• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проблемы питания подростков: как сохранить здоровье?

Опубликовано Хоченкова Татьяна Евгеньевна вкл 18.05.2018 - 1:33
Хоченкова Татьяна Евгеньевна
Автор: 
Карпова Анна

В исследовательской работе представлено исследование физических основ питания человека, на основе анализа собственной программы питания.

Материал работы рассмотрен сквозь призму физических законов, лежащих в основе деятельности человека как биологической системы. Выполненное исследование лежит на стыке школьных курсов физики и биологии и выполнен как метапредметный проект, имеющий практическое применение. Исследование способствует формированию культуры здоровья школьников, пропаганде здорового образа жизни. В процессе выполнения получен экспериментальный материал, на основе которого проведен анализ факторов, влияющих на здоровье школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karpova_anna_problemy_pitaniya_podrostkov.docx144.92 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Лицей №4»

Проблемы питания подростков:

как сохранить здоровье?

Выполнила ученица 10б класса

Карпова Анна

Руководитель: Хоченкова Т.Е.,

учитель физики

2017-2018


Содержание

Введение                                                                                                                              3

Теоретическая часть                                                                                                         4

Актуальность                                                                                                                     5

Практическая часть                                                                                                          7

Используемая литература                                                                                              11

Приложение                                                                                                                       12

Введение

Почему я выбрала именно эту тему? Я считаю, здоровье держится на питании. Питание – это необходимая потребность любого человека. От того, как и чем мы питаемся, зависит состояние здоровья, работоспособность, настроение и многое другое.

Современный человек очень мало уделяет времени процессу питания, заменяя его перекусом на «ходу», т.е. питается высококалорийной и жирной пищей. Такая еда быстро приносит чувство насыщения, но очень вредна для здоровья. К неправильному питанию также относится очень плотный ужин перед сном и скудность рациона питания.

Сохранение, восстановление энергии - это главная задача для человека. Если мы будем рассматривать какой-либо процесс, то заметим, что часть энергии переходит на уровень ниже и тем самым «обесценивается». Когда происходит процесс обмена веществ, при распаде сложных питательных веществ, происходит освобождение энергии, которая значима для благоприятной жизнедеятельности организма. Источником тепла в организме служат химические процессы, протекающие в нем, когда мы употребляем пищу. В организме работа совершается благодаря изменению внутренней энергии.

Все больше людей сегодня занимается спортом, который неотделим от здорового, правильного питания. В тоже время около 19% школьников имеют расстройство пищевого поведения, страдают анорексией или булимией. Я - подросток, а подростковый период – важный этап развития организма, благодаря которому завершается формирование скелета, происходит гормональная перестройка организма и многое другое. Именно в это время фактор питания приобретает большое значение, поэтому исследование актуально.

Эта тема важна для меня, так как я хочу знать о тех потерях энергии, которые происходят в моем организме, и как их можно восполнить.

Область исследования: энергетическая ценность питания подростка.

Предмет исследования: энергетический баланс организма подростка.

Цель исследования: вычисление энергетического баланса организма подростка, разработка принципов рационального питания для школьников.

Гипотеза: составление своей программы питания необходимо для здорового образа жизни, хорошего самочувствия, сохранения жизненных сил.

Задачи:

•        познакомиться с методикой подсчета калорийности продуктов, энергетических поступлений и затрат организма человека;

•научиться рассчитывать калорийность своего суточного питания;

•        рассчитать суточные энергозатраты подростка;

•        рассчитать процент восполнения потерянной энергии через один из источников жизненной силы – пищу;

•сформулировать принципы рациональной системы питания.

Методы исследования: изучение научной литературы, беседа, наблюдение, эксперимент, метод математической обработки полученных данных.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы на уроках физики, биологии, во внеурочной деятельности, для составления программы питания школьников.

Теоретическая часть

Что такое энергия?

Энергия - это то, что может оказывать какое-либо воздействие на окружающую среду, а также мера этого воздействия. Энергия является двигателем материальных тел.

Энергия не возникает из ничего и никуда не исчезает, она только переходит из одного вида в другой. Вследствие существования закона сохранения энергии понятие «энергия» связывает все явления природы.

История возникновения термина «энергия»

Первым термин «энергия» применил Томас Янг в 1808 году. Ранее же употреблялся термин «жизненная сила», который еще в XVII веке ввел Лейбниц, определив его как .

При сгорании топлива выделяется энергия, которая образуется при соединении атомов в молекулу. Найти значение полученной энергии можно используя формулу: Q = qm [1], где q – удельная теплота сгорания топлива, а m – его масса.

В 1829 году Кориолис впервые применил термин «кинетическая энергия, а термин «потенциальная энергия» был установлен Уильямом Рэнкин в 1853 году. Вследствие опытов Джоуля, Майера, Гельмгольца были найдены ответы на вопросы о преобразовании механической энергии в тепловую. Эти исследования помогли сформулировать первый закон термодинамики. Теория Эйнштейна установила связь энергии с массой.

Теорема Нетер показала, что закон сохранения энергии выходит из принципа однородности времени, по которому физические процессы в одинаковых системах протекают одинаково, даже если они начинаются в разное время.

Как организм получает энергию?

Клетки организма получают энергию в результате распада аденозинтрифосфата (АТФ). Это универсальный источник энергии всех биохимических процессов в организме. Образуется АТФ благодаря расщеплению полезных веществ, поступающих к нам в организм с пищей. Этот процесс протекает, как под действием кислорода, так и без него. Без кислорода, как правило, расщепляется глюкоза. При этом организм получает энергию моментально, но ее не хватает на большое время, так как расщепление происходит не полное, а в мышцах из-за этого накапливаются продукты распада.

Организму нужна энергия, он извлекает ее из пищи и кислорода. Если человек ведет активный образ жизни, то ему нужно больше энергии. Поэтому очень важно уметь правильно составить свой рацион питания, так как энергетическая ценность разных продуктов отличается. Рассмотрим различные компоненты питания, виды питательных веществ, необходимых человеку для полноценной жизнедеятельности.

Углеводы – это важнейший источник энергии, поэтому не правы те, кто начинает отказываться от них в угоду снижения веса. Еда должна быть сбалансированной. А вот витамины и минералы энергии сами по себе не дают, будьте осторожны с вегетарианством. Хотя витамины крайне необходимы организму, так как они участвуют в процессах энергетического обмена.

Например, белки организм бережет и старается не использовать для выработки энергии, потому что это строительный материал для новых клеток, но при дефиците питательных веществ организм берет белки.

Жиры играют значительную роль при процессах окисления. И от них нельзя отказываться, потому что щитовидная железа определяет скорость работы организма

Надпочечники выделяют гормоны, которые воздействуют на обмен веществ. При гневе или страхе излишняя энергия начинает влиять на сердце или другие органы, вызывая сильное сердцебиение и неприятные ощущения.

Еще в детстве мама мне говорила: «Ешь больше, а то будешь слабенькой». Сейчас, когда я начала серьезно тренироваться, тренер всегда говорит: «Нужно есть за 2 часа до тренировки, иначе не хватит энергии на серьезные нагрузки»

Мне стало интересно, как еда влияет на уровень энергии в организме. Я узнала, что с пищей мы получаем энергию и строительный материал для нашего организма. Значит, наше здоровье зависит от нашего питания. Данная тема очень заинтересовала меня. И я решила исследовать энергетический баланс и составить программу питания для подростков.

Я поинтересовалась у своих одноклассников, что они знают о правильном питании и соблюдают ли они его. Для этого я составила анкету (Приложение 1, вопросы анкеты) и опросила учеников 10 классов МАОУ «Лицей №4».

Современные подростки любят и часто посещают заведения быстрого питания, а еда, которая там подается, вредит нашему здоровью.

Из данного опроса я сделала вывод, что эта тема актуальна так же для моих ровесников, потому что большинству из них нужно следить за своим питанием, чтобы в дальнейшем не навредить своему здоровью. Поэтому эта исследовательская работа является актуальной.


Практическая часть

Чтобы найти пути решения этой проблемы, я исследовала собственную программу питания, чтобы понять, насколько она сбалансирована. Для подсчета энергетической ценности питания за день на основе формулы [1] я составила программу подсчета калорийности питания c использованием Microsoft Excel. Таблицы энергетической ценности продуктов и энергетических затрат приведены в приложениях 2,3. В процессе перевода энергетической ценности питания из ккал в Дж мной применялся онлайн калькулятор перевода [8].

Рассмотрим пример расчета энергетической ценности питания за первый день.

На завтрак съедено 200г овсяной каши на молоке, получено 1624 кДж энергии. На обед съедено 167 г борща с говядиной, получено - 928кДж, кроме того калорийность 77 г жаренных куриных котлет (573кДж) вместе с 16 г жареного картофеля (138 кДж) составила 711 кДж. На ужин – перекус - 50г кураги, энергетическая ценность - 565 кДж.

Подсчитаем энергетические затраты организма в первый день. В целом, за день, потрачено час на одевание. Для подсчета энергетических затрат обратимся к таблице 2 в приложении 3. Следовательно, на данный процесс потрачено 305кДж. Время, затраченное на прием пищи, 3 часа - потрачено 915 кДж энергии. Постель, стол, комната убирались и разбирались около часа, затраты энергии - 828 кДж. 1 час я выполняла домашнее задание и потратила 658кДж.

В течение недели я подсчитывала полученную и затраченную за день энергию, чтобы исследовать энергетический баланс своего организма, проанализировать его и сформулировать принципы правильного рациона питания школьника.

Первый день

Прием пищи

Продукты

Полученная энергия, кДж

Вид физической активности

Затраченная энергия, кДж

Разность энергий, кДж

Завтрак

Овсяная каша на молоке

1624

Одевание

305

Обед

Борщ с говядиной

928

Прием пищи

915

Котлеты куриные жареные

573

Уборка постели

828

Картофель жаренный

138

Сидячая работа

658

Ужин

Курага

565

Итог

3828

2706

1122

Вывод: полученной энергии больше чем затраченной. В данном случае нужно ограничить прием пищи или увеличить физическую активность


Второй день

Прием пищи

Продукт

Полученная энергия, кДж

Виды физической активности

Затраченная энергия, кДж

Разность энергий, кДж

Завтрак

Рисовая каша на молоке

898

Одевание

305

Обед

Суп грибной с картошкой

502

Прием пищи

915

Отбивная свиная

1737

Уборка постели

828

Макароны отварные

789

Баскетбол

2084

Чай зеленый

0

Спокойная прогулка

1075

Булочка

182

Сидячая работа

658

Ужин

Бананы

1595

Салат из помидоров, огурцов и перца

71

Итог

5774

5865

-91

Вывод: полученная энергия примерно равна затраченной. Значит, организм находится в состоянии энергетического баланса.

Третий день

Прием пищи

Продукт

Полученная энергия, кДж

Виды физической активности

Затраченная энергия, кДж

Разность энергий, кДж

Завтрак

Омлет

898

Одевание

305

Обед

Суп гороховый

376

Прием пищи

915

Мясо по-французски

2035

Уборка постели

828

Салат из помидоров, огурцов и перца

71

Баскетбол

2084

Чай зеленый

0

Спокойная прогулка

1075

Булочка

182

Сидячая работа

658

Ужин

Шоколад молочный

462

Чай зеленый

0

Итог

4024

5865

-1841

Вывод: полученная энергия меньше чем затраченная. Человек испытывает дискомфорт, усталость. В таком случае нужно увеличить прием пищи или снизить нагрузки.

Четвертый день

Прием пищи

Продукт

Полученная энергия, кДж

Виды физической активности

Затраченная энергия, кДж

Разность энергий, кДж

Завтрак

Сырники из творожной массы

2401

Одевание

305

Обед

Куриный суп с лапшой

475

Прием пищи

915

Плов с говядиной

1529

Уборка постели

828

Салат из помидоров, огурцов и перца

71

Баскетбол

2084

Вишневый сок

342

Плавание

1426

Шоколад молочный

462

Сидячая работа

658

Ужин

Мандарин

770

Курага

226

Итог

6276

6216

60

Вывод: полученная энергия примерно равна затраченной. Значит, организм находится в состоянии баланса.

Пятый день

Прием пищи

Продукт

Полученная энергия, кДж

Виды физической активности

Затраченная энергия, кДж

Разность энергий, кДж

Завтрак

Творог полужирный

2400

Одевание

305

Бананы

364

Обед

Рассольник

425

Прием пищи

915

Мойва

1114

Уборка постели

828

Картофель вареный

586

Баскетбол

2084

Чай зеленый

0

Плавание

1426

Шоколад молочный

1778

Сидячая работа

658

Ужин

Чай зеленый

0

Игра на гитаре

334

Булочка

182

Итог

6849

6550

299

Вывод: полученная превышает затраченную энергию, но организм в этом случае будет находиться в балансе.


Шестой день

Прием пищи

Продукт

Полученная энергия, кДж

Виды физической активности

Затраченная энергия, кДж

Разность энергий, кДж

Завтрак

Творог полужирный

2400

Одевание

305

Овсяная каша

1353

Бананы

462

Обед

Суп грибной с картошкой

624

Прием пищи

915

Семга на пару

817

Уборка постели

828

Рис отварной

895

Бег(11км/ч)

2426

Чай зеленый

0

Плавание

1426

Яблоки сушенные

245

Гимнастические упражнении

1580

Ужин

Чай зеленый

0

Игра на гитаре

334

Мандарин

770

Булочка

182

Итог

7748

7814

-66

Вывод: полученная энергия примерно равна затраченной. Значит, организм находится в состоянии энергетического баланса.

Седьмой день

Прием пищи

Продукт

Полученная энергия, кДж

Виды физической активности

Затраченная энергия, кДж

Разность энергий, кДж

Завтрак

Рисовая каша

1497

Одевание

305

Курага

226

Обед

Суп гороховый

624

Прием пищи

915

Котлеты куриные жареные

1491

Уборка постели

828

Чай зеленый

0

Спокойная прогулка

1326

Ужин

Салат из помидоров, огурцов и перца

71

Игра на гитаре

334

Гимнастические упражнения

1580

Итог

3909

5288

-1379

Вывод: полученной энергии меньше чем затраченной. В данном случае нужно ограничить физическую нагрузку или увеличить количество потребляемой пищи.

Заключение

На основе данного исследования можно сделать вывод, что самочувствие, физическое состояние нашего организма напрямую зависит от энергетического баланса. Нужно ответственно подходить к выбору продуктов питания. Благодаря данному исследованию я составила программу питания для подростков, сформулировала принципы рационального питания:

  • количество энергии, поступающей с пищей, должно соответствовать энергозатратам организма в процессе жизнедеятельности;
  • пища должна удовлетворять потребности организма в количественном и качественном составе и соотношении питательных веществ, необходимых для полноценной жизни и здоровья человека;
  • режим питания должен быть организован так, чтобы организм получал порции энергии и питательных веществ для полноценной активной деятельности в течение дня, имел возможность и время отдохнуть и восстановиться.

Я рассказала о ней ребятам, чтобы уменьшить риск заболеваний и предупредить моих ровесников об опасности, которая им грозит, если они не задумаются о собственном питании.

Чтобы узнать помогла ли моя программа подросткам, я провела повторное анкетирование, задав им такие же вопросы, по показателям вторичного опроса я поняла, что многие ученики задумались и начали балансировать свое питание (Приложение, диаграммы).


Используемая литература

  1. К.Ю. Богданов, «Физик в гостях у биолога». – Москва, главная редакция физико-математической литературы, 1986г.
  2. Г.Р. Иваницкий, «Мир глазами биофизика», 1995г.
  3. Ц.Б. Кац, «Биофизика на уроках физики», Москва, «Просвещение»,1988г.
  4. А.С. Енохович Справочник по физике и технике: учебное пособие для учащихся – 3-е издание, переработанное и дополненное – М.: Просвещение, 1989.
  5. Таблица калорийности готовых блюд http://differed.ru/health/food/tablica-kaloriynosti-gotovyh-blyud
  6. Понятие энергии в физике http://vetrodvig.ru/ponyatie-energii-v-fizike-energeticheskie-sistemy/
  7. Чтобы жить, организму нужна энергия http://siellon.com/chtobyi-zhit-organizmu-nuzhna-energiya/
  8. Перевод единиц энергии из ккал в Дж https://www.unitjuggler.com/перевод-energy-из-kcal-в-kJ.html

Приложение.

Приложение 1. Вопросы анкеты для социологического опроса школьников о питании.

Опросный лист

1. Сколько раз в день вы принимаете пищу?

•        больше трех раз в день

•        три раза в день

•        не дольше двух раз в день

2.Какие продукты питания входят в ваш рацион?

•        в основном овощи, фрукты, мясо

•        питаюсь дома, в основном, нездоровой пищей

•        питаюсь продуктами фаст-фуда

3. Где Вы обычно питаетесь?

•        дома

•        в столовой

•        беру с собой еду из дома

•        в заведениях быстрого питания

4.Как часто вы переедаете?

•        никогда

•        иногда

•        часто

5.Вы злоупотребляете сладким?

•        нет

•        иногда

•        часто

6.Что мешает вам правильно питаться?

•        ничего не мешает, я питаюсь правильно

•        нехватка времени

•        лень приготовить правильную еду

•        желание поесть вредную пищу

7. Бывает ли, что Вы питаетесь в заведениях быстрого питания?

•        да, регулярно, практически каждый день

•        да, часто, как минимум раз в неделю

•        да, иногда, но не чаще раза в месяц

•        побывал в них только 1-2 раза

Приложение 2. Таблица 1. Расчет энергетических затрат человека при различных видах деятельности.

Виды физической активности

кДж/ч

Одевание

305

Прием пищи

305

Уборка постели

828

Игра на гитаре

334

Сидячая работа

658

Баскетбол

2084

Приложение 3. Таблица 2. Расчет энергетической ценности продуктов.

Продукты

калории, ккал

кДж

Овсяная каша на молоке

194

812

Рисовая каша на молоке

214

898

Омлет

181

758

Сырки из творожной массы

344

1440

Творог полужирный

156

653

Творожная запеканка

168

703

Борщ с говядиной

133

556

Суп грибной с картошкой

72

301

суп гороховый

54

226

Куриный суп с лапшой

68

285

рассольник

61

255

Котлеты куриные жареные

178

745

Отбивная свиная

249

1042

Мясо по-французски

243

1017

Плов с говядиной

219

917

Мойва

159

666

Семга на пару

195

816

Салат из помидор, огурцов и перца

22

92

Картофель жареный

199

833

Картофель вареный

84

351

Макароны отварные

113

473

рис отварной

116

485

Вишневый сок

49

205

чай зеленый

0

0

Курага

270

1130

Яблоки сушенные

275

1151

Шоколад молочный

552

2311

Бананы

87

364

мандарин

37

154

Булочка

218

912

Приложение 4. Диаграммы, отражающие результаты первичного и вторичного опросов.

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Вопрос 4.

Вопрос 5.

Вопрос 6.

Вопрос 7.


Поделиться:

5 зимних аудиосказок

Сказочные цветы за 15 минут

Разноцветное дерево

Знакомимся с плотностью жидкостей

Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики