• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Мир запахов в прозе Чехова

Опубликовано Виноградова Надежда Михайловна вкл 27.04.2018 - 3:29
Виноградова Надежда Михайловна
Автор: 
Ансимова Ангелина

Исследовательская работа "Мир запахов в прозе Чехова" выполнена в рамках литературного конкурса, посвящённого158-летию со дня рождения А.П.Чехова и проводимого Муниципальным автономным учреждением культуры "Калининградская централизованная библиотечная система". Работа оценена дипломом 2 степени. Исследуя произведения Чехова, ученица доказывает, что художественное пространство его произведений включает мир разнообразных запахов, фиксация которых связана с выражением эмоциональных, этических и социальных оценой повествователя и персонажей; запахи передают и красоту и дисгармонию мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_zapahov_v_proze_chehova.docx34.35 КБ
Файл mir_zapahov_v_proze_a.p.chehova.pptx943.78 КБ

Предварительный просмотр:

МИР ЗАПАХОВ В ПРОЗЕ А.П.ЧЕХОВА

Научно-исследовательская работа

                                   Автор: Ансимова Ангелина , ученица 9 «А»  класса

                                   муниципального бюджетного общеобразовательного

                                    учреждения « Луговская средняя школа»

                                    Руководитель: учитель русского языка и

                                                                литературы Виноградова Н.М.

                                     

                                                 

                                                              -1-

                                     

                                      СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Тема, цели исследования – с. 2
  2. Введение – с.3
  3. Основная часть – с. 4-5
  4. Заключение – с. 6
  5. Литература – с. 7
  6. Приложение – с. 8-11

                                                 -2-

Тема исследования: «Мир запахов в прозе А.П.Чехова»

Цель исследования:

  1. выявить характерные для прозы Чехова приёмы изображения реальных событий, в частности роль описания запахов в эмоциональном постижении мира;
  2. доказать, что запахи в прозе Чехова являются средством выражения авторских оценок или оценок персонажа;
  3. отследить многообразие мира запахов чеховской прозы.

                                            -3-

                                   

                                      Введение

       Антон Павлович Чехов – признанный мастер короткого рассказа.

Слова Чехова «краткость – сестра таланта» давно стали крылатым выражением. Чтобы в небольшом по объёму произведении сказать очень много, Чехову приходилось искать не только новые принципы построения текста, но и новые приёмы изображения реалий и явлений.  «У Чехова мир вещей – не фон…, он уравнён в правах с персонажами, на него также направлен свет авторского внимания»[1]. В произведениях писателя отражаются разные аспекты восприятия окружающего мира: цвет, звучание, динамика формы; меня же, как исследователя, заинтересовал мир запахов и их многообразие в прозе Чехова.

      Я поставила перед собой задачу, перечитать произведения моего любимого писателя и выяснить, какую роль играют у Чехова запахи в изображении реальных событий, в авторской оценке героев и др.

      Я перечитала более 50 произведений Чехова и ответ на вопросы своего исследования нашла в таких из них,  как «Степь», «Анна на шее», «Именины», «Каштанка», «Агафья», «Драма на охоте», «Жена», «Сирена», «Свадьба с генералом», «Моя жизнь», «Душечка», «Три года», «Палата №6», «Дом с мезонином», «Крыжовник», «Ионыч», «Воры», «Трагик», «Враги», «Драма на охоте», «Бабье царство», «Володя большой и Володя маленький» и других.

                                                      -4-

       

                                    Основная часть

        Смысл слова «запах» как языковой единицы в русском языке ограничен. Исследуя прозу Чехова, я пришла к выводу, что писатель максимально использует возможности небольшого синонимического ряда наименований запахов. В его произведениях кроме стилистически нейтрального слова запах присутствуют слова вонь, аромат, зловоние, благовоние, дух, дыхание; широко распространены прилагательные ароматный, пахучий, душистый, вонючий, удушливый.

       В произведениях Чехова я обнаружила разнообразные средства, которые автор использует для характеристики запахов.

Это:

  • указания на источник запаха, активизирующие восприятие читателя:

Пахло недавно вымытыми полами. («Воры»); Она… кушала с ними щи, кашу и картошку, жаренную на бараньем сале, от которого пахло свечкой. («Анна на шее»);

  • прилагательные вкуса: Из той, другой половины лавки шёл вкусный запах кожи и дёгтя. («Степь»); Чтобы поскорее отделаться.. от кислого запаха, она уже достала портмоне. («Бабье царство»);
  • прилагательные, называющие другие ощущения: Все тонкие запахи мешались с острою каучуковою вонью… («Каштанка»);
  • оценочные прилагательные и наречия (приятный, неприятный, противный и др.): Теперь же он /Егорушка/… чувствовал только противный запах гнилых яблок, керосина, шедший от кучи. («Степь»);
  • разные способы обозначения запахов часто сочетаются в одном контексте: То была смесь запаха ветхих заброшенных покоев с приятным, но едким, наркотическим запахом тепличных растений… («Драма на охоте»).

       Я обратила внимание, что запахи фиксируются не только в авторских описаниях, но и живо обсуждаются в речи персонажей:

– Жареные гуси мастера пахнуть, - сказал почётный мировой, тяжело дыша.

– Не говорите, душа моя, Григорий Саввич, утка или бекас  могут гусю десять очков вперёд дать. В гусином букете нет нежности и деликатности. Забористее всего пахнет молодой лук, когда, знаете ли, начинает поджариваться… («Сирена»).                                                                                          

        Как отмечают исследователи, «словарь запахов у Чехова обширен и

включает насколько сотен наименований (около 400)»[2].

                                                    -5-

Столь же разнообразны в произведениях писателя и глаголы, обозначающие

восприятие запаха: Муж… обдал её парами хереса и коньяка. («В рождественскую ночь»); Хозяин чиркнул спичкой, навонял серой…

 («Невидимые миру слёзы»); Воздух  пропитался испарениями весенней зелени. («Драма на охоте»).

      Запахом у Чехова наделяются не только предметы, люди или животные, но и абстрактные понятия, отрезки времени: В слегка морозном воздухе пахло весной. («Хитрец»); От прошлого, как из глубокой уксусной бочки, веяло духотой и мраком. («Скука жизни»); Много бутылок, букет из роз, пахнет весной и дорогою сигарою, пахнет счастьем… («Моя жизнь»); Летом она сидит на крылечке, и на душе у неё… отдаёт полынью. («Душечка»).

      Обозначения запахов по характеру их источника объединяются в прозе Чехова в несколько групп. Я выделила наиболее частотные среди них:

  • пищевые запахи и запахи напитков: От старого Никандра шёл неприятный, селёдочный запах. («В сарае»); Квашин, от которого пахло мадерой и ликёрами, жаловался на голод, насильно жевал… («Ненастье»);
  • запахи лекарств: Пахло эфирными каплями («Рассказ неизвестного человека»); По одной стороне кабинета… тянулась широкая полоса света; вместе с тяжёлым, спёртым запахом карболки и эфира этот свет шёл из слегка отворённой двери … («Враги»);
  • природные запахи: Пахло сеном, была тишина… («Зиночка»); Пахнет черёмухой, медовой кашкой и ландышами. («День за городом»);
  • парфюмерные запахи: Я… воображал себе высокую стройную блондинку, … пахнущую какими-то особенными духами, похожими на мускус… («Страх»); От электрического света, громкой музыки, запаха пудры… его тошнило. («Три года»);
  • церковные запахи: Запахло можжевельником и ладаном. («Володя большой и Володя маленький»).

       Запахи в произведениях Чехова я условно назвала  тёмными и светлыми.

       Тяжёлые, тёмные запахи заполняют замкнутое пространство. Неслучайно они часто используются с ключевыми словами душно, угарно, удушливый: Потолки здесь были низкими, стены оклеены дешёвыми обоями, было угарно и пахло кухней. («Три года»); Вся эта рвань свалена в кучи, перемята, спуталась, гниёт и издаёт удушливый запах («Палата №6»). Особенно высокая концентрация тяжёлых, удушливых запахов характерна для таких произведений, как  «Палата №6», «В овраге», «Мужики».

       Светлые же запахи связаны с образами сада, моря, усадьбы, весеннего города: Запах поля мешался с нежною сыростью, веявшей с моря. («Огни»); Тополи, покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом. («Моя жизнь»)                  

                                                    -6-

                                         

                                            Заключение

      «Если зрение напрямую связано с сознанием, то обоняние с подсознанием,  с ночной, потаённой стороной души»[3]. В прозе Чехова восприятие запаха всегда опирается не только на непосредственные обонятельные ощущения, но и на воспоминания или эмоции, с ним связанные.

       Художественное пространство произведений Чехова включает мир разнообразных запахов, фиксация которых связана с выражением эмоциональных, этических и социальных оценок повествователя и персонажей; запахи передают и красоту и дисгармонию мира.

                                                     

                                                   -7-

                                         

                                         Литература

1.Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.

2.Григорьева О.Н. Мир запахов в языке Чехова// Функциональные и семантические характеристики текста, высказывания, слова. – М., 2000.

3.Кожевникова Н.А. Предметная деталь и персонаж в рассказах Чехова. – Сыктывкар, 1988.

4.Ароматы и запахи в культуре. – М., 2003. – Кн.2

5.Чехов А.П. Собр.соч.: В 12 т. – М., 1985.


[1]1.Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.

[2] Григорьева О.Н. Мир запахов в языке Чехова//Функциональные и семантические характеристики текста, высказывания, слова. – М., 2000.

[3] Ароматы и запахи в культуре. – М., 2003. – Кн.2.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир запахов в прозе А.П.Чехова (Научно-исследовательская работа) Автор : Ансимова А нгелина , ученица 9 «А» класса. Руководитель: Виноградова Н.М, учитель русского языка и литературы МБОУ Луговская СОШ, 2018 год.

Слайд 2

Цели исследования: выявить характерные для прозы Чехова приёмы изображения реальных событий, в частности роль описания запахов в эмоциональном постижении мира; показать, что запахи в прозе Чехова являются средством выражения авторских оценок или оценок персонажа; отследить многообразие мира запахов чеховской прозы.

Слайд 3

У Чехова мир вещей - не фон, не периферия сцены. Он уравнён в правах с персонажами, на него так же направлен свет авторского внимания. А.П.Чудаков. Поэтика Чехова.

Слайд 4

Языковые средства характеристики запахов Средство Примеры из произведений Указания на источник запаха, активизирующие восприятие читателя От Лимонадова сильно пахло жжёными перьями. («Трагик»); Она кушала… картошку, жаренную на бараньем сале, от которого пахло свечкой. («Анна на шее») Прилагательные вкуса Сено… лежало неубранное, печальное,… испуская тяжёлый, приторный запах. («Именины»); … чтобы поскорее отделаться от кислого запаха, она уже достала портмоне. («Бабье царство») Слова, указывающие на интенсивность воздействия запаха Газета издавала какой-то сильный и приятный запах. («Володя») Оценочные прилагательные и наречия Теперь же он чувствовал противный запах гнилых яблок. («Степь»); Чудесно пахло сеном. («Соседи»)

Слайд 5

Прилагательные и наречия, характеризующие высокую степень концентрации запахов в атмосфере (густой, душный, удушливо…) Я лежал… почти у самого шалаша, от которого шёл густой и душный запах сухих трав. («Агафья») Сочетание разных способов в одном контексте В воздухе стоял тяжелый странный запах. То была смесь запаха ветхих заброшенных покоев с приятным, но едким, наркотическим запахом тепличных растений… («Драма на охоте»)

Слайд 6

Авторские приёмы использования запахов Приём использования запахов Примеры из произведений Использование различных глаголов, обозначающих восприятие запаха Муж… обдал её парами хереса и коньяка. («В рождественскую ночь»); Хозяин чиркнул спичкой, навонял серой. («Невидимые миру слёзы»); От тёмных кустов веяло сырьём, как из погреба. («Трифон») Использование о бозначения запахов в качестве тропов … Белое лицо её, своею белизною напоминавшее ему почему-то приторный жасминный запах. («Тина»); … мне кажется, что весь этот молодой человек издаёт запах ракового супа. («Скучная история»). Наделение запахом абстрактных понятий Воздух… весь пропитан запахом осени. («Цветы запоздалые»); … пахнет счастьем, - и всё, кажется, так и хочет сказать, что вот-де пожил человек, потрудился… («Моя жизнь»); Летом она сидит на крылечке, и на душе у неё… пахнет полынью. («Душечка»)

Слайд 7

Использование тяжёлых, тёмных запахов и светлых. лёгких … комнаты с низкими потолками, где постоянно пахло геранью и было душно. («Три года»); Вся эта рвань свалена в кучи… и издаёт удушливый запах. («Палата №6»)// Запах поля мешался с нежной сыростью, веявшей с моря. («Огни»). Приём постепенного усиления «власти запаха» Из кухни несётся запах рыбного жаркого и ракового супа. Я чувствую, как этот запах щекочет моё нёбо, ноздри, как он постепенно овладевает всем моим телом… пахнет до того сильно, что я начинаю жевать. Я жую и делаю глотки, словно и в самом деле в моём рту лежит кусок морского животного… («Устрицы») Передача запахов в рассказах о животных, мотивированная точкой зрения именно этих персонажей У незнакомца не пахнет ничем, у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком, стружками. («Каштанка»); Прямо в морду пахнуло тёплым паром и запахом навоза и овечьего молока. («Белолобый») Использование запаха в качестве характеристики обстановки или социальной среды В передней пахнет не кофейной гущей, не постным супом, а какими-то духами… («Раз в год»); Обыкновенно в квартирах фабричных и мастеровых пахло лаком, смолой, кожей, дымом… («Бабье царство»)

Слайд 8

Использование запаха для связи реальности и мира грёз персонажа Алиса Осиповна явилась однажды на урок в нарядном розовом платье… и от неё шёл такой аромат, что казалось, будто стоит только дунуть на неё, как она полетит или рассеется, как дым. («Дорогие уроки») Включение запахов в сферу эмоциональных оценок Хамский запах губной помады… Использование запахов в качестве антитезы Толстый только что пообедал на вокзале… Пахло от него хересом и флердоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами, картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. («Толстый и тонкий»)

Слайд 9

Характер источника запахов Источник запаха Примеры из произведений Пищевые запахи От старого Никандра шёл неприятный селёдочный запах. («В сарае»); Квашин , от которого пахло мадерой и ликёрами… («Ненастье») Запахи лекарств … вместе с тяжёлым запахом карболки и эфира этот свет шёл из слегка отворённой двери… («Враги»); … пахло эфирными каплями. («Рассказ неизвестного человека») Природные запахи Пахло сеном, была тишина… («Зиночка»); Пахнет черёмухой, медовой кашкой и ландышами. («День за городом»); Затем коляска въехала в густые потёмки, тут пахло грибной сыростью. («Враги») Парфюмер-ные запахи Я… воображал себе высокую стройную блондинку,… пахнущую какими-то особенными духами, похожими на мускус… («Страх»); От… запаха пудры … его мутило. («Три года») Церковные запахи Запахло можжевельником и ладаном. («Володя большой и Володя маленький»); Робкие послушники, тишина, низкие потолки, запах кипариса… - всё это трогало её, умиляло… («Княгиня»)

Слайд 10

«Если зрение напрямую связано с сознанием, то обоняние с подсознанием, с ночной, потаённой стороной души» (Из книги «Ароматы и запахи в культуре»)

Поделиться:

Как нарисовать черёмуху

Горка

Три орешка для Золушки

Снегири и коты

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды