Тема образования всегда является актуальной. Президент РФ В.В.Путин ежегодно в своих Посланиях Федеральному Собранию поднимает вопросы образования, которые требуют решений на местном и на государственном уровнях. Это заставляет общество более пристально обратить внимание на некоторые проблемы в системе образования, а также отметить самое лучшее, что было ранее.
Целью работы явилось исследование вопросов развития женского образования на Южном Урале.
Задачи исследования: 1) изучить литературу о развитии женского образования и первоисточники, освещающие деятельность женской гимназии в Челябинске; 2) проанализировать и систематизировать полученные данные; 3) сравнить систему образования в Челябинске во второй половине XIX-начале XX и XXI веках; 4) распространить среди сверстников информацию о женском образовании в дореволюционном Челябинске.
Развитие женского образования в Челябинске
во второй половине XIX - начале XX вв.
(на примере Челябинской женской гимназии)
Общественно-исторические науки (краеведение)
(реферативно-исследовательская работа)
Автор: Боровков Андрей 5/4 класс, МАОУ «Лицей №35 г.Челябинска» Научные руководители: Боровкова Наталья Александровна, учитель истории и обществознания высшей категории |
Челябинск, 2017
Оглавление
Введение | 3 |
Глава 1. Состояние женского образования в Челябинске и его округе во второй половине XIX - начале XX вв. | 4 |
Глава 2. Начальный период деятельности Челябинской женской гимназии | 7 |
2.1. Открытие Челябинской женской гимназии | 7 |
2.2. Учебная деятельность в гимназии | 7 |
2.3. Хозяйственная деятельность | 8 |
Глава 3. Сравнительный анализ деятельности гимназии в дореволюционном Челябинске и деятельности современного лицея | 10 |
Заключение | 11 |
Список литературы | 12 |
Приложения | 14 |
Введение
В нашей семье уже более ста лет хранится документ. Это «Свидетельство» об окончании Кусинского женского училища моей прапрабабушки Ботевой Ирины Александровны. Меня заинтересовал этот документ и появилось несколько вопросов. Например, с какого возраста отправлялись учиться дети раньше, почему существовало раздельное обучение мальчиков и девочек, почему четырёхклассную школу называли женским училищем и т.д. На эти и другие вопросы я хотел бы получить ответы в ходе своей исследовательской работы. Для этого необходимо сделать краткий экскурс в историю развития женского образования на дореволюционном Южном Урале.
Тема образования всегда является актуальной. Президент РФ В.В.Путин ежегодно в своих Посланиях Федеральному Собранию поднимает вопросы образования, которые требуют решений на местном и на государственном уровнях. Это заставляет общество более пристально обратить внимание на некоторые проблемы в системе образования, а также отметить самое лучшее, что было ранее.
Целью работы явилось исследование вопросов развития женского образования на Южном Урале. Задачи исследования: 1) изучить литературу о развитии женского образования и первоисточники, освещающие деятельность женской гимназии в Челябинске; 2) проанализировать и систематизировать полученные данные; 3) сравнить систему образования в Челябинске во второй половине XIX-начале XX и XXI веках; 4) распространить среди сверстников информацию о женском образовании в дореволюционном Челябинске.
Проблемой исследования стало то, что в разных источниках указывались различные названия одного и того же учебного заведения: гимназия, прогимназия, училище. Мы решили выяснить, какое название имело данное учебное заведение. Я использовал следующие методы исследования: научно – поисковый, анализ первоисточника, сравнение полученных данных, обобщение результатов исследования. В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза – мы предположили, что образование в XIX – началеXX вв. было менее доступным из-за его платной основы. Предметом исследования стала система образования в дореволюционном Челябинске, объектом исследования – женское начальное образование.
Мы использовали различную литературу при подготовке исследования, в том числе и архивные источники. К вопросам истории народного образования города и его уезда обращались в своих работах К. Белавин, В. Весновский. В конце XX века появились публикации В. С. Боже об образовании в дореволюционном Челябинске. Богатейший материал о Челябинской женской гимназии содержится в работах исследователей JI. М. Конева, Д.В. Новикова и А. И. Конюченко. Большую помощь в подготовке данной работы мне оказали материалы научной конференции «Культура Челябинска: поиски и находки».
Данная работа состоит из трёх глав. В первой главе я анализирую состояние образования, и женского в частности, на рубеже XIX-XX веков, во второй главе изучаю деятельность челябинской женской гимназии. Третья глава посвящена сравнению системы образования дореволюционного и современного.
Во второй половине XIX века Россия встала на путь модернизации, которая резко усилила потребность в грамотных, хорошо образованных специалистах. Необходимость получения знаний начинает осознаваться во всех слоях российского общества. Социально-экономические изменения, происходившие в стране, обусловили подъем и женского образования. К 1914 году на Урале было около 100 учебных заведений (женских гимназий и прогимназий, епархиальных училищ, фельдшерских курсов), в которых обучалось около 25 тысяч девушек. В пореформенный и предреволюционный период женское образование по темпам развития и по уровню демократизации значительно опережает мужское. Эта тенденция была характерна как для России в целом, так и для Урала. Благодаря Александру II в России появилось такое понятие как народное образование в полном смысле этого слова, поскольку именно он стоял у истоков создания массовых учебных заведений по всей территории страны в XIX веке.
Первая в России гимназия была учреждена в 1726 году. С 1860-х гг. наряду с мужскими появились и женские гимназии. В первой половине XIX в. жители Южного Урала, желавшие получить среднее образование, должны были учиться в губернском городе Уфе. В начале 1860-х гг. открывались гимназии и на территориях, ныне входящих в Челябинскую область. Интерес как типу учебного заведения, дающего углубленное общее среднее образование, вновь проявился в 1990-х гг., когда начался процесс перевода некоторых средних школ в гимназии.
В учебные заведения принимались дети всех сословий, успешно сдавшие экзамены. Изучались Закон Божий, русский и церковно - славянский язык, словесность, древние (греческий и латинский), французский и немецкий языки, математика, физика, природоведение, география, история, чистописание, рисование, законоведение.
Известно, что Урал по своему социальному составу был одним из самых демократичных регионов России. Более демократичным, чем в целом по стране, был и состав уральских учащихся. Яркое тому подтверждение – Челябинская женская прогимназия. По сословиям школьницы распределялись в ней следующим образом: из семей дворян и чиновников – 15, 4%, городского сословия – 39, 5 %, сельского сословия – 38, 7 %, духовных – 1, 5 %, прочих – 4, 7 %. Приведенные данные свидетельствуют о том, что большая часть учениц (78, 2 %) принадлежала к третьему сословию. [8, с.35]
Количество учащихся в разные годы было неодинаковым. Стабильный количественный рост учащихся в прогимназии наметился после включения Челябинска в число железнодорожных станций. При этом количество учениц, окончивших прогимназию в полном объеме, было небольшим (в 1875—1899гг. всего 254 человека). При этом около 10% учащихся платы не вносили в связи с бедностью родителей; некоторые получали бесплатные учебники. В 1904 - 1906гг. прогимназия была преобразована в гимназию, до 1916 года открылся приготовительный класс, 7-й общеобразовательный и 8-й педагогический (открыт в 1907 г.); в 1916г. появился 8-й общеобразовательный класс. Средства на содержание гимназии складывались из сумм, выделяемых министерством народного просвещения и городом, а также взимаемых с учениц за обучение. Гимназия размещалась в двух деревянных зданиях на ул. Большой (район современного Выставочного центра) и в находившемся за ним двухэтажном на ул. Уфимской. (см. Приложение 1)
В 1914г. в гимназии обучались 15 дочерей потомственных дворян, 72 - дочерей личных дворян и чиновников, 19 - лиц духовного звания, 90 - почетных граждан и купцов, 124 - мещан, 127 - крестьян.
В челябинском образовании была создана система попечительства и благотворительности. Обучение в гимназии было платным. Ежегодная плата учениц 1, 2 и 3 классов составляла 35 рублей, учениц 4 и 5 классов - 40 рублей, шестиклассницы должны были платить по 60 рублей. Для того времени это были значительные суммы. Мы знаем, что Россия вступила в Первую мировую войну, и положение многих слоёв населения ухудшилось. Уральские газеты отмечали, что плата за обучение 50, 60 и более рублей в год "при теперешней сильно вздорожавшей жизни положительно многим не по силам". Действительно, часть учениц гимназии испытывали серьезные материальные трудности. Правда, наиболее бедных и способных освобождали от платы за обучение. Таких учениц в 1916 году в гимназии было восемь. Еще 13 нуждающихся получили частичное освобождение от платы. Им из фонда учебного заведения предоставили льготы на общую сумму в 215 рублей. За одну ученицу плата за обучение была внесена Попечительским Советом гимназии. [13, с.64]
Кроме платы за обучение, надо было сшить форму, купить учебники и пособия. Иногородние вынуждены были к тому же тратить деньги на наём квартиры, т. к. у гимназии не было общежития. Все эти расходы составляли внушительную сумму. Для малообеспеченных семей обучение детей теперь становилось зачастую неразрешимой проблемой. Таким образом, становится понятным заключение медицинской комиссии, проверявшей в 1916 году условия жизни и быта учениц гимназии. В нем говорилось, что из 253 учениц хорошо питались 170 человек, средне - 65 учениц, а 7% обследованных (это 18 учениц) питались плохо.
Главным источником финансирования гимназии была, несомненно, плата за обучение. В 1916 году на ее содержание поступило от учениц 7606 рублей, это 61% всех доходов. Другим источником были средства местных органов власти, которые выделялись ими на народное образование. В это же время прогимназия получила от Городской думы 1000 рублей, от уездного земства - 2500 рублей, из средств Государственного казначейства - 1250 рублей. Значительную помощь гимназии оказывали благотворительные организации, в её фонд на 1 января 1917 года поступило 279 рублей на содержание беднейших учениц. Подобные акты благотворительности и оказания помощи детям в разных формах были характерны для дореволюционной России. [13, с.67]
Немаловажную роль в развитии женского образования на территории города сыграло Общество попечения о начальном образовании в г.Челябинске и его уезде, основанное 26 апреля 1898г. В 1901 году правлением Общества попечения о начальном образовании было направлено письмо с призывом содействия его деятельности. «Во имя великих целей просвещения, во имя борьбы с невежеством и тьмой общество обращается с призывом ко всем тем, кому дорого народное благо, оказать ему содействие и помощь. Всякое пожертвование, как бы мало оно ни было, будет принято обществом с глубокой благодарностью, каждая пожертвованная копейка будет служить поддержкой для него. Общество знает, что только совокупным и дружными усилиями многих лиц и учреждений можно хотя отчасти приблизиться к осуществлению всех преследуемых целей и потому одной из серьезных забот его является привлечение к участию в деятельности общества новых лиц. В особенности важно для общества содействие деятелей из уезда, где ещё больше, чем в городе чувствуется нужда в деятельности просветительского общества». [12, стр. 198 – 200].
Ситуация, которая сложилась на Южном Урале с дороговизной образования, не всегда была характерна для нашего региона. Ещё до начала Первой мировой войны представители разных сословий могли позволить себе обучение детей. Необходимо отметить, что во второй половине XIX - начале XX вв. на Южном Урале быстрыми темпами развивается система народного образования.
Глава 2. Начальный период деятельности Челябинской женской гимназии
2.1 Открытие Челябинской женской гимназии
Открытию женской гимназии способствовало письмо попечительского совета Штатному смотрителю.
«1.04. 1861 г. Господину Штатному смотрителю Челябинских училищ.
Прошение об открытии женской школы в городе Челяба, на содержание которой определено вносить:
а) с торгового свидетельства по 10%; б) с доверенностей, выдаваемых приказчикам по 1 и 2 гильдии – по 3 рубля; по 3 гильдии – по 2 рубля; в) с мещан – по 5 коп.
Сбор денег по этому приговору уже начать и, судя по последним трем годам, должно поступить до 781 р. 65 коп.». [1, д.2].
3 июля 1861 года в доме купчихи Плотниковой была открыта первая женская гимназия как трехклассное городское училище второго разряда. С этого времени и до 1877 года в ней шел процесс становления и развития женского училища в прогимназию, который завершился преобразованием трехклассной школы в четырехклассную прогимназию. [11, c.62]
Число учащихся при открытии женского училища составляло 30 учениц.
Детей потомственных дворян – 5, детей личных дворян – 11, детей лиц духовного знания – 6, детей почетных граждан и купцов – 2, детей мещан и разночинцев – 5, крестьян – 1. В течение учебного года поступило – 15. А именно, детей потомственных дворян – 1, детей личных дворян – 3, детей почетных граждан и купцов – 2, детей мещан и разночинцев – 8, детей крестьян – 1. В этом же году выбыло – 4.
К 1862 – 1863 учебному году состояло – 41. Все учащиеся принадлежали к православному исповеданию.
В течение 1861 – 1862 годов из учащихся оказали успехи в науках: отличные – 11, хорошие – 25, посредственные – 9 (всего 3 класса). [1, д.4]
Более отличившихся по успехам в науках и рукоделию награждены похвальными листами и книгами – 11, одними похвальными листами – 8.
2.2. Учебная деятельность
Учебной деятельностью ведал Педагогический совет. В состав Педагогического совета входили: штатный смотритель училища, начальница, воспитательница и преподаватели. Первой начальницей училища стала дочь поручика, девица Елизавета Важинская, через несколько месяцев уволена по прошению. [3, д.13]
В 1 класс поступали девицы, «не знавшие читать и писать». В 1 классе из Закона Божьего проходились повседневные молитвы с разъяснением; из русского языка – чтение и писание под диктовку, изучение отрывков наизусть; из арифметики - счисление и легкие умственные упражнения над четырьмя действиями.
Во 2 классе изучали из Закона Божьего – краткий Ветхий Завет, из русского языка то же, что и в 1 классе и грамматический разбор и этимология; из арифметики - четыре действия над простыми числами; из географии - понятия о физической, математической и политической географии, 5 частей света и обозрение России. Занимались чистописанием и рукоделием. В третьем классе добавлялась русская история. Способ преподавания по всем предметам – практический.
Годичные и полугодичные испытания производились в положенное законом для того время, и в присутствии родителей учащихся. Интересен тот факт, что по просьбе родителей девочек могли оставлять на повторный год обучения. Такие прецеденты были. Например, Надежду Ярославцеву по просьбе родителей дважды оставляли на второй год. [1, д.4]
Расписание уроков выглядело следующим образом [1, д.5] (см. приложение 6).
Большое внимание уделялось воспитательной работе с ученицами. Воспитательницей назначена дочь коллежского асессора девица Прасковья Овчинникова. Помимо задач по воспитанию девочек, она обучала рукоделию.
Из протокола попечительского совета Челябинского женского училища:
«… для надзора за ученицами, живущими на квартирах у частных лиц, педагогический совет признал необходимым распределить между наличным составом служащих женского пола; каждой из наблюдающих было предложено по возможности чаще посещать порученную ея надзору квартиру и делать отметку в журнале. В случае замечания уклонений со стороны учениц от правил, наблюдающия докладывали о том ближайшему начальству, которое со своей стороны принимало меры к устранению замеченных явлений в жизни учениц…» [4, д.2]
В Челябинской женской гимназии большое внимание отводилось формированию штата педагогических кадров. Например, учителем Закона Божьего был известный священник Челябинской женской общины Иоанн Петрович Днепровский. Очень уважаемый в духовной сфере человек, который совершил паломническую поездку на Афон в 1884 году и привез мощи святого апостола Андрея Первозванного в Челябинск (сейчас находятся в Свято-Троицком храме). [1, д.13]
Таким образом, в гимназии в основном упор делался на практическое применение знаний, что позволяло лучшим образом закрепить полученные знания и навыки.
2.3. Хозяйственная деятельность
По хозяйственной части училище управлялось Попечительским советом.
В состав Попечительского совета входили попечительница, уездный судья (за предводителя дворянства), штатный смотритель училища, городской голова, начальник училища и 2 выборных члена: один – от дворян и чиновников, другой - от купечества. Училище содержалось на разные источники, но преимущественно за счет суммы, собираемой с местных купцов и мещан, за договор, что 20 беднейших девиц из мещанского сословия будут приняты в училище без платы за право обучения. [1, д. 2]
«1 июля 1861 года вдова Челябинского купца 3 гильдии Плотникова Елизавета Александровна заключила условие с попечительским советом Челябинского женского училища в том, что я, Плотникова, отдала под женское училище сроком на один год за плату 100 рублей серебром собственно принадлежащую мне на Сибирской улице деревянный дом, в котором комнат: чистых 7, передних – 2, кухня – 1, печей голландских-5, русских–1.» 02 января 1863 года купец 3 гильдии Мотовилов П.А. отдал под помещение Челябинской женской гимназии свой дом, доставшийся по торгам, произведенным в Челябинском уездном суде. [1, д.2]
С 4 июля 1861 г. на содержание женского училища поступило 3168 р. 31 к.
Плата взимается по наложению попечительского Совета от 6 до 12 руб. серебром в год с каждой ученицы, смотря по средствам ее родителей (со следующего года от 3 до 12 руб.), с 1863 по 1864гг. – 1 р. 50 к. [1, д.4], т.е. происходило снижение размера платы за обучение. Не платящих и принадлежащих беднейшему сословию мещан – 11. А последние четверо избавлены от взноса по решению Попечительского совета.
Единовременные и более значительные приношения пожертвованы челябинскими купцами 2 гильдии Мотовиловыми на классную мебель и учебные пособия на сумму 120 рублей серебром и коллежским асессором Биринцевым Е.Н. 100 рублей серебром. [1, д.4]
Затем при гимназии действовал родительский комитет, оказывавший финансовую поддержку. 18 января 1911г. было создано Общество вспомоществования бедным учащимся, в обязанности которого входило снабжать малоимущих учениц платьем и бельем, вносить плату за право обучения и отправлять больных учениц на кумысолечение.
Итак, открытию гимназии во многом способствовало письмо попечительского совета Штатному советнику. Демократичность образования и сравнительно невысокая плата сделали обучение доступным для многих слоев населения. Целью обучения была подготовка девушки к роли заботливой матери и любящей жены.
Глава 3. Сравнительный анализ деятельности гимназии XIX века
и деятельности современного лицея
В ходе сравнения учебных планов гимназии и младших классов лицея было выявлено, что акцент по нагрузке и учебным часам зависит от того, в каком обществе находится учебное заведение: традиционном, индустриальном или постиндустриальном.
Если в учебном плане гимназии XIX века основной упор делался на гуманитарные науки (русский язык, чтение, Закон Божий), естественные науки и рукоделие, то в современном учебном плане на гуманитарные науки, точные науки и физкультуру (см. приложения №6,7,8). Занимаясь подготовкой кадров для нужд постиндустриального общества, Министерство образования и науки РФ внедряет предметы, способствующие развитию логического мышления и коммуникативности. В то время как традиционное общество, в стремлении воспитать из девочек достойных жен и матерей, отводит большую часть времени на рукоделие (до восьми часов в неделю) и гуманитарные науки.
Современные дети 9-10 лет загружены 23 академическими часами в неделю против 22 часов в гимназии. Но урок в женском училище продолжался 1 час 15 минут, современные уроки длятся по 45 минут. Девочки в дореволюционных начальных учебных заведениях учились шесть дней в неделю, а современные школьники – пять дней в неделю в соответствии с ФГОС. После окончания уроков многие ети спешат на дополнительные занятия. Сто лет назад подобной нагрузки не было. Это сказывается на состоянии здоровья современных школьников.
На рубеже XIX-XX веков дети начинали учиться с 8-9 лет, современные школьники – с 6-7 лет. Снижение возраста начала обучения одобрено современными психологами. В гимназии ученицы сдавали по окончании первого полугодия и учебного года переводные экзамены. В современной системе образования ученики начальной школы пишут итоговые контрольные работы, а по окончании четвёртого класса сдают итоговую аттестацию.
Я бы хотел сравнить и документы об окончании четырехлетнего образования. «Свидетельство» моей прапрабабушки указывает на то, что она окончила училище, ей выставлены отметки по всем изученным предметам, и это позволяет ей не получать дальнейшего образования. (см. приложение 2). Кроме того, в «Свидетельстве» указывается принадлежность к сословию - Ботева Ирина Александровна является дочерью обывателя Кусинского завода. Это норма для традиционного общества. Я по окончании четвертого класса получил Похвальный лист, в котором не прописаны изученные мною предметы. Это как подтверждение того, что я отлично освоил программу, но предполагается мое дальнейшее обучение. (см. приложение 3). Статья 43 Конституции РФ говорит нам об обязательном основном общем образовании, чего, конечно, не было в дореволюционной системе образования.
Кроме того, современные педагоги утрачивают связь с учащимися вне уроков или сводят ее к общению по телефону, в то время как институт «классных дам» позволял контролировать детей и вне школьного процесса на дому.
Гимназистку по внешнему виду можно было отличить благодаря форме (см. приложение №5). В наше время форма есть не во всех учебных заведениях, чего нельзя сказать о нашем лицее. В дореволюционное время признаком дурного тона считалось появление барышень, пусть даже и в сопровождении взрослых после 18 часов вне дома. В наше время есть ограничение на нахождение несовершеннолетних детей без родителей на улице позднее 22.00. Соответственно, мы видим, что нравы стали свободнее и демократичнее.
Способствует ли перегруженная различными предметами современная одиннадцатилетняя школьная программа здоровью подрастающего поколения: нравственному и физическому, лучшему усвоению знаний, и в конечном итоге, лучшему знанию предметов? На этот вопрос ещё предстоит ответить.
Заключение
Программы женских гимназий и прогимназий были ориентированы на воспитание широко и глубоко образованных людей. Так, в программу Челябинской прогимназии были включены предметы, развивавшие ум, нравственные чувства, любовь к Родине - это география, история, литература, естествознание; предметы, развивавшие логическое мышление - это алгебра, геометрия, физика. Обязательными предметами являлись русский язык и Закон Божий. Кроме того, ученицы занимались пением, рисованием, рукоделием, что воспитывало у них эстетические чувства, а также способствовало подготовке будущих жен и матерей.
Челябинская женская гимназия была открыта 3 июля 1861 года как трёхклассное городское училище 2 разряда. С этого времени и до 1877 года в ней шел процесс становления и развития, который завершился преобразованием трёхклассного училища в четырёхклассную прогимназию, а затем в 1904 году в гимназию. Поэтому проблему можно считать решённой. На мой взгляд, цель работы была достигнута, задачи выполнены. Данную работу можно использовать на уроках истории, занятиях по краеведению в рамках внеурочной деятельности, а также на классных часах, посвященных развитию образования.
В ходе исследовательской работы я получил ответы на некоторые свои вопросы. Образование было раздельным по причине того, что перед мальчиками и девочками в дореволюционной России ставились разные цели. Если мальчики обучались техническим специальностям, то девочки больше времени уделяли эстетическому воспитанию. Сто лет назад дети начинали учиться позднее, чем современные, так как считалось, что это оптимальный возраст, не стоит перегружать детей. Предметов для обучения было меньше. Например, моя прапрабабушка изучала в училище пять предметов, а я в лицее – 10. Конечно, и этому есть объяснение. Я живу в XXI веке – это время технических открытий и изобретений, большое внимание уделяется образованию высококвалифицированных специалистов, а для моей прапрабабушки было достаточно получить только основы некоторых наук. Гипотеза тоже была подтверждена. Действительно, хоть мы и говорили о демократичности и доступности образования на Южном Урале, но это в сравнении с другими регионами. Конечно, система благотворительности играла свою роль в образовании, но основная нагрузка по оплате обучения ложилась на плечи родителей, поэтому образование было доступным не для всех.
Несмотря на то, что Россия на рубеже XIX-XX веков представляла собой традиционное общество, образование было высоко духовным, т. к. основывалось на духовных ценностях и подготавливало девушек к семейной жизни. Современное образование занимается подготовкой кадров для постиндустриального общества, поэтому оно представляет собой слияние теоретического и прикладного начал.
Список литературы
Архивные источники
1. Челябинское женское училище 2 разряда. 1861-1864гг. (ОГАЧО, ф. И-41. Оп. 2. Док. 2,3,4)
2. Дело попечительского совета женского училища 2 разряда. 1861г. (ОГАЧО, ф. И-41. Оп. 2. Док. 5)
3. Протоколы попечительского совета Челябинского женского училища. (ОГАЧО, ф. И-41. Оп. 2. Док. 13)
4. Челябинское общество попечения о народном образовании г.Челябинска. 1898-1909 гг. (ОГАЧО, ф. И-72. Док. 2)
5. Из отчета педагогического совета Челябинской женской прогимназии за 1895г. (ОГАЧО, ф. И-3. Оп. 1. Док. 431)
Литература
6. Алеврас, Н.Н. Начальное образование на Южном Урале в 18 – начале 20 вв. / Н.Н.Алеврас, А.И.Конюченко//Народное образование на Урале в 18 – начале 20 вв.: Сб. науч. тр. - Свердловск: УрГУ,1990. С.4-11
7. Боже, В.С. Очерк церковно-религиозной жизни Челябинска начала XX века //Челябинск неизвестный. Выпуск 1. –Челябинск: Центр историко-культурного наследия г.Челябинска, 1996. - с.23-64
9. Боже, В. С. Врата Рифея/ В.С.Боже, В.А.Каропов, А.П.Моисеев, А.И. Шихов.- М.: Московский писатель, 1997. – 496 с.
10. Весновский, В.А. Весь Челябинск и его окрестности. //Дореволюционный Челябинск в слове современников. – Челябинск: Центр историко-культурного наследия г. Челябинска, 1997.- с.40-142
11. Конев, Л.М. Некоторые черты развития Челябинской женской гимназии 1861 – 1919 гг. Краеведение Челябинской области./Л.М.Конев, Д.В.Новиков // Исторические чтения: Материалы научной конференции «Культура Челябинска: поиски и находки» (1998). – Челябинск: Центр историко– культурного наследия г. Челябинска, 2000. –с. 62-64.
12. Летопись Челябинской области : сб. док. и материалов : в 3 т. Т. 1 : 1963–1917 / Гос. ком. по делам арх. Челяб. обл., Объед. гос. арх. Челяб. обл. ; [гл. ред. А. П. Финадеев ; сост.: Е. А. Калинкина, Е. П. Турова, И. С. Янгирова]. – Челябинск : Книга, 2007 – 399 с.
13. Попова, Л.Г. Из истории Челябинской женской прогимназии. Краеведение Челябинской области. // Исторические чтения: Материалы научной конференции «Культура Челябинска: поиски и находки» (1998). – Челябинск: Центр историко– культурного наследия г. Челябинска, 2000. – с.64-67.
14. Рушанина, Н. П. Из истории женского образования в городе Челябинске// Исторические чтения: Материалы научной конференции «Культура Челябинска: поиски и находки» (1998). – Челябинск: Центр историко– культурного наследия г. Челябинска, 2000. – С. 17 – 22.
15. Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К. Н. Бочкарев. – Челябинск: Каменый пояс, 2008. Т. 1. – 1040 с.
16. Челябинск: Энцикл. / Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. - Изд. испр. и доп. - Челябинск: Каменный пояс, 2001. - 1112 с.
Приложение
1.Изображение Челябинской женской гимназии в начале XX века (№1)
2. Свидетельство об окончании женского училища (№2)
3. Похвальный лист за отличные успехи в обучении (№3)
3. Письмо Челябинской городской управы в Ново–Николаевскую городскую управу о содержании учреждений народного образования в городе.(№4)
4. Правила, обязательные для учениц гимназии (№5)
5. Расписание уроков женского училища
(№6)
6. Учебный план МАОУ «Лицей №35 г.Челябинска» (№7)
7. Сравнительная таблица учебных планов дореволюционной женской гимназии и современного лицея (№8)
Приложение №1
Челябинская женская гимназия (находилась в двух зданиях – на улице Большой и улице Уфимской)
Челябинская женская гимназия (помимо этого в здании находились общественный банк и реальное училище, затем перенесено в другие помещения)
Приложение №4
Письмо Челябинской городской управы в Ново – Николаевскую городскую управу о содержании учреждений народного образования в городе. 9 февраля 1911 г.
Городская управа имеет честь сообщить, нижеследующие сведения по народному образованию в г. Челябинске:
11. За 5 – летнюю службу – 10 % прибавки к жалованию.
12. За долголетнюю службу награды назначаются городскою думою.
14. Мальчиков 1161 человек и девочек – 768, всего 1929 человек обоего пола.
Член управы Секретарь Котельщиков. (ОГАЧО, ф. И – 3, оп.1, д.978, 1. 107)
Приложение №5
Правила, обязательные для учениц вне стен учебного заведения и дома.
Дорожа своей честью, ученицы не могут не дорожить честью своего учебного заведения, а потому обязаны воздерживаться сами и удерживать подруг от всякого рода поступков, несовместимых с честью благовоспитанных девиц. Вне стен учебного заведения и вне дома ученицы обязаны соблюдать следующие правила:
Правила были обязательны для учениц гимназии, воспитывающихся во всех без исключения классах от приготовительного до 8 – го включительно.
(Боже, В. С. Врата Рифея/ В.С.Боже, В.А.Каропов, А.П.Моисеев, А.И. Шихов.- М.: Московский писатель, 1997. –с.123)
Приложение №6
Расписание учебных предметов
женского училища 2 разряда
Класс | Дни и часы | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
1 | 8.30-9.45 | Русский яз. | Рукоделие | Отдохновение | Рукоделие | Русский яз. | Закон Божий |
9.45-11.00 | Арифметика | Русский яз. | Рукоделие | Чтение | Рукоделие | Рукоделие | |
11.30-12.45 | Чтение | Рукоделие | Арифметика | Русский яз. | Закон Божий | Арифметика | |
12.45-14.00 | Рукоделие | Чистописание | Чистописание | Рукоделие | Чистописание | Чистописание | |
2 | 8.30-9.45 | Арифметика | Русский яз. | Отдохновение | География | Закон Божий | Отдохновение |
9.45-11.00 | География | Рукоделие | Рукоделие | Арифметика | Русский яз. | Рукоделие | |
11.30-12.45 | Рукоделие | География | Чистописание | Чистописание | География | Закон Божий | |
12.45-14.00 | Рукоделие | Арифметика | Русский яз. | Чистописание | Арифметика | Русский яз. | |
3 | 8.30-9.45 | Рукоделие | Рукоделие | Отдохновение | Арифметика | Рукоделие | Отдохновение |
9.45-11.00 | Русский яз. | Рукоделие | Рукоделие | Рукоделие | Закон Божий | Закон Божий | |
11.30-12.45 | Чистописание | Русский яз. | Чистописание | Рус. история | Русский яз. | Чистописание | |
12.45-14.00 | Рус. история | География | Арифметика | Русский яз. | География | Арифметика |
Приложение №7
Учебный план
МАОУ «Лицей №35 г.Челябинска» на 2015-2016 учебный год
Предметные области | Учебные предметы классы | Количество часов в неделю | |||
I | II | III | IV | ||
Обязательная часть | |||||
Филология | Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 4 | 3 | |
Иностранный язык | – | 2 | 2 | 2 | |
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | – | – | – | 1 |
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 |
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Технология | Технология | 1 | 1 | 1 | 1 |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 |
Максимально допустимая недельная нагрузка | 21 | 23 | 23 | 23 | |
Приложение 8
Сравнение
учебных планов женского училища и современного лицея
Класс | Предмет | Женское училище | Лицей №35 |
Количество часов в неделю | |||
1 | Русский язык | 4 | 5 |
Чистописание | 4 | - | |
Чтение/Литературное чтение | 2 | 4 | |
Арифметика/Математика | 3 | 4 | |
Окружающий мир | - | 2 | |
Рукоделие/Технология | 8 | 1 | |
Музыка | - | 1 | |
Изобразительное искусство | - | 1 | |
Физическая культура | - | 3 | |
Закон Божий | 2 | - | |
2 | Русский язык | 4 | 5 |
Чистописание | 3 | - | |
Чтение/Литературное чтение | - | 4 | |
Арифметика/Математика | 4 | 4 | |
География | 3 | - | |
Окружающий мир | - | 2 | |
Рукоделие/Технология | 5 | 1 | |
Иностранный язык | - | 2 | |
Музыка | - | 1 | |
Изобразительное искусство | - | 1 | |
Физическая культура | - | 3 | |
Закон Божий | 2 | - | |
3 | Русский язык | 4 | 5 |
Чистописание | 3 | - | |
Чтение/Литературное чтение | - | 4 | |
Арифметика/Математика | 3 | 4 | |
География | 2 | - | |
Русская история | 2 | - | |
Окружающий мир | - | 2 | |
Рукоделие/Технология | 6 | 1 | |
Иностранный язык | - | 2 | |
Музыка | - | 1 | |
Изобразительное искусство | - | 1 | |
Физическая культура | - | 3 | |
Закон Божий | 2 | - | |
4 | Русский язык | Четвертого класса в женском училище второго разряда не было | 5 |
Литературное чтение | 3 | ||
Математика | 4 | ||
Окружающий мир | 2 | ||
Технология | 1 | ||
Иностранный язык | 2 | ||
Музыка | 1 | ||
Изобразительное искусство | 1 | ||
Физическая культура | 3 | ||
Основы религиозных культур и светской этики | 1 | ||

Выбери путь

Сказка "Морозко"

Ах эта снежная зима

Ворона

Сказочные цветы за 15 минут