• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Оценка состояния здоровья учеников школы

Опубликовано мальковатамара вкл 06.03.2018 - 13:03
мальковатамара
Автор: 
Савельева София Николаевна


В работе обобщен опыт мониторинга состояния здоровья учащихся по авторской методике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenka_zdorovya.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации Комитет по образованию администрации города Тобольска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

                                                     РЕФЕРАТ

                                            по биологии на  тему:

«Оценка состояния здоровья учеников школы».

Автор работы: Савельева София 9«Б» класса

Место выполнения работы: МОУ «Средняя общеобразовательная

 школа № 1», г. Тобольск, Тюменская область.

Научный руководитель: Малькова Тамара Александровна,

учитель биологии высшей категории МОУ

 «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Тобольск, 2017


Содержание

  1. Введение……………………………………………………………2 стр.
  2. Аннотация………………………………………………………….3 стр.
  1. .  Понятие здоровья………………………………………………….4 стр.
  2. . Методика исследования……………………………………………8 стр.
  3. . Выводы………………………………………………………………9 стр.
  4. . Приложения…………………………………………………………11стр.
  5. . Литература…………………………………………… …………….10стр.

Краткая аннотация

В работе Софьи Савельевой даны краткие сведения о здоровье, его особенностях, способах исследования состояния здоровья. Проведены исследования по группе учащихся школы и даны сравнительные материалы исследования здоровья учащихся на период 2002-2003, 2011-2012, 16-17 учебного года. Сделаны выводы по состоянию здоровья учащихся.


         В обеспечении реализаций функций организма человека определяющим является состояние его здоровья. Здоровье можно рассматривать как состояние организма человека в различные возрастные периоды.

Проблема: По данным Всемирной организации здравоохранения состояние здоровья детей в школьные годы падает от 40% до 80%

Гипотеза: Если выяснить состояние здоровья учащихся и отметить у отдельных участников эксперимента снижение состояния здоровья, то можно предметно помочь этим учащимся в оздоровлении.

Актуальность: Здоровье один из самых злободневных вопросов, которыми интересуется человек.

Объект исследования: Состояние здоровья учащихся 5-х классов.

Цель: проследить за состоянием здоровья школьников 5 классов (выборочно) и сравнить данные с данными за 2002, 2012 и 2017г.

Задачи:

  1. Познакомиться с литературой по теме.
  2. Провести вычисления по методике Р.М. Баевского.
  3. Выяснить состояние здоровья учеников в сравнении с предыдущими годами.
  4. Сделать выводы по цели работы.

Методы:

  1. Подбор литературы по теме.
  2. Модифицированная формула Р.М. Баевского.

Понятие здоровья.

Валеология (la vale — стандартная для Древнего Рима форма приветствия «будь здоров»), наука или концепция о здоровом образе жизни. Термин Валеология был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х гг. двадцатого столетия И.И. Брехманом. Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья. Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. Валеология ставит своей целью обучение человека гигиеническим правилам восстановления, укрепления, совершенствования здоровья и привитие таких навыков, как активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой, рациональное питание, личная гигиена, гигиена половых отношений, своевременное обращение к врачу. Валеология обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни.

Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения. Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объем грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др. Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.

Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях

  • Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
  • Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
  • Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.
  • Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом.

Показатели здоровья

С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное, в связи с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:

  • отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
  • доступность первичной медико-санитарной помощи.
  • уровень иммунизации населения.
  • степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
  • состояние питания детей.
  • уровень детской смертности.
  • средняя продолжительность предстоящей жизни.
  • гигиеническая грамотность населения.

Классификация Авицены степеней здоровья и болезни:

  1. «Тело здоровое до предела».
  2. «Тело здоровое, но не до предела».
  3. «Тело не здоровое, но и не больное».
  4. «Тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье».
  5. «Тело больное легким недугом».
  6. «Тело больное до предела».

Неофициальная классификация степеней здоровья

  • Совершенное здоровье, отличное настроение, сильный Иммунитет (биология).
  • Здоров, но присутствует незначительный ущерб здоровью, практически не мешающий жизнедеятельности. Например — рубцы, пломбы. Такой ущерб не нуждается в лечении.
  • Нормальное состояние. Здоров, но присутствуют не развивающиеся заболевания, которые иногда могут ограничивать жизнедеятельность, повышать утомляемость. Например: близорукость и дальнозоркость, перхоть, плоскостопие, сутулость. Рекомендуется лечить по возможности.
  • Здоров, но плохое настроение, стресс, ослабление иммунитета. Рекомендуется быстрее перейти в нормальное состояние.
  • Болен. Присутствует лёгкое излечимое заболевания. Нет угрозы жизни. Необходимо быстрое лечение или остановка развития заболевания. Например: ОРЗ, насморк (ринит), грипп, искривление позвоночника.
  • Хроническое заболевание или инвалидность.
  • Травма. Временная потеря некоторой способности. Возможна угроза здоровью. Например, ушиб, порез, вывих, ожог, отморожение, шок, потеря сознания. Необходима первая медицинская помощь. Почти каждый человек должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Лёгкие травмы можно полностью вылечить. Тяжёлая травма может привести к потере органа (гангрена).
  • Угроза жизни. Например: тяжёлое ранение, температура тела выше 42 °C, потеря крови, остановка сердца, дыхания. Необходима срочная медицинская помощь.
  • Клиническая смерть. Прекращения дыхания и кровообращения. Возможна реанимация.
  • Биологическая смерть.

Соотношение различных факторов, влияющих на здоровье

Согласно данным ВОЗ, соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:

  • условия и образ жизни, питание — 50 %;
  • генетика и наследственность — 20 %;
  • внешняя среда, природные условия — 20 %;
  • здравоохранение — 10 %.

Здоровье закладывается в геноме человека от генов родителей. На здоровье также влияют:

  • питание;
  • качество окружающей среды;
  • тренировка (спорт, занятия физкультурой, зарядка).

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

  • стресс;
  • болезни;
  • загрязнение окружающей среды;
  • курение;
  • алкоголь;
  • наркотики;
  • старение.

Некоторые биологические показатели нормы для среднего взрослого человека

  • Частота сердечных сокращений — 60—90 в минуту
  • Артериальное давление — в пределах 140/90 мм рт. ст.
  • Частота дыхательных движений — 16—18 в минуту
  • Температура тела — до 37 °C (в подмышечной впадине)

При укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно предусматривает:

-Знание самых необходимых сведений об устройстве организма и особенностях его функционирования;

-Знание самых необходимых сведений, в том числе и о его наиболее слабых местах, в первую очередь подверженных заболеванию;

-Знание о том, какие лекарства вам противопоказаны, какие инфекционные заболевания были перенесены, какие прививки были сделаны, каковы верхнее (систолическое) и нижнее (диастолическое) кровяное давление, группа крови, норма веса;

-Знание индивидуальных, наиболее опасных факторов риска;

-Знание своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;

-Знание о своём телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи именно определённым типам телосложения.

В современных системах воспитания и обучения к сожалению не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Говоря современным языком, мы пока ещё очень плохо осуществляем мониторинг за состоянием своего здоровья. Мы же сегодня в какой-то степени постараемся восполнить этот пробел.

Методика исследования.

Методика исследования Р.М. Баевского включает в себя следующие измерения:

  • Рост (Р);
  • Масса тела (М);
  • Частота сердечных сокращений (ЧСС);
  • Систолическое давление (САД) в покое;
  • Диастолическое давление (ДАД) в покое.

Результаты записывались в таблице (приложение 1). Вычисления проводились по формуле Р.М. Баевского.

КЗ=0,011ЧСС+0,014САД+0,008ДАД+0,014В+0,009М-0,009Р-0,273, где

КЗ – коэффициент здоровья;

В – возраст;

П – пол школьника.

При значении коэффициента здоровья равном единице (КЗ=1) здоровье школьников принято считать оптимальным, при значении равном двум (КЗ=2) удовлетворительным, более неудовлетворительным.

По данным исследования было выяснено, что степень адаптации системы кровообращения в большинстве случаев удовлетворительная, а у некоторых школьников оптимальная, что свидетельствует об удовлетворительном состоянии здоровья школьников 5-х классов.

Выводы.

При сравнении результатов этого года с исследованием 2002года, оказалось, что количество учащихся с оптимальным здоровьем стало меньше, что косвенно говорит о снижении состояния здоровья пятиклассников, но с 2012 года изменений практически не наблюдается.

Рекомендации (в приложении 2)


Список литературы:

1. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.//М.-1979-296 с.

2. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. // М.-1984, 225 с.

3. Баксанский О. Е., Лисеев И. К. Философия здоровья.— М.: ИФ РАН, 2001. Мировоззренческий и научный статус валеологии (к проблеме построения общей теории здоровья)

4. Денисов Б. П. Оценка состояния здоровья населения России // Международный журнал медицинской практики, 2005, № 3.

5.Яблоков А. В. Здоровье человека и окружающая среда. — М. 2007. — 186 с. — ISBN 978-5-903709-01-4.

6. Практикум по психофизической диагностике. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.; Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2000.


Приложение 1

Результаты состояния здоровья 5 - классников МАОУ СОШ № 1 в 2017 году

№ п/п

ЧСС

САД

ДАД

В

М(кг)

П

Р(см)

КЗ

90

115

60

10

35

ж

149

2

80

110

55

10

40

ж

133

2

82

100

60

10

29

м

144

2

74

110

60

10

25

ж

131

2

93

110

60

10

24

ж

130

1

80

110

60

10

25

ж

126

1

68

110

60

10

43

м

143

1

68

105

60

10

28

ж

137

1

92

90

60

10

32

м

132

1

85

110

80

10

62

м

152

1

80

120

80

10

34

ж

144

1

83

105

75

10

35

м

134

1

81

115

80

10

34

ж

138

1

79

110

60

10

25

м

126

1

92

100

70

10

32

ж

132

1

90

90

60

10

32

м

134

1

84

110

70

10

25

ж

125

1

82

110

75

10

25

ж

128

1

85

105

70

10

35

м

133

1

83

110

75

10

33

ж

134

1

86

105

65

10

36

м

136

1

92

110

70

10

31

ж

132

1

88

110

70

10

36

м

137

1

85

110

70

10

52

м

142

1

88

110

70

10

24

ж

131

1

90

110

75

10

24

ж

130

1

68

110

65

10

43

м

143

1

75

110

70

10

43

м

142

1


Рецензия

на работу Савельевой Софии «Оценка состояния здоровья школьников». В работе даны критерии оценки состояния здоровья, указаны причины потери здоровья а так же способы оздоровления. Для оценки состояния здоровья взята универсальная формула Р.М. Баевского. Данное исследование явилось продолжением работы, которая была начата в 2002 году. И по результатам практических расчетов выяснено состояние здоровья у отдельных учеников, что позволит в дальнейшем рекомендовать ученикам со сниженным состоянием здоровья способы оздоровления.

Т.А. Малькова

Приложение 2

Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья

1. Нормализовать питание.

Как ни крути, а основа остаётся основой во всех вопросах! Именно в правильном питании таится секрет крепкого иммунитета. И это не просто слова. В вашем питании обязательно должны присутствовать такие продукты, как кефир, гречневая и овсяная крупа, молочные продукты, разнообразные фрукты, свежие овощи и обязательно морепродукты. Из пряностей и трав отдайте предпочтение куркуме, корице, имбирю, барбарису, базилику.

А если хотите восполнить запас витаминов, следующий список специально для вас! Наиболее значимыми для иммунной системы являются витамины A, B5, C, D, F, PP:

  • Витамин А: рыбий жир, печень куриная, печень говяжья, печень трески. Растительная пища: морковь, брокколи, сладкий картофель батат.
  • Витамин В5: печень, почки, сердце, яичный желток, молочные продукты, рыба. Бобовые культуры (фасоль, горох, чечевица, бобы), орехи (арахис, фундук), листовые овощи (шпинат, салат, лук), чеснок, гречневая и овсяная крупы.
  • Витамин С: шиповник, сладкий перец, цитрусовые, облепиха, киви, яблоки.
  • Витамин D: говяжья печень, печень трески, палтуса, океанические сорта рыбы (сельдь, скумбрия, макрель, тунец), говядина, яичные желтки, растительное масло (особенно кукурузное, подсолнечное, оливковое), цельное молоко, йогурт, зерновой хлеб, грибы, петрушка.
  • Витамин F: орехи: грецкие, арахис, миндаль, фундук. Растительное масло: подсолнечное, оливковое, кунжутное. Морская рыба: макрель, сельдь, лосось. Фрукты и ягоды: авокадо, чернослив, чёрная смородина, черника. Рыбий жир.
  • Витамин PP: говяжья печень, свинина, сыр, рыба, молоко, яйца, почки, белое мясо курицы. В растительных источниках больше в: брокколи, моркови, картофеле, помидорах, бобовых, арахисе, финиках, продуктах из злаков, кукурузной муке и проростках пшеницы. Травы: щавель, шалфей, корень лопуха, люцерна, плоды шиповника, красный клевер, кайенский перец, песчанка, листья малины, ромашка, мята перечная, женьшень, хвощ, хмель, очанка, семя фенхеля, крапива, петрушка, овёс, одуванчик.

2. Закаливание.

Этот процесс очень увлекателен! Тот, кто уже испробовал закаливание, могут подтвердить, что простуды в течение года им больше не страшны! Закалённые люди действительно не болеют ОРЗ, ОРВИ и гриппом!

В чём же волшебство этого метода? Всё просто — тренируется терморегуляция организма. При резкой смене условий окружающей среды закалённый организм приспосабливается в считанные минуты, приводит в норму температуру внутренних органов без существенных затрат энергии. Укрепляются сосуды и капилляры, а это бесценно для профилактики, к примеру, варикозного расширения вен.

Сам процесс закаливания вовсе не обязывает вас становиться «моржом» и нырять в прорубь в лютый мороз. Закаливаться можно дома, начав с обычного контрастного душа! Чередуйте тёплую воду с холодной, кричите, топайте ногами, хлопайте в ладоши — это всё ваши эмоции, именно через позитив происходит оздоровление!

3. Отказ от вредных привычек.

Самое банальное и самое сложное. Все мы знаем, что алкоголь, сигареты и т.д. несут вред. Но далеко не все могут сказать твердое «Нет!» пагубным привычкам. Я не буду заниматься нравоучениями. Каждый вправе сам выбирать, что делать со своим здоровьем. Скажу лишь одно — просто сделайте хотя бы одну попытку освободиться от власти табака и алкоголя.

Большинство людей в ответ на вопрос: «Почему вы ведёте неправильный образ жизни?» отвечают: «Я свободен! Хочу — пью, хочу — курю. Это моя жизнь и моя свобода действий!»

А знаете, это совсем не свобода! Это рабство в своих желаниях и слабостях! Свобода — полный самостоятельный контроль своей жизни. Если ты свободен, попробуй не пить алкоголь, не курить, соблюдать режим, и ты увидишь, насколько ты порабощен своими вредными привычками. Они диктуют тебе свои правила и свой режим! Если твои желания не контролируются, то именно они тобой и повелевают.

4. Активный образ жизни.

Свою физическую активность можно повышать, не внося существенных изменений в свой график:

  • вместо лифта проходи 3-5 этажей (а, может, тебе под силу и 10!) пешком;
  • выходи на 1 остановку раньше и иди пешком до работы (дома, магазина);
  • почаще пересаживайся из машины на велосипед и проезжай по привычному маршруту без пробок;
  • не ищи судорожно местечко в общественном транспорте, опережая пожилых женщин с тележками, а спокойно езжай стоя;
  • во время прогулок не сиди на лавочках, а несколько раз пройдись по парку или скверу;
  • захвати на прогулку набор для бадминтона или фрисби;
  • не стой, а иди по эскалатору в метро и вниз, и вверх. Это и экономия времени, и отличная зарядка!


Поделиться:

Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году

Шум и человек

Цветок или сорняк?

Ломтик арбуза. Рисуем акварелью

Как нарисовать лимон акварелью