• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Карта мира на моем обеденном столе"

Опубликовано Дугаров Андрей Андреевич вкл 08.02.2018 - 16:35
Дугаров Андрей Андреевич
Автор: 
Ракшаев Тимур

Исследовательская работа "Карта мира на моем обеденном столе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа "Карта мира на моем обеденном столе"220.63 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»

XII Республиканская научно-практическая конференция

учащихся 5-7 классов

«Серебряная альфа»

Номинация:  окружающий мир

Тема:   «Карта мира на нашем обеденном столе»

Автор:  Ракшаев Тимур,

ученик 6 А класса МАОУ «Лингвистическая

гимназия №3 г. Улан-Удэ»

Руководитель:  Дугаров Андрей Андреевич

Тел. 89676216282

г. Улан-Удэ

2017 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3

Глава 1.Откуда родом те растения, которые мы едим?............................................................ 3

  1. Хлеб из пшеницы……………………………………………………………………………4
  2. Картофель …………………………………………………………………………………...4
  3. Белокочанная капуста………………………………………………………………………5
  4. Морковь ……………………………………………………………………………………..6
  5. Лук …………………………………………………………………………………………...6
  6. Сахарная свекла …………………………………………………………………………….7

1.2 Томат …………………………………………………………………………………………8

1.3.Огурец ……………………………………………………………………………………….9

1.5 Подсолнечник ……………………………………………………………………………….9

1.6 Апельсин……………………………………………………………………………………..9

1.7 Пряности ……………………………………………………………………………………10

1.8.Чай…………………………………………………………………………………………...10

Глава 2. Родина и центр происхождения растений ………………………………………….11

Глава 3. Исследование …………………………………………………………………………12

Заключение ……………………………………………………………………………………..13

Список используемой литературы ……………………………………………………………14

Приложения …………………………………………………………………………………….15

Введение

  Актуальность темы исследования: История переселения многих культурных растений связана с интереснейшими историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями, и в первую очередь с эпохой великих географических открытий. Узнавая родину того или иного растения, мы одновременно знакомимся с природой той страны, ее культурным прошлым, лучше понимаем необходимость охраны богатства всего растительного мира, включающего и те растения, полезные свойства которых еще не известны человеку.

Объект исследования: растения, человек, страна, откуда родом растение .

Предмет исследования: растения, которые находятся на нашем обеденном столе.

Цель исследования: исследовать родину растений-путешественников, которые были привезены в нашу страну.

Глава 1.Откуда родом те растения, которые мы едим?

   В очередной раз посетив нашу школьную столовую, я задумался, откуда родом растения, которые мы едим? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мне пришлось изучить много литературы. И вот что я выяснил...

   Мы не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба, в нашем дневном рационе есть крупы, макароны, картофель, овощи и фрукты. Все эти разнообразные продукты мы получаем от культурных растений. Между тем, в истории человечества, было время, когда не существовало ни культурных растений, ни домашних животных. Нашим далеким предкам приходилось довольствоваться лишь тем, что они находили в окружающей природе: собирали плоды, ягоды, клубни, луковицы, семена. Не брезговали мелкими животными – ящерицами, мышами, улитками.

    Люди замечали, что случайно оброненные в рыхлую землю семена давали всходы. А на выросших растениях появлялось много семян или плодов. Со временем человек догадался, что может сам творить это чудо. До того, как люди открывали новые земли, и страны они окультуривали и выращивали только те растения, которые росли в их местности. Из своих далеких путешествий люди везли новые ранее не известные в Европе растения.

   Основные растения, которые мы употребляем в пищу, это картофель, помидор, морковь, капуста, свекла и яблоко. Например, для приготовления рассольника необходимы картофель, огурцы, перловка, лавровый лист, перец. А для приготовления плова - обязательны рис и морковь. Хлеб готовят из пшеничной муки, а компот из сухофруктов (яблоко, груша, персик и т.д.).

      Наш обеденный стол является своеобразной картой мира.

        

1.1. Хлеб из пшеницы.

Мама печет хлеб дома из пшеничной муки. А каков бывает  аромат свежеиспеченного хлеба. Следующее задание у меня было узнать,  откуда же пришла к нам  пшеница. Поработав с литературой, я узнал, что пшеница к нам пришла из Двуречья. Сейчас в качестве общепризнанной родины пшеницы (как одной из основных зерновых культур) на нашей планете фигурирует по официальной версии узкая полоса, огибающая Месопотамскую низменность. А оттуда уже пшеница, как считается, разошлась по всей Земле, но в результате глобального исследования различных видов пшеницы российским ученым Вавиловым, было установлено целых три независимых друг от друга очага происхождения этой культуры. Сирия и Палестина оказались родиной "дикой" пшеницы и пшеницы-однозернянки; Абиссиния (Эфиопия) - родиной твердых сортов пшениц; а предгорья Западных Гималаев - центром происхождения мягких сортов пшеницы.пшеницапш

1.2.  Картофель

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4548ada083641f2bc5184a5f0aa01de5&n=13

     Из какого еще растения можно приготовить столько полезных и вкусных блюд, как из картофеля! Картофель всегда занимает одно из первых мест на нашем столе – вареный и жаренный, с маслом и сметаной. Картошка – прекрасный гарнир к мясу и рыбе. Без него и суп не тот. Из картофеля вырабатывают спирт, а из спирта синтетический каучук и многое другое.

Но таким универсальным продуктом картофель стал не так уж и давно.

Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего около четырехсот лет назад. Родина картофеля – Южная Америка (Чили, Перу), где он и сейчас произрастает в диком виде в горных районах. В Андах, на высоте от 500 до 4500 м, можно встретить почти все известные виды этого растения.

Испанские завоеватели в конце XV в. обнаружили на западном побережье Южной Америки совершенно не знакомый им продукт питания, который у местных жителей назывался “чуньо”. Это были высушенные клубни некоторых видов картофеля. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы рассыпали вымытые клубни на солнце, а затем оставляли их на ночь на морозе (в горных районах Анд ночи обычно морозные). Промораживание способствовало удалению влаги, уменьшало горечь клубней. После высушивания получался белый крахмалистый продукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой и в неурожайные годы.

В конце XVII в. это растение было завезено в Россию. Петр I, находясь в это время в Голландии, послал фельдмаршалу Б.Шереметеву мешок картофеля

В 1736 г. картофель уже значился в каталоге растений Петербургского аптекарского сада.

Распространение картофеля у нас вначале происходило очень медленно. Плохое отношение к новой культуре было вызвано тем, что у картофеля была мощная ботва и мелкие горьковатые клубни.

Население не знало еще, как нужно выращивать эту культуру, сеяли густо, растения затеняли друг друга и давали еще более мелкие и менее вкусные клубни.

Труден был путь картофеля по странам Европы, но, в конце концов, эта сельскохозяйственная культура завоевала всеобщее признание и сейчас стала “вторым хлебом”.

1.3. Белокочанная капуста

капустакапуста

Белокочанная капуста – народная любимица, трудно поверить, что наш исконный овощ – иностранка. Ее родина -  побережье Средиземного моря.  Почему иностранка так прижилась на нашей Земле? На Русской равнине, где поля летом поливают ливни, где осенью часты туманы капусте - приволье. До поздней осени красуются на полях, в огородах кочаны.  А что такое кочан? Мы с детства знаем загадку сорок одежек и все без застежек.

   Я начал снимать «Одежду» с капусты, оказалось, что это листья, каждый тесно прижатый к другому. Именно «сто одежек» помогают переносить осенние заморозки, а моя бабушка рассказывала, что раньше капусту сажали и в колхозном поле,  а убирали ее после выпадения первого снега.

         И еще я узнал, что белокочанная капуста имеет много родственников, это -краснокочанная, цветная, брюссельская. 

1.4. Морковь

    По латыни морковь -  карота. Вещество, которое окрашивает ее в оранжевый цвет называется каротин. Он есть во всех овощах, фруктах и ягодах желтого, оранжевого, красного цвета. Так почему его назвали по имени моркови каротин, а не тыквин, не репин. Потому, что раньше всего нашли его в моркови. Морковь можно увидеть на рынках. Она и в винегрете и  в квашенной капусте, они  и в гарнире к мясу, и моковный суп, и морковные котлеты. Суп не суп, если не плавают оранжевые кружочки. А ведь с морковью много хлопот. Пока ее туговсхожие семена сони  проснутся  разбойники сорняки тут как тут. Пропололи – опять пропалывай, иначе там, где посеяно  густо,  вырастет морковка с мышиной хвост. Теперь мне понятно, зачем мама просила чтобы при  прореживании моркови просила не жалеть морковь. morkov

         А родиной моркови  является побережье Средиземного моря. Культурная морковь как  корнеплодное овощное растение  и кормовое растение  выращивают в Европе, Азии, Америке.

1.5. Лук         luk

 Первичным центром происхождения репчатого лука и чеснока считают Среднюю Азию, где они и сейчас встречаются в диком виде. Оттуда лук попал в Египет, а затем в Грецию и другие страны. Распространен он во всем мире в качестве овощного растения. В диком виде встречается в Афганистане, Узбекистане, Турции.

Первыми узнали вкус дикого лука афганские, иранские и туркменские пастухи и охотники, бродившие по горным лугам. Лук является древнейшим растением на Земле. В Египте его выращивали 5—6 тыс. лет назад. Об этом свидетельствует надпись на пирамиде Хеопса, говорящая о том, что на покупку лука и чеснока для содержания многих тысяч рабов, которые ее строили, истрачены огромные по тем временам средства (1600 талантов серебра). Чтобы предупредить эпидемии, им ежедневно выдавали лук и чеснок.

1.6. Сахарная свекла

Чай обычно пьют с сахаром. А сахар получают из сахарной свеклы и сахарного тростн Ника. Родина сахара — Индия, где он известен 2300 лет и по-индусски именовался «сак-кара».  - сладкий, в русский и другие европейские языки заимствовано через араб. «суккар». В Европе сахар был известен еще римлянам. Коричневые сахарные крупицы приготавливали из сока сахарного тростника и ввозили в Европу из Индии. Египет, провинция Римской империи, был посредником в торговле с Индией. Позднее сахарный тростник появился на Сицилии и в Южной Испании, но с падением Римской империи эта традиция была утрачена.

        История сахара в России начинается примерно с 11-12 веков. Когда сахар впервые завезли, попробовать его могли только князь и его приближенные. Первая в России «сахарная палата» была открыта Петром I в начале XVIII века, и сырье для сахара ввозилось из-за границы. В 1802 году стало налаживаться производство сахара из отечественного сырья — сахарной свеклы сначала под Тулой, а затем во многих районах страны.

        Сахарная свекла занимает одно из первых мест среди растений по содержанию сахара. Родина ее в точности неизвестна. Ученые полагают, что в доисторические времена это был дикорастущий однолетник в Южной Европе и Северной Африке. Позже, попав в области с более прохладным климатом, сахарная свекла стала двулетником, в первый год запасающим сахар в корне, а на второй дающим семена. Сейчас ее убирают в конце первого вегетационного периода, когда масса корней и их сахаристость максимальны.  Когда я стал рассматривать мешок  с сахаром, то увидел, что  сахар произведен в Заинском заводе, позже я узнал, что сахарная свекла выращивается и Татарстане, в юго-западных районах.

1.7.  Томатtomat

    Родина томата – Мексика.

Большинство исследователей считают, что родина этого растения горные районы Перу и Эквадора. Отсюда дикий предшественник томата, как сорняк, проник в другие тропические районы Ю. Америки. В Мексике томат стали впервые возделывать, как культурное растение. Диких родственников томата и по сей день находят в тропических лесах Ю. Америки.

Появление томата в Европе произошло в эпоху Великих географических открытий. На кораблях завоевателей, тяжело груженных золотом, награбленном у индейцев, в Старый свет плыли и семена диковинных растений. В летописях говорится, что томаты были завезены на наш континент Эрнаном Кортесом в 1523г., вскоре после завоевания Мексики.

  Далее томаты завезли в Азию (на Филиппины). Потом в Китай, Японию и Индию.

  В России помидоры появились во второй половине XVIII в. Томат сначала разводили в окрестностях Бахчисарая. Из Крыма растение начало распространяться по югу нашей страны. Более известное в нашем быту название томата – помидор – происходит от итальянского “помодоро”, “золотое яблоко” и объясняется тем, что первые томаты были желтоплодными.

  В XVII в. в Европе томат был обитателем лишь ботанических садов и аптекарских огородов. Особым спросом пользовались цветки томата у европейских модниц. Появиться на светском рауте с соцветием томата, прикрепленным к корсажу, считалось высшим шиком.

В настоящее время томат распространен по всему миру.

1.8. Огурец

   А огурец, тоже самое обычное растение наших огородов, как и картофель, принадлежит к семейству тыквенных. Родина его - Индия. Но в Европе он появился очень давно. Культура огурцов была известна еще в Древней Греции. А в России огурцы широко распространились в 16-17 веках.

1.9. Подсолнечник

   Подсолнечник тоже, когда-то считался священным растением. Разве это не чудо! Солнце на востоке – и соцветия смотрят туда же, солнце на западе и соцветия на запад. Золотое изображение “солнечного цветка” носили на торжественных церемониях.

Когда завоеватели высадились на берегах юга Северной Америки, то на полях увидели необыкновенные желтые цветы. Колумб в своих дневниках записал: “Я видел злак, называемый маисом”. А один из его спутников описал маис подробнее: “На полях росли растения высотой больше метра. Казалось, что они из чистого золота, а их листья из серебра”. Испанцы стали разгребать землю: они думали, что растения растут на золотых россыпях.

  Родина подсолнечника – Мексика. Первые семянки были привезены в Европу испанцами в 1510 г. и высеяны в Мадридском ботаническом саду.

  В Россию подсолнечник попал при Петре I из Голландии и долгое время оставался огородным и декоративным растением. В 1829 г. Бокарев – крепостной крестьянин графа Шереметева открыл новое свойство “солнечного цветка”.

При помощи примитивного ручного пресса он извлек из семян подсолнечника золотистое вкусное масло. В России подсолнечник превратился из декоративного растения в масличную культуру. Поэтому Россию по праву считают второй родиной подсолнечника. Отсюда он начал новое путешествие по миру.

1.10. Апельсин

  Родина апельсина – Южный Китай, Вьетнам и Индокитай. Первые упоминания об апельсинах найдены в китайских летописях и датированы II-I вв. до н.э., причем как плоды, привезенные откуда-то в Китай. Судя по древнегреческому мифу о Геракле, в Европе об апельсинах уже знали. Свой одиннадцатый подвиг Геракл совершил, когда привез в Грецию "золотые яблоки", которые он должен был сорвать в садах дочерей ночи — Гесперид. Поэтому и все плоды цитрусовых получили свое название — гесперидии. На юг Испании апельсины были завезены в XI веке, а к 1579 г. относятся первые апельсиновые плантации в Новом Свете. В Европе сладкие апельсины стали известны лишь в начале XVI в. Апельсины там так понравились, что их стали выращивать в оранжереях. Так называли закрытые апельсиновые плантации. По-французски апельсин — "оранж". Русское слово "апельсин" происходит от английского слова "appl-син", что означает "китайское яблоко". Культивируется в тропическом и субтропическом районах стран мира. В России их возделывают на Черноморском побережье Кавказа. Апельсин считается одной из важнейших плодовых культур среди цитрусовых. Ствол апельсинового дерева достигает высоты 7-12м. Собирают апельсины, как и другие цитрусовые, вручную. Количество витаминов и других полезных веществ в кожуре втрое больше, чем в мякоти. Внутренний слой цедры богат пектином, который благоприятен для пищеварения и выводит из организма вредные вещества. Пектин используют при изготовлении джема и мармелада.

1.11. Пряности

   Пряности – разнообразные части растений, обладающие устойчивым специфическим ароматом и разной степенью жгучести. Это были первые вещества, которые человек стал добавлять к пище, возможно даже раньше соли. На Востоке пряности употребляли уже 5 тыс. лет назад.

   В годы раннего средневековья, центр торговли пряностями был в Константинополе, а еще позже в X I V в. монополистом стала морская держава – Венеция. Цены на пряности в это время выросли неимоверно и поэтому использовались только очень богатыми людьми.

В средние века пряности часто заменяли в платежах золото и даже служили мерой веса.

Так 1000 зерен хорошего черного перца должны были весить ровно 460г.

Великие географические открытия конца XV – начала XVI вв, открыли морской путь в Индию вокруг Африки, Америки…

Еще Васко да Гама привез из своего плавания перец, корицу, гвоздику и имбирь.

Испанцы завезли из Америки неизвестные на Востоке ваниль и стручковый перец.

1.12. Чай

чай

  Среди разнообразных напитков, которые мы потребляем дома и в школьной столовой самый известный и распространенный - чай. Его пьют всюду.

Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он необходим так же, как хлеб. Родина чая – Китай. Впервые его стали пить пастухи, они сушили листья и заваривали ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил. Распространению чая способствовал китайский император Киенг Лонг. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру. Он попадает в Японию, Корею, Индию, Среднюю Азию.

В 1818 году чай попадает в Россию, его стали выращивать в Крыму, а затем на Кавказе.

Глава 2. Родина и центр происхождения растений

  Выдающийся учёный Николай Иванович Вавилов выяснил, что все эти растения попали в нашу страну с других материков.

У каждого есть своя родина или центр происхождения. Таких центров Н.И.Вавилов насчитал 7:

1. Южноазиатский тропический (Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии). Отсюда родом рис, чайный куст, сахарный тростник, огурец.

2. Восточноазиатский (Центральный и Восточный Китай, Япония, остров Тайвань, Корея.) Это родина китайских яблок.

3. Юго-Западноазиатский (Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Северо-Западная Индия). А здесь растут мягкая пшеница и черешня или как мы привыкли ее называть, вишня.

4. Средиземноморский (Это страны расположенные по берегам Средиземного моря). А это родина знакомых нам капусты, моркови и свеклы.

5. Эфиопский или Абиссинский (Небольшой район Африканского материка). Отсюда родом кофе и сладкий арбуз.

6. Центральноамериканский (Южная Мексика). Родина подсолнечника, перца.

7. Южноамериканский (Андийский) ( часть Андийского горного хребта вдоль западного побережья Южной Америки). Из этого центра произошли картофель, помидоры и какао.

Глава 3. Исследование

Работая над своим проектом, я решил узнать, какие растения-путешественники есть в меню нашей столовой и как часто они употребляются.

  • Для этого, я исследовал меню нашей школы.
  • Я провел исследование, опросив 30 человек и выяснил, какие овощи употребляют они ежедневно, составил рейтинг.

Опрошенные должны были отметить те овощи, которые они употребляют ежедневно (в школе и дома).

Список овощей: томаты, перец, хлеб, картошка, свёкла, чай, огурцы капуста.

Основные растения, которые мы употребляем в пищу, это картофель, помидор, морковь, капуста, свекла и яблоко.

 Заключение

  Занимаясь исследованием по этой теме, мы узнали много интересного о растениях, которые стали привычными на нашем столе и без которых мы не представляем наш рацион. Конечно, это далеко не все растения, родиной которых являются другие страны и континенты. Я обязательно узнаю, откуда появились многие другие продукты на нашем обеденном столе.

  В ходе проведения исследования мы выяснили: большинство культурных растений, присутствующих в нашем меню, произошли за пределами нашей страны.

  Таким образом, я узнал центры происхождения некоторых растений, которые были у меня на обеденном столе. Из исследований я узнал, что почти вся карта мира находится у меня на столе, но больше всего из Африки, побережья Средиземного моря,  Азии и Южной Америки. Почему-то я не нашел ни одного растения из Австралии, спросил об этом учителя географии,  и он рассказал, что до открытия материка европейцами здесь занимались охотой, собирательством, значит они не выращивали растения.  При подготовке данного материала я прочитал, что картофель можно распространять разными способами, и решил на следующее лето провести исследовательскую практическую работу – способы размножения картофеля.

Список используемой литературы

  1. Горев Л.А. Удивительные загадки растений.- М.:Просвещение,1987
  2. Кириллова И. Г. Растения-путешественники.- М.: Просвещение, 1996
  3. Колтун М. Мир растений.- М.: Детская литература, 1995
  4. Райт М. Что, как и почему? Удивительный мир природы.- М.: Астель АСТ, 2001
  5. Сёмке А.И. Занимательный мир растений. - М.: НЦ ЭНАС, 2006
  6. Фещенко И.Т, Вожегова Р.В. Природа. Растения.- М.- «Слово»,1995
  7. Большая советская энциклопедия.
  8. Интернет - ресурсы

Приложение 1

Результаты опроса учащихся гимназии «Какие овощи употребляют ежедневно».

Овощи

Дома

В школе

Апельсины

2

1

Хлеб

30

30

Картофель

27

26

Чай

22

20

Перец

2

0

Огурцы

17

16

Свекла

7

5

Томаты

19

18

Рецензия

на исследовательскую работу учащегося 6А класса МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ» Ракшаева Тимура по теме «Карта мира на нашем обеденном столе».

  Выбор темы учащейся был сделан самостоятельно в связи с интересом к данной теме. Тимур работал над темой в течении учебного года. В работе прослеживается интерес к данной теме. Работа выдержана в нужном объеме, имеется подробный план, список используемой литературы. В теме раскрывается история происхождения и произрастания многих растений, которые человек использует в приготовлении пищи, составлена презентация «Откуда к нам поступают эти растения». Показаны умения работать с различной литературой, умение проводить опрос среди учащихся.

  Работа рекомендуется для защиты на республиканской научно-практической  конференции.

Учитель биологии

 МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»______________Шишкина Т.И.


Поделиться:

Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым

Какая бывает зима

Убунту: я существую, потому что мы существуем

Волшебные звуки ноктюрна

Цветущая сакура