• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

В мир математики через тайны природы

Опубликовано Бикмухаметова Голниса Рифатовна вкл 23.04.2018 - 17:12
Бикмухаметова Голниса Рифатовна
Автор: 
Бикмухаметова Дина Хафизовна

Я очень люблю уроки математики. Особенно решать задачи. На уроках математики мы постоянно убеждаемся, что без этой науки прожить никак нельзя: ни дом построить, ни урожай вырастить, ни на Луну отправиться. Математика сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Она встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку.

Прежде чем выбрать тему исследовательской работы, я провела анкетирование в начальных классах: (10 уч.)

Выяснилось, что любимым предметом большинства ребят является окружающий мир, а математика на втором месте. Поэтому я решила на основе природоведческого материала  создать задачи с экологическим содержанием, чтоб повысить у ребят интерес к математике. Тем более что 2017 год- объявлен годом экологии.  Решая  задачи, можно открыть для себя удивительный  мир природы. И очень надеюсь, что работа над этим материалом доставит мне удовольствие, позволит с пользой провести время и  проверить себя.

Гипотеза: с помощью разнообразных математических заданий,  можно одновременно познавать окружающую нас природу и учиться ее охранять

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yadyger_bikmuhametova_d.h.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

В мир математики через тайны природы 

Бикмухаметова Дина Хафизовна  ученица 5 класса МБОУ

 « Ныртинская средняя школа»

Кукморского муниципального района РТ

 Руководитель: учитель математики Бикмухаметова Голниса Рифатовна

1.Введение

Я очень люблю уроки математики. Особенно решать задачи. На уроках математики мы постоянно убеждаемся, что без этой науки прожить никак нельзя: ни дом построить, ни урожай вырастить, ни на Луну отправиться. Математика сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Она встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку.

Прежде чем выбрать тему исследовательской работы, я провела анкетирование в начальных классах: (10 уч.)

Выяснилось, что любимым предметом большинства ребят является окружающий мир, а математика на втором месте. Поэтому я решила на основе природоведческого материала  создать задачи с экологическим содержанием, чтоб повысить у ребят интерес к математике. Тем более что 2017 год- объявлен годом экологии.  Решая  задачи, можно открыть для себя удивительный  мир природы. И очень надеюсь, что работа над этим материалом доставит мне удовольствие, позволит с пользой провести время и  проверить себя.

Гипотеза: с помощью разнообразных математических заданий,  можно одновременно познавать окружающую нас природу и учиться ее охранять

Тема проекта «В мир математики через тайны природы»

Цель работы: создать  задачи с экологическим содержанием.

Задачи:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Составить модели заданий.

3.Обобщить данные, представить в форме презентации

Методы исследования: анкетирование, сбор информации

Актуальность:  Долгая, счастливая, а самое главное – здоровая жизнь человека зависит от состояния окружающей нас природы

2.Основная часть

Работа над проектом продолжалась в сентябре  и декабре 2017 года. Были тщательно проанализированы задания учебника «Математика». Недостаточность заданий экологического содержания побудило сделать подборку материалов экологической направленности. В ходе работы я пришла к выводу, что можно подобрать задачи с элементами экологического содержания, но интереснее их придумывать самим. Но это дело оказалось достаточно трудным.  В написании работы мне помогала:

-учитель математики – Бикмухаметова Голниса Рифатовна

3.Ход реализации проекта.

1. Посетила школьную и совхозную библиотеку. Изучила выбранные мною 

книги.

2. Искала материалы  на тему по интернету

 3. На уроке математики решали задачи, составленные мною

Задача 1. Ученые подсчитали, что вырубается 20 га леса в минуту. Сколько леса человек уничтожает за час? За сутки? За год?

Решение. 60∙20=1200 (га)  - в час 1200∙ 24=28800( га) – за сутки

28800∙ 365=10512000(га ) леса за год

Задача 2. Один гектар леса выделяет ежегодно 28 тонн кислорода, а вырубается каждый год 11 млн. га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля в год?

Решение.   28∙11млн=308млн (тонн) кислорода Земля недополучает в год.

Задача 3. Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 4 класса сорвали 45 цветков, а ученики 5 класса – 53 цветка. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков? (Ответ: 14 бабочек)

Задача 4. В нашей школе 88 учеников. Предположим, что каждый второй пришёл без «сменки»  и принёс в школу на подошвах 40 граммов  пыли. Предположим, что 1 кг пыли остались на полу и её удалось смыть уборщицам. Сколько пыли осталось висеть в воздухе, которым мы дышим?

88:2х40-1000=760(г)(это только в один день)
Следующий вопрос задачи
хотим ли мы, чтобы эта пыль  попадала в наши лёгкие?!

Задача 5. В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если за 10 мин сгорает  до 9 деревьев.
(
Запомни! Стекло, оставленное в лесу, может стать причиной пожара. Почему?)

Решение.      2 часа=120 мин.        120: 10 = 12    12∙ 9=108 (деревьев)
Ответ:  за 2 часа погибнет от пожара 108 деревьев.

Задача 6. В нашем Кукморском районе живёт около 51200 человек. Представим, что каждый двадцатый из них, побывав в соседнем лесу, бросит там пакетик из-под чипсов и пластиковую бутылку. Сколько всего пакетов и бутылок будет под каждым деревом, если в лесу 80 елей, 80 берёз, 80 осин и 80 клёнов.

Решение.  51200:20=2560(мусора)         80+80+80+80=320(деревьев)
                         2560:320=8(шт.)
Ответ : под каждым деревом приблизительно  8
штук мусора.

Задача 7: Дежурные ушли из класса,  плохо закрыв кран . Зная, что за 1 секунду вытекает 10г воды, посчитайте, сколько воды утечёт :
За 1час?     За 10 часов?  
За 20 часов (к тому времени, когда они вернутся)?
 

36000г=36кг=3 больших ведра(за 1 час)
360000г=360кг=30 больших вёдер(за 10 часов)
720000г=720кг=60 больших вёдер(за 20 часов)

Вода — основа жизни.

В мире в наши дни одна из самых острых проблем – нехватка чистой воды.

Все мы используем воду, поэтому на нас лежит и ответственность за ее охрану от загрязнения и экономию. Морями и океанами покрыто около 70 % земной поверхности, а на пресную воду приходится всего лишь 2 % от всего объема водных запасов планеты.

А сколько же нужно человеку воды каждый день? В бытовых целях вода расходуется для питья, приготовления пищи, стирки, мытья, смыва нечистот в канализацию и поливки сада и огорода.

В среднем в мире каждый городской житель расходует до 200 л воды ежедневно, при этом в Москве — около 700 л.

Качественно чистой воды на Земле не хватает.

Представьте, если каждый человек сэкономит в день хотя бы 1 л воды, а в мире проживает около 6,8 млрд. человек, значит экономия в день 6800000000 л воды по всему миру.

Если семья сэкономит хотя бы 20 процентов водопроводной воды от того объема, которым обычно пользуется, то за год такое количество воды может образовать озеро диаметром 200м и глубиной  2метра!

Задача 8.   На школьной аллее 10 молодых деревьев, на каждом дереве 15 веток. Если пятеро друзей будут ежедневно в течении сентября ломать  каждый по одной ветке, сколько веток останется на всех деревьях?

Задача 9. У входа в нашу школу 2 большие клумбы и 1 поменьше. На большой клумбе – 120 цветов, на маленькой – 80. В нашей школе 88 учеников. Если каждый  сорвёт по 2 маленький цветочек, что будет с нашей клумбой?

Решение. 120∙2+80-88∙2=320 - 176=144 (цветов) – останется из 320
Следующий вопрос задачи:
мы хотим, чтобы двор нашей школы был самый красивый в районе ?

Задача 10. Из 250000 видов растений Земли 1/10 часть находится в угрожающем положении. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?

Решение. 250 000 : 10=25000 ( растений)

Задача 11: В саду обнаружили 15 птичьих гнезд. В каждом из них было по 4 яйца. Дети дотрагивались до яиц в трех гнездах, поэтому птицы, высиживающие яйца в этих гнездах, бросили их. Птенцы из этих яиц не вылупились. В оставшихся гнездах вылупились все птенцы. Сколько птенцов вылупилось в саду?

Ответ: (15-3)*4=48 птенца вылупились.

 

4.Заключение

Решая задачи экологического содержания, объединяются эмоциональное восприятие с рациональным. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств.

Экологические  задачи развивают интерес к изучению местного природного окружения,  служат для нас, учащихся, и лабораторией для исследований, и площадкой для практических дел, и «трибуной» для выступлений.

Экологические задачи  воспитывают уважительное отношение  и заботу о собственном месте проживания.  Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются во время решения и придумывания задач, ориентированы на развитие у учащихся  экологической культуры и экологического сознания.

Составляя задачи на экологическую тему, я узнала что, сдав

100-120 кг макулатуры можно сохранить одно дерево, что хвойный лес

очищает воздух от пыли в 2 раза больше лиственного.

     Может ли математика помочь в решении экологических проблем? Да может. На основе математических вычислений, люди делают выводы о том какую пользу или вред мы наносим природе.

 В данной работе мы рассмотрели разные задания, которые делают математику интереснее и увлекательнее. Конечно, это малая часть различных упражнений, но если кому-то это покажется интересным, то я буду очень рада.   

Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута

5.Использованная   литература:

  1. А.Е. Чижевский «Я познаю мир. Экология»  (Астрель 2003)
  2. Мизгун  Ю. Г. Экология известная и неизвестная. М.: Здоровье, 1994.-257с
  3. Плешаков А. А. Природоведение. М.:ООО «Дрофа»
  4. http:\\ru.wikipedia. org\wiki


Поделиться:

Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"

"Морская болезнь" у космонавтов

Выбери путь

Яблоко

Тигрёнок на подсолнухе