Исследовательская работа "Измерение длины" выполнена учащимися 1 класса МБОУ "СОШ №15 п. Березайка" на уроке математики.
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_po_teme_mery_dliny_1_klass_.docx | 24.34 КБ |
zashchita_proekta_.docx | 12.69 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»
Бологовского района, Тверской области
Урок - исследование по теме «Длина. Сантиметр»
Математика 1 класс
Ершова Наталья Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №15 п. Березайка»
Бологовского района
2017 год.
Информационная карта урока-исследования по теме: «Длина. Сантиметр». Математика в 1 классе.
Тип урока: «Открытие нового знания (урок – исследование)».
Цель урока: научиться измерять длину.
Задачи урока: обучение – познакомить со способами измерения длины;
- с единицей измерения – сантиметром;
- с измерительным инструментом – линейкой.
Развитие – логическое мышление;
- познавательный интерес;
- развитие речи.
Воспитание – опыт ориентации в затруднительной ситуации.
Методический инструментарий:
Формы – фронтальная, индивидуальная;
Методы – подводящий диалог, экспериментально – исследовательская деятельность;
Средства – исследовательские карты, мотивирующие приёмы, заготовки измерительного прибора, линейки, задание для измерения.
Содержание урока:
1.Организационный момент (самоопределение деятельности).
2.Актуализация опорных знаний.
3.Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
4. Открытие новых знаний.
5. Рефлексия деятельности (итог урока).
Результат урока:
- знание понятий: длина, фут, дюйм, локоть, пядь, косая сажень, сантиметр, линейка;
- знание правил измерения;
- умение пользоваться линейкой.
Ход урока
1.Самоопределение деятельности.
- Ребята, на этой неделе мы занимаемся новой темой: «Величины».
И сегодня у нас не обычный урок, а урок – исследование. А как вы понимаете слово ИССЛЕДОВАНИЕ? Исследование – это поиск. Вот и мы будем искать ответы на трудные вопросы и вместе находить на них ответы.
2.Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы говорили о величинах. Кто из вас готов объяснить , что же такое ВЕЛИЧИНЫ? (признаки /свойства/предметов, которые можем сравнить с помощью знаков «больше», «меньше», «равно»)
- Какие величины можете вспомнить? (размер, высота, длина)
- Сегодня мы будем исследовать – ДЛИНУ.
- Найдите в классе предмет, который по длине больше моей указки. Как это сказать по–другому? (длиннее)
-Теперь нужно найти предмет, который по длине меньше моей указки. Как сказать по другому? (короче)
- А теперь постарайтесь найти предмет такой же длины?
- Я не уверена на глаз, что он такой же. Может доказать? (наложить)
2. Создание проблемной ситуации.
- Хорошо. А найдите предмет равный по длине маленькой доске. (например: компьютерный стол)
- А вы сможете это доказать? (на глаз – не доказательство; наложить не возможно)
- Вот такое у нас затруднение. Что делать? (измерить)
- ИЗМЕРИТЬ – это значит сравнить с какой-то меркой. Мы уже пробовали измерять отрезки с помощью единичного отрезка. А сегодня я предлагаю обратить внимание на старинные меры длины. Ведь интересно: чем измеряли длину , когда ещё не придумали единичного отрезка.
3. Открытие новых знаний.
- Наши ребята поискали информацию, потрудились и сейчас готовы с нами поделиться./Дети с родителями заполняли карты «Старинных мер длины» и изготавливали их мерки./
- Попробуй с помощью «ДЮЙМА» доказать, что стол и доска равны по длине. (измеряет)
- Как бы нам это не забыть! (можно записать)
- Как интересно: ДЛИНУ МОЖНО НЕ ТОЛЬКО ИЗМЕРИТЬ, НО И ЗАПИСАТЬ, С ПОМОЩЬЮ ЧИСЕЛ! /Записываем на доске сколько в дюймах/
2-5)Аналогичная работа проводится с другими мерками. (пядь, фут, локоть, косая сажень)
6) – Как вы считаете, какую из этих мерок можно считать самой лучшей, а значит и самой точной? (все не точные, т.к. зависят от размеров тела того, кто измеряет)
– Предлагаю выбрать такую мерку, чтобы можно было измерять и большим и маленьким очень точно.
Мы уже знакомы с одной очень удобной меркой. Её мы использовали при решении задач. Что это за мерка? Это «единичный отрезок». Какой длины мы его выбирали?/2 клетки/
– Давайте сделаем ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРИБОР. А что это такое? Кто попробует объяснить?/инструмент, при помощи которого можно измерить какую-либо величину/
– Как его сделать? Давайте посмотрим различные измерительные приборы . Постараемся выяснить, как они устроены и что в них общего?/термометр, сантиметровая лента, линейка/
- Чем они похожи?/мерки на одинаковом расстоянии – ШКАЛА, ЦИФРЫ – для удобства/
- Чем они отличаются? /Измеряют различные величины/
- Кто же мне сможет объяснить, как делается измерительный прибор? /нужно много единичных отрезков отложить друг за другом/
- Если мы решили за «единичный отрезок» взять 2 клетки, то можно легко сделать измерительный прибор из листка тетради в клетку.
- Возьмите заготовки и там, где у вас будет начало отсчёта, поставьте цифру 0.
- От начала отсчёта откладываем одинаковые отрезки, равные 2-м клеткам.
И поставим по порядку числа, чтобы каждый раз не пересчитывать, сколько же мерок получилось.
- Вам, то, что получилось, ничего не напоминает?/похоже на числовую прямую/
- А ещё?/линейку/
- Может кто-нибудь знает, как называется «единичный отрезок» на линейке? /сантиметр/
- Сравните свои измерительные приборы и линейки./совпали/
- Тогда может лучше нам измерять длину линейками и сантиметрами?/да/
- А вам известно, что почти 140 лет назад 17 государств договорились, что будут измерять одними мерками, чтобы не путаться. Одна из тех мерок – сантиметр.
7) – Но линейкой надо уметь пользоваться, чтобы получать правильный и точный результат. Какие правила пользования линейкой мы уже можем сформулировать?/а) совместить начало измеряемого предмета или отрезка с началом отсчёта на линейке; б) не сдвигать линейку во время измерения; в) посмотреть, с каким числом на линейке совместиться конец отрезка или измеряемого предмета/
- Попробуем измерить в сантиметрах длину нашей маленькой доски. Доска-то маленькая, но длиннее обычной линейки. Поэтому мне поможет сантиметровая лента./все этапы измерения проговариваю ещё раз с демонстрацией/
4.Рефлексия деятельности.
- Давайте попробуем измерить длину отрезка на ваших листочках. Какой ответ у вас получился? Число, которое получается при измерении длины – МЕРА ДЛИНЫ. Меры длин, измеренные одинаковой меркой можно сравнивать, складывать и вычитать.
- Давайте припомним, какие ещё новые понятия мы сегодня узнали?/сантиметр, линейка, фут, дюйм, локоть, пядь, косая сажень/
-Какие из них нам точно нужны?/см и линейка/
- Какую величину можем ими измерить?/длину/
- Что значит измерить любую величину?/сравнить с меркой/
Приложение к уроку.
Работу выполнил (а)_______________________________
Исследовательская карта
СТАРИННЫЕ МЕРЫ ДЛИНЫ
1.Название меры длины:_________________________
2.Как измеряли? (опиши и нарисуй способ измерения)_______________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
3.Изготовь мерку из подручного материала
(картон, дерево, верёвка и другие).
1 СЛАЙД.
Здравствуйте. Меня зовут Дроздова Настя.
Меня зовут Дымова Альбина.
Мы, первоклассники школы №15 п. Березайка, представляем исследовательскую работу «ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ».
2 СЛАЙД.
Цель нашей работы собрать материал о способах измерения длины и оформить папку наглядного материала к урокам математики.
3 СЛАЙД.
Наша учительница, Ершова Наталья Александровна, помогла нам выбрать тему исследования и определила направления поиска, выбрав пятерых исследователей из множества желающих.
Мы приступили к сбору сведений. Вместе с родителями искали информацию, изучали её и оформляли в «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КАРТЫ»
Кроме этого нужно было изготовить из подручного материала модель старинной мерки.
4 СЛАЙД.
Пришло время представлять классу свои работы.
На уроке математики по теме «ДЛИНА», у нас возникло затруднение: как отыскать в классе два одинаковых по длине предмета.
Предметы мы нашли, но доказать, что они равной длины не могли.
Действительно: на глаз - не доказательство, а приложить невозможно, ведь это были полка для книг и доска.
Вот тогда Н. А. и предложила измерить их с помощью старинных мерок.
5 СЛАЙД.
Сначала измерили в дюймах.
6 СЛАЙД.
Потом попробовали пядью.
7 СЛАЙД.
Воспользовались футом.
8 СЛАЙД.
Локтем.
9 СЛАЙД.
Узнали о косой сажени. Но она нам не пригодилась.
10 СЛАЙД.
Мы обратили внимание, что все эти мерки оказались неточными. Результат зависел от того кто измерял: взрослый или ученик.
Тогда Н. А. предложила нам воспользоваться сантиметром. Он надёжен и признается во всём мире.
11 СЛАЙД.
Мы согласились и стали изготавливать из бумаги в клетку измерительные приборы.
Оказалось - это не просто. Пришлось сравнивать разные измерительные приборы и понять их устройство.
12 СЛАЙД.
У нас всё получилось. Измерительные приборы помогли нам доказать, что выбранные нами предметы немного отличаются по длине. Но, имея измерительный прибор, мы быстро нашли предметы с равной длиной.
13 СЛАЙД.
Мы были очень довольны собой!
Спасибо за внимание!
Крутильный маятник своими руками
Карты планет и спутников Солнечной системы
Домик зимней ночью
Рисуем домики зимой
Шелковая горка