• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Статья "О чем расскажет штрих-код"

Опубликовано Кныш Ольга Борисовна вкл 13.03.2018 - 15:52
Автор: 
Орехов Даниил

В данной статье рассматривается  основной принцип кодирования информации в штрих-кодах, а также чтение  информации о товаре по штрих-коду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Орехов Д.

г.Челябинск

О чем расскажет штрих-код

Сегодня, если взять в руки практически любой товар, то на его упаковке можно найти характерную картинку из черных (или какого-нибудь другого цвета) вертикальных черточек разной толщины, называемую штрих-кодом.

Что это за рисунок, и для чего он нужен? Ответ можно получить на кассе почти любого сегодняшнего магазина: когда вы оплачиваете покупку, кассир подносит к этой картинке специальное считывающее устройство (либо, наоборот, подносит товар к окошку считывающего устройства), раздается характерный «писк», и на экране кассового аппарата сразу же появляется вся информация о товаре.

Большинство людей, покупающих товар, не знают, а зачастую даже не задумываются, что значит штрих-код. Какую же информацию несет в себе это изображение, можно ли по штрих-коду товара определить, не является ли товар подделкой?  Попробуем разобраться.

Немного истории… Штриховое кодирование изобрел молодой инженер Давид Коллинз. По окончании в 1950-х годах инженерного факультета Массачусетского технологического института он поступил работать на Пенсильванскую железную дорогу, где ему пришлось столкнуться с кропотливой, рутинной работой – сортировкой вагонов.  К нему пришла идея освещать номера вагонов прожекторами и считывать их с помощью фотоэлементов. Инженер-изобретатель, чтобы упростить распознавание, предложил записывать номера не только обычными цифрами, но и специальным кодом, состоящим из красных и синих полос, расположенных на стенке вагона в прямоугольнике длиной до полуметра.

В 1968 году он использовал вместо прожекторов, расходовавших много энергии, жестко сфокусированный лазерный луч. Размеры сканирующей установки стали намного меньше, уменьшилась и сама кодовая маркировка, что навело Коллинза на мысль использовать придуманный им штриховой код не только на железной дороге, но и в качестве товарного кода.

Штриховой код выполняет примерно ту же роль, что и почтовый индекс. Он представляет собой индивидуальный символ, состоящий из четкого рисунка полос и пространства между ними, иллюстрирующий машинный код букв и чисел в двоичной системе, который закрепляется за каждым товаром. Штрих-код присутствует во всех документах, фиксирующих товарные операции, что позволяет, в частности, в сфере розничной торговли сократить время на суммирование цен, вероятность допустить ошибки на контрольно-кассовом пункте, сократить время обслуживания покупателя. Наличие штрихового кода на товаре или на его упаковке поднимает престиж фирмы, играет роль рекламы товара и самого предприятия.

Получить определенную информацию со штрих-кода можно даже невооруженным глазом. Штрих-код дополняет, но не заменяет обычную потребительскую информацию. Важные сведения о товаре обязательно должны присутствовать на упаковке в виде текста или графических изображений.

"Товарный" штрих код содержит следующую информацию:

  • код страны (первые 3, а иногда 2 цифры штрих кода) - региональный код  страны, где зарегистрирован данный номер
  • код предприятия - изготовителя (следующие 4, иногда 5 цифр штрих кода ) присваивает централизованно национальный орган страны конкретной организации-изготовителю.
  • код товара (следующие 5 цифр)  присваивается организацией-изготовителем или продавцом самостоятельно в виде регистрационного номера в пределах своего предприятия. В этих цифрах изготовитель может закодировать необходимые для идентификации данные: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и др.
  • контрольная цифра (последняя цифра штрих кода)

По контрольной цифре можно выявить фальшивый штрих-код, нанесенный недобросовестным производителем или продавцом. Для этого нужно просчитать по определенной формуле сумму всех остальных цифр и сравнить ее со значением контрольной.

В качестве примера проверим контрольную цифру в штриховом коде

880 8993 50516 6

- сложим цифры, размещенные на четных позициях: 8+8+9+5+5+6=41

- умножим эту сумму на 3: 41х3=123

- сложим цифры на нечетных позициях, кроме контрольной: 8+0+9+3+0+1=21

- сложим числа, полученные во втором и третьем вычислениях: 123+21=144

- отбросьте сотни и десятки, оставив только единицы: 4

- из 10 вычтите оставшееся число: 10-4=6

Товар неподдельный,  его номер зарегистрирован в Южной Корее (первые три цифры 880)

Нередко на товаре можно увидеть надпись, например, «Сделано в Голландии», а код, нанесенный на этикетку, этой стране не соответствует. Тут причин может быть несколько. Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции. Вторая: товар был изготовлен на дочернем предприятии. Третья: возможно, товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны. И, наконец, четвертая, когда учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств. 

Интересные факты о штрих-коде.

  1. Первым товаром со штрих-кодом была жевательная резинка Wrigley’s. Она была продана 26 июня 1974 года в 8:01 утра и хранится в музее Смитсоновского института.
  2. Газета «Деловой Петербург» присваивала своим выпускам коды, последние цифры которого совпадали со сквозным порядковым номером газеты. Таким образом, каждый выпуск газеты имел свой код, отличный от других выпусков
  3. Все Указы Президента РФ снабжены штриховыми кодами, начинающимися на цифру 2.
  4. Главный герой серии компьютерных игр Hitman Агент 47 имеет штрих-код на затылке.
  5. В современных смартфонах обычно есть программа, которая позволяет сканировать разные виды штрих-кодов через фотокамеру — это позволяет быстро идентифицировать объект. Благодаря этому началось массовое распространение матричных QR-кодов, в которых часто кодируют описание товара, контактную информацию, ссылку на сайт. Коды очень распространены в Великобритании на входе в метро, в журнальных статьях, а в тайском ресторане в Сохо в Лондоне каждый официант носит футболку с QR-кодом Сканирование кода позволит вам прочитать отзывы клиентов или получить специальный купон-скидку.
  6. Продвижением QR-кодов активно занимается компания Google. С недавнего времени, сервис коротких ссылок googl, предоставляет возможность превратить любую ссылку в QR-код. Всё что вам нужно — это добавить в конце ссылки «.qr»

Со времени появления штрих-кодов ввод информации стал более точным и быстрым, и соответственно все процессы, связанные с обработкой информации. Штрих-коды помогают отслеживать движения товаров и благодаря этому позволяют экономить время, оперативно отвечать на запросы и реагировать на любые изменения. С помощью штрих-кодов сбор и запись информации становятся более быстрыми и точными процессами, что и позволяет снижать цены, сводить к нулю вероятность ошибок, а также упрощать все процессы товарооборота.


Поделиться:

Пустой колос голову кверху носит

Философские стихи Кристины Россетти

Рисуем зимние домики

Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт

Композитор Алексей Рыбников