• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Из студента – в тьюторы». Студенческое тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Опубликовано Важенин Вячеслав Алексеевич вкл 23.03.2018 - 21:43
Важенин Вячеслав Алексеевич
Автор: 
Богданова Мария Евгеньевна

Проект «Из студента – в тьюторы» - это модель студенческого тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_opisanie_proekta_moya_strana_-_moya_rossia.docx43.07 КБ
Файл prezentatsiya_iz_studentov_-_v_tyutory.rar2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Пятнадцатый юбилейный Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий,

«Моя страна – моя Россия»

Моя педагогическая инициатива

«Из студента – в тьюторы». Студенческое тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Проект подготовлен:

Богдановой Марией Евгеньевной, студенткой 2 курса

ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж»

Тюменская область, г. Тюмень

Контактные данные:

625016 Широтная 150 - 27

+7 (922) 004 – 80 - 06

Masha_gucci@mail.ru

«Из студента – в тьюторы». Студенческое тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Обоснование актуальности проекта

В Тюменской области проживает более 5,6 тыс. детей - инвалидов (2% от численности детского населения Тюменской области).

Создание условий для обучения всех детей с учетом их учебных возможностей, интересов и образовательных потребностей, независимо от места жительства, социального положения и состояния здоровья, является одним из приоритетных направлений Государственной программы РФ «Развития образования на 2013-2020 годы»

Получать профессиональное образование инвалиды могут в различных формах: очной, заочной, а также по индивидуальным учебным планам.

В целях реализации положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей необходимо развивать востребованные и эффективные форматы успешной социализации, способствовать созданию благоприятной социальной среды для их жизнеустройства.

Многие эксперты считают необходимым внедрение института тьюторства в образовательные организации, обосновывая это тем, что увеличится качество образовательных результатов и повысится уровень индивидуальной социальной активности обучающихся с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Тьюторство как самостоятельное педагогическое движение в нашей стране развернулось и стало оформляться в конце 1980-х г. г. во время реформирования системы отечественного образования. В 1989 г. руководитель Школы культурной политики П.Г. Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. Перед ним стояла практическая задача кадрового обеспечения одной из международных образовательных программ, руководителем которой с российской стороны был академик Е.П. Велихов.

Через год в «Артеке» П.Г. Щедровицкий прочитал цикл лекций о новой педагогической позиции — тьюторе. С этих пор начала постепенно складываться российская практика тьюторства (школа «Эврика-развитие» г. Томска, инновационная образовательная сеть «Эврика», региональные тьюторские практики).

С 1996 г. в Томске стали проводиться всероссийские тьюторские конференции, с 2008 г. их дополнили конференции, которые проводятся в Москве под эгидой Московского педагогического государственного университета. Большой вклад в становление института тьюторства внесла Т. М. Ковалева, под руководством которой в разных регионах России в образовательных учреждениях разрабатываются модели тьюторского сопровождения учащихся:  как детей, так и взрослых [5].

На сегодняшний день тьюторское сопровождение образовательного процесса становится органичной частью системы профессиональной подготовки будущего специалиста.

В силу разнообразия образовательных потребностей студентов в одних организациях активно развивается направление тьюторского сопровождения дистанционного обучения, в других – сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья, в-третьих – сопровождение внеучебной деятельности студентов и создания площадок для удовлетворения образовательных потребностей студентов и т. д.

Каждое из направлений имеет свои особенности, но объединяет их общее понимание идеи и целей тьюторства, позиции тьютора, обеспечивающего сопровождение индивидуальных образовательных траекторий студентов.

Залогом эффективности студенческого тьюторства является взаимодействие сверстников в образовательном процессе. Студент-тьютор намного ближе к обучающемуся по возрасту, а, следовательно, ближе и в стремлениях, желаниях, образе жизни, отношении к окружающему миру и мышлении, в большинстве случаев он способен общаться с обучающимся более эффективно.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: разработка и практическая реализация модели студенческого тьюторского сопровождения обучающихся: инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи проекта:

  1. Разработать содержание и механизм студенческого тьюторского сопровождения обучающихся: инвалидов и лиц с ОВЗ
  2. Обосновать выбор средств, форм, технологий реализации тьюторского студенческого сопровождения обучающихся: инвалидов и лиц ОВЗ
  3. Создать условия для определения и дальнейшего развития собственных ресурсов, обучающихся: инвалидов и лиц ОВЗ (участие в областных и Всероссийских конкурсах, форумах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах; организация досуга и отдыха; вовлечение в работу органов студенческого самоуправления)
  4. Развитие у студентов-тьюторов профессиональных компетенций, приобретение ими опыта в руководящей и социальной сферах
  5. Повышения качества образовательного процесса, активизация самовоспитания и самосовершенствования студентов, развитие студенческой ответственности и инициативы

Сроки реализации проекта: 2018г. –2020г.

Содержание проекта

ГАПОУ ТО «ЗСГК» в рамках Соглашения №06-G28.24.0039 от 11.07.2016 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Тюменской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Тюменской области на создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов наделен полномочиями базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Тюменской области.

В нашем колледже на сегодняшний момент обучается 31 студент, имеющий ограниченные возможности здоровья (11) и инвалиды (20). Из них имеют инвалидность по слуху - 17, инвалидность по зрению - 3, нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП) - 5, соматические заболевания - 6.

Цель тьюторского сопровождения состоит в том, чтобы обучающийся добился как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы.

Студенческое тьюторство - это комплекс мероприятий по взаимодействию студентов старших курсов колледжа с обучающимися-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения качества образовательного процесса, активизации самовоспитания и самосовершенствования студентов, развития студенческой ответственности и инициативы.

Исследование, проведенное нами на базе ГАПОУ ТО «ЗСГК» показало, что студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды на вопрос: «Готовы ли Вы принимать помощь со стороны своих сверстников?» ответили «положительно», комментируя это тем, что хотят больше общаться, с кем-то дружить, получать моральную поддержку в трудной жизненной ситуации.

На вопрос: «С какими трудностями столкнется студент с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ ТО «ЗСГК?» большинство, как здоровых студентов, так и студентов с ограниченными возможностями здоровья ответили, что трудности возникнут в процессе взаимодействия с преподавателями и в процессе межличностного общения.

Таким образом, в результате проведенного опроса было подтверждено, что обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходим тьютор - тот, кто поможет студенту-инвалиду в формировании общих и профессиональных компетенций,  адаптации к процессу обучения в колледже, процессе самореализации.

Деятельность студентов-тьюторов в рамках реализации проекта будет направлена на выстраивание взаимодействия с обучающимися ГАПОУ ТО «ЗСГК» с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, оказание им педагогической поддержки, помощи в выработке профессиональных навыков для дальнейшей самостоятельной реализации.

Функции тьюторов-студентов:

1.Ориентирующая функция, связанная с инкорпорированием студентов в систему традиций колледжа, ориентированием в пространстве колледжа, адаптацией к образовательному процессу, введением в научно-исследовательскую, физкультурно-оздоровительную и творческую деятельность.

2.Социальная функция, связанная с оказанием помощи в выстраивании социальных отношений в группе в процессе совместной учебы и работы.

В ходе работы студент-тьютор должен будет руководствоваться следующими основными принципами: индивидуализации, гибкости, непрерывности, открытости, диалогизации.

Студенты-тьюторы будут осуществлять работу по следующим направлениям: адаптационная деятельность, образовательная деятельность, внеучебная деятельность.

Направление – адаптационная деятельность

Содержание деятельности тьютора: содействие в решении проблем, связанных с адаптацией обучающихся к студенческой жизни, формирование студенческой корпоративной культуры, привлечение к участию в общественной жизни колледжа, формирование устойчивого интереса к выбранной профессии.

Перед студентом-тьютором ставятся следующие задачи: знакомство с традициями и историей ГАПОУ ТО «ЗСГК»; разъяснение основных правил и норм поведения, прав и обязанностей студента; организация и проведение мероприятий, способствующих сплочению студентов, созданию благоприятного психологического климата в группе.

Направление – образовательная деятельность

Содержание деятельности тьютора: оказание помощи в организации индивидуального образовательного движения с учётом психофизических особенностей и социального опыта, организация взаимодействия с преподавателями/мастерами производственного обучения с целью обратной связи и мониторинга образовательных результатов.

Перед студентом-тьютором ставятся следующие задачи: изучение индивидуальных образовательных запросов и трудностей в усвоении учебных дисциплин, оказание помощи в планировании и рациональной организации режима учебной деятельности; помощь в овладении учебным материалом, подготовке к различным видам учебных занятий, зачетам, экзаменам.

Направление – внеучебная деятельность

Содержание деятельности тьютора: сопровождение индивидуального образовательного движения студентов с ОВЗ и инвалидов через инициирование и поддержку их интересов (инициатив) в различных формах деятельности, привлечение студентов к подготовке и участию в конкурсных мероприятиях и соревнованиях различного уровня и направленности.

Перед студентом-тьютором ставятся следующие задачи: информирование и вовлечение студентов в деятельность общественных студенческих объединений; творческих коллективов, спортивных секций; организация образовательных событий, способствующих развитию личностной рефлексии и накоплению продуктивного социального опыта; определение уровня личных достижений каждого (портфолио), обозначение точек дальнейшего роста и развития; выбор новых направлений деятельности.

Положение о студенческом тьюторстве будет разработано с учетом требований правовых и нормативных документов: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014); Устава ГАПОУ ТО «ЗСГК», Положения о Студенческом самоуправлении ГАПОУ ТО «ЗСГК»

Формы и методы тьюторского сопровождения

Формы тьюторского сопровождения

Индивидуальная тьюторская консультация (представляет собой обсуждение обучающегося с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием).

Групповая тьюторская консультация (предполагает тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных траекторий студентов со схожими интересами; в процессе проведения студент-тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную).

Образовательное событие (имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных проектов и исследований).

Студенческий тьюториал

Данное направление тьюторства будет представлено системой туториумов:

  • туториум, ориентированный на адаптацию студентов к учебному процессу в колледже;
  • переходный туториум, ориентированный на инкорпорирование первокурсников с целью перехода от традиций школы к традициям колледжа;
  • свободный туториум, не связанный с мероприятиями, больше ориентированный на спонтанно возникающие проблемы;
  • дидактически экспериментальный туториум, выступает как средство саморефлексии и оптимизации процессов самореализации.

Важным и эффективным элементом сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов в системе среднего профессионального образования являются тренинги, как индивидуальные, так и групповые.

Тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются следующие задачи: развитие умений познания себя и окружающих; расширение представлений о собственной значимости; развитие различных способностей.

В тренинге используются элементы самодиагностики, ролевые игры, упражнения, направленные на развитие навыков планирования деятельности и профессиональной карьеры, что особо важно для студентов с ОВЗ и инвалидов.

Школа студенческого тьюторства

В ходе обучения студенты-тьюторы будут знакомиться с основами психологии, принципами инклюзивного образования, участвовать в тренингах на развитие толерантности, инициативы, готовности помочь людям, находящимся рядом и попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Обучение в школе будет осуществляться по следующим темам: тьюторство, обязанности тьюторов, индивидуальный план работы с тьюторантом, план работы с группой, практика первой встречи, стрессоустойчивость, конфликтология, командообразование (теория и практика), целеполагание, мотивация, история ГАПОУ ТО «ЗСГК», учебная/творческая/научная/спортивная жизнь колледжа.

Программа обучения также будет предусматривать встречи с экспертами и практические занятия.

«Школа тьюторов» станет отличной возможностью для студентов колледжа приобрести дополнительные навыки: коммуникативные (общение с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидами), педагогические (помощь в создании условий для развития гармоничной личности), психологические (помощь в формировании комфортного психологического настроя подопечных).

Этапы реализации проекта:

1 этап (март – май 2018 г.) Организационный (анкетирование студентов колледжа с целью выяснения востребованности тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидов; формирование рабочей группы; выработка конечных результатов реализации проекта; определение функциональных направлений студенческого тьюторского сопровождения; разработка и утверждение положения о Студенческом тьюторском сопровождении; создание Студенческого Совета Тьюторов; проектирование изменений; обсуждение и утверждение проекта студенческим сообществом и педагогическим коллективом).

2 этап (июнь 2018г.- июнь 2020г.) Практический (дополнительная подготовка тьюторов-студентов с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц ОВЗ; организация и проведение занятий в «Школе студенческого тьюторства»; реализация тьюторской студенческой помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидам по направлениям: социальная адаптация, учебная деятельность, внеучебная деятельность; тестирование физической подготовленности лиц с инвалидностью и ОВЗ  в рамках ВФСК ГТО; участие студентов с ОВЗ и инвалидов в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня и направленности; проведение диагностики профессиональной и личностной социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ (с использованием прибора «Психофизиолог»).

3 этап (2020 г.) Итоговый (анализ результатов реализации проекта, трансляция опыта).

Дорожная карта реализации проекта

№п/п

Блоки мероприятий

Мероприятия

Срок реализации

Ключевой результат

Ответственные

1

Обеспечение нормативно-правовой основы студенческого тьюторства

Март – май 2018г.

1.1. Формирование рабочей группы

Март 2018г.

Определен и согласован перечень нормативно-правовых актов

Заместитель директора по социальным вопросам

1.2.Разработка и утверждение положения о студенческом тьюторском сопровождении инвалидов и лиц с ОВЗ

Апрель 2018г.

Положение о студенческом тьюторском сопровождении инвалидов и лиц с ОВЗ

Члены рабочей группы, юрист

1.3. Создание Студенческого Совета тьюторов, ответственного за сопровождение получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ

Май 2018г.

Положение о Студенческом Совете тьюторов

Директор ГАПОУ ТО «ЗСГК», юрист

1.4 Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах их поступления в колледж, обучения

Постоянно

Свод сведений (приемной комиссии, учебной части, социального педагога) об обучающихся с ОВЗ и инвалидах и их систематический учет

Заведующий центром инклюзивного образования

2

Кадровое обеспечение деятельности

2018г.

2.1. Дополнительная подготовка тьюторов-студентов с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц ОВЗ

Май 2018г.

Приращённая компетентность студентов-тьюторов

Преподаватели колледжа, специалисты в сфере инклюзивного образования

2.2. Организация и проведение преподавателями, сурдопедагогами, психологами занятий в Школе студенческого тьюторства

Май 2018г.

Приращённая компетентность студентов-тьюторов

Преподаватели колледжа, специалисты в сфере инклюзивного образования, психологи, сурдопедагоги

3

Тьюторское  сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Июнь 2018 – июнь 2020г.

3.1. Выбор методов и форм студенческого тьюторского сопровождения для инвалидов и обучающихся с ОВЗ

Июнь, август 2018г.

Использование социально-активных и рефлексивных методов, технологий с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата

Методисты учебно-методического центра

3.2. Осуществление студенческого тьюторского сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ

Сентябрь 2018-июнь 2020г.

Программа тьюторского сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ

Заместители директора по учебно-производственной работе, социальным вопросам

3.3. Реализация тьюторской студенческой помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидам

Сентябрь 2018-июнь 2020г.

Система туториумов, тренингов, индивидуальных и групповых консультаций

Студенты-тьюторы

3.4. Проведение областных и участие во Всероссийских интеллектуальных конкурсах, форумах, фестивалях, олимпиадах для инвалидов и лиц с ОВЗ

Сентябрь 2018-июнь 2020г.

Участие инвалидов и лиц с ОВЗ в областных и Всероссийских интеллектуальных конкурсах, форумах, фестивалях, олимпиадах

Заместитель директора по социальным вопросам, студенты-тьюторы по направлению – внеучебная деятельность

3.4. Организация и проведение на базе колледжа регионального отборочного Национального чемпионата Абилимпикс по компетенциям: Выпечка хлебобулочных изделий Адаптивная физическая культура

Октябрь 2019г.,

2020г.

Проведение регионального чемпионата

Заместитель директора по социальным вопросам, студенты-тьюторы по направлению – внеучебная деятельность

3.5. Обеспечение информационной открытости колледжа для инвалидов и лиц с ОВЗ и их родителей

Сентябрь 2018-июнь 2020г.

Специальный раздел (страница) на сайте колледжа в сети Интернет, отражающий наличие в образовательной организации системы студенческого тьюторского сопровождения

Главный специалист Центра информационных технологий

4

Социальная адаптация инвалидов и обучающихся с ОВЗ

4.1. Организационно-педагогическое сопровождение

Сентябрь 2018-июнь 2020г.

Контроль успеваемости обучающихся инвалидов или лиц с ОВЗ в соответствии с графиком учебного процесса

Заведующие отделениями кураторы, тьюторы-студенты по направлению –образовательная деятельность

4.2. Профилактически-оздоровительное сопровождение

Сентябрь 2018-июнь 2020г.

Тестирование по выполнению нормативов испытаний (тестов) ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов

Медицинский работник, тьюторы-студенты по направлению – внеучебная деятельность

4.3. Социальное сопровождение

Сентябрь 2018-июнь 2020г.

Решение бытовых проблем проживания в общежитии, транспортных вопросов, организация досуга, летнего отдыха обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ

Социальный педагог, студенты-тьюторы по направлению – социальная адаптация

5

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ

2019г.

Оснащение дополнительным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ОВЗ

2019г.

Приобретение устройства психофизиологического тестирования УПФТ 1/30 «Психофизиолог»

Директор ГАПОУ ТО «ЗСГК»

Кадровое обеспечение проекта (на уровне ГАПОУ ТО «ЗСГК»)

ФИО

Должность

Персональные функции в реализации проекта

Шатохин Г.Г.

Директор ГАПОУ ТО «ЗСГК»

Контроль и организация комплексного мониторинга хода реализации проекта

Шумихина С.А.

Заместитель директора ГАПОУ ТО «ЗСГК» по социальным вопросам

Взаимодействие с общественными объединениями граждан с ОВЗ (тюменские объединения Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества инвалидов и др.).

Согласование планов работы с региональными общественными объединениями инвалидов

Ларченко И.Н.

Заместитель директора ГАПОУ ТО «ЗСГК» по учебно-производственной работе

Разработка профессиональной навигации для абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Разработка адаптированных профессиональных образовательных программ

Сопровождение промежуточной и итоговой аттестации

Альшанская Н.В.

Методист учебно-методического отдела

Повышение компетентности студентов-тьюторов в области обучения, воспитания и развития студентов с ОВЗ и инвалидов (организация работы «Школы тьютора»)

Шатохин А.Г.

Руководитель спортивного клуба ГАПОУ ТО «ЗСГК»

Запись в секции по избранным, адаптивным видам спорта, сопровождение участия в соревнованиях, спартакиадах различного уровня, выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов

Бутыч Н.С.

Руководитель физического воспитания ГАПОУ ТО «ЗСГК»

Установление особого порядка освоения дисциплины «Физическая культура» для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Стешенцев И.А.

Председатель студенческого Совета ГАПОУ ТО «ЗСГК»

Помощь в организации досуга, запись в творческие объединения, общий контроль за деятельностью Студенческого Совета Тьюторов

Криводанова С.С.

Руководитель Студенческого Научного Общества ГАПОУ ТО «ЗСГК»

Запись в научные секции, тьюторское сопровождение подготовки и участия в конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах различных уровней и направленности.

Богданова М.Е.

Председатель Студенческого Совета тьюторов ГАПОУ ТО «ЗСГК»

Организация, координация, контроль работы Студенческого Совета Тьюторов

Студенты старших курсов педагогических специальностей ГАПОУ ТО «ЗСГК», имеющие выдающиеся достижения в учебной, научно-исследовательской, творческой, спортивной деятельности

Члены Студенческого Совета Тьюторов

Студенческое тьюторское сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидов по направлениям: социальная адаптация, учебная деятельность, внеурочная деятельность

Хазов Д.И. Усольцев И.Г.

Психологи ГАПОУ ТО «ЗСГК»

Организация социального, психолого-педагогического, социокультурного сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Иженяков И.С.

Главный специалист Центра информационных технологий ГАПОУ ТО «ЗСГК»

Обеспечение информационной открытости колледжа для инвалидов и лиц с ОВЗ и их родителей, информационное сопровождение студенческого тьюторского движения

Карамзина С.А.

Руководитель центра профориентационной работы и трудоустройства

Содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и закрепление их на рабочих местах

Акимова О.В.

Заведующий центром инклюзивного образования

Ведение специализированного учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Кочубей Т.М.

Медицинский работник

Медицинское сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ

Критерии оценки эффективности проекта

Индивидуальные личностные приросты студентов с ОВЗ и инвалидов (рост количества участников, призёров и победителей олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций, соревнований различного уровня и направленности).

Мониторинг образовательных достижений (повышение успеваемости студентов с ОВЗ и инвалидов, расширение сферы социального взаимодействия (количественный и качественный рост форм социальной практики)).

Развитие и трансляция практики организации конкурсного движения для лиц с инвалидностью и ОВЗ. Опыт тестирования физической подготовленности лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках ВФСК «Готов к труду и обороне».

Подобран диагностический инструментарий для мониторинга профессиональной и личностной социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Одним из основных критериев эффективности проекта должна стать положительная оценка самих обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Предполагаемые конечные результаты, перспективы развития и тиражирования проекта, долгосрочный эффект

Создание в колледже толерантной социокультурной среды, студенческой тьюторской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Увеличение доли трудоустроенных студентов инвалидов и лиц с ОВЗ на квотируемые и специально оборудованные рабочие места за счет приобретенных социальных компетенций.

Повышение социальной активности, преодоление самоизоляции студентов инвалидов и лиц с ОВЗ, рост уровня социальной сплоченности в студенческом коллективе ГАПОУ ТО «ЗСГК».

Повышение уровня профессиональной компетентности студентов-тьюторов в области реализации инклюзивного образования.

Увеличение количества абитуриентов колледжа с ОВЗ и инвалидов из Тюменского и соседних регионов.

Трансляция педагогического опыта. Распространение тьюторского опыта через участие в конференциях различного уровня: Областная научно-практическая конференция «Юный исследователь – развитию региона», Областной конкурс практико-ориентированных проектов «От теории – к практике», Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием «От учебного задания – к научному поиску, Международная студенческая научно-практическая конференция «К вершинам познания» и др. Выпуск студенческих авторских методических пособий «Я – тьютор».

Ресурсное обеспечение проекта

Планируется приобрести психофизиологическое оборудование из бюджетных средств:

№ п/п

Наименование оборудование

Количество

Стоимость 1 ед.

Сумма

(руб.)

Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 «Психофизиолог»

1

88.200,00

88.200,00

(назначение и возможности устройства представлены в приложении 1)

В процессе реализации проекта планируется также обучение студентов-тьюторов (по направлению – внеучебная деятельность (физкультурно-оздоровительная)), по профессиональной программе повышения квалификации «Адаптивный фитнес» в объеме 72 часа в количестве 10 человек, стоимостью 20.000,00 (из внебюджетных средств)).

Бюджет проекта: 108.200,00

Информационное сопровождение хода реализации проекта

В течение всего времени реализации проекта к работе должны активно привлекаться средства массовой информации. В печати, телевизионном и радио эфирах г. Тюмени должны освещаться этапы реализации проекта.

Планируется специальный раздел на сайте колледжа в сети Интернет, отражающий наличие системы студенческого тьюторского сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В социальных сетях будет создана и запущена социальная рекламная компания, призывающая людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов учиться в организациях среднего профессионального образования.

Порядок контроля и оценки результатов проекта

Контроль и организация мониторинга хода реализации проекта возлагаются на директора колледжа, Студенческий Совет тьюторов, Наблюдательный совет ГАПОУ ТО «ЗСГК» в состав которого включены представители общественных организаций инвалидов по направлению деятельности ГАПОУ ТО «ЗСГК».

Список источников

  1. Адольф, В.А. Тьюторское сопровождение студентов практический опыт / В.А. Адольф // Высшее образование в России. – 2011. – №4. – С.143-147.
  2. Андрейковец Е.М. Тьюторство как технология управления индивидуальной траекторией развития студента // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/
  3. Гордон Э., Гордон Э. Столетия тьюторства / Пер. с англ (Э. Гордон, Э. Гордон) Озон, 2012
  4. Ковалева Т. М. Современное качество образования и принцип индивидуализации: [методика тьюторского сопровождения] / Т. М. Ковалева // Завуч: управление современной школой. – 2012. – № 1. – С. 68–72.

  1. Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1921р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования».
  2. Письмо Минобрнауки РФ от 03.12.2014г. №06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса».
  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792р.
  4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
  5. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175.
  6. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы (проект).
  7. Распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2014 г. № 2136-р «О продлении до 2020 года срока реализации государственной программы «Доступная среда».
  8. Распоряжение Правительства ТО от 30.04.2015г. №636-рп (в ред. от 20.07.2015 №1144-рп) «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования в Тюменской области на 2015 - 2020 годы».
  9. Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2016г. № 802-р «Распределение субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в субъектах Российской Федерации базовых   профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, в рамках подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» государственной программы   Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.

Приложение 1

Устройство «Психофизиолог» обеспечивает проведение контроля психологического и психофизиологического состояния человека:

«ВКМ» – оценка функционального состояния и адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы по методике вариационной кардиоинтервалометрии.

«ПЗМР» – оценка функционального состояния центральной нервной системы по параметрам простой зрительно-моторной реакции.

«СЗМР» – оценка уровня операторской работоспособности по параметрам 2-х альтернативной сложной зрительно-моторной реакции.

«СЗМР-3» – оценка процессов возбуждения, торможения и подвижности нервных процессов на основе 3-х этапного теста с отличающимися заданиями.

«MMPI» – оценка психической нормативности на основе теста-опросника «MMPI»

«ММ» – оценка психической нормативности на основе теста-опросника «Мини-Мульт».

«ПДА» (Психодиагностическая анкета) – построение 11 шкал профиля личности с дополнительными субшкалами без вербальной интерпретации.

«ОЛ» – оценка акцентуаций характера на основе характерологического опросника К. Леонгарда.

«МЛО» (Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность») – оценка ряда психофизиологических и социально-психологических характеристик личности, отражающих интегративные особенности психического и социального развития.

«ДАН» – оценка уровня выраженности дезадаптивных нарушений, преимущественно астенических и психотических реакций и состояний.

«ШТС» – оценка уровня реактивной и личностной тревожности по шкале Спилбергера-Ханина.

«ШТЦ» – оценка выраженности тревожности по шкале тревожности Цунга.

«ШДЦ» – оценка выраженности депрессии по шкале депрессии Цунга.

«САН» – оперативная оценка самочувствия, активности и настроения по опроснику САН.

«АСС» – анкета самооценки состояния.

«ДАП» – опросник для выявления склонности к девиантному (аддиктивному и делинквентному) поведению.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Из студента – в тьюторы». Студенческое тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов ГАПОУ ТО «ЗСГК» в рамках Соглашения №06-G28.24.0039 от 11.07.2016 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Тюменской области наделен полномочиями базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Тюменской области.

Слайд 2

Цели и задачи проекта:

Слайд 3

Студенческое тьюторство- это комплекс мероприятий по взаимодействию студентов старших курсов колледжа с обучающимися-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения качества образовательного процесса, активизации самовоспитания и самосовершенствования студентов, развития студенческой ответственности и инициативы.

Слайд 4

Этапы реализации проекта: 1 этап (март – май 2018 г.) 2 этап (июнь 2018г. – июнь 2020 г.) 3 этап (2020 г.) Организационный Анкетирование студентов колледжа с целью выяснения востребованности тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидов; формирование рабочей группы; выработка конечных результатов реализации проекта; определение функциональных направлений студенческого тьюторского сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ; разработка и утверждение положения о Студенческом тьюторском сопровождении; создание Студенческого Совета Тьюторов; проектирование изменений; обсуждение и утверждение проекта студенческим сообществом и педагогическим коллективом. Практический Дополнительная подготовка тьюторов-студентов с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц ОВЗ; организация и проведение занятий в «Школе студенческого тьюторства»;реализация тьюторской студенческой помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидам по направлениям: социальная адаптация, учебная деятельность, внеучебная деятельность; тестирование физической подготовленности лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках ВФСК ГТО; участие студентов с ОВЗ и инвалидов в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня и направленности; проведение диагностики профессиональной и личностной социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ (с использованием прибора «Психофизиолог». Итоговый Анализ результатов реализации проекта; трансляция опыта.

Слайд 5

Модель студенческой тьюторской деятельности со студентами ивалидами и имеющими ограниченные возможности здоровья Диагностический Проектирование деятельности Реализация Студенты - тьюторы Учебная деятельность Социальная адаптация Внеучебная деятельность Центр «Патриот» Студенческий отряд « Fresh » Телестудия Стоп-Кадр Коворкинг Центр КВН Школа вожатского мастерства Творческие студии Легкая атлетика Волейбол Мини-футбол Баскетбол Дартс Настольный теннис Шахматы Лыжные гонки Гиревой спорт Спортивный туризм Аналитический Гибкость Индивидуализация Непрерывность Открытость Диалогизация Принципы

Слайд 6

Школа студенческого тьюторства Основы психологии Основы специальной педагогики Принципы инклюзивного образования Конфликтология Тренинги стрессоустойчивость целепологание лидерство мотивация командообразование толерантность Функции и обязанности тьютора Индивидуальный план работы с тьюторантом Встречи с экспертами Психолого–педагогическая компетентность Трансляция педагогического опыта Выпуск студенческих авторских методических пособий Планирование работы с группой

Слайд 7

Критерии оценки эффективности проекта

Слайд 8

Планируется приобрести психофизиологическое оборудование из бюджетных средств: Ресурсное обеспечение проекта: № п/п Наименование оборудование Количество Стоимость 1 ед. Сумма (руб.) Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 «Психофизиолог» 1 88.200,00 88.200,00

Слайд 9

В процессе реализации проекта планируется также обучение студентов-тьюторов (по направлению – внеучебная деятельность (физкультурно-оздоровительная), по профессиональной программе повышения квалификации «Адаптивный фитнес» в объеме 72 часа в количестве 10 человек, стоимостью 20.000,00 (внебюджетные средства))

Слайд 10

Ожидаемый результат:

Поделиться:

Два морехода

Простые летающие модели из бумаги

Прыжок (быль). Л.Н.Толстой

Калитка в сад

Стеклянный Человечек