• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Музыкальная культура древней Руси

Опубликовано Громова Елена Вячеславовна вкл 23.02.2018 - 18:43
Автор: 
Попова Елена
НА РУСИ ДУДКИ, ГУСЛИ, СВИРЕЛИ, БУБНЫ, ФЛЕЙТЫ И ДРУГИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОПРОВОЖДАЛИ ВЫСТУПЛЕНИЯ СКОМОРОХОВ, ЗВУЧАЛИ ВО ВРЕМЯ КНЯЖЕСКИХ И ЦАРСКИХ ПИРОВ, НАРОДНЫХ ГУЛЯНИЙ. uИНСТРУМЕНТЫ ДЕЛИЛИСЬ НА «ВЫСОКИЕ», ТО ЕСТЬ ДОСТОЙНЫЕ УВАЖЕНИЯ, И НИЗКИЕ, ДЬЯВОЛЬСКИЕ. В ДРЕВНЕЙ РУСИ СУЩЕСТВОВАЛО ДВА ИЗНАЧАЛЬНЫХ ПРОТИВОПОСТАВЛЯВШИХСЯ ДРУГ ДРУГУ ПОНЯТИЯ: 
МУСИКИЯ (МУЗЫКА) И ПЕНИЕ. МУСИКИЯ — ЭТО ТОЛЬКО ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА.
ИГРА НА СТРУННЫХ НАЗЫВАЛАСЬ ГУДЕНИЕМ, НА ДУХОВЫХ —СОПЕНИЕМ.ПОРОЙ ИГРА СОПРОВОЖДАЛА ПЕНИЕ.
 НО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА НА РУСИ НЕ ИМЕЛА. КАЖДОМУ ИНСТРУМЕНТУ ПРИ ЭТОМ ОТВОДИЛАСЬ СВОЯ РОЛЬ: ВЫХОД КОРОЛЯ ДОЛЖЕН СОПРОВОЖДАТЬСЯ ЗВУКАМИ ФЛЕЙТЫ, ТРУБЫ, СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ПРИЕМ ПОСЛА — ЗВУКАМИ ФЛЕЙТЫ, КНЯЗЯ ДОЛЖНЫ СОПРОВОЖДАТЬ ТРУБЫ И ТИМПАНЫ.
ВСЕГО  ВЫДЕЛЯЛИ 5 ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ДУХОВЫЕ, СТРУННЫЕ (ЛИРА), СО СТРУНАМИ ИЗ ЖИЛ, С МЕДНЫМИ СТРУНАМИ (НАПРИМЕР, ДОМРА), УДАРНЫЕ.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_kultura_drevney_rusi_15-16_vek.pptx1.57 МБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальная культура Древней Руси 15-16 век.

Слайд 2

Н А Р УСИ СУЩЕСТВОВАЛА ОТЛИЧНАЯ ОТ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМА ЗАПИСИ НОТ. Р ОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ У НАС ТАКЖЕ БЫЛА ИНОЙ. Н А РУСИ ДУДКИ, ГУСЛИ, СВИРЕЛИ, БУБНЫ, ФЛЕЙТЫ И ДРУГИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОПРОВОЖДАЛИ ВЫСТУПЛЕНИЯ СКОМОРОХОВ, ЗВУЧАЛИ ВО ВРЕМЯ КНЯЖЕСКИХ И ЦАРСКИХ ПИРОВ, НАРОДНЫХ ГУЛЯНИЙ.

Слайд 3

Н А Р УСИ СКОМОРОШЕСТВО ВНАЧАЛЕ АССОЦИИРУЕТСЯ С ВИЗАНТИЙСКОЙ ПРИДВОРНОЙ КУЛЬТУРОЙ, НО ПОСТЕПЕННО СЛИВАЕТСЯ С ЯЗЫЧЕСКИМИ ИГРИЩАМИ. У ЖЕ СТОГЛАВЫЙ СОБОР 1551 Г. ЗАПРЕЩАЕТ ВСЯКИЕ ЗРЕЛИЩА И ПЛЯСКИ, А ВМЕСТЕ С НИМИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. В XVII ВЕКЕ ПРИ ЦАРЕ А ЛЕКСЕЕ М ИХАЙЛОВИЧЕ, КОГДА БЫЛИ ОСОБЕННО ОЩУТИМЫ ГОНЕНИЯ НА СКОМОРОХОВ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРЕСЛЕДОВАЛИСЬ С ОСОБОЙ ЯРОСТЬЮ, ИХ СЖИГАЛИ НА ПЛОЩАДЯХ.

Слайд 5

ИНСТРУМЕНТЫ ДЕЛИЛИСЬ НА «ВЫСОКИЕ», ТО ЕСТЬ ДОСТОЙНЫЕ УВАЖЕНИЯ, И НИЗКИЕ, ДЬЯВОЛЬСКИЕ. В ДРЕВНЕЙ РУСИ СУЩЕСТВОВАЛО ДВА ИЗНАЧАЛЬНЫХ ПРОТИВОПОСТАВЛЯВШИХСЯ ДРУГ ДРУГУ ПОНЯТИЯ: МУСИКИЯ (МУЗЫКА) И ПЕНИЕ . МУСИКИЯ — ЭТО ТОЛЬКО ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА. ИГРА НА СТРУННЫХ НАЗЫВАЛАСЬ ГУДЕНИЕМ , НА ДУХОВЫХ — СОПЕНИЕМ . ПОРОЙ ИГРА СОПРОВОЖДАЛА ПЕНИЕ. НО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА НА РУСИ НЕ ИМЕЛА. КАЖДОМУ ИНСТРУМЕНТУ ПРИ ЭТОМ ОТВОДИЛАСЬ СВОЯ РОЛЬ: ВЫХОД КОРОЛЯ ДОЛЖЕН СОПРОВОЖДАТЬСЯ ЗВУКАМИ ФЛЕЙТЫ, ТРУБЫ, СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ПРИЕМ ПОСЛА — ЗВУКАМИ ФЛЕЙТЫ, КНЯЗЯ ДОЛЖНЫ СОПРОВОЖДАТЬ ТРУБЫ И ТИМПАНЫ. ВСЕГО ВЫДЕЛЯЛИ 5 ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ДУХОВЫЕ, СТРУННЫЕ (ЛИРА), СО СТРУНАМИ ИЗ ЖИЛ, С МЕДНЫМИ СТРУНАМИ (НАПРИМЕР, ДОМРА), УДАРНЫЕ.

Слайд 6

В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НИКОГДА НЕ БЫЛО. ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА СВОДИЛАСЬ К ПЕНИЮ A CAPELLA (А КАПЕЛЛА), ТО ЕСТЬ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА ВПИТЫВАЛА В СЕБЯ МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ, ЕЕ МОГУЧИЙ РАСЦВЕТ В XVI В. СВЯЗАН С ОБРАЗОВАНИЕМ МЕСТНЫХ РЕДАКЦИЙ НАПЕВОВ И ПЕВЧЕСКИХ ШКОЛ. ХОР ДЕЛИЛСЯ ОБЫЧНО НА ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ И ПОДЬЯКОВ. ВНУТРИ КАЖДОЙ КАТЕГОРИИ СУЩЕСТВОВАЛО КВАЛИФИКАЦИОННОЕ ДЕЛЕНИЕ: ЛУЧШИЕ МАСТЕРА ОБРАЗОВЫВАЛИ ГРУППУ ПОД НАЗВАНИЕМ «БОЛЬШАЯ СТАНИЦА» , МАСТЕРА ПОХУЖЕ ВХОДИЛИ В ГРУППУ ПОД НАЗВАНИЕМ «МЕНЬШАЯ СТАНИЦА» , ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К МОСКВЕ ПОЯВИЛАСЬ «МОСКОВСКАЯ СТАНИЦА». ОСОБЕННОСТЬЮ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ В XVI В. БЫЛА МНОГОРАСПЕВНОСТЬ ПЕСНОПЕНИЙ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. ВПЕРВЫЕ В XVI В. ПОЯВЛЯЮТСЯ АВТОРСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Слайд 7

ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ РУССКИХ ТЕОРЕТИКОВ МУЗЫКИ СЧИТАЕТСЯ, НАПРИМЕР, ИВАН ШАЙДУР. НА РУБЕЖЕ XV—XVI СТОЛЕТИЙ В МОСКВЕ ВОЗНИК ПРИДВОРНЫЙ ХОР — ГОСУДАРЕВЫХ ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ — И ПАТРИАРШИЙ ХОР — ПАТРИАРШИХ ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ . ХОР ГОСУДАРЕВЫХ ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ ПРИ ИВАНЕ ГРОЗНОМ ВКЛЮЧАЛ НЕ БОЛЕЕ 30 ЧЕЛОВЕК. В XV—XVIВВ. ПРОИЗОШЛО ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ИДЕИ АНГЕЛОГЛАСНОГО ПЕНИЯ, С КОТОРОЙ СВЯЗЫВАЛОСЬ ОДНОГОЛОСНОЕ, УНИСОННОЕ ПЕНИЕ. НАЧИНАЯ С XV В. В РУССКОЙ ИКОНОПИСИ АКТИВНО РАЗВИВАЕТСЯ ИКОНОГРАФИЯ ТРОИЦЫ. НАИВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫРАЖЕНИЯ БОГОСЛОВСКОЕ УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ ДОСТИГЛО В ИКОНЕ АНДРЕЯ РУБЛЕВА. ЭТО СВОЕОБРАЗНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДОГМАТА О ТРИЕДИНОМ БОГЕ. ИДЕЯ ТРИЕДИНСТВА ВЫРАЗИЛАСЬ И В РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКЕ ОСОБОЙ ФОРМОЙ МНОГОГОЛОСИЯ ТРОЕСТРОЧИЕМ , ТО ЕСТЬ ТРЕХГОЛОСИЕМ. АНГЕЛЬСКОЕ ПЕНИЕ ТЕПЕРЬ СЧИТАЕТСЯ СВЯЗАННЫМ С ТРОИЦЕЙ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, НАРЯДУ С МОНОДИЕЙ, ТРЕХГОЛОСНОЕ ПЕНИЕ — ЭТО ОДНА ИЗ ФОРМ АНГЕЛЬСКОГО ПЕНИЯ. ИДЕЯ ТРОИЦЫ С БЕССМЕРТНОЙ РУБЛЕВСКОЙ ИКОНЫ ПЕРЕХОДИТ В МУЗЫКУ. НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ ТЕПЕРЬ ПОРУЧАЮТСЯ ТРЕМ ЮНОШАМ, КОТОРЫХ НАЗЫВАЛИ ИСПОЛАТЧИКАМИ ( ИСПОЛАТЧИК —ОТ ГРЕЧЕСКОГО ВЫРАЖЕНИЯ «ИСПОЛЛА ЭИ ДЕСПОТА» — МНОГИЕ ЛЕТА ТЕБЕ, ГОСПОДИН).

Слайд 8

Певчие школы.

Слайд 9

Т РОЕСТРОЧНОЕ ПЕНИЕ ИСПЫТАЛО ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА (ИМЕЕТСЯ В ВИДУ РУССКАЯ ПРОТЯЖНАЯ ПЕСНЯ). Т РОЕСТРОЧНОЕ ПЕНИЕ — ЭТО ТОЖЕ ПРОТЯЖНАЯ ПЕСНЯ, КОГДА ТРИ ГОЛОСА ПЛАВНО ТЕКУТ, КАК ТРИ ЛЕНТЫ, ТО ПЕРЕПЛЕТАЯСЬ, ТО ИДЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО. К XVI В. СЛОЖИЛОСЬ ДВА ТИПА МНОГОГОЛОСИЯ: 1) ДЕМЕСТВЕННОЕ, ИМЕВШЕЕ ОСОБУЮ ДЕМЕСТВЕННУЮ НОТАЦИЮ; 2) ТРОЕСТРОЧНОЕ (СТРОЧНОЕ), КОТОРОЕ ЗАПИСЫВАЛИ ЗНАМЕННОЙ НОТАЦИЕЙ, ПРИЧЕМ ГОЛОСА НА СТРОКЕ ЗАПИСЫВАЛИСЬ ПООЧЕРЕДНО КРАСНЫМ И ЧЕРНЫМ ЦВЕТОМ.( В ДРЕВНЕРУССКИХ ПЕВЧЕСКИХ РУКОПИСЯХ НАПЕВ ВЫРАЖАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНОГО ВИДА НОТНЫХ ЗАПИСЕЙ (НОТАЦИЙ).) С РЕДИ БЕЗЛИНЕЙНЫХ НОТАЦИЙ ГЛАВЕНСТВУЮЩИМ ВИДОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЗНАМЕННАЯ (ОТ ДРЕВНЕРУССКОГО "ЗНАМЕНА" - ЗНАК). В XVI ВЕКЕ ПОЛУЧИЛИ РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ДРУГИЕ НОТАЦИИ - ДЕМЕСТВЕННАЯ И ПУТЕВАЯ - ОНИ ТАКЖЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НЕКОТОРЫМ ЧИСЛОМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РУКОПИСЕЙ И ОТДЕЛЬНЫМИ ПЕСНОПЕНИЯМИ В ЗНАМЕННЫХ РУКОПИСЯХ.

Слайд 10

Нотные записи

Слайд 11

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ МУЗЫКИ ОДНИМ ИЗ ПРИЗНАКОВ ЖАНРОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПЕСНОПЕНИЙ БЫЛ СПОСОБ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ. ЭТИХ СПОСОБОВ ЧЕТЫРЕ — ХОРОВОЕ ПЕНИЕ , СОЛЬНОЕ , РЕСПОНСОРНОЕ (ПЕНИЕ СОЛИСТА С ПРИПЕВАМИ ХОРА ИЛИ НАРОДА) И АНТИФОННОЕ . ЕСЛИ РАСПОЛОЖИТЬ ЖАНРЫ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ (В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КАЖДОГО ЖАНРА), ТО ЭТОТ СПИСОК БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: ПСАЛМЫ, ТРОПАРИ, КОНДАКИ, СТИХИРЫ, ИРМОСЫ, КАНОНЫ . ПРОСТЕЙШИЙ ДРЕВНЕРУССКИЙ ПЕВЧЕСКИЙ ЖАНР — ЭТО РАСПЕВНОЕ ЧТЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ И СВЯЩЕННЫХ КНИГ, СВЯЗАННОЕ С ДРЕВНЕРУССКИМИ БЫЛИНАМИ И ПЛА- ЧАМИ. ОСОБОЕ МЕСТО В РУССКОЙ ГИМНОГРАФИИ ЗАНИМАЛИ ПЕСНОПЕНИЯ, СОПРОВОЖДАВШИЕ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВА И СВЯЗАННЫЕ С РИТУАЛОМ. ЭТИ ПЕСНОПЕНИЯ ЯВЛЯЛИСЬ, КАК ПРАВИЛО, МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬМИНАЦИЕЙ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕВЧЕСКОГО ЦИКЛА. К ПЕСНОПЕНИЯМ ДАННОГО ТИПА ОТНОСЯТСЯ: ХЕРУВИМСКИЕ ПЕСНИ (ОНИ НАЧИ- НАЮТСЯ СО СЛОВ «ИЖЕ ХЕРУВИМЫ); АЛЛИЛУАРИИ (ПОВТОРЯЕМЫЙ В ПРАВОСЛАВИИ ТРИ РАЗА И ОБРАЩЕННЫЙ КО ВСЕМ ТРЕМ ИПОСТАСЯМ ТРОИЦЫ ПРИПЕВ «АЛЛИЛУЙЯ» В ПЕРЕВОДЕ С ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОГО ЯЗЫКА ОЗНАЧАЕТ «ХВАЛИТЕ ГОСПОДА»);

Слайд 12

И ТАК, ДО XVII В. МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ РУСИ СВОДИЛАСЬ К ЦЕРКОВНЫМ ПЕСНОПЕНИЯМ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. Ц ЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ ОСНОВЫВАЛОСЬ НА ПРИНЦИПАХ ОСМОГЛАСИЯ И МОНОДИИ, НА СТРОГОМ СОБЛЮДЕНИИ КАНОНА. Д О XVI В. ДРЕВНЕРУССКАЯ МУЗЫКА БЫЛА АНОНИМНОЙ (ИМЕНА ПЕРВЫХ ИЗВЕСТНЫХ НАМ КОМПОЗИТОРОВ ОТНОСЯТСЯ К XVI В.). П ЕРЕМЕНЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ XVII В., СВЯЗАННЫЕ С ПОЯВЛЕНИЕМ СВЕТСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ, С УСИЛЕНИЕМ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ВЛИЯНИЯ, ПРИОБРЕЛИ НЕОБРАТИМЫЙ ХАРАКТЕР.

Слайд 13

М ОЖНО СОЖАЛЕТЬ ОБ УШЕДШЕЙ В НЕБЫТИЕ ДУХОВНОСТИ, ОБ УТРАЧЕННЫХ ОТЧАСТИ ТРАДИЦИЯХ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ, НО ПРИДЕТСЯ ПРИЗНАТЬ НЕИЗБЕЖНОСТЬ ПРИХОДА НОВОГО. М УЗЫКА ЭПОХИ БАРОККО ОТКРЫЛА ДОРОГУ СВЕТСКИМ ЖАНРАМ (ОПЕРА, ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА), СПОСОБСТВОВАЛА СТАНОВЛЕНИЮ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ XVIII—XIXВВ. В ДАЛЬНЕЙШЕМ «СЛАДКОЗВУЧНАЯ» МЕЛОДИЯ ВТОРГАЛАСЬ И В ДУХОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ, БЛАГОДАРЯ ТВОРЧЕСТВУ ЧАЙКОВСКОГО, РАХМАНИНОВА, ЧЕСНОКОВА, ДРУГИХ ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРОВ. Н О ОБРАЗЦАМИ ДЛЯ НИХ ОСТАВАЛИСЬ ДРЕВНЕРУССКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ, ВЕЛИ- ЧЕСТВЕННЫЕ ЗНАМЕННЫЙ И ДЕМЕСТВЕННЫЙ РАСПЕВЫ. П РЕЕМСТВЕННОСТЬ СОХРАНИЛАСЬ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, И В ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКЕ.

Поделиться:

Золотая хохлома

И тут появился изобретатель

Всему свой срок

Убунту: я существую, потому что мы существуем

Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?