Jump to Content
  • Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Состояние преступности несовершеннолетних в г. Балахне за 2008-2010 гг.

Опубликовано Мочалова Татьяна Ивановна вкл 18.03.2018 - 0:33
Мочалова Татьяна Ивановна
Автор: 
Корохова Ирина

Данная исследовательская работа была удостоена диплома II степни на конкурсе НОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostoyanie_prestupnosti.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14

с углубленным изучением отдельных предметов»

Состояние преступности                                                                                                                                несовершеннолетних в г. Балахне

за 2008-2010 гг.

                      Исполнитель работы:  Корохова И.,

учащаяся 11«А» класса

 

                              Научный руководитель: Мочалова Т.И.,

                                                                              учитель истории и               обществознания

г. Балахна

2011г.

Содержание.

Введение……………………………………………………………….................2

Глава 1    Статистика преступлений, совершенных

                 несовершеннолетними в г. Балахне за 2008-2010гг.….................4

          1.1 Обобщающая аналитическая справка................................................4

            1.2 Анализ таблицы по видам преступности, времени совершения

                  преступлений……………………………………………………...….5

Глава 2   Причины совершения подростками преступлений……………...7

Глава 3   Уголовная ответственность несовершеннолетних……………….8

          3.1 Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.....8

          3.2 Освобождение несовершеннолетних от наказания………………..12

Глава 4   Меры по предупреждению преступлений, проводимые органами

                прокуратуры на территории г. Балахны........................................16          Заключение……………………………………………………………………...18

Список используемых источников и литературы…………………………..…19

Приложения...........................................................................................................20

1

Введение

     В настоящие время, когда идут быстрые процессы изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением. Ломка общественных связей, неустойчивая экономическая ситуация, отсутствие четкой системы общенациональных ценностей в первую очередь отражается на детях, накладывает свой, порой неизгладимый, отпечаток на их судьбы. Нестабильность нынешней жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

     Окружающие рассматривают преступность несовершеннолетних, как проявление возрастной незрелости, озорства. Поэтому о многих преступлениях не сообщается в правоохранительные органы, что ведет к их росту. На подростковую преступность влияют такие факторы, как отрицательные влияния в семье, в ближайшем окружении; подстрекательство со стороны взрослых преступников; длительное отсутствие определенных занятий; недостатки учебно-воспитательной работы и в организации досуга.

Несмотря на то, что в настоящее время наблюдается некоторый спад уровня преступности как по Нижегородской области, так и по России вцелом, с точки зрения экспертов отмечался рост таких видов преступности, таких как пьянство, наркомания и уличных преступлений. Растет число агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений, происходят другие негативные преобразования молодежного сознания с преобладанием корыстной ориентации и т.п. Поэтому необходимо регулирование поведения подростков.

     Значительно повысилась криминальная активность детей в возрасте до 14 лет. Наметившаяся тенденция к омоложению подростковой преступности привела к увеличению количества общественно—опасных деяний, совершенных подростками в возрасте до 14 лет.

             2

Эти подростки, как правило, педагогически запущенные, характеризующиеся стойкой асоциальной направленностью, нуждаются в особых условиях воспитания. Все больше девочек вовлекается в преступную деятельность

     Статистика, факты, специальные исследования наглядно показывают, что подростковая преступность в России в настоящее время активно прогрессирует. Она охватывает все основные молодежные группы как в социально-демографическом, так в территориальном и профессионально-образовательном аспектах. Можно с уверенностью сказать, что постоянный рост безработицы среди молодежи будет способствовать и уже способствует формированию групп, устойчиво подверженных криминальному влиянию. В структуре подростковой преступности можно ожидать дальнейшего роста преступлений, отягощенных особой жестокостью, дерзостью и цинизмом.

Это во многом будет зависеть от общей социальной ситуации в стране, т.к. в

настоящее время возрастает дефицит духовности, распространение моделей

аморального поведения, связанных с развитием бизнеса развлечения, печатной, кино - и видеопродукции, пропагандирующей культ насилия и жестокости, которая в свою очередь, способствует процветанию аморального образа жизни.

   Целью моей исследовательской работы является изучение состояния преступности несовершеннолетних в Балахнинском районе за 2008-2010гг.

   Задачи:

  1. Проанализировать и систематизировать статистику подростковой преступности за 2008-2010гг.
  2.  Сформулировать причины совершения подростками преступлений.
  3. Определить особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
  4. Перечислить меры, предпринимаемые в Балахнинском районе в целях предупреждения совершения преступлений несовершеннолетними.

                                                      3

Глава 1   Статистика преступлений, совершенных               несовершеннолетними в г. Балахне за 2008-2010гг.

1.1   Обобщающая аналитическая справка.

Всего

 совершено преступлений несовершенно-летними

Из них групповых престу-плений

Групповых преступлений с участием взрослых

Лицами,

 ранее совершавшими преступления

В состоянии алкогольного

опьянения

2008

         86

      38

        21

         19

         18

2009

         69

      29

        27

         24

         38

2010

         64

      34

        14

         27

         17

     Сравнительный анализ уровня преступности несовершеннолетних в Балахнинском районе за три года показал, что количество преступлений, совершенных подростками снизилось с 86 (2008 г.) до 64 (2010 г.), т.е. на 25,6%.

  • В 2009 г. групповая преступность снизилась на 23.7%, но 2010 г. она вновь возросла на 14,7%
  • К 2010г. существенно снизилась групповая преступность с участием взрослых.
  • Особую тревогу вызывает тот факт, что растет число несовершеннолетних, ранее совершавших преступления, в 2010г. – 27, что на 29,6 %  превышает показатель 2008г.
  • В 2009 году более чем в два раза увеличилось число несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, но к 2010г. этот показатель значительно снизился, составив даже меньше показателя 2008 г.

                                                          4

1.2   Анализ таблиц по видам преступлений и времени совершения преступлений.

ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Статья УК

2008

2009

2010

105,107(убийство, убийство в состоянии аффекта)

0

1

0

111(умышленное причинение тяжкого вреда здоровью)

1

1

0

161,162(грабеж, разбой)

20

11

12

158(кража)

49

39

38

213(хулиганство)

0

0

0

166(неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения)

0

11

6

131(изнасилование)

2

0

0

прочие

14

6

8

                                                            86                               69                     64

  • Большую часть преступлений, совершенных несовершеннолетними  составляют кражи (тайные хищения чужого имущества), но в 2010 г., по сравнению с 2008г. число краж уменьшилось на 22,5%.

                                               5

  • Значительную часть преступлений, совершенных несовершеннолетними, составляют разбой (открытое хищение чужого имущества с применением насилия) и грабеж (открытое хищение чужого имущества), однако количество таких преступлений в 2010г. по сравнению с 2008г. сократилось на 40%.
  • В 2009г. выросло число угонов автомобилей без цели хищения, вероятно, многие несовершеннолетние не осознают преступность своего поступка, думая, что «берут машину напрокат».
  • За три года в Балахнинском районе было зафиксировано одно убийство, а также два случая умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.

ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Время

2008

2009

2010

С 0 до 8 час.

16

20

15

С 8 до 14 час.

8

9

7

С 14 до 20 час.

25

9

16

С 20 до 24 час.

17

16

6

Время не определено.

20

15

20

  • Подавляющее большинство преступлений было совершено в ночное и в вечернее время, несмотря на введенный комендантский час, запрещающий несовершеннолетним с 22 до 6 часов находиться на улице без сопровождения взрослых. Но нельзя не отметить, что число таких преступлений постепенно снижается, и это позволяет сделать вывод, что введение комендантского часа принесло положительное действие.

                                                                    6

Глава 2   Причины совершения подростками преступлений.

 

    К числу основных причин, обуславливающих совершение подростками преступлений, следует отнести:

  1. Ненадлежащее поведение родителей – отсутствие контроля за поведением детей, а главное, за их поведением во время проведения досуга, в том числе в вечернее и ночное время. Как правило, родители таких детей нигде не работают, злоупотребляют спиртными напитками. В результате дети вынужденно ходят на улицу, где и совершают большое количество преступлений.
  2. Социальное неблагополучие. Часто это неполные семьи, где воспитанием занимается один из родителей, являясь единственным кормильцем в семье.
  3. Снижение материального достатка при росте потребностей детей.
  4. Мягкость наказания, назначенного судом, так как требования статьи 88 УК РФ  не позволяют применять более строгие виды наказаний к несовершеннолетним в виде реального лишения свободы за совершения преступлений небольшой и средней тяжести. Подростками совершается большая часть указанных категорий преступлений.
  5. Недостатки в работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних.

                                                        7

Глава 3   Уголовная ответственность несовершеннолетних.

3.1   Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

     По уголовному законодательству несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступлений исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток.

    Основание привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека, - совершенное преступление.

     Однако уголовная ответственность несовершеннолетнего характеризуется некоторыми особенностями, заключающимися в следующем:

  • Несовершеннолетнему могут быть назначены не все виды наказания, предусмотренные уголовным законодательством;
  • Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного характера;
  • Несовершеннолетний может быть освобожден от наказания с применением к нему принудительных мер воспитательного характера;
  • Несовершеннолетний может быть освобожден от наказания и помещен в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

                                                     

8

     По действующему законодательству к несовершеннолетнему лицу, совершившему преступление, могут быть применены не все, а только следующие виды наказания:

  • Штраф;
  • Лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • Обязательные работы;
  • Исправительные работы;
  • Арест (т.е. краткосрочное (от одного до четырех месяцев) лишение свободы в условиях строгой изоляции и обязательных работ);
  • Лишение свободы на срок не свыше 10 лет.  

     В законодательстве содержится исчерпывающий перечень наказаний, которые могут быть назначены несовершеннолетнему. В этот перечень не входят те виды наказания, которые нецелесообразно применять к несовершеннолетнему (например, лишение права занимать определенные должности, ведь несовершеннолетние не могут занимать никаких должностей), а также те виды наказания, которые не могут быть назначены несовершеннолетнему, поскольку действуют положения Конвенции о правах ребенка (смертная казнь, пожизненное тюремное заключение). 

     Расследование и рассмотрение дел несовершеннолетних в судах также имеют свои особенности. Они предусмотрены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ). С учетом возрастных особенностей лиц, не достигших 18 лет, ограничения в силу возраста их дееспособности, обязанности родителей по защите прав и интересов детей законодатель вводит дополнительные гарантии соблюдения прав несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемое деяние.

 

                                                       9

     Создание дополнительных гарантий охраны прав и законных интересов несовершеннолетних отвечает требованиям международно-правовых документов и, в частности, Минимальным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

     К особенностям расследования и рассмотрения в суде дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, относятся:

  • Обязательное участие защитника (адвоката). Несовершеннолетние особо нуждаются в квалифицированной юридической помощи, поэтому расследовать такую категорию дел или рассматривать их в суде без защитника недопустимо. Более того, даже в том случае, если несовершеннолетний отказывается от помощи, такой отказ не должен быть удовлетворен следователем, прокурором или судом.
  • Мы помним, что родители и лица, их заменяющие, обязаны защищать права и интересы детей, поэтому в расследовании и рассмотрении уголовных дел несовершеннолетних принимают участие родители или лица, их заменяющие. Их называют законными представителями. Законные представители имеют право, после того как рассмотрение по делу закончено, знакомится со всеми материалами этого дела, обращаться к следователю с различными просьбами (их называют ходатайства), участвовать при рассмотрении дела в суде, исследовать и представлять в суд различные доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать приговор суда.

                                              10

  • Такая строгая мера пресечения – содержание под стражей – может быть применена к несовершеннолетнему только в исключительных случаях и только за совершение тяжкого преступления (к совершеннолетнему обвиняемому такая мера пресечения может быть применена, если он совершил преступление, за которое установлено наказание от 2 лет лишения свободы). При принятии решения о применении к несовершеннолетнему такой меры пресечения несовершеннолетнего обязательно должен лично допросить прокурор. Решение о применении такой меры пресечения может быть принято только тогда, когда прокурор лично убедиться, что по обстоятельствам дела, условиям жизни и воспитания несовершеннолетнего, особенностям его личности, его отношению к тому, что он сделал, его поведению после случившегося арест – единственно возможная в данном случае мера пресечения. В ином случае должна быть избрана иная, не связанная с лишением свободы мера пресечения.
  • Помимо тех мер пресечения, которые предусмотрены законодательством в отношении совершеннолетних обвиняемых, несовершеннолетний может быть до вынесения судом приговора передан под присмотр родителей или лиц, их заменяющих.
  • В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16 лет, может участвовать педагог, который должен помочь следователю правильно, понятно сформулировать вопрос, установить с несовершеннолетним психологический контакт.
  • Совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте является смягчающим обстоятельством.

                                           11

  • Вынося приговор в отношении несовершеннолетнего и определяя наказание, суд обязан, прежде всего, обсудить возможность применения к несовершеннолетнему условного осуждения, или назначения ему наказания, не связанного с лишением свободы, или освобождения несовершеннолетнего от наказания.

       

3.2    Освобождение несовершеннолетнего от наказания.

     Если несовершеннолетний совершил преступление впервые и оно небольшой или средней тяжести (т.е. за совершение преступления может быть назначено наказание от двух до пяти лет лишения свободы), а также если будет признано, что исправления несовершеннолетнего можно достигнуть без привлечения его к уголовной ответственности, он может быть освобожден от уголовной ответственности и к нему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.

     Принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения, назначаемой прежде всего на основе данных о личности виновного, об условиях его жизни в целях исправления несовершеннолетнего.

 

                                                         12

    Принудительными мерами воспитательного воздействия являются:        

  • Принуждение выражается в оказании воспитательного и морального воздействия на несовершеннолетнего. Эта мера состоит в том, что суд разъяснеет несовершеннолетнему тот вред, который причинило совершенное им преступление, а также какие последствия наступят, если несовершеннолетний повторно совершит преступление, т.е. не оправдает оказанного ему доверия.
  • Возложение обязанности загладить причиненный вред связано, как правило, с необходимостью принести извинения потерпевшему, возместить ему материальный вред (например, возвратить вещь или заменить её на аналогичную) или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб (например, починить испорченное имущество). Поэтому такая мера воспитательного воздействия налагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего (например, наличие у него самостоятельного заработка) или наличия у несовершеннолетнего соответствующих ему трудовых навыков, которые позволят ему своим трудом устранить причиненный ущерб.
  • Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего заключается в том, что несовершеннолетнему могут запретить посещать определенные места, обязать быть дома после определенного времени, посещать образовательное учреждение или устроиться на работу.                            
  • Передача под надзор родителей (лиц, их заменяющих) или специального государственного органа означает, что указанные лица или органы обязаны контролировать поведение несовершеннолетнего и воспитывать его.

                                              13

Освобождение несовершеннолетнего от наказания не означает освобождения от уголовной ответственности. В данном случае будет иметь место уголовная ответственность без назначения наказания, т.е. суд признает несовершеннолетнего виновным в совершении преступления, вынесет обвинительный приговор, но освободит его от наказания, предусмотренного уголовным законом за совершение этого преступления.

     Если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести, к нему могут быть применены принудительные меры воспитательного характера, о которых мы уже говорили.

     Если несовершеннолетний осужден за совершение преступления средней тяжести и суд признает, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение, то суд может принять решение о помещении осужденного несовершеннолетнего в специализированное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение на срок, не превышающей срока наказания, предусмотренного за совершение преступления.

     Контроль за поведением несовершеннолетних лиц, освобожденных от уголовной ответственности с применением к ним мер воспитательного воздействия, осуществляют подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

 Специализированными учреждениями для несовершеннолетних являются спецшколы и специальные профессионально-технические училища.            Помещение несовершеннолетнего в специализированное учебное

заведение – наиболее строгая принудительная мера воспитательного воздействия. Это связано с тем, что в специализированном учреждении существенно ограничена свобода общения, установлены специальные требования режима, учебы, организации лечения.

                           14

Эта мера применяется в отношении несовершеннолетних, вышедших из-под контроля родителей, в том случае, если целесообразно изолировать их от негативного влияния среды, в которой они постоянно находятся, а также в отношении лиц с психическими отклонениями, когда они нуждаются в специальном лечении.

     Администрация специализированного учебно-воспитательного учреждения обязана обеспечивать специальные условия содержания несовершеннолетних. Эти условия включают необходимость охраны территории, личную безопасность несовершеннолетних и их защиту от негативного влияния, ограничение свободного входа на территорию учреждения посторонних лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории учреждения, круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, проведение личного осмотра несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых или отправляемых писем, посылок или иных почтовых сообщений.

     Сотрудники специализированных учреждений имеют право применять в исключительных случаях физическую силу в пределах, не унижающих человеческого достоинства. Применение исключительной силы возможно в целях пресечения совершеннолетними общественно опасных деяний или причинения ущерба своей жизни или здоровью, либо для устранения другой опасности.

     О применении к несовершеннолетним физической силы должностные лица специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа до достижения ими возраста 18 лет, но не более чем на три года.

                                                      15

Срок содержания несовершеннолетнего в указанном учреждении также не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного уголовным кодексом Российской Федерации за преступление, которое совершил несовершеннолетний.

 

Глава 4    Меры, проводимые прокуратурой г. Балахны  по предупреждению преступности несовершеннолетних.

   Балахнинской городской прокуратурой активно осуществляется пропаганда действующего законодательства, включая профилактические и разъяснительные лекции-беседы с несовершеннолетними.

  • Всего в учебных заведениях Балахнинского района проведено 81 выступление, в средствах массовой информации опубликовано 17 статей.
  • При осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, прокуратурой выявлено 451 нарушение закона, предъявлено 69 исковых заявлений в защиту прав и интересов несовершеннолетних.
  • Кроме того, с целью устранения нарушений закона, горпракуратурой внесено 42 представления в различные органы системы субъектов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, 43 лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

16

  • Инспекторами ПДН ОВД по Балахнинскому району проводится индивидуальная профилактическая работа как с лицами, состоящими на учете в ПДН, и их родителями, так и с лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительной инспекции. Со всеми подростками и их родителями проводится первоначальная профилактическая работа, выясняются причины и условия совершения несовершеннолетними правонарушений. Выясняются сведения о лицах, с которыми контактирует тот или иной подросток, характер их влияния, осуществляется контроль за несовершеннолетними, состоящими на учете в УИИ.

17

Заключение

   Цель исследовательской работы можно считать достигнутой в том случае, если все поставленные задачи выполнены. Я считаю, что цель моего исследования достигнута, т.к.:

  • Удалось найти и проанализировать статистику подростковой преступности в Балахнинском районе за 2008-2010гг.
  • В работе сформулированы причины подростковой преступности.
  • Определены особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
  • Перечислены меры, проводимые органами прокуратуры Балахнинского района по предупреждению преступности несовершеннолетних.

   

   Подготовка работы расширила и углубила мои знания в области уголовного права, особенно в той его части, которая касается уголовной ответственности несовершеннолетних. Само исследование представляло для меня большой интерес, было очень полезным, носило практико-ориентированный характер, т.к. в будущем я хочу выбрать профессию, связанную с юриспруденцией.

18

Список используемых источников и литературы

Источники:

1) Аналитическая справка, предоставленная ОВД по Балахнинскому району

(2008-2010 г.г.).

2) Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 176с.

Литература:

1) Володина С.И. Основы правовых знаний. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002. – 288с.

2) Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы права. - М.: Вита-Пресс, 2005. – 320с.

3) Никитин А.Ф. Право. - М.: Дрофа, 2008. – 414с.

4) Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры. В 2 ч. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 240с.

19

                          

Приложения.

Преступления, за совершение которых уголовная ответственность наступает с 14 лет (на основании статьи 20 Уголовного кодекса РФ):

  • убийство (ст. 105)
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111)
  • умышленное причинение средней тяжести вреда здоровья (ст. 112)
  • похищение человека (ст. 126)
  • изнасилование (ст. 131)
  • насильственные действия сексуального характера (ст. 132)
  • кража (ст. 158)
  • грабеж (ст. 161)
  • разбой (ст. 162)
  • вымогательство (ст. 163)
  • неправомерное завладение автомобилем  или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166)
  • умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167)
  • терроризм (ст. 205)
  • захват заложника (ст. 206)
  • заведомо ложное сообщение о террористическом акте (ст.207)
  • хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст. 213 ч. 2 и ч. 3)
  • вандализм (ст.  214)
  • хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.  226)
  • хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.  229)
  • приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.  267)

20

         

                                               


Поделиться:

Как нарисовать портрет?

Нечаянная победа. Айзек Азимов

Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"

Разноцветное дерево

"Портрет". Н.В. Гоголь