• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Игрушка - символ посёлка Эльбан

Опубликовано Крамарева Елена Владимировна вкл 30.04.2018 - 7:04
Автор: 
Будылина Софья

Автор задумал создать игрушку, которая станет символом родного поселка и будет известна далеко за пределами поселка. В работе представлены история появления и развития промыслов игрушек в России. Работа будет интересна не только школьникам и педагогам, но и тем, кто задумал организовать свой бизнес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_budylinoy_sofi.doc308 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 п. Эльбан

Хабаровского края Амурского муниципального района

Игрушка – символ поселка Эльбан.

Исследовательская работа

Автор: Будылина Софья – ученица 5 класса

Руководитель: Крамарева Е.В.- учитель ИЗО,

технологии

Эльбан

2018

Аннотация

Многие промыслы возникли в стародавние времена, но это не значит, что в наше время   не появляются  новые  промыслы. Их появление актуально и связано, прежде всего, с туризмом и малым бизнесом.

Автор задумал создать    игрушку, которая станет символом  родного  поселка и будет известна далеко за пределами  края, в связи с этим и было проведено данное исследование.

В работе представлены история появления и развития промыслов игрушек в России, исследование мнения школьников о том, какой должна быть современная народная игрушка. Автор также дает подробное описание экономических и природных условий поселка, благоприятных для создания игрушки.

Представленные материалы будут интересны не только школьникам и педагогам, но тем, кто задумал начать свой бизнес.

Содержание

Введение……………………………………………………………..

5.

1.

История появления и развития промыслов народных игрушек….

7.

2.

Опрос учащихся 3-7 классов………………………………………..

9.

3.

Секреты популярности народной  игрушки……………………….

10.

4.

Экономические и природные условия Эльбанского поселения для создания и ведения малого бизнеса…………………………………

11.

5.

Мои представления об игрушке……………………………………

13.

Выводы……………………………………………………………….

14.

Сноски по страницам………………………………………………….

15.

Список источников……………………………………………………

15.

Приложение 1

Приложение 2

Тезисы

Народные промыслы очень развиты на территории Хабаровского края. Особое место отводится  игрушкам, много в сувенирных  лавках традиционных славянских игрушек из глины, дерева, ткани и других материалов.

В работе исследуется история  промыслов, связанных с изготовлением игрушек. Так всем известная русская   матрешка, своим происхождением обязана русским умельцам, перенявшим  идею  у японских мастеров.

А имя матрешка получила от Марии, Мани, Матрены. В основе корня этого имени некоторые исследователи обнаруживают латинское слово «mater», означающее - мать, потому Матрёшка считалась символом материнства, большой дружной семьи. Надо сказать, что цены на некоторые Матрешки были так высоки, что ее трудно было отнести к разряду игрушек, она скорее являлась предметом искусства и роскоши. С организацией заграничных выставок русская матрешка стала популярной в Европе.

Многие промыслы возникли в стародавние времена, но это не значит, что в наше время   не появляются  новые  промыслы.

Автор исследования задумал создать    игрушку, которая станет символом  родного  поселка и будет известна далеко за пределами    края.

Цель автора:   пробудить интерес школьников   к созданию игрушки – символа родного поселка.

Введение

Народные промыслы очень развиты на территории Хабаровского края.  На память  о путешествии в Хабаровский край можно приобрести  вышивку, посуду, статуэтки, обувь, халаты, сувениры из меха, кожи, ткани, а также самобытные  сувениры -  амулеты и обереги с национальным узором. Особое место отводится  игрушкам, много в сувенирных  лавках традиционных славянских игрушек из глины, дерева, ткани и других материалов.

Все существующие сегодня промыслы, связанные с изготовлением игрушек,  зародились в России в прошлых веках. Об их истории появления и развитии имеется много информации в книгах, журналах, в статьях сети Интернет. Так, например,  Кутьева С.А. в своей статье «Философия матрешки»  описывает историю появления матрешки: «Незадолго до начала 20 века произошло следующее знаменательное событие. В Абрамцево - усадьбу знаменитого русского купца-благотворителя Саввы Мамонтова - приехал гость из Японии, по другой версии супруга купца посетила о. Хонсю. Так в семействе появился сувенир - статуэтка добродушного старика с «секретом». Фигурка изображала мудреца Фукураму с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри были спрятаны статуэтки меньшего размера, вложенные одна в другую, состоявшие все из двух половинок. Всего таких фигурок оказалось пять. Идея понравилась купцу, понравилась она и местному умельцу-токарю Звездочкину и художнику Сергею Малютину - активному создателю и пропагандисту «русского стиля» в искусстве. В Москве в ту пору существовала при посредстве брата Мамонтова мастерская «Детское воспитание», где изготавливались деревянные куклы. В недрах мастерской совместными усилиями была изготовлена фигурка в виде двучастной деревянной болванки, своеобразного вытянутого яйца на плоской основе, расписанная в русском стиле. Первая игрушка состояла из восьми фигурок. За первой девочкой с петухом в руках шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Самым распространенным именем в то время было имя Мария, Маня, Матрена, что, возможно, и обусловило выбор имени игрушки. В основе корня этого имени некоторые исследователи обнаруживают латинское слово «mater», означающее- мать, потому Матрёшка считалась символом материнства, большой дружной семьи. Надо сказать, что цены на некоторые Матрешки были так высоки, что ее трудно было отнести к разряду игрушек, она скорее являлась предметом искусства и роскоши. С организацией заграничных выставок русская матрешка стала популярной в Европе.

Русские умельцы взяли идею, но воспроизвели ее с другим акцентом. Появилась не просто игрушка-сюрприз. Возникло воплощенное в особую форму национальное видение мира, философия русской культуры.» [1].

       Много интересного пишут  и о появлении дымковских игрушек. Так  Помелов В. Б. в своей статье « Дымковская расписная игрушка как гордость вятского края и отражение народных традиций» пишет: «Дымковская игрушка - один из самых старинных, ярких и самобытных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. На протяжении веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений вятчан. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Этот промысел упоминается уже в летописях ХV-ХVI вв. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки, которые лепили в свободное время мастерицы-женщины к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» (до 1888 г. он назывался «Свистопляска»). Праздник проводился в четвертую субботу после Пасхи в память «об убиенных» в битве, имевшей место у стен Хлыновского (Вятского) кремля в 1418 г. между вятчанами и пришедшими к ним на подмогу устюжанами.» [2] 

          Изучая  различные источники, я выяснила, что все знаменитые промыслы, в том числе и игрушек, возникли при определенных экономических условиях: неблагоприятные почвы для земледелия, долгая зима. Крестьяне искали возможность прокормить семьи. Промыслы возникали там, где было достаточное количество сырья (лес, глина, лен) и существовал спрос.

          Я живу в поселке с рождения и наблюдаю за тем, как жители выращивают овощи в парниках и теплицах, ведь лето не всегда бывает благоприятным для выращивания урожая. Зима длится 6 месяцев, многие жители вынуждены уезжать на заработки.

В связи с этим у меня возник вопрос: может ли в наше время на территории Хабаровского края в частности в поселке Эльбан, появиться новый  промысел? И мне особенно хочется, чтобы это была  игрушка, которая станет символом нашего поселка и будет известна не только в нашем крае?

Данный вопрос позволил мне сформулировать тему моей исследовательской работы:  Игрушка – символ поселка Эльбан.

Изучение этой темы позволит мне узнать историю зарождения и развития промыслов в России, найти ответ на мой вопрос, а возможно я попытаюсь создать такую игрушку.

Гипотеза: изучая материалы по теме,  я предположила: если все народные промыслы зародились при определенных экономических условиях и стали известными благодаря рекламе, то в Эльбане  может появиться промысел игрушек.

Цель:  пробудить интерес школьников посёлка Эльбан к созданию игрушки - символа.

Задачи:

- Изучить историю появления и развития промыслов народных игрушек, ставших известными на территории России и за её пределами в прошлых веках.

- Провести опрос учащихся разного школьного возраста и выяснить, какие российские игрушки они считают знаменитыми, узнать представления учащихся о том, какой должна быть современная игрушка.

-  Изучить экономические условия посёлка Эльбан и сделать выводы, какой может быть игрушка-символ.

Предмет исследования: художественные промыслы России.

Объект исследования: народная игрушка.

Методы исследования:

- Изучение и анализ специальной литературы, интернет ресурсов с целью выяснить историю зарождения промыслов игрушек и популяризации их.

- Опрос  среди учащихся 3 - 7 классов с целью изучить представления учащихся о традиционных игрушках России и выяснения потребностей появления новых игрушек.

- Изучение и анализ экономических и природных условий в посёлке Эльбан с целью определения возможности начать малое производство игрушек.

План исследования:

1. Поиск и  изучение информации о знаменитых игрушках России.

2. Проведение опроса учащихся 3-7 классов.

3. Изучение экономических условий п. Эльбан.

4. Анализ полученной информации и выводы.

1. История появления и развития промыслов народных игрушек.

Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н.э. Согласно культу предков, умершие обладают магической силой и могут оказывать покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготовлялись фигурки, в которые они якобы должны вселиться, - прообразы будущих кукол.

Как правило, самые древние игрушки выполнялись в двух наиболее распространённых в России материалах: глине и дереве. Глиняные погремушки, миниатюрная посуда, фигурки людей, свистульки-птицы, кони, другие животные встречаются в славянских погребениях VI-VII веков и в раскопках древнерусских городов X-XIV веков - Киева, Новгорода, Рязани, Москвы, Твери, Коломны, Радонежа, Зарайска, Дмитрова. Деревянные погремушки, кони, птицы, шары, мячи, лодочки и др., относящиеся к XII веку, были обнаружены в Старой Ладоге, при раскопках Древнего Новгорода и на реке Ояти.

Расцвет игрушечных промыслов России относится к XVI- XVII в.в. Самобытная русская игрушка продолжает жить и развиваться в центрах народных художественных промыслов. Наибольшей известностью среди центров глиняной лепной игрушки пользуется Дымковская слобода под городом Кировом (бывшая Вятка). Развитие игрушечного промысла связывают с местными народными праздниками "свистопляской", или "свистуньей", на который местные кустари поставляли различные свистульки в виде фигурок птиц, коней, баранов, наиболее древний вид дымковской игрушки. Однако славу промыслу создали многочисленные барыни, купчихи, франты-помещики, лихие всадники, гусары, цирковые и ярмарочные сценки.

Северная каргопольская игрушка, отличающаяся архаичностью образов, происходит из деревни Гринёво Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Отличительная черта каргопольской игрушки - фантастичность образов. Здесь и полканы (существа с туловищем коня и головой человека), двухголовые кони и олени.

Центр производства филимоновской игрушки находится в деревнях Филимоново и Татево Тульской области. Характерные для филимоновской игрушки образы и сюжеты - барыни, солдаты, всадники, реже крестьяне. Традиционные сюжеты: "Медведь смотрится в зеркало", "Солдат кормит курицу", "Жених и невеста", получивший название "Любота".

Абашевская игрушка названа по имени села Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии. Особенностью пластики абашевских игрушек является характерная слитная манера лепки, когда всадники - без ног и как бы слиты с конём в одну фигуру.

Деревянные игрушки относятся к наиболее старинным видам игрушек. Традиционные центры их производства: русский Север, Поволжье, Подмосковье.

В северных деревнях Российского государства в конце XIX-начале XX века ещё сохранялся древнерусский уклад жизни. Этническая традиция Древней Руси продолжала жить в древних орнаментальных образах, в резьбе и росписи по дереву, в глиняной и деревянной игрушке.

Именно там сохранился наиболее древний тип игрушки, так называемые панки, которые вплоть до начала XX века бытовали в северных губерниях. "Панками" назывались игрушки, вырезанные из цельного куска дерева и изображающие фигурки людей, птиц, коней. Цельность, нерасчленённость массива дерева была главной отличительной чертой этих игрушек.

Наряду с северными губерниями деревянные игрушки получили широкое распространение в Поволжье (игрушки из деревни Лысково, городецкие, федосеевские, семёновские). Самыми популярными и любимыми были всё те же кони, деревянные куклы, птицы. Кони-каталки восходят к языческим временам. Конь - славянский символ солнца, и часто на эти игрушки наносили круги, сегменты - древние обозначения солнечного диска.

Городецкие конные запряжки носят печать уже другой эпохи. Это нарядные возки с фигурками ямщиков, кони с круто изогнутыми шеями, расписанные знаменитыми городецкими розанами.

Федосеевская игрушка, возникшая в деревне Федосеево близ города Семёнова, сколочена из гладких нарубленных топором дощечек. Игрушку здесь называли "баляс". Наряду с традиционными конями-каталками федосееввские мастера изготовляли карусели, мельницы, различную мебель для кукол и даже автомобили, пароходы, самолёты.

Но наиболее крупным и известным центром Росси по производству деревянных игрушек был Сергиев Посад. В изготовлении игрушек использовалось трёхгранное полено, тщательно моделировалась верхняя часть изображения, а нижняя лишь слегка обрабатывалась крупными широкими срезами. Дамы и гусары, разносчики, солдатики, монахи - персонажи, характерные для сергиевских мастеров. Сергиев Посад знаменит так же своей матрёшкой, которая в одночасье стала игрушкой-сувениром, визитной карточкой России. Сергиевская матрёшка обусловила возникновение семёновской матрёшки.

Центром развития деревянной резной игрушки в Подмосковье является село Богородское. Игрушки богородских резчиков отличаются не только оригинальностью резьбы, но и конструкции. Это игрушки с движением: на подвижных планках, с балансом, со скрытыми пружинами и кнопками.

Сегодня за сохранение и развитие промыслов выступают не только отдельные энтузиасты, но и целые организации - коммерческие, государственные, общественные. Так, в 2010 году в центре Кирова (бывшая Вятка) при участии компании «Мегафон» был установлен памятник дымковской игрушке. Он представляет собой скульптурную группу под названием «Семья», которая включает барыню с младенцем на руках, кавалера, играющего на гармошке, ребенка и домашних питомцев.  

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение счастья. Это ощущение невозможно забыть. В этом весь секрет успеха и долголетия народной игрушки.

         2. Опрос учащихся 3-7 классов.

Цель опроса: изучить представления учащихся о традиционных игрушках России и выяснения потребностей появления новых игрушек.

В опросе участвовали 91 человек с 3-7 классы.

Учащимся нашей школы были предложены вопросы и творческое задание.

Таблица ответов  учащихся

№

Вопрос, задание

Популярные ответы

Кол-во отв-в

1

Какие игрушки можно назвать символами России?

матрешка

90

неваляшка

14

Глиняные игрушки

20

Деревянные игрушки (лошадки – качели, фигурки людей, свистульки и др.)

30

2

Может ли в наше время  появится игрушка, которая станет символом Эльбана?

Да

75

3

Какой должна быть современная игрушка ?

Красивая, безопасная, развивающая, обучающая.

91

4

Из каких материалов должна быть изготовлена игрушка?

дерево

50

глина

20

пластмасс

30

металл

6

5

Нарисуйте игрушку, которая, по вашему мнению, может стать символом Эльбана?

Куклы, разделочная доска (обучающая, интерактивная),  роботы, машинки, мультипликационные герои, мягкие игрушки.

91

Проанализировав ответы учащихся, и рассмотрев рисунки, я пришла к выводу: самой известной народной  игрушкой  является  матрешка, далее по своей популярности идут различные деревянные игрушки. Среди них учащиеся назвали: деревянные лошадки – качели, свистульки, и др. Этим игрушкам уступили второе место глиняные игрушки.  Неваляшку упомянули 14 человек.

Но все учащиеся сошлись во мнении: игрушка должна быть - красивая, безопасная, развивающая, обучающая.

Все ребята с энтузиазмом выполнили творческое задание, на основе их представлений о современной народной игрушке я составила для себя требования, которые необходимо учесть при создании игрушки. К тому же мои одноклассники предложили поучаствовать в работе над созданием игрушки, в связи с этим была создана творческая группа учащихся 5 класса.

3. Секреты популярности народной  игрушки.

Опрос учащихся нашей школы показал, что они считают самой знаменитой игрушкой матрешку. Они не одиноки в своем мнении, в различных статьях интернета упоминается о том, что матрешка стала знаменитой во всем мире благодаря  Всемирной выставке, которая проходила в Париже в 1900 году, где ей присудили бронзовую медаль.

Пик популярности матрешки пришелся на начало 60-х годов двадцатого века, когда в Советский Союз стали приезжать иностранцы для участия в фестивалях и учебы. Каждый гость хотел прихватить с собой частичку русского гостеприимства и тепла, а матрешка была любима всеми людьми Советского Союза.

На прилавках сувенирных лавок сегодня можно увидеть разных матрешек, и популярность их поддерживается благодаря рекламе. Так в разных городах  проводятся праздники, фестивали, посвященные матрешкам (Приложение 1,2.).

Значит секрет популярности матрешки не только в любви людей, но и в том, что её рекламируют.

4. Экономические и природные условия Эльбанского поселения для создания и ведения малого бизнеса.

Изучив и проанализировав различные источники, в которых рассказывается о возникновении промыслов, я узнала, что главными причинами их появления являются – особенности природных условий (долгая зима) и бедность почв. Крестьяне искали возможность прокормить семьи. Промыслы возникали там, где было достаточное количество сырья (лес, керамическая глина, лен) и существовал спрос.

В связи с этим я решила выяснить экономические и природные условия нашего посёлка. И нашла следующую информацию на сайте администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района.

Транспортная система

Поселение находится в 77 км от промышленного центра Дальнего Востока – города Комсомольска-на-Амуре (ТОСЭР) и 31 км от районного административного центра города Амурска, отдаленность от краевого центра г.Хабаровска составляет 450км автомобильным транспортом или 236км железнодорожным транспортом, граничит с Комсомольским, Солнечным и Николаевским районами.

Эльбанское городское поселение расположено в центральной части Хабаровского края вдоль железнодорожной линии Волочаевка – Комсомольск – на – Амуре и имеет, таким образом, выход на важнейшие железнодорожные магистрали Дальнего Востока: Транссиб и Байкало-Амурская магистраль. Наличие прямого железнодорожного выхода к крупным морским портам Тихоокеанского побережья- Ванино, Находка, Владивосток,  а также к сухопутным пограничным переходам Китая - что создает благоприятные условия для внутренних и внешних перевозок.

Ближайший международный аэропорт п. Хурба находится в56км.

Развитая транспортная инфраструктура является потенциалом для привлечения инвесторов.

Ресурсный потенциал

Территория Эльбанского городского поселения расположена в окраинной части Средне-Амурской низменности.

Основной водной артерией Эльбанского городского поселения является река Эльбан, которая ограничивает поселение с запада и, пересекая его в юго-восточном направлении несет свои воды в р. Амур. Северо-западная граница поселения проходит по руслу реки Анаджакан, на востоке протекает временно пересекающий водоток Саввой-Хайчон.

Водные ресурсы создают дополнительные условия для благоприятного отдыха и спортивного туризма, любительского рыболовства.

Поселение расположено в таежной зоне хвойно-лиственных лесов. Из хвойных пород произрастают: кедр, ель аянская, сосна обыкновенная, пихта, лиственница даурская, из лиственных: дуб, ясень, липа амурская, ольха и другие.

Из трав на лугах произрастают кипрей(иван-чай), вейник, кровохлебка, плаун, подмороженник и другие.

Животный мир района разнообразен. В лесах обитают медведи, лисы, дикие кабаны, рыси, косули, белка, норка, колонок, ласка и другие.

Из птиц встречаются: аист черный, сова белая, глухарь, тетерев, лебедь-кликун, гусь серый.

В 60 км от Эльбанского городского поселения находится государственный природный заповедник «Болоньский».

Полезные ископаемые, известные на территории поселения, представлены в основном сырьем для промышленности строительных материалов - торф, глина, гранитно-строительный камень.

Экономический потенциал

Промышленный потенциал в Эльбанском городском поселении представляет Федеральное государственное унитарное предприятие «Дальневосточное производственное объединение «Восход» - оборонное предприятие.

Кроме того на территории поселения сосредоточено ряд предприятий и учреждений федерального и краевого уровня - комбинат «Волна» (Госрезерв), СИЗО-4, действует производственный участок лесозаготовительного предприятия ООО «Востокэкспортлес», специализирующийся на экспорте круглых пиломатериалов хвойных пород и цех по распиловке леса, ряд предприятий по оказанию жилищно-коммунальных услуг, 3 учреждения военного ведомства.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р Эльбанское городское поселение включен в перечень моно профильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).

В целях развития Эльбанского городского поселения и улучшения его социально-экономического положения, администрацией поселения в последние годы ведется работа по привлечению инвесторов на территорию поселения.

Изучив и проанализировав данную информацию, я пришла к выводу: в Эльбане можно наладить производство игрушек из дерева. Развитию промысла будет способствовать следующее:

- Поселение расположено в таежной зоне хвойно-лиственных лесов.

- Наличие деревообрабатывающего предприятия.

- Наличие дорожного сообщения с региональным центром.

- Эльбан включен в список моногородов, а значит, есть поддержка государства.

- В Эльбане проживают талантливые люди, которых можно заинтересовать изготовлением игрушек. Это я выяснила, когда представила свою идею создания игрушки одноклассникам.

5. Мои представления об игрушке.

Так как Эльбан расположен  в зоне лесов, и есть деревообрабатывающее предприятие, то я думаю, игрушка должна изготавливаться из дерева. Древесина самый экологически чистый материал.  

По мнению учащихся, нашей школы, игрушка должна быть развивающей, красивой, обучающей.

Я думаю, игрушка - свистулька умеющая играть разные мелодии или рассказывать детям различные истории, стихи или правила безопасности будет востребована. А чтобы она стала популярной, необходимо сделать её доступной по цене, устраивать дни рождения игрушки, создавать развивающие мультфильмы с образами игрушки. Можно построить целый парк аттракционов.  Но пока это только мои идеи, возможно, скоро я воплощу их в жизнь, и наш посёлок превратится благодаря игрушке туристический уголок Хабаровского края.

Выводы.

Проведя данное исследование, я узнала  много нового и интересного из истории появления народных промыслов в частности народных игрушек. Поняла,  почему русские игрушки остаются популярными не только в России, но и у туристов уже много лет.

Я нашла единомышленников среди своих одноклассников, которые предложили помощь в создании игрушки и теперь уверенна, что в Эльбане, тоже может появится народная игрушка, знаю, какой она должна быть, и как сделать её знаменитой не только в Хабаровском крае, но и за рубежом.

Таким образом, выдвинутая в начале работы гипотеза: если все народные промыслы зародились при определенных экономических условиях и стали известными благодаря рекламе, то в Эльбане  может появиться промысел игрушек, доказана.

          Цель:  пробудить интерес школьников посёлка Эльбан к созданию игрушки – символа, достигнута, так как создана творческая группа, которая уже приступила к созданию игрушек. Они будут представлены на школьном конкурсе проектов «Умельцы». Возможно в будущем, эти игрушки станут символами нашего посёлка и будут известными не только в Хабаровском крае.

Сноски по страницам

1. Кутьева С.А. статья «Философия матрешки»  http://selci-orthodoxy.ru/publication/article_post/filosofiya-matreshki дата просмотра: 24.01.18.

 2. Помелов В. Б. статья « Дымковская расписная игрушка как гордость вятского края и отражение народных традиций» https://cyberleninka.ru/article/n/dymkovskaya-raspisnaya-igrushka-kak-gordost-vyatskogo-kraya-i-otrazhenie-narodnyh-traditsiy дата просмотра: 24.01.18.

Список источников

1. Соловьёва Л.Н. Игрушка/ Л.Н.Соловьёва, М., Интербук-бизнес, 2002 г.

2. Русские художественные промыслы/ ред. группа: М.Шинкарук, Л.Киселёва, О.Блинова и др. - М.: Мир энциклопедии Аванта +, Астрель, 2010 г.

3. Марина Камнева.  Статья  «Дымковская игрушка: история промысла, технология создания»   https://www.syl.ru/article/173218/new_dyimkovskaya-igrushka-istoriya-promyisla-tehnologiya-sozdaniya-foto дата просмотра: 23.01.18.

4. Официальный сайт администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района. Статья «Рабочий поселок Эльбан- агропромышленный центр» https://elbanadm.khabkrai.ru/events/Novosti/449

Дата  просмотра: 26.01.18.

Приложение 1.

Афиши, приглашающие на праздники, посвященные матрешкам.

Приложение 2.

V международный фестиваль народного творчества и декоративно-прикладного искусства «Русская матрёшка».

 


Поделиться:

Эта весёлая планета

Нарисуем попугая цветными карандашами

Мальчик и колокольчики ландышей

Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году

Никто меня не любит