«Подбор базового ассортимента декоративных травянистых растений для цветоводческого отдела УОУ МОУ - СОШ с. Балтай»Школьный двор - это то, с чем мы сталкиваемся каждый день. В немалой степени наше настроение и отношение к школе зависит от его вида.
Наша школа окружена шестью клумбами, на которых растут множество различных растений. Здесь есть как древесные, так и травянистые растения. На наших клумбах есть пионы, ирисы, васильки – многолетники – старожилы, зарекомендовавшие себя как устойчивые к неблагоприятным условиям и высокодекоративные виды. Ежегодно к ним присоединяются однолетники, которые, к сожалению, не всегда оправдывают возложенные на них надежды. Поэтому, по итогу наших занятий в объединении «Прикладная ботаника», мы решили составить список видов и сортов травянистых многолетних, однолетних и двулетних растений, рекомендуемых к использованию при озеленении школьного двора.
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.doc | 31.5 КБ |
prakticheskaya_znachimost.docx | 14.47 КБ |
karta_otsenki.doc | 45.5 КБ |
mehanizmy_i_etapy.docx | 18.58 КБ |
Введение.
Школьный двор - это то, с чем мы сталкиваемся каждый день. В немалой степени наше настроение и отношение к школе зависит от его вида.
Наша школа окружена шестью клумбами, на которых растут множество различных растений. Здесь есть как древесные, так и травянистые растения. На наших клумбах есть пионы, ирисы, васильки – многолетники – старожилы, зарекомендовавшие себя как устойчивые к неблагоприятным условиям и высокодекоративные виды. Ежегодно к ним присоединяются однолетники, которые, к сожалению, не всегда оправдывают возложенные на них надежды. Поэтому, по итогу наших занятий в объединении «Прикладная ботаника», мы решили составить список видов и сортов травянистых многолетних, однолетних и двулетних растений, рекомендуемых к использованию при озеленении школьного двора.
Клумбы расположены по периметру здания школы и находятся полукругом: № 1 с северной части здания, № 2 и №3 с западной части, № 4 – отнесена от здания школы и прилегает к северной стороне одноэтажного гаража, № 5и №6 обрамляют школу с южной стороны. В связи со столь разным расположением наши участки имеют неоднородую освещенность.
Клумба под № 1 находится в тени. ( Освещена Солнцем максимум 4 часа в сутки)
Клумбы под № 2 и3 расположены в нормальном освещении.
Клумба под №4 находится в полутени, а клумбы под № 5 и 6 находятся на ярком освещении.
К сожалению, на нашем участке почва не плодородная и истощенная, а так же из – за того что школьный двор расположен на искусственно выровненной площадке, глубина почвенного слоя неравномерна. Исходный рельеф - это склон северной экспозиции, поэтому с южной стороны школы почва в клумбах насыпная и ее слой составляет от 20 до 35-40 см.
Полив в настоящее время уже третий год проводится как лейками, так и дождеванием при помощи переносных поливалолок. Но из – за того, что по насыпной землей находится слой состоящей из опоки и песка, которыми перед началом строительства была засыпана площадь школьного двора влагоемкость почвы очень низкая и растения испытывают, особенно на южных клумбах, недостаток влаги.
Таким образом, нам нужны растения, которые не требовательны к плодородию, засухоустойчивые, солнцелюбивые, теневыносливые. При этом сортимент растений должен быть таким, чтобы клумбы всегда оставались красивыми с мая по октябрь.
Так же при подборе растений следует учесть тематику клумб:
№1 – теневая клумба
№2 - цветочное панно
№3,5 и 6 – парадные клумбы,
№ 4 клумба - коллекция декоративных форм дикорастущих, сорных и овощных растений.
Исходя из имеющихся условий, мы поставили перед собой следующую цель: составить перечень растений, которые следует использовать как универсальный набор, позволяющий иметь гарантированный успех.
Дня достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить состояние насаждений на клумбах
2. Определить параметры декоративности растений разных видов в вышеуказанные периоды.
3. Оптимизировать ассортимент декоративных растений и структуру зеленых насаждений различного целевого назначения
4. Составить список растений рекомендованных к выращиванию на клумбах цветочного отдела учебно – опытного участка МОУ СОШ с. Балтай
5. Разработать рекомендации по реконструкции участков с неудовлетворительным озеленением.
Практическая значимость проекта.
Реорганизация цветоводческого отдела идет уже четвертый год. Конечно, нельзя не отметить ее позитивной динамики, не смотря на трудные погодные условия и отсутствие больших капиталовложений, изменения заметны: стал больше ассортимент растений, большую площадь стали занимать многолетники, вырыты компостные ямы и получено свое органическое удобрение, которое не требует машину для доставки. Положительные изменения заметны не только людям, интересующимся биологией замечающим увеличение видов, но и остальным. Так весной 2011 года для другого проекта мы делали опрос, по которому получили следующие результаты:
Но любая деятельность требует промежуточного анализа для корректировки направления. Цветоводческий отдел занимает 4 место по размеру в структуре пришкольного участка после дендрологического, плодово - ягодного и овощного. К тому же он должен выполнять эстетическую функцию. Следовательно, для его преобразования необходимо было изучить имеющиеся условия, и рассмотреть сортимент имеющихся растений, разработать стратегию и план посадки растений, которые бы совместили в себе следующие критерии:
- эстетику
- упрощение ухода
- повышение почвенного плодородия
- наличие идеи при посадке групп растений ( коллеция, цветочное панно и пр.)
- воспроизводство посадочного материала
Оценив декоративность всех имеющихся травянистых декоративных культур, мы смогли составить базовый перечень растений как в целом по участку, так и по каждой клумбе отдельно.
Это позволит:
Механизмы и этапы реализации проекта.
«Прикладная ботаника» занимается усовершенствованием клумб с осени 2008 года. За этот период были изучены почвенно – климатические условия участков, велись наблюдения за растениями, подбирались культуры, проявляющие более терпимое отношение к неблагоприятным условиям. Поэтому весной 2011 года авторы данного проекта опираясь на имеющийся материал: планы участков, их почвенно – климатическую характеристику, литературу и интернет – ресурсы, а так же на собственные возможности приступили к его реализации.
В ходе подготовки к осуществлению проекта был разработан план.
Описание осуществления основных этапов.
Видовой состав цветоводческого отдела УОУ
Двулетники Гайлардия Люпин Рудбекия Многолетники |
Аквилегия Астра многолетняя Гладиолусы Ирисы Лилии Папоротник Пионы травянистые Тюльпаны Тысячелистник Хризантемы |
Списки растений для планируемой посадки в цветоводческом отделе УОУ в 2011 году.
Однолетние | Двулетние | Многолетние |
Агератум | Перетрум | Лилейник |
Астры однолетние | Хоста | |
Бархатцы отклоненные | ||
Георгина однолетняя | ||
Герань (пеларгония) | ||
Декоративная капуста ( к одн. т.к декоративна в первый год) | ||
Календула | ||
кислица | ||
Космея | ||
Кохия | ||
Клещевина | ||
Клеома | ||
Лаватера | ||
Львиный зев высокорослый и низкорослый | ||
Молочай окаймленный | ||
Портулак | ||
Петуния | ||
Циния | ||
Эшольция |
Однолетние | Двулетние | Многолетние |
Агератум | Перетрум | Лилейник |
Астры однолетние | Хоста | |
Бархатцы отклоненные | ||
Георгина однолетняя | ||
Герань (пеларгония) | ||
Декоративная капуста ( к одн. т.к декоративна в первый год) | ||
Календула | ||
кислица | ||
колеус | ||
Космея | ||
Кохия | ||
Клещевина | ||
Клеома | ||
Лаватера | ||
Львиный зев низкорослый | ||
Молочай окаймленный | ||
Подсолнечник декоративный. | ||
Портулак | ||
Петуния | ||
Щирица | ||
Циния | ||
Эшольция |
Карты для оценочного обхода разрабатывались следующим образом. На Каждую клумбу был заведен бланк с таблицами отдельно для многолетних, двулетних и однолетних растений. Каждый вид растений оценивался визуально по четырехбальной шкале – результат указывался в графе «состояние», так же отмечался год посадки растения и в примечаниях указывалась «+» целесообразность или «-» нецелесообразность его дальнейшего использования.
3 балла – состояние отличное: высокая эстетическая ценность; растения с высокими декоративными качествами, развитие соответствует сезону.
2 балла - состояние хорошее: растения декоративны, достаточно развиты.
1 балл – состояние удовлетворительное: растения в момент осмотра недекоративны, но это связано со стадией их развития.
0 баллов – плохое состояние: растения неразвиты, неэстетичны, больны, поражены вредителями.
Результаты обрабатывались следующим образом.
Снег своими руками
Хитрый коврик
Астрономический календарь. Май, 2019
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"