Исследовательская работа Муллахметовой Э.А.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_mullahmetovoy_e.a.docx | 44.42 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пестречинская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Секция 2: «Медицина Елабуги. Листая страницы истории»
Исследовательская работа
Тема: «В.М. Бехтерев. Великая тайна мозга»
Автор работы
Муллахметова Эндже, 9Б класс, МБОУ «ПСОШ №1»
Руководитель: Муллахметова Лилия Рафисовна, учитель русского языка и литературы
Пестрецы / 2016г
Оглавление
Выдающийся отечественный ученый, организатор и основоположник советской науки, невропатолог и психиатр, специалист в области морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга, психолог и педагог, крупный общественный деятель, создатель научной школы, учебных центров – так с гордостью можем сказать об одном очень талантливом человеке – Владимире Михайловиче Бехтереве – многогранном ученом. Тема моего исследования - «В.М. Бехтерев – врач-гипнолог» - актуальна на сегодняшний день.
Я выбрала данную тему, потому что, во-первых, мне она интересна с точки зрения будущего работника медицины (я мечтаю стать врачом). Во-вторых, столь талантливый ученый поразил меня своим оптимизмом, необыкновенной работоспособностью, фантастической энергией и гуманизмом. Конечно же, мне как жителю Татарстана интересны жизнь нашего земляка и особенно годы работы ученого, проведенные в Казани.
Изучая жизнь и деятельность знаменитого ученого, я проявила огромный интерес к теории внушения, которая играет важную роль в воспитании и в медицине. Думаю, что это важные вопросы для обсуждения на сегодняшний день. Многие люди часто бывают подвержены стрессу и следуют негативным примерам. Как внушение может помочь сберечь здоровье человека? Как правильно воспитать молодое поколение, вырастить критических мыслителей развитого общества? На эти вопросы можно найти ответы, исследуя жизнедеятельность Владимира Михайловича Бехтерева.
Мое внимание также привлекли идеи В.М. Бехтерева, выдвинутые по поводу борьбы с пьянством. Думаю, эти вопросы будут интересны многим людям.
Чтобы понять смысл теорий и учений В.М. Бехтерева, нужно обратиться к жизни неповторимого ученого и человека.
2. Основная часть
Детство.
Владимир Михайлович Бехтерев родился 20 января 1857 года в семье станового пристава Михаила Павловича в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии. Мать его Мария Михайловна была очень доброй интеллигентной женщиной. Родители старались дать детям достойное образование. Несмотря на то что родители были строгими, они много времени проводили с детьми, беседуя на различные темы. Нужно отметить, что Михаил Павлович очень любил бывать на природе и восхищаться птицами. Даже в доме в одной комнате завел множество птиц, а дети помогали ему ухаживать за ними. В связи с болезнью отца семье пришлось переехать в город Глазов. В это время Владимиру исполнилось 6 лет. Он был любознательным и смышленым мальчиком. О том, что этот ребенок был наделен великолепной памятью, с восхищеньем заметил друг семьи пан Казимир, один из ссыльных, участник польского восстания. Он готовил его к поступлению в гимназию. В свободное от учебы время пан Казимир гулял с Владимиром и Николаем по лесу. В дальнейшем Владимир заинтересовался жизнью насекомых и стал коллекционировать бабочек. Пан Казимир добыл где-то «Определитель насекомых», по которому можно было опознать каждую бабочку, а отец привез том Брема, в котором описывалась жизнь насекомых.
К весне 1865 года здоровье отца ухудшилось, и семья переехала в город Вятка. Вскоре отец умер, мать Мария Михайловна осталась одна с тремя сыновьями (Николай учился в гимназии, Александр проучился 4 класса, а Владимир готовился к поступлению в гимназию.) В 1867 году Володя успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен сразу во второй класс. Учился охотно. Особенно запомнился ему учитель физики, математики и естественной истории Василий Петрович Хватов и историк Яков Григорьевич Рождественский. Это были очень доброжелательные люди, отлично знавшие свой предмет, требовательные, но имевшие чувство юмора. В период обучения в гимназии Владимир Бехтерев увлекался чтением сочинений естественнонаучного характера и перечитал весь запас их в местной публичной библиотеке. Позже, вспоминая свои гимназические годы, он напишет: «Полагаю, что не было сколько-нибудь известной популярной книги по естествознанию, которая не побывала в моих руках и не была бы более или менее основательно проштудирована с соответствующими выписками.» Книги Писарева, Портучалова, Добромобова, Дрейнера, Шелгунова и других авторов перечитывались с увлечением по многу раз. А самой интересной книгой, по мнению В. Бехтерева, в то время была теория Дарвина. Мечтой Бехтерева было «сделаться в будущем естествоведом». Интересен тот факт, что юный Бехтерев был знаком с одним книголюбом – Константином Циалковским, любителем точных наук.
Так жила семья Бехтеревых в городе Вятка во флигеле своего дома, сдавая комнаты постояльцам. Семья жила дружно. Сыновья во всем помогали матери: воды наносить, печь затопить, в огороде любую работу выполняли, охотились, рыбачили, собирали грибы и ягоды.
В 1873 году Володя успешно сдал экзамены в 7 класс (несмотря на ужесточившуюся обстановку в гимназии) и решил поступать в Петербургскую медико-хирургическую академию. Так в жизни Володи Бехтерева начинался новый этап (ему предстояло проделать путь в 1500 верст до Нижнего Новгорода на пароходе, а затем в Петербург). Первое испытание, с которым столкнулся Володя при подаче документов в приемную комиссию, он выдержал успешно. В академию не принимались семинаристы, возраст которых был моложе 17 лет. В. Бехтереву исполнилось бы 17 лет только через 4 месяца. После разговора с начальником академии, профессором Яковом Алексеевичем Чистовичем, В. Бехтерев был допущен к вступительным экзаменам. Пройдя проверочные испытания по пяти предметам (математика, физика, немецкий, латынь в сочинении), В. Бехтерев был зачислен в «своекоштные» студенты 1 курса медицинского отделения. Обучение в академии было платное, и Владимир, не имея средств для оплаты, воспользовался предложением военного ведомства об освобождении от оплаты взамен на работу в течении двух лет после обучения именно в ведомстве. В Медико-хирургической академии лучшим студентам выплачивались частные стипендии и премии. Одна из таких премий – премия Пальцева – была присуждена Конференцией Бехтереву при окончании им полного курса академии. В академии Бехтерев учился 5 с половиной лет. Ему нравились лекции крупного ученого-химика, сделавшего многие замечательные открытия, Бородина Александра Порфирьевича, который страстно любил музыку и свободное от основной работы время посвящал композиторской деятельности. В период работы в Медико-хирургической академии Бородин написал много талантливых произведений: Первая симфония «Богатырская», «Вторая симфония», опера «Князь Игорь». Владимир Бехтерев музыкального образования не имел, но музыку любил и гордился тем, что их любимый профессор является выдающимся композитором и музыкантом.
С первых же дней обучения в академии В.Бехтерев проявил усердие; все казалось ему важным, необходимым. Занимался он долго, часто за книгами засиживался далеко за полночь. Из-за нехватки денежных средств недоедал. Это подорвало его здоровье. Из-за нервного напряжения при поступлении и чрезмерной учебы он заболел. Заведующий кафедрой душевных и нервных болезней профессор И.М. Балинский определил «меланхолию» и предложил студенту полечиться. Владимир тогда очень подружился с лечащим врачом молодым психиатром Иваном Алексеевичем Сикорским, который многое поведал Бехтереву о специальности психиатра, «о том, сколько неясного, загадочного приходится встречать в практической деятельности врачу, посвятившему себя этой сложнейшей малоизученной области медицины» [1, с.70]. Возможно, именно тогда и пробудился интерес Володи Бехтерева к науке о душевных и нервных заболеваниях.
Хорошее лечение, внимание и забота друзей-однокурсников способствовали быстрому выздоровлению Володи. Переводные экзамены он сдавал со всеми.
Программа второго курса была сложной, но В. Бехтерев чувствовал себя уверенно, хорошо учился.
В период обучения в академии В Бехтерев стал принимать участие в общественной деятельности в борьбе за демократизацию порядков в академии, против несправедливого назначения заведующим кафедрой физиологии И.Ф. Циона. Студентов не устраивало то, что Цион постоянно критиковал труды выдающегося ученого И.М. Сеченова, неуважительно относился к студентам академии. В. Бехтерев был одним из одним из инициаторов борьбы за «свержение» Циона. [1, с.76] На место Циона был назначен профессор Ланцерт. Студенты ему не доверяли и выразили протест. 6 декабря 1876 года Владимир Бехтерев, студент 4 курса Медико-хирургической академии с группой товарищей принимал участие в первой демонстрации рабочих и студентов с выдвижением политических требований. Демонстрацию разогнали. Бехтереву удалось избежать ареста.
К 4 курсу Владимир избрал свою будущую профессию – нервные и душевные болезни, потому что именно эта специальность казалось ему «из всех медицинских наук того времени наиболее тесно связанной с общественностью и, кроме того, увлекала вопросами о подсознании личности, связанными с глубокими философскими проблемами…» [1, с.80]
Нервные болезни привлекали Владимира, кроме того «точностью диагностики органических поражений мозга, главным образом спинного». Очень хотелось В. Бехтереву уточнить диагностику болезни головного мозга. На 4 курсе лекции о нервных болезнях читал И.П. Мержеевский. Через четверть века В. Бехтерев назовет Ивана Павловича Мержеевского «творцом патологоанатомического направления в психиатрии; профессор был убежден в органической основе нервных заболеваний и придерживался мнения о том, что и психические болезни должны иметь свой материальный субстрат. Из его лекций В. Бехтерев понял то, что для понимая сущности нервных и душевных болезней необходимо знать морфологию и физиологию нервной системы. Отрывочные знания, недостаточная изученность профессии, которую избрал В. Бехтерев, делала ее более интересной. Он все больше понимал, что именно этой профессии следует посвятить свою будущую деятельность.
В академии преподавали талантливые ученые. Это и Эйхвальд, читавший лекции по диагностике и терапии, С.П. Боткин, который ввел в практику терапевтической клиники физиологические и лабораторные методы изучения различных форм патологии.
Император Александр II 12 апреля 1877 года подписал манифест о войне с Турцией. Многие представители интеллигенции отправлялись на фронт добровольцами. Для лечения раненых на русско-турецкий фронт добровольно отправился досрочно окончивший курс двадцатилетний Владимир Бехтерев. Также он согласился быть военным корреспондентом газеты «Северный вестник». Более 20 корреспонденций Бехтерева, опубликованных под псевдонимом «Санитар», позволяют проследить этапы боевого пути отряда Рыжовых, в котором находился сам Владимир. Порой врачам приходилось выдерживать, казалось бы, нереальные нагрузки, тяжелейшие условия работы. Но врачи все выдержали. В. Бехтерев не переставал писать о жизни солдат, о том, как они гибнут напрасно под пулями, критиковал командование, призывал увидеть поля, усеянные трупами солдат. Владимир Бехтерев и бойцы его санитарного отряда заболели «болгарской лихорадкой» и были отправлены в Санкт-Петербург. Но по дороге В. Бехтерев испытал тяжелейший приступ лихорадки и оказался в санитарном поезде. В дальнейшем, находясь на лечении в клинике Боткина, Бехтерев глубже познакомился с идеями нервизма. Согласно этому учению, поражения нервной системы проявляются общими изменениями в деятельности всего организма.
За участие в войне в составе «летучего» санитарного отряда он был удостоен благодарности императора и командующего Дунайской армией.
Не меньшую самоотверженность проявили и студенты академии, боровшиеся с эпидемиями (брюшного тифа) 1877-78 год. Студентов отличали прекрасные качества характера: гражданственность, самоотверженность, стремление служить своему народу.
После лечения Владимир Бехтерев приступил к занятиям. Он хотел стать хорошим врачом и говорил: «Хороший врач должен знать все известное медицине, а затем всю жизнь пополнять, наращивать объем этих знаний.» На последнем курсе лекции читали крупные специалисты; профессор Крассовский (акушерство), Флоринский (детские болезни), Терновский (венерические болезни), Полотебнев (кожные болезни). Бехтерев продолжал с удовольствием слушать лекции Мержеевского, а в свободное время часто посещал его клинику, где он практиковался.
Рядом с Бехтеревым часто находилась его подруга Наталья Базилевская, которая умела сопереживать, с интересом слушала рассказы Володи о достижениях науки, о жизненных планах.
Из-за потребности во врачах в больницах после русско-турецкой войны внутренние экзамены студенты сдавали в апреле. В. Бехтерев сдал успешно и имел право держать экзамен в существовавший при академии Институт усовершенствования врачей, готовивший научно-педагогические кадры. Бехтерев написал сочинение о чахотке на высший балл. Успешно завершив курс, получил звание лекаря.
Становление врача.
В 1878 году из-за напряженной политической обстановки В. Бехтерев оказался в положении армейского врача-стажера при клинике душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии под руководством И.П. Мержеевского.
Нужно отметить, что Медико-хирургическая академия начала функционировать с 1798 года. Психиатрическая же кафедра была создана в 1857 году по инициативе президента академии П.А. Дубровицкого. Молодой врач И.М. Балинский был приглашен для организации кафедры. Специалистов психиатров не было в отделении, их функции временно исполняли врачи, которые в чем-то провинились. Больным назначались слабительные средства. Смотрители часто прибегали к кулачным расправам и издевательствам над больными. Балинский сразу же занялся подбором сотрудников, добился перестройки отделения, многое сделал для улучшения содержания и лечения больных. Уже в ноябре 1867 состоялось открытие первой в России клиники душевных болезней. Работу Балинского продолжил И.П. Мержеевский, преподававший невропатологию. В 1869 году открылось первое неврологическое отделение. В 1878 году В. Бехтерев оказался в этой больнице на ряду с врачами-психиатрами: Дюковым, Черемшанским Эрлицким и Рогозиным. В клинике много времени уделял больным, регулярно посещал лекции Мержеевского, изучал литературу по нервным и душевным болезням, выполнял диссертационную работу на степень доктора медицины. Бехтерев решил провести исследование и выяснить зависимость температуры тела от изменений деятельности мозга, возникающих в случае развития психических болезней.
Начало врачебной деятельности происходило в период обострения борьбы демократических сил России с царизмом. Митинги, конфликты, закрытие библиотек – все это побудило молодежь к поиску новых путей борьбы. Бехтерев так же активно принимал участие в демократическом движение, был врагом деспотизма монархической власти. Он относился к той части интеллигенции, которая считала убийство человека неприемлемым. Владимир Бехтерев стремился к обогащению человечества положительными знаниями, которые помогли бы людям «шире познать самих себя». С молодых лет Бехтерев проявлял жажду знаний, трудоспособность и целеустремленность, он не замыкался в стенах лабораторий и клиник, всегда следил за народом. Работал он творчески.
В 1879 году В. Бехтерев женился на Наталье Базилевской, которая оказалась хорошей хозяйкой, быстро создала уют в доме. К тому времени В. Бехтерев написал этнографические очерки, которые имели широкий круг читателей. Он становился известным врачом и публицистом, умеющим глубоко раскрывать злободневные проблемы общества.
Когда у Бехтерева в семье родились дети, ему приходилось идти подрабатывать частной практикой, чтобы в семье был достаток. Таким образом, он имел отличную возможность расширить врачебный кругозор.
В 1881 году в апреле молодой ученый успешно защитил диссертацию на степень доктора медицины. Владимир Бехтерев рассматривал психические болезни как несомненное следствие расстройства функций мозга. Диссертация Бехтерева подтверждала представления Сеченова и Боткина о роли нервной системы в жизнедеятельности всего организма. После защиты она была издана в виде монографии на русском и немецком языках.
В 1881 году Бехтереву удалось продолжить учебу в институте для подготовки научных кадров. После успешного прохождения комиссии на звание приват-доцента Бехтерев прочитал две пробные лекции по невропатологии и психиатрии на заседании Конференции и получил разрешение читать лекции по диагностике нервных болезней студентам 5 курса. Зная, что тема «Исследование мозга» до конца не разработана, Бехтерев очень хотел изучить ее и в совершенстве овладел всеми известными методами изучения мозга. Нужно отметить, что исследовательскую работу он вел самозабвенно, и каждый раз ставил многообразные научные задачи, проявляя изобретательность и трудоспособность.
20 марта 1883 года общество русских врачей присудило Бехтереву серебряную медаль за работу «О вынужденных и насильственных движениях при разрушение некоторых частей ЦНС». Одно за другим рождаются экспериментальные исследования, и Бехтерев завоевывает признание в Европе. В 1883 году его избрали в действительные члены Итальянского общества психиатров. Когда Бехтерева выдвигали на заграничную командировку с ученой целью, Мержеевский писал: «Ученые работы доцента Бехтерева обнаруживают в их авторе весьма трудолюбивого молодого ученого, обещающего в будущем сделаться солидным невропатологом и преподавателем» [1, с.137].
Итак, в 1884 году 1 июня Бехтерев выехал в Берлин, где за первые полгода написал 6 научных статей. Он подготовил 2 раздела к изданию: «О нервных путях головного и спинного мозга», и «Мозговые полушария». В Берлине Бехтерев познакомился с Флексигом, одним из крупнейших неврологов того времени. Их знакомство переросло в дружбу и поддерживалось в течение их жизни.
В то время в России на медицинских факультетах создавались новые кафедры нервных болезней и психиатрии. В декабре 1884 года Бехтерев получил официальное приглашение занять кафедру в Казани. Он согласился, и были удовлетворены его 3 условия: разрешение на пребывание в научной командировке до осени 1885 года; организация в Казани клиники для душевнобольных; выделение средств для оборудования при Казанском университете специальной лаборатории по изучению нервной системы.
Возвращаясь из Лейпцига, Бехтерев посетил Кельн, Бонн, затем переехал в Париж, где очень хотел познакомится с клиническим отделением под руководством профессора Жана Шарко. Именно он увлек Бехтерева «гипнотизмом», которому в то время уделял много внимания. Чтобы вызвать гипнотические состояния, Шарко воздействовал на пациента однообразными, монотонными или, резкими, световыми или звуковыми раздражителями. Он убедился, что гипнозу легко поддаются больные с истерией. Этот врач выделил 3 стадии гипноза и изучал состояние нервно-мышечной возбудимости у загипнотизированных. Шарко впервые обратил внимание на то, что гипноз – есть определенная физиологическое состояние, нуждающееся в изучении, что клинические проявления, возникающие под влиянием внушения и, в частности, гипноз могут объяснить многие чудеса (чудесные исцеления, мифы, передающиеся из уст в уста). Только благодаря Шарко, его авторитету, методы гипнотического воздействия, признанные ненаучными французской академией наук в 1840 году, вновь проникли в клиники [1, с.144]. 70-80-е годы 19 века вошли в историю психотерапии как «золотой век гипноза». В Сальпетриере под руководством Шарко Бехтерев в совершенстве овладел методами гипноза и далее широко использовал их в своей врачебной практике. О Шарко Бехтерев напишет так: «Личность этого замечательного ученого произвела на меня … чарующее впечатление не только благодаря любезности, но и простоте изложения своих лекций». [1, с.144]. Бехтерев назовет Шарко «творцом современной невропатологии». Весной 1885 года Бехтерев попрощался с великим французским неврологом и отправился к себе на Родину.
Казанский профессор.
В 1885 году 28-летний профессор становится заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета. До Бехтерева преподавание психиатрии сводилось лишь к чтению лекций без демонстрации больных. Теперь было все по-иному. У новой кафедры была лаборатория. Лекции разрешено было читать на базе Окружной психиатрической лечебницы, которой заведовал Рагозин. В этой больнице были запрещены все виды насилия над больными. Обслуживающий больных персонал подбирался очень строго, затем обучали их, а недоброжелательных сразу отстраняли. Казанская Окружная психиатрическая больница стала примерным учреждением для всей России. Бехтерев был очень талантливым лектором. На его лекции ходили не только студенты-медики, но и студенты многих других специальностей. Бехтерев со всеми был приветлив, всегда был готов оказать помощь словом и делом. У него теперь была уникальная возможность сосредоточить все свои силы на изучение нервной системы и все связанное с ее функцией. В 1892 году Бехтерев опубликовал в «Ученых записках Казанского университета» работу «Проводящие пути мозга», которая вскоре была переиздана на немецком языке.
В. Бехтерев считал, что между нервными и психическими заболеваниями нет четкой грани, так как нервные болезни сопровождаются психическими расстройствами, а при душевных заболеваниях могут выявляться признаки органического поражения нервной системы. Исследования Бехтерев проводил в Казанском военном госпитале, Губернской Земской больнице и в Покровской земской больнице. Проведенные в этих учебных учреждениях клинические наблюдения легли в основу многих научных работ по невропатологии. Наиболее известной из них стала его статья «Одервенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания», опубликованная в 1892 году в столичном журнале «Врач». Описанное в статье заболевание в настоящее время известно, как «болезнь Бехтерева». Многие наблюдения Бехтерева вошли в двухтомник «Нервные болезни в отдельных наблюдениях» изданный в Казани в 1894-м и 1899 годах. С 1893 года в Казани правлением неврологического общества стал регулярно издаваться его печатный орган – журнал «Неврологический вестник», третий в России научный журнал, редактором которого был Бехтерев.
Итак, молодой ученый проработал в Казани 8 лет, приобрел большой клинический и научный опыт, преобразовал систему преподавания психиатрии, обеспечил кафедру клиническими базами, добился решения о постройке специального здания психиатрической клиники, создал многопрофильную психофизиологическую лабораторию, неврологическое общество, научный журнал. Работая в Казани, В. Бехтерев опубликовал более 100 работ, начал создавать научную школу. Известны его работы о гипнозе, в которых ученый доказал эффективность гипноза в психиатрической и клинической практике («К вопросу о врачебном значении гипноза», Казань, 1893; «Лечебное значение гипноза», Спб. 1900; «Гипноз внушения и психотерапия и их лечебное значение», Спб. 1911) [2, с.432]
С сентября 1893 года по приглашению начальника Военно-медицинской академии В.В. Пашутина Бехтерев прибыл в Петербург для занятия должности начальника кафедры душевных и нервных болезней. 31 октября 1893 года Казанское неврологическое общество избрало Бехтерева своим почетным членом. Связь с Казанским университетом Бехтерев поддерживал всю жизнь. В 1915 году он был избран почетным членом Совета Казанского университета.
Снова в столице.
Работая в Военно-медицинской академии, В. Бехтерев улучшил условия проживания душевнобольных, запретил физическое наказание в больнице, содействовал открытию операционного блока в клинике нервных болезней. В. Бехтерев считал, что лучше рисковать, спасая больных, чем, не рискуя, выступать в роли наблюдателя там, где необходимо нейрохирургическое лечение [1, с.197].
В. Бехтерев участвовал в разработке методики будущей операции, принимал деятельное участие в диагностике нейрохирургической патологии. Как писал позже ученик и сотрудник Бехтерева В.П. Осипов, «его диагнозы в области нейрохирургии почти всегда были безошибочными» [1, с. 197]. Наиболее активным в хирургии был ученик В. Бехтерева эстонец Людвиг Мартынович Пуссеп. Изучив топографическую анатомию, по совету В. Бехтерева, стал нейрохирургом высокого класса, который и распознавал заболевания нервной системы, и оказывал хирургическую помощь неврологическим больным.
«Второе издание двухтомного труда В.М. Бехтерева было настольной книгой неврологов. Многие схемы руководства В. Бехтерева использовал Раубер в своих знаменитых анатомических атласах, которые переиздаются и в наше время"», - так писал историк медицины Г.В. Архангельский в 1965 году [1, с.204].
В ноябре 1900 года книга Бехтерева вошла в число выдвинутых на премию имени Бэра Российской Академии наук. В 1984 году, будучи статским советником, В. Бехтерев получил генеральский чин и в том же году был избран почетным членом Бельгийского и Нидерландского психоневрологических обществ. 15 мая 1899 года Бехтереву присудили почетное звание академика Военно-медицинской академии. Тогда же ученый получил диплом члена-корреспондента французского общества невропатологов.
Возглавляемая В. Бехтеревым клиника наряду с клиниками Московского университета стала крупнейшим в России центром по подготовке квалифицированных кадров невропатологов и психиатров. В. Бехтерев работал, как отметит один из его ближайших сотрудников П.А. Останков, «упорствуя, волнуясь и спеша» [1, с.207].
Для обследования больных В. Бехтерев сконструировал и применил на практике множество приборов: болемер – для определения болевой чувствительности, трихестезиметр – для определения волосковой чувствительности, барестезиметр – для проверки давления, сейсмометр – для выявления нарушений вибрационной чувствительности, МИОЭС – гезиметр – для изучения болевой чувствительности при сдавливании мышц. Также В.Бехтерев разработал модификацию пружинного неврологического молоточка, сконструировал рефлексометр. В своей врачебной практике В. Бехтерев стремился к комплексному применению лечебных мероприятий. Гениальный врач и ученый отказался от «истощающих методов воздействия на душевнобольных – рвотных, слабительных средств, отдавая предпочтение методам лечения, укрепляющим организм (применение успокаивающих и тонизирующих лекарств, массажа, гимнастики). Бехтерев выступал против постельного режима для всех. Он считал, что такой режим может быть целесообразен для определенной группы больных.
В процессе лечения Бехтерев большое внимание уделял различным методам внушения. Наиболее рациональным он признавал внушение на фоне гипноза, которым владел в совершенстве еще со времен пребывания в Сальпетриере, в клинике Шарко. В России врачи гипнозом занимались тогда мало. Этот метод еще в 80-х годах дискредитировал приезжавший из Германии гастролер («магнетизер») Ганзен. Он давал платный «спектакль», но тогда так и никого не смог загипнотизировать. На спектакле были врачи. Один из них разыграл загипнотизированного пациента и ввел в заблуждение «маэстро». После этого Ганзену пришлось прекратить гастроли и покинуть Россию. Профессор Мержеевский видел проделки шарлатана и после этого добился решения Медицинского совета об ограничениях применения гипноза во врачебной практике. Врачи тогда могли прибегать к лечению гипнозом только с разрешения администрации своих лечебных учреждений и только в присутствии второго врача. Бехтерев был против этого решения и на одном из Пироговских съездов полностью поддержал предложение о снятии ограничения на врачебный гипноз. Сам В. Бехтерев в лечении больных пользовался внушением и внушением под гипнозом, еще работая в Казани, и в дальнейшем шире применял эти методы на практике.
В 1898 году на годичном собрании конференции В.М. Бехтерев выступил с актовой речью о роли внушения в общественной жизни. В этой речи Бехтерев отмечал, что в отличие от логического убеждения, которое «усваивается нами путем обдумывания, внушение сводится к непосредственному прививанию тех или других психических состояний от одного лица другому, - прививанию, происходящему без участия воли воспринимающего лица». Элементы внушения могут иметь характер приказания или личного примера. «Внушение, - говорил В.Бехтерев, - действует путем непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике… внушение действует прямо и непосредственно на психическую сферу другого лица путем увлекательной и взволнованной речи, жестов, мимики».
«Внушение представляет собой более могущественный фактор, нежели убеждение. Последнее может действовать только на лиц, обладающих сильной логикой», - считал В. Бехтерев [1, с.216]. Ученый заметил, что внушение действует в большей степени на лиц, обладающих недостаточной логикой. По мнению Бехтерева, восприятие внушаемой информации может достигаться путем гипноза – не что иного, как искусственно вызванного видоизмененного нормального сна», с «сужением сознания», при сохранном контакте с гипнотизером.
Бехтерев описал особое состояние загипнотизированного как пассивность, поэтому внушение действует на него подавляющим образом. Но гипноз для внушения вовсе не обязателен. Особенно податливы внушению впечатлительные, эмоциональные люди, склонные принимать на веру любую, даже самую неправдоподобную информацию, люди, обладающие истерическими чертами характера.
Бехтерев считал, что «восприимчивость их к внушению происходит в нормальном психическом состоянии. Но суть в том, что эти лица по отношению к внушениям, веря в магическую силу, не в состоянии обнаружить никакого психического противодействия.». Этим врач объяснял и быстрое достижение при лечении внушением некоторых патологических состояний желаемого эффекта. Внушение эффективно при лечении истерического невроза, припадков, параличей, нарушений чувствительности и «является существенным и необходимым пособием при исправлении ненормальных детских характеров, дурных привычек и других болезненных проявлений» [3, с.328]. Именно таких больных Бехтерев демонстрировал студентам и врачам на читаемых им ежегодно лекциях о внушение в бодрствующем состояние и в гипнотическом сне. Бехтерев также отмечал, что если нет психического сопротивления со стороны внушаемого, то целительное значение иногда могут приобретать такие виды внушения, как всякие выкрутасы знахарей, прикосновение королевской руки, прием хлебных пилюль, простой воды и увещевания церковников. Все, что обладает магической силой, по мнению больного, может оказать на него ожидаемое целебное воздействие. И напротив – гибельным может оказаться неосторожное замечание врача, которому больной всецело доверяет.
«Внушение, - говорил Бехтерев, - происходит исключительно при посредстве органов чувств». Но при этом передать мысли на значительное расстояние невозможно. В актовой речи Бехтерев подчеркивал «повсеместность» невольного внушения.
Интересен тот факт, что у людей, совместно живущих, часто общающихся друг с другом, со временем возникает «психический взаимообмен», этим и объясняется сходство длительно находящихся в браке людей (при счастливых браках). Путем невольного внушения могут распространяться зевота, икота, заикание, судороги, порой даже массовые самоубийства (примеры в истории не редки), наведенные помешательства». Благодаря внушению развиваются иллюзии и галлюцинации у многих людей одновременно (например, миражи, возникающие у совместно путешествующих в море или в пустыне, массовые религиозные видения.)
Бехтерев рассказал, как во время эпидемии холеры в 1885 году на холме у часовни близ деревни Карано недалеко от Неаполя многие видели мадонну в черном. Видение привело к паломничеству массы людей в зону, где свирепствовала страшная инфекция. Часовню пришлось переносить, чтобы избежать распространения эпидемии. Массовому обману чувств способствовали наличие общности настроений, мыслей, опасений.
Внушение сочетается с взаимовнушением и самовнушением, может привести к психическим эпидемиям. Все зависит от того, какие воззрения господствуют в данном периоде. Например, в 16 веке были характерны эпидемии колдовства, в 17 веке - бесноватость, одержимость, в 19 веке, как отмечал Бехтерев. – мания величия и преследования. [1,с.220,]
Следствием внушения Бехтерев считал и религиозный фанатизм, охватывающий большие массы людей. Внушение, самовнушение проявляются в человеческих коллективах. Если даже группы людей формируются по убеждению, то вскоре в них «ведущая роль переходит к внушению и взаимовнушению». [1, с.221] Все это может повысить активность группы. Бехтерев считал, что «путем взаимовнушения можно объяснить успех тех значительных исторических событий, когда толпы народа, воодушевленные одной идеей, заставляли отступать хорошо вооруженные и дисциплинированные войска». Бехтерев отмечал, что «поддержать дух войск в решающую минуту составляет одну из величайших забот знаменитых полководцев». Ученый обращал внимания аудитории и на то, что «внушение, а затем и самовнушение могут определять, как героические, так и преступные поступки. Психология отдельного человека во многом определяется его окружением». В зависимости от того, выше или ниже человек окружающей среды, он под ее влиянием делается лучше или хуже.
Внушаемые идеи Бехтерев сравнивал с микробами и называл их «психическими микробами». Ученый считал, что в большинстве случаев «внушение является тем могущественным фактором. Который способен увлечь народы как одно целое к величайшим подвигам, оставляющим в высшей степени яркий и величественный след в истории» [1, с.223] В связи с этим, как указывал ученый, внушение заслуживает «самого внимательного изучения для историка и социолога». Внушение должно быть в руках знаменитых, одаренных от природы, писателей, любимцев народа, известных публицистов, тогда это будет могучей силой, способной объединять народные массы на подвиги. Анализируя речь Бехтерева, можно заметить, что круг интересов ученого простирается далеко за пределы чисто клинических проблем. Ученый стремился понять некоторые социальные вопросы, осознать мотивацию поступков отдельных лиц, человеческих коллективов, причину событий, определяющих ход человеческой истории. Все размышления ученого о внушении составили основу книги «Внушение и его роль в общественной жизни», изданной в 1903 и 1908 годах.
Вскоре при Военно-медицинской академии было создано «Русское общество нормальной и патологической физиологии», которое занималось научным изучением не получивших еще объяснений психических актов. С 1904 года обществом стал издаваться журнал «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». Но тогда достижениям научной медицины противостояли разного рода ясновидцы, знахари и шарлатаны, которым покровительствовали царский двор и его окружение. В стране царил беспорядок. Правительство притесняло студентов репрессиями за демократические воззрения. Бехтерев внимательно следил за происходящими в стране событиями и сочувственно относился к студенчеству. Он считал, что только свержение монархического строя будет способствовать развитию науки в стране. Бехтерев был против террора и насильственного переворота. Ученый считал, что только просвещение, наука и культура могут способствовать перемене политического строя.
Все эти годы Бехтерев провел в напряженной работе. Все силы направлены на воплощение в жизнь все новых идей. В 1903 году выходит первый том фундаментальной работы «Основы учения о функциях мозга», в котором Бехтерев не только обобщил данные о функциях мозга, но и описал функцию всех его отделов.
В этом же году коллеги и студенты организовали чествование В. Бехтерева в связи с 25-летием службы. Многим запомнились трогательные слова выпускников: «Ваше имя слишком хорошо известно каждому интеллигентному человеку как имя одного из самых блестящих и талантливых русских ученых далеко продвинувших вперед науку о душевных и нервных болезнях» [1, с.236] Также студенты благодарили своего талантливого учителя за то, что он своими увлекательными лекциями заинтересовал их и заставил полюбить эту труднейшую область медицины. Студенты отметили наиболее гуманное отношение к больному, идеал врача-человека и теплое отношение к своим студентам.
Несмотря на выслугу лет, Бехтерев еще долгое время проработал на благо людей. Он всегда защищал интересы трудящихся, детей и женщин, выступал с идеей правильного развития общества и здоровой личности как основа государственного благосостояния. Также ученый говорил о необходимости борьбы с пьянством, «о недопустимости использования алкоголя как доходной статьи в государственном бюджете, о полном запрете алкоголя в стране» [2, с.433], о развитие критического мышления учащихся в школе и указывал на возможность преобразований при отмене монархического строя.
Давняя мечта великого ученого – создание Психоневрологического института – осуществилась. Его девиз заключался в словах: «Познать человека! Любить в нем все человеческое и уважать в нем его права»
3.Заключение
В заключение своей работы хочу еще раз отметить, что В.М. Бехтерев был неординарным человеком – примером нам всем. Выступая на различных съездах, Бехтерев считал, что наука способна обеспечивать развитие в людях тяги к добру, к миру, к справедливости. По мнению Бехтерева, человек никогда не должен придаваться унынию и отчаянью, он должен видеть идеал в скромности, в труде и в сердце, а не в богатстве, праздности и только в науке. Какие золотые слова! Если все люди на Земле прислушались бы к этим словам, думаю, жизнь стала бы намного прекраснее.
Талантливый ученый ни на минуту не оставлял своей деятельности, думая о светлом будущем народа. К сожалению, 1927 году В.М. Бехтерева не стало.
В наши дни многое делается для сохранения памяти о Бехтереве и для развития созданных им направлений неврологической науки. В Психоневрологическом институте имени Бехтерева, в музее хранят все собранное им. Имя Бехтерева носят улицы в Москве, в Казани, в Кирове и в Санкт-Петербурге. Для меня В.М. Бехтерев настоящий пример для подражания и, как человек науки, и как борец за справедливость, и как врач, и, конечно же, просто очень хороший человек. Исследуя жизнь и деятельность великого ученого, я многое открыла для себя в вопросах воспитания, самоутверждения и образования. Конечно, исследуемая тема мной до конца не изучена. На будущее я поставила себе цель: рассмотреть вопросы о влиянии музыки и рисунка на развитие детей. Я считаю, что это не менее интересное направление в изучении деятельности В.М. Бехтерева. Хотелось бы, чтобы многие люди равнялись на В.М. Бехтерева.
Список использованной литературы
1. Никифоров А.С. Бехтерев. – Москва: Молодая гвардия, 1986. – 288с.
2. Ломов Б.Ф. и др.//В.М. Бехтерев Объективная психология. – Москва: НАУКА, 1991. – 478с.
3. Под редакцией Брушлинского А.В. и Кольцовой В.А., В.М. Бехтерев Проблемы развития и воспитания человека. - Москва – Воронеж: Институт практической психологии, 1997. – 416с.
4.Брушлинский А.В., Кольцова В.А. Творческий и жизненный путь В.М. Бехтерева// Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. – Москва: Институт практической психологии, 1997. – 370с.
5. Мысленное внушение или фокус? http://www.bekhterev.net/modules/articles/article.php?id=26
6. Внушения и чудесные исцеления. http://www.bekhterev.net/modules/articles/article.php?id=23
7. Внушение и воспитание. http://www.bekhterev.net/modules/articles/article.php?id=25
Примечания
Текст работы цитируется последующим источникам с указанием порядкового номера по списку и странице:
Проказы старухи-зимы
Как нарисовать портрет?
Весёлая кукушка
Неньютоновская жидкость
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью