• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Морская болезнь и как с ней бороться"

Опубликовано Надежда Горбунова вкл 21.03.2018 - 17:26
Надежда Горбунова
Автор: 
Савина Арина

1.1.Цель работы

Выяснить причины возникновения морской болезни и условия, способствующие ее возникновению; найти способы, позволяющие избавиться от укачивания или хотя бы уменьшить его проявления.

1.2.Задачи

-узнать, какая часть нашего организма ответственна за появление морской болезни;

-разобраться в механизме появления укачивания;

-провести опрос своих одноклассников и узнать, многие ли из них страдают от укачивания;

-выяснить, какими способами можно определить склонность человека к укачиванию;

-найти средства, позволяющие избавиться от морской болезни или уменьшить ее проявления;

-сделать выводы и дать рекомендации по борьбе с укачиванием;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morskaya_bolezn.docx58.88 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Иркутского районного муниципального образования

МКУ ДО ИРМО «Станция юных натуралистов»

Исследовательская работа

«Морская болезнь и как с ней бороться»

Автор: Савина Арина,

Ученица 3 «б» класса

МОУ ИРМО

«Хомутовская  СОШ № 2»

Руководитель: Горбунова Надежда Сергеевна, педагог дополнительного образования МКУ ДО ИРМО «СЮН»

2016г.


Оглавление

  1. Введение                                                                                        3
  1. Актуальность                                                                                3
  2. Проблема                                                                                        3
  3. Гипотеза                                                                                        3
  4. Цель работы                                                                                4
  5. Задачи                                                                                        4
  6. Методы проведения исследований                                                        4
  7. Предмет исследования                                                                        4
  8. Объект исследования                                                                        4
  1. Содержание работы                                                                                    5
  1. Орган равновесия                                                                        5
  2. Как возникает морская болезнь?                                                        6
  3. Есть ли у вас риск заболеть морской болезнью?                                        7
  1. Практическая часть                                                                                    8
  1. Что делать, если ваш вестибулярный аппарат доставляет неприятности?    11
  1. Выводы                                                                                          12

Список использованной литературы                                                                  13

Приложение                                                                                          14


  1. Введение

Иногда меня укачивает в транспорте. Хорошо, что это случается не каждый раз, когда я куда-нибудь еду. Но ощущения, при этом бывают настолько неприятными, что мне захотелось узнать, а можно ли сделать что-то, чтобы совсем не укачивало.

  1. Актуальность

К сожалению, укачивание это довольно распространенная проблема. По разным данным от 5 до 30 процентов населения Земли страдают от «болезни движения» или, как ее еще называют «морской болезни». Женщины страдают от укачивания чаще, чем мужчины. Но больше всего от этой напасти мучаются дети с двух до двенадцати лет. В таком возрасте укачивает пятьдесят восемь процентов ребятишек.

Интересно, что укачивание – это не чисто человеческая проблема. Ученые установили, что его могут испытывать практически все животные и даже рыбы.

  1. Проблема

Укачивание может сильно попортить жизнь. Если кружится голова на качелях или тошнит после каруселей – это неприятно, но от этих развлечений можно легко отказаться. Сложнее, если укачивает в транспорте. Нам почти ежедневно требуется передвигаться по городу на автомобиле или автобусе, и просто так отказаться от этих поездок мы не можем.

Страдающий от болезни движения человек испытывает чувство тошноты, рвоту, у него болит живот, его бросает в холодный пот, ему не хватает воздуха, у него кружится голова, скачет давление, возникает паника. Такие ощущения могут испортить любую поездку, превратить в кошмар путешествие.

Морская болезнь поражает людей не одинаково на разных видах транспорта. Так в самолетах укачивает только около одного процента путешественников, а вот пассажиров небольших судов во время морских путешествий, особенно людей непривычных, может укачать практически всех. Хотя при особенно сильной качке морская болезнь может поразить не только женщин и детей, но даже бывалого морского волка.

  1. Гипотеза:

Мы считаем, что должны быть способы, позволяющие бороться с укачиванием, уменьшить проявление его симптомов, а лучше совсем избавиться от этой неприятной болезни.

  1. Цель работы

Выяснить причины возникновения морской болезни и условия, способствующие ее возникновению; найти способы, позволяющие избавиться от укачивания или хотя бы уменьшить его проявления.

  1. Задачи

-узнать, какая часть нашего организма ответственна за появление морской болезни;

-разобраться в механизме появления укачивания;

-провести опрос своих одноклассников и узнать, многие ли из них страдают от укачивания;

-выяснить, какими способами можно определить склонность человека к укачиванию;

-найти средства, позволяющие избавиться от морской болезни или уменьшить ее проявления;

-сделать выводы и дать рекомендации по борьбе с укачиванием;

  1. Методы проведения исследований

-Обсуждение интересующей темы с учителем и родителями;

-Изучение литературы и интернет-источников;

-Опрос одноклассников;

-Проведение эксперимента;

  1. Предмет исследования:

Морская болезнь у людей.

  1. Объект исследования:

Вестибулярный аппарат человека.

  1. Содержание работы
  1. Орган равновесия

Орган, нарушения в работе которого приводят к возникновению укачивания, называется вестибулярный аппарат. Он имеет очень небольшой размер и является частью сложной системы, которая позволяет нам поддерживать свое тело в вертикальном положении, сохранять равновесие, ориентироваться в пространстве. Благодаря ему мы, даже с закрытыми глазами, можем довольно точно определить свое положение в пространстве. Нарушения в работе вестибулярного аппарата могут привести к нарушению этих важнейших функций.

Завершается развитие этого аппарата лишь к двенадцати, а то и к пятнадцати годам. Именно поэтому дети до двенадцати лет чаще страдают от укачивания.

Вестибулярный аппарат – это орган равновесия. А равновесие смело можно назвать шестым чувством в дополнение к пяти общеизвестным, то есть зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Потеряв обоняние, человек может жить достаточно полноценно (живем же мы по нескольку недель в году с насморком). Возможно, как-то можно обойтись без вкуса. Потеря же зрения, слуха и чувства равновесия делает человека глубоким инвалидом.

Самыми древними чувствами ученые считают зрение и равновесие, которые возникли под действием солнечного света и земного притяжения.

Органы равновесия существуют практически у всех многоклеточных животных. И даже у одноклеточных ученые нашли некие образования, отдаленно напоминающие орган равновесия. Например у инфузорий существует маленький пузырек с кристалликами внутри. Похожие «камешки в пузырьке» есть и у моллюсков, и у медуз, и у ракообразных.

Бывают животные, живущие без слуха или зрения, ведь на Земле немало мест, погруженных в полный, мрак, или куда не проникают звуки. Но земное притяжение существует на всей планете и действует на всех, поэтому неудивительно, что орган равновесия есть практически у всех животных.

Как же устроен наш вестибулярный аппарат? На самом деле у нас целых два вестибулярных аппарата: справа и слева. Расположены они во внутреннем ухе человека. И каждый из них состоит из трех полукруглых трубочек-каналов, заполненных жидкостью. Эти трубочки находятся в трех разных плоскостях. При наклоне головы жидкость в каналах движется и раздражает чувствительные клетки, посылающие сигналы в мозг.

Еще в нашем вестибулярном аппарате есть часть, которая реагирует на ускорение тела, с ее помощью наш организм понимает, что мы идем, бежим или едем на автобусе. Эта часть состоит из заполненного жидкостью мешочка, выстланного изнутри чувствительными клетками, и находящихся внутри этого мешочка камешков, называющихся «отолиты» (от греческого «ушные камни»). Когда мы движемся, камешки смещаются, действуют на чувствительную подкладку мешочка, и мозг получает сигнал. На все наши движения вестибулярный аппарат реагирует мгновенно.

        Но человек ориентируется в пространстве не только с помощью органа равновесия. Кроме него нам помогают зрение, а также кожная и мышечная чувствительность. Так, например, когда наш организм ощущает давление на подошвы, он понимает направление действия силы притяжения. Именно сочетание информации, получаемой от мышечной и кожной чувствительности, зрения и вестибулярного аппарата дает нашему мозгу полное представление о положении тела в пространстве и его движении. А мозг дает команды мышцам, как нужно изменить положение тела, чтобы сохранить его в равновесии.

        Орган равновесия может работать только в условиях существования земного притяжения. Космонавты, работающие на орбите, находятся в невесомости, а значит, их вестибулярный аппарат не работает. В такой ситуации остается ориентироваться в пространстве с помощью зрения.

        У глухонемых людей орган равновесия не работает. Поэтому наклон головы они ощущают с помощью чувствительных рецепторов шеи.

  1. Как возникает морская болезнь?

Поскольку наше тело получает информацию о своем положении из трех источников, то любая несогласованность их показаний вызывает у мозга непонимание и панику. Наш организм ощущает несоответствие того, что он видит (в машине мы видим, что находимся неподвижно в салоне), и того, что он чувствует (вестибулярный аппарат едущего в машине человека сообщает, что происходит движение). Мозг человека с самого его рождения учится правильно воспринимать происходящее: ходьба, бег, прыжки. Но когда мы попадаем в необычные условия, например, полет на самолете, качка на корабле,

то мозг получает противоречивые сигналы, включаются разные защитные механизмы и в результате мы имеем все «приятные» симптомы укачивания.

Морскую болезнь может вызвать даже поездка на лифте. Ведь человек привычен к движениям в горизонтальном направлении, движения вверх и вниз ему непривычны и могут вызвать головокружение и тошноту.

Укачать может и от наблюдения за движущейся и мелькающей перед глазами картинки в телевизоре (как за окном едущего поезда). В этом случае глаза говорят человеку, что он движется, а вестибулярный аппарат сигнализирует, что он находится на месте.

  1. Есть ли у вас риск заболеть морской болезнью?

Наверное, каждый, кто время от времени страдает от укачивания, знает об этой своей особенности. Но если вдруг раньше вы не сталкивались с этой проблемой и собираетесь в путешествие, как узнать, не укачает ли вас в дороге? Оказывается, есть достаточно простые способы определить, насколько хорошо работает ваш вестибулярный аппарат.

        Вот несколько тестов:

Тест 1. Называется он тест Бондаревского. Нужно встать, например, на левую ногу, а правую согнуть в коленке, развернуть ее колено вправо, а пятку этой ноги прижать к внутренней стороне колена опорной ноги. Так ваши ноги будут напоминать повернутую в другую сторону цифру «четыре». Нужно закрыть глаза и стоять в таком положении. А ваш помощник должен с помощью секундомера засечь время. В тот момент, когда нога, на которой вы стоите, сдвинется, или вы потеряете равновесие, секундомер нужно выключить. Существуют нормативы времени. Для восьми лет это 8,3 секунды, для девяти – 10,8 секунд, для десяти – 12,7 секунды, для 11 – 14,4 секунды, для 12 – 15,5 секунды, для 13 – 16,9 секунды, для 14 – 17,7 секунды, для 15 – 17,8 секунды, старше 15 лет -20,4 секунды. Если простоять свою норму не удалось – значит, есть проблема.

Тест 2. Нужно встать. Руки на пояс. Стопы ног поставить в линию, одна за другой так, чтобы носок левой упирался в пятку правой. Закрыть глаза и стоять так пятнадцать секунд.

Тест 3. Встать на носки, руки на поясе. Делать быстрые наклоны головы вправо-влево десять раз.

Тест 4. Встать на носки, руки на поясе. Делать быстрые наклоны головы вперед-назад десять раз.

Тест 5. Встать. Руки на пояс. Стопы ног поставить в линию, одна за другой так, чтобы носок левой упирался в пятку правой. Делать наклоны корпуса вправо-влево пять-шесть раз.

Если получилось сделать все упражнения легко и правильно, значит, ваш орган равновесия работает нормально. А вот если, выполняя эти упражнения, вы почувствовали тошноту и головокружение, то вестибулярный аппарат может подкачать и при поездке.

  1. Практическая часть.

        Мы провели опрос среди своих одноклассников, чтобы выяснить, страдал ли кто-нибудь из них когда-либо морской болезнью. В опросе участвовало тридцать человек. Оказалось, что постоянно укачивает двоих, иногда – десятерых, и никогда не сталкивались с этой проблемой восемнадцать. На вопрос, где их укачивало, мы получили такие ответы: на качелях было нехорошо 1 человеку, на каруселях – 4, в машине – 8, в автобусе – 6, в маршрутке – 8, в поезде – 3, в самолете – 3 и на водном транспорте -2.

        Можно сделать вывод, что в нашем классе болезнь движения знакома 40 % детей. А самые опасные «опасные» места, где может укачать – это автомобиль, маршрутка и автобус. Действительно, каждый раз, когда мы выезжаем классом на какое-нибудь мероприятие (в театр, планетарий или музей), в автобусе обязательно сильно укачивает одного или нескольких ребят.

        Также мы провели со своими одноклассниками тесты, о которых упоминалось выше. Результаты оказались такие: (См. Приложения)

Тест Бондаревского прошли почти все. Не простояли положенных по возрасту секунд только два человека.

С тестом №2 не справились 6 человек. Во время выполнения теста №3 закружилась голова у 5 человек, во время теста №4 – тоже у 5 человек и во время теста №5 – у 2 человек.

        Из двух детей, которые указали, что их укачивает постоянно, один ребенок не справился с четырьмя тестами из пяти, а другой успешно прошел все тесты.

        Из десяти детей, которые указали, что их укачивает иногда, один не справился ни с одним тестом, трое успешно прошли все испытания, трое не прошли по одному тесту и трое – по два.

        Из восемнадцати детей, которые указали, что их не укачивает, с тестами справились все.

        Можно сделать вывод, что те дети, которые не страдают от морской болезни и с тестами справляются без всяких затруднений. А те, кому эта проблема знакома, испытания проходили по-разному.

  1. Что делать, если ваш вестибулярный аппарат доставляет вам неприятности?

Ситуация не безвыходная. Во-первых, с возрастом часто морская болезнь проходит. Как я уже упоминала, ею больше всего страдают дети до двенадцати лет.

Во-вторых, оказывается орган равновесия можно тренировать. Тренировка снижает его возбудимость и помогает предотвратить укачивание.

Занимаясь физкультурой и спортом, мы не только тренируем мышцы, но и укрепляем свой вестибулярный аппарат. Тем, кто страдает от укачивания подойдут занятия футболом, волейболом, баскетболом, аэробика и бег. Дело в том, что когда человек перемещается по спортивной площадке с разной скоростью, то его орган равновесия привыкает к нагрузкам, а это помогает избавиться от проблемы укачивания.

Тренировать вестибулярный аппарат можно с помощью простых упражнений. Это различные наклоны, повороты и плавные вращения головы и корпуса. Начинайте с двух-трех повторов, постепенно увеличивая их число в зависимости от самочувствия. Прыжки на батуте, прыжки со скакалкой, упражнения на турнике, кувырки тоже подойдут. Можно тренироваться, качаясь в гамаке, на качелях и каруселях. Главное не переусердствовать.

В-третьих, есть некоторые правила, соблюдая которые мы можем снизить риск возникновения укачивания или уменьшить его проявления. Правила эти довольно просты. Например, во время поездки в транспорте нужно садиться обязательно по ходу движения. Перед путешествием лучше воздержаться от пищи, а накануне не нужно употреблять тяжелую и жирную еду.

Сидя в автомобиле или автобусе смотреть нужно вперед, а не в боковые окна (их лучше закрыть шторками). Ни в коем случае не рекомендуется читать, рисовать, писать и играть на телефоне или планшете.

Сосание леденцов и прохладные напитки небольшими глотками сильно уменьшают риск возникновения укачивания. Сильные запахи могут ухудшить состояние. А вот свежий воздух, наоборот, поможет улучшить самочувствие. Если есть возможность, хорошо почаще делать остановки в пути, чтобы пройтись и подышать свежим воздухом.

Важно и место, где вы сидите. Например, в автомобиле меньше укачивает на переднем сидении (но детям до двенадцати лет на этих местах ездить нельзя). В автобусе лучше не садиться в конце салона. В поездах в последних вагонах всегда качает больше, чем в начале состава. В самолетах меньше всего будет укачивать на местах ближе к крылу.

Если вас стало укачивать в самолете, то нужно откинуться на спинку кресла и стараться держать голову неподвижно. При путешествии по воде советуют не сводить глаз с линии горизонта и держать голову в одном положении.

Рекомендуется также движения ногами: притопывать ступнями, двигать ими с носка на пятку и обратно. Это поможет обмануть мозг, уменьшая несовпадение между показаниями органа равновесия и зрения. Для этой же цели можно закрыть глаза во время поездки.

И в-четвертых, если уж ничто из этого не помогает, то есть специальные лекарства, которые можно употреблять во время поездок, чтобы вас не укачало. Проконсультируйтесь с врачом и, отправляясь в поездку, не забудьте взять с собой средство, снижающее чувствительность вестибулярного аппарата. Они бывают в виде таблеток и даже в виде пластыря, который можно приклеить за ухом, и который будет действовать продолжительное время. Главное соблюдать меру и не злоупотреблять лекарствами, чтобы не возникло привыкание, ведь тогда эти препараты перестанут помогать.

  1. Выводы
  1. В результате исследования, мы узнали, что орган, неполадки в работе которого приводят к возникновению укачивания, это вестибулярный аппарат.
  2. Что морская болезнь возникает, когда есть несовпадение между тем, что мы видим, чувствуем и что сообщает мозгу наш орган равновесия.
  3. Мы выяснили, что 40% ребят из нашего класса испытывали на себе неприятные проявления болезни движения, а несколько наших одноклассников страдают от нее постоянно.
  4. В результате тестирования  класса, мы узнали, что 60% детей выполнили упражнения без всяких затруднений и это были одноклассники указавшие, что не страдают от укачивания. А вот среди тех детей, кого постоянно или иногда укачивает, результаты тестирования разные.
  5. Мы выяснили, что нужно делать, отправляясь в поездку, чтобы путешествие не было испорчено укачиванием.


Список использованной литературы и интернет ресурсов:

  1. http://biofile.ru/chel/1459.html
  2. http://www.filipoc.ru/interesting/vestibulyarnyiy-apparat
  3. https://murzim.ru/biologiya/8622-organy-chuvstv.html
  4. http://nashydetky.com/zdorove-rebenka/vestibulyarnyiy-apparat-u-detey
  5. http://subscribe.ru/archive/science.health.anatomya/200012/02080501.html
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Морская_болезнь


Приложения.

Приложение 1. Результаты опроса 3 «Б» класса «Хомутовской СОШ №2»

Таблица 1.

Укачивало ли тебя когда-нибудь?

Да, постоянно

2 ч.

Иногда

10 ч.

Нет, не укачивало

18 ч.

Таблица 2.

Если укачивало, то где?

На качелях

1 ч.

На каруселях

4 ч.

В автомобиле

8 ч.

В маршрутке

8 ч.

В автобусе

6 ч.

В поезде

3 ч.

В самолете

3 ч.

На водном транспорте

2 ч.


Приложение 2. Результаты тестирования 3 «Б» класса «Хомутовской СОШ №2»

Таблица 3. Результаты проведения тестов (всего участвовали 30 человек)

Номер теста

Справились/чел.

Не справились/чел.

Тест 1

28

2

Тест 2

24

6

Тест 3

25

5

Тест 4

25

5

Тест 5

28

2

Таблица №4. Результаты тестирования по группам.

Номер теста

Среди детей, указавших, что постоянно страдают от укачивания (всего 2 человека), справились/чел.

Среди детей, указавших, что иногда страдают от укачивания (всего 10 человек), справились/чел.

Среди детей, указавших, что не страдают от укачивания (всего 18 человек), справились/чел.

Тест 1

2 (100%)

8 (80%)

18 (100%)

Тест 2

1 (50%)

8 (80%)

18 (100%)

Тест 3

1 (50%)

6 (60%)

18 (100%)

Тест 4

1 (50%)

6 (60%0

18 (100%)

Тест 5

2 (100%)

8 (80%)

18 (100%)

Таблица №5. Результаты тестирования среди детей, указавших, что постоянно страдают от укачивания (всего 2 человека)

Справились

Количество/чел.

Со всеми тестами                            (100%)

1

С 2 из 5 тестов                                 (40%)

1

Таблица №6. Результаты тестирования среди детей, указавших, что иногда страдают от укачивания (всего 10 человек)

Справились

Количество/чел.

Со всеми тестами                            (100%)

3

С 4 из 5 тестов                                 (80%)

3

С 3 из 5 тестов                                 (60%)

3

Не справились ни с одним тестом (0%)

1


Поделиться:

Астрономический календарь. Ноябрь, 2018

Что общего у травы и собаки?

Новогодние гирлянды

Акварель + трафарет = ?

За чашкой чая