• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Говори правильно"

Опубликовано Бурцева Маргарита Николаевна вкл 08.03.2018 - 19:08
Бурцева Маргарита Николаевна
Автор: 
Смолина Надежда

Проблема правильного произношения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Говори правильно"24.82 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Уважаемые участники конференции «Шаг в будущее» и члены комиссии!  Предлагаем вашему вниманию  исследовательскую работу «Уровень рфоэпических ошибок в нашей речи».

2 слайд

Проблема орфоэпических ошибок всегда была актуальной для лингвистики. Как правило, исследования направлены на выявление норм произношения и ошибок в их употреблении. По этой причине изучение данного явления приобретает особый интерес. Выбор уровня орфоэпических ошибок в речи для исследования был сделан не случайно, поскольку в настоящее время для любого человека владение нормами литературного произношения, умение правильно и грамотно оформить звучащую речь является насущной необходимостью. Определив уровень ошибок в речи вовремя, можно предотвратить их дальнейшее появление, определить грамотность своей речи и искоренить ошибки. Этим обусловлена актуальность темы исследовательской работы.

3слайд

Цель работы заключается в определении уровня допуска орфоэпических ошибок в речи учащихся МБОУ «Мало-Куналейская СОШ» и  населения села Малый Куналей Бичурского района Республики Бурятия.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач. Обратите внимание на слайд

Когда человек знает, как правильно и без ошибок говорить слова, он стремится делать это всегда. Причем неправильное произношение слов в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей.
Очень часто можно услышать:
– ЖАлюзи, а правильный вариант жалюзИ!
– ЗвОнит, а правильно звонИт!
– С тортОм, а правильно с тОртом!
Также много ошибок допускается в произношении числительных: правильно – в двЕ тысячи восемнадцатом году, а не двух тысяч восемнадцатом году!  Все это неверные варианты. Актуальным является и сдача ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Поэтому мы решили привлечь внимание окружающих к данной проблеме.

4 слайд

Объектом исследования является устная речь, которая понимается мною как речь «произносимая и воспринимаемая на слух»

Предметом исследования определены орфоэпические ошибки и  особенности речевого поведения обучающихся, жителей села, проявляющиеся в процессе общения.

5 слайд

для решения поставленных задач в работе используются различные методы, позволяющие определить уровень распространения орфоэпических ошибок в нашей речи. Основным методом в работе был метод наблюдения над фактами, а также эксперимент, описание, метод обработки результатов исследования, обобщение, классификация.

Научная новизна работы заключается в том, что была предпринята попытка выявить ошибки в речи учащихся школы и односельчан и установить уровень их употребления.

Материалом для исследования послужили речевые отклонения от литературных норм, которые приводятся в научной и учебной литературе по культуре речи (Аванесова Р.И., Горбачевича К.С., Сороколетова Ф.А., Власенкова А.И. и др.), а также и материал анкетирования современных школьников МБОУ «Мало-Куналейская СОШ» и жителей села.

Наша работа состоит из введения, основной части, заключения, имеет список использованной литературы, одно приложение, а также 2 таблицы и 1 диаграмму.

Данные, полученные в ходе работы, возможно использовать как дидактический материал на уроках русского языка и при подготовке к ГИА.

6 слайд

  • Культура речи – понятие широкое. Оно включает в себя вопросы орфоэпических, грамматических и лексических норм.
  •    Культура речи – это умение, во-первых, правильно говорить и писать, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Основная задача

         культуры речи - практическая: овладение знаниями о языке, достаточными  для

         того, чтобы уметь отобрать нужные слова, правильно построить речь

         грамматически, чтобы она была точной, правильной, яркой

         и выразительной.

  •    Культура речи включает в себя орфоэпию, что в

         переводе означает «правильное

         произношение».

7 слайд

Для выявления уровня ошибок, в первую очередь, мы изучили научные факты по орфоэпии,  мы изучили специфику русского ударения и выявили, что ему характерно (обратите внимание на слайд):

  • - разноместность ( ударение в русском языке может быть на любом слоге);
  • - подвижность (ударение может менять свое место в разных формах одного слова)
  • -в слове может быть два или три ударения — одно основное, а второе и третье — побочные. Это наблюдается в сложносокращенных словах, в которых вторая часть равна отдельному слову
  • - постановка ударения зависит от значения слова:
  • - не принято ставить знак ударения над буквой Ё.

8 слайд

  • Следующим этапом нашей работы было непосредственно исследование, наблюдение за речью учащихся нашей школы, наших родителей, знакомых и анкетирование. Так как ошибки в ударении встречаются очень
    часто , в том числе и в моем селе, я решила провести  
    следующий эксперимент. Было выбрано 33 человека, которых я разделила на 3 группы. Обратите внимание на слайд

9 слайд

В результате наблюдения над орфоэпическими ошибками, нам удалось        выявить

30 самых распространённых слов, в которых встречаются ошибки.

 Эти данные можно увидеть в таблице 1

В этой таблице имеются слова, в которых чаще всего происходят

 ошибки в ударении. В левой колонке помещены слова, написанные так, как произносят их мои односельчане, а в правой – как их следует произносить.

10

Далее участникам эксперимента было предложено расставить ударения в данных словах так, как их сами произносят в обычной жизни. Получив результаты, я составила таблицу, отражающую типичные ошибки в ударении. После составления таблицы я подсчитала полученные данные каждого испытуемого в процентах. После этого мною были подсчитаны средние результаты каждой из возрастных групп.

11 слайд

Получились следующие результаты:
I группа: 37%.   II группа: 27%.   III группа: 34%.
Наглядно это показывает следующая диаграмма, данная на слайде.

  • Оказалось, что первая группа набрала наибольший показатель. Это говорит о том, что школьники не имеют необходимых знаний. А вторая группа имеет наименьший показатель. Это, скорее всего потому, что в эту группу были включены люди, недавно закончившие школу, либо вузы, а также работающие, т.е. те, которые находятся в постоянном процессе обновления знаний.

12 слайд

  • Итак, данное исследование показало, что выдвинутая мною гипотеза о том, что уровень орфоэпических ошибок в речи местного населения находится на среднем уровне, не подтвердилась. Таким образом, полученные данные позволяют судить о том, что количество орфоэпических ошибок в речи местного населения находится на уровне ниже среднего, т.е. речь людей моего поселка в большей степени является грамотной.
  • После получения таких результатов мы решили выпустить небольшую памятку «Говорите правильно».

13 слайд

  • Еще мы решили найти в орфоэпическом словаре слова, которые интересны произношением и составить памятку «Мой орфоэпический минимум». Данные памятки мы решили подарить знакомым, родителям, ребятам. Мы надеемся, что они включАтся в процесс изучения норм произношения русского языка и чаще будут заглядывать в орфоэпический словарь, в словарь ударений русского языка, можно использовать Орфографический и Толковый словари русского языка.  Слова, которые, по нашему мнению, вызывают трудность в произношении, мы решили распечатать  и разместить  буклеты и памятки в коридорах школы, раздать учащимся. Это и явилось продуктом нашей работы. Мы хотим, чтобы дети в нашей школе говорили грамотно и красиво. Надеемся, что наша работа поможет в этом.

14 слайд

     Проведя исследование по теме, мы пришли к следующим выводам

  • Орфоэпия – это раздел лингвистики, что в переводе  с греческого означает “правильно”. Поскольку неправильное произношение затрудняет понимание, необходимо следовать нормам орфоэпии. Эти нормы обслуживают литературный язык. От этих норм зависит уровень культуры каждого человека.
  • Хотя в нашей речи и присутствуют орфоэпические ошибки, от них можно избавиться, если чаще обращаться  к художественной литературе  и  различным  словарям. Они не только предостерегут появление ошибок, но и пополнят словарный запас.

15 слайд

Спасибо за внимание!


Поделиться:

Зимний дуб

Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"

Две снежинки

Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?

Мост Леонардо