жителей Вавилона использовались шестидесятеричные дроби, то есть те, у которых в знаменателе всегда была цифра 60.

Слайд 5

   История возникновения десятичных дробей,  которыми мы пользуемся сегодня, ведется из древнего Китая.    В Древнем Китае уже пользовались десятичной системой мер, обозначали дробь словами, используя меры длины чи: цуни, доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки.

   Слайд 6

    Десятичную дробь с помощью цифр и определенных знаков попытался записать арабский математик ал-Уклисиди в X веке. Свои мысли по этому поводу он выразил в "Книге разделов об индийской арифметике".

 Слайд 7

   Полную теорию десятичных дробей в XV веке дал узбекский математик и астроном Джемшид Гиясэддин ал-Каши. Он наблюдал за движением звезд, планет и Солнца, в этой работе ему необходимы были десятичные дроби. Ал-Каши написал книгу "Ключ к арифметике" (была издана в 1424 году), в которой он показал запись дроби в одну строку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Ученый пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов. Но этот труд до европейских ученых своевременно не дошел.
 Слайд 8

Примерно в это же время математики Европы также пытались найти    удобную запись десятичной дроби. В книге "Математический канон" французского математика Ф. Виета   десятичная дробь записана так 2 135436  дробная часть и подчеркивалась и записывалась выше строки целой части числа.

Слайд 9

Симон Стевин   в своей книге "Десятая" писал цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их.

   Слайд 10

1571 г. – Иоганн Кеплер предложил современную запись десятичных дробей, т.е. отделение целой части запятой.

1617 г. - шотландский математик Джон Непер  предложил отделять десятичные знаки от целого числа либо запятой, либо точкой.

Слайд 11, слайд 12

 В таблице представлена информация о том, как записывались десятичные дроби в различные периоды развития общества.

Слайд 13

Чтобы выяснить, как часто применяются десятичные дроби в повседневной жизни,  я провела анкетирование среди     взрослого населения  и выяснила, что чаще всего, в повседневной жизни с десятичными дробями сталкиваются те, кто производит финансовые операции: оплачивает счета, совершает покупки, рассчитывает семейный бюджет.

Слайд 14

Кассовые чеки из магазинов, стоимость выглядит в виде десятичной дроби, где количество рублей – это целая часть, а копейки указаны после запятой.

Расчетные листки и квитанции – которые указывают стоимость услуг, запись которых также произведена в виде десятичной дроби.

Слайд 15

Также десятичные дроби используются при составлении локальных сметных расчетов, потому как пренебрегать цифрами после запятой не стоит, потому как копейка к копейке влечет за собой рубль. Поэтому на практике я убедилась, что десятичные дроби используются нами во всех областях человеческой деятельности, а не только на уроках математики

Слайд 16  Десятичные дроби помогли мне представить мой класс на диаграмме

У нас в классе учатся  27 человек: 12 мальчиков и 13 девочек, соответственно, 0,44 и 0,46. У нас в классе 0,15 учащихся – учатся на отлично, 0,63 учащихся учатся на «4» и      « 5», примерно 0,7 учащихся занимаются в секциях и кружках.  Любимые предметы распределяются так: русский язык    , математика   , литература   ,  география

Слайд 17

Работая над проектом,  я многому научилась, например,  выполнять поставленные задачи  и решать возникающие проблемы, работать с научной литературой и  Интернет-ресурсами, производить опрос окружающих, проводить простейшие исследования в ходе изучения  истории математики.

 В дальнейшем, я планирую заинтересовать своей работой учащихся в создании брошюры задач с использованием  десятичных дробей.  

 Слайд 18  Выводы по проекту:

 1.Десятичные дроби исторически возникли и развивались из практической деятельности человека.
2. Правила записи изменялись с течением времени и у разных народов были     различны.
3.  Десятичные дроби использует  в повседневной жизни каждый современный   человек.
4.  Жизнь моего класса интересно описывается десятичными дробями.

Слайд 19, 20  Спасибо за внимание! Я готова выслушать ваши вопросы.

 


Поделиться:

Пока бьют часы

Золотой циркуль

Стеклянный Человечек

Басня "Две подруги"

Пятёрки