• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Двери и лестницы, ведущие в мир литературы

Опубликовано Виноградова Надежда Михайловна вкл 27.04.2018 - 4:05
Виноградова Надежда Михайловна
Автор: 
Здорьева София. Бухвалова Виктория.

Исследовательская работа "Двери и лестницы, ведущие в мир литературы" была представлена на школьной научно-практической конференции, а также на окружной конференции "Одиссея разума". Анализируя художественные произведения, ученицы пытаются раскрыть значение часто встречающихся в литературе образов двери и лестницы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dveri_i_lestnitsy.docx33.86 КБ
Файл dveri_i_lestnitsy.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Школьная научно-практическая ученическая конференция

ДВЕРИ И ЛЕСТНИЦЫ, ВЕДУЩИЕ В МИР ЛИТЕРАТУРЫ

Научно-исследовательская работа

                                               Авторы: Здорьева София и Бухвалова              

                                                               Виктория, ученицы 7 класса

                                               Муниципального общеобразовательного

                                               учреждения Луговской средней

                                               общеобразовательной школы

                                               Руководитель: учитель русского языка и

                                               литературы Виноградова Н.М.

                                                 

                                                       -1-

                                     

                                      СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Тема, цели исследования – с. 2
  2. Введение – с.3
  3. Основная часть – с. 4-7
  4. Заключение – с. 8
  5. Литература – с. 9
  6. Приложение – с. 10

                                                      -2-

Тема исследования: «Двери и лестницы, ведущие в мир литературы»

Цель исследования:

  • раскрыть значение часто встречающихся в русской и зарубежной литературе образов двери и лестницы.

Метод исследования:  

  • анализ произведений художественной литературы.

                                       

                                            -3-

                                   

                                      Введение

        В 8 классе на уроке «Живого слова» мы познакомились с замечательным и необычным произведением английского писателя Герберта Джорджа Уэллса «Дверь в стене». После обсуждения этого рассказа мне стало понятно, что слово «дверь» в литературе является метафорическим.

        Мне представилось, что я стою  у незнакомой закрытой двери в мир литературы, она только-только начинает приоткрываться для меня. Любопытно и страшно…  Потяну за ручку и что увижу? Хотелось бы увидеть прекрасный райский сад, как это увидел герой рассказа Герберта Уэллса «Дверь в стене». А вдруг передо мной возникнет страшное чудовище, как в рассказе Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». За дверью – лестница,…поднимусь по ней, как лирический герой  стихотворения Константина Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»,  и обниму весь мир, или лестница ведёт к гибели, как это случилось с Акакием Акакиевичем Башмачкиным в повести Гоголя «Шинель»?

        Лестницы и двери – образы, полные тайн, являющиеся сквозными не только в русской, но и в зарубежной литературе. Когда я это поняла, мне захотелось прикоснуться к этой тайне и немножечко её приоткрыть, что я и попыталась сделать в своей исследовательской работе.

                                                         

                                                          -4-

                                               Основная часть

         Начну с рассказа, потрясшего моё воображение. Это рассказ Герберта Уэллса «Дверь в стене», даже не столько рассказ, сколько притча, посвящённая поиску идеального мира, желанию прикоснуться к этому миру и сделать его своим. Это тоска по совершенству в мироздании, по царству Божьему на земле.

         Главный герой рассказа Уоллес признаётся, что вся эта история началась ещё в раннем детстве. Мальчик просто бродил по улицам Лондона, почти заблудился, как вдруг перед ним возникла белая невзрачная стена, а в ней зелёная дверь: «Его влекло к ней, неудержимо захотелось открыть и войти. Вместе с тем он смутно чувствовал, что с его стороны будет неразумно, а может быть, даже дурно, если он поддастся этому влечению…».

        В рассказе Герберта Уэллса эта дверь просто существует в пространстве, как дверь в храм, в который может войти всякий, но всё-таки не каждый решается войти.

          Маленький Уоллес открывает дверь: «Всё вокруг блистало чистыми, чудесными, нежно светящимися красками… Там всё было прекрасно.. . В одно мгновение я очутился в другом мире, превратившись в очень весёлого, безмерно счастливого ребёнка. Это был совсем иной мир, озарённый тёплым, мягким, ласковым светом; тихая ясная радость была разлита в воздухе, а в небесной синеве плыли лёгкие, пронизанные солнцем облака».

         Уоллес встречает прекрасную женщину с печальным взглядом, которая показывает ему книгу жизни. Уоллес был поражён тем, что вместо картинок он увидел в книге всю свою жизнь до момента прикосновения к двери.

          С этого дня Уоллес стал молиться Богу о возвращении в сад. Дни шли за днями, год за годом. Воспоминание угасало, а вместо него в душе возникали обыкновенные человеческие страсти, как, например, гордыня и тщеславие.  И когда через много лет перед героем вновь вдруг возникает белая стена с зелёной дверью, он не может туда войти, так как находятся более неотложные дела (он готовится к экзаменам, готовится делать карьеру).

 И удивительное дело,  чем глубже погружается герой в стихию карьерного роста, тем чаще попадается ему эта дверь, но он не открывает её, так как находятся какие-то, на его взгляд, важные обстоятельства.

         Спустя многие годы упорного труда, когда Уоллес и думать забыл о зелёной двери, он достиг всего, о чём мечтал. И однажды он понял, в какую духовную западню он попал, стремясь к вершине успеха.

            Уоллес погибает. Смерть его трагична и загадочна: он провалился в глубокий строительный котлован, который был обнесён белым забором с маленькой  зелёной дверью. Видимо, он всё-таки решился её открыть.

      Итак, каков же смысл образа двери в рассказе Герберта Уэллса?

     

                                               

                                                        -5-

 Возможно, дверь в стене – это путь в неизвестность для многих, но это же и путь к самим себе, ибо это дверь нашего сердца. Тысячи людей заняты её поиском, тысячи находят похожие двери, оказавшиеся ловушкой,

но многие не имеют ни малейшего представления о её существовании и лишь в последние мгновения жизни способны разглядеть лучи, исходящие из замочной скважины.

         Не менее интересны, чем двери, и «литературные» лестницы. Интересно наблюдать, как  сквозной образ лестницы проходит через гоголевскую «Шинель».

  1. «Увидевши в чём дело, Акакий Акакиевич решил, что шинель нужно будет снести к Петровичу, портному, жившему где-то в четвёртом этаже по чёрной лестнице…»
  2. «Взбираясь по лестнице, ведшей к Петровичу, которая, надобно отдать справедливость, была вся умащена водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех чёрных лестницах петербургских домов…»
  3. «Помощник столоначальника жил на большую ногу: на лестнице светил фонарь…»
  4. «Впрочем, он старался усилить значительность многими другими средствами, именно: завёл, чтобы низшие чиновники встречали его ещё на лестнице…»
  5. «Как сошёл с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич…»

Лестница в повести Гоголя «Шинель» символизирует служебную табель от рангах и жизненную дорогу.

Никто из героев повести не видит в ничтожном чиновнике человека со своей, пусть незначительной, индивидуальностью. Он находится вне лестницы, на которой люди замечают друг друга и высказывают почтительность соответственно чину и рангу.  Новая шинель позволила ему ненадолго с чёрной лестницы вступить на лестницу петербургской светской жизни. Но вскоре Башмачкин оказывается в «страшной пустыне», грабители бесцеремонно отняли у него счастье. Он снова очутился вне лестницы и стал невидимым и ненужным.

         Земная лестница как символ несправедливости противостоит в мировосприятии Гоголя лестнице, о которой он пишет в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (глава 32 «Светлое Воскресение»): «Бог весть, может быть, за одно желание уже готова сброситься с небес нам лестница и протянуться рука, помогающая взлететь по ней».

        Духовная лестница, возводящая на небо, согласно вере, выраженной писателем,  - Божья милость для тех, кто не прятался под мехами чинов и званий, а естественно и просто жил и трудился в поте не прикрытого маской лица своего.

                                                       -6-

           У Гоголя духовная лестница является и карой для всякой нечисти. Вспомним диалог Ганны и Левко из произведения «Майская ночь, или Утопленница»:

           – … А говорят, однако ж, есть где-то, в какой-то далёкой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нём на землю ночью перед Светлым праздником.

          – Нет, Галю; у Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Её становят перед Светлым Воскресением святые архангелы, и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав и кучами падают в пекло, и оттого на Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле».

         Оказывается, образ лестницы является одним из доминирующих образов в творчестве Н.В.Гоголя. Не случайно этот образ выбирает поэт Юрий Кузнецов, посвящая великому писателю стихотворение «Тайна Гоголя»:

Ожидая небесного знака,

Он вперялся очами во тьму.

Но не вынес великого мрака,

И видение было ему.

Словно синяя твердь отворилась

Над убогой его головой.

Шумно лестница с неба спустилась,

Он ловил её долго рукой.

Понабилась несметная сила

Между рук и подъятых волос.

Гоготали кувшинные рыла:

– Инда правдой кичился ты, нос!

– Нет его: показался от страха!

Раскопаем могилу лжеца! –

Сотряслись осквернители праха,

Не увидя в гробу мертвеца.

Был ли Гоголь? Была ли Россия?

Тихий Миргород? Сон наяву?

– Позовите великого Вия! –

Словно вихорь размёл трын-траву.

Тёмный топот всё ближе и ближе,

Замер Вий у святого креста.

– Поднимите мне веки: не вижу!

Вот он! – рявкнул…

                                                      -7-

                  Могила пуста…

Только лестница ввысь подымалась

В заходящих лучах… А по ней

Где-то сверху ещё осыпалась

Пыль земная с незримых ступней.

        Таинственна, загадочна и бесконечна лестница, по которой поднимается лирический герой стихотворения Константина Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вдали раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

А внизу подо мною уж ночь насупила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И всё выше я шёл, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Куда же ведёт эта лестница?

Нам остаётся об этом только догадываться. Но,  несомненно, она ведёт к чему-то высокому, духовному, прекрасному, светлому. И этот подъём безграничен и бесконечен. Это даже не подъём, а восхождение.

          Мне почему-то думается, что если это восхождение закончится, то в конце его – зелёная дверь в белой стене, как в рассказе Герберта Уэллса, а за этой дверью – невообразимо прекрасная страна.

                                                       -8-

                                               Заключение

            Итак, в обычной жизни двери  и лестницы – часть мебели. Но проанализировав некоторые произведения, я пришла к выводу, что в литературе и искусстве двери и лестницы не просто мебель, а художественные образы. Ещё в Библии можно прочитать изречения, в которых встречается метафорическое значение этих предметов. «От лежащей на лоне твоём стереги двери уст твоих» или «Се, стою у двери и стучу». То есть, подобно двери открывается человеческое сердце. По традиции Ветхого Завета художественный образ двери часто используется в различных произведениях искусства и названиях научных работ. Чешский мыслитель-гуманист Я.Каменский создал трактат «Открытая дверь к языкам» (1631).  

          Можно назвать множество произведений искусства различных жанров, в которых утверждается, что дверь и лестница – это классический архетип иномирия. Особое значение имеет образ дверей и лестниц в романе Гюстава Флобера «Саламбо» (1863), известна повесть Валентина Катаева «Маленькая железная дверь в стене» (1964), российский драматург А.Володин написал сценарий фильма «Звонят, откройте дверь», Н.В.Гоголь использовал образ лестницы во многих своих произведениях, среди киноэстетов  особо отмечен фильм «Осторожно, двери закрываются» (1998) режиссёра Питера Хауитта, в культовом фильме «Матрица»  главный персонаж неоднократно оказывается перед дверью, что символизирует ситуацию жизненного выбора.

                                                    -9-

                                           Литература

  1. Уэллс Г.Д. Дверь в стене.
  2. Гоголь Н.В. Шинель.
  3. Гоголь Н.В. Майская ночь или утопленница.
  4. Славгородский Е.И. Духовная коллизия рассказа Г.Уэллса «Дверь в стене», Калининград, 2008.
  5. Шуралев А.М. Образ лестницы в повести Н.В.Гоголя «Шинель» // Литература в школе, №6, 2007.

-10-

Приложение

Презентация к научно-исследовательской работе

«Двери и лестницы, ведущие в мир литературы»


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двери и лестницы, ведущие в мир литературы (научно-исследовательская работа) Авторы : Здорьева София и Бухвалова Виктория, ученицы 7 класса МБОУ « Луговской СОШ». Руководитель: Виноградова Н.М., учитель русского языка и литературы.

Слайд 2

Цель исследования: раскрыть значение часто встречающихся в литературе образов двери и лестницы. Метод исследования: анализ художественных произведений.

Слайд 3

Герберт Уэллс «Дверь в стене»

Слайд 4

«Увидевши, в чём дело, Акакий Акакиевич решил, что шинель нужно будет снести к Петровичу, портному, жившему где-то в четвёртом этаже по чёрной лестнице…»

Слайд 5

«Взбираясь по лестнице, ведшей к Петровичу, которая надобно отдать справедливость, вся была умащена водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех чёрных лестницах петербургских домов…»

Слайд 6

«Помощник столоначальника жил на широкую ногу: на лестнице светил фонарь…»

Слайд 7

«Впрочем, он старался усилить значительность многими другими средствами, именно: завёл, чтобы низшие чиновники встречали его ещё на лестнице…»

Слайд 8

«Как сошёл с лестницы, как вышел на улицу, ничего этого уж не помнил Акакий Акакиевич…»

Слайд 9

Лестница в повести Н.В.Гоголя «Шинель» символизирует служебную табель о рангах и жизненную дорогу.

Слайд 10

Лестница из сна Иакова, соединяющая небо и землю.

Слайд 11

«И всё выше я шёл, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня…»

Слайд 14

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Снеговик

За чашкой чая

Городецкая роспись

Знакомые следы

Стеклянный Человечек