Автор статьи выясняет причины низкой практической грамотности учащихся, делает попытку исследовать и классифицировать приемы запоминания трудных правил русского языка с учетом мотивации и основных каналов восприятия информации. Результатом работы на практическом уровне является разработка и создание пособия для учащихся 5 – 7 классов, которое поможет быстро усвоить и запомнить основные правила правописания.
Вложение | Размер |
---|---|
borisova_mariya.docx | 54.36 КБ |
ОПТИМАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ ТРУДНЫХ ПРАВИЛ РУССКОГО
Цель данной работы: установить, при каких условиях и с помощью каких приемов возможно быстро запомнить трудные правила русского языка.
Данная цель определила следующие задачи:
1. Определить уровень мотивации учащихся 7А класса.
2. Установить ведущие каналы восприятия окружающего мира учащихся.
3. Уточнить перечень правил русского языка, изучаемых в 5 – 7 классах.
4. Проанализировать, какие приемы запоминания правил могут быть наиболее продуктивными.
5. Систематизировать и классифицировать правила в соответствии с приемами запоминания.
6. Создать учебное пособие для учащихся 5 – 7 классов.
Объектом исследования стало выявление причин невысокой успеваемости учащихся 7А класса по русскому языку, а предметом – возможные пути её повышения.
Методы исследования: опрос, тестирование, анкетирование; анализ, сравнение и сопоставление полученных данных, их классификация и обобщение; отбор материала, систематизация схем, алгоритмов, таблиц, иллюстраций.
Актуальность данного исследования бесспорна, так как у большинства учащихся низкий уровень практической грамотности, одной из причин которого является незнание правил правописания.
Новизна данной работы заключается в том, что в ней исследуются и классифицируются приемы запоминания трудных правил русского языка с учетом мотивации и основных каналов восприятия информации.
Результатом исследования на теоретическом уровнеявляется углубление знаний о ведущих каналах восприятия информации и приемах, с помощью которых можно быстро запомнить трудные правила, а на практическом - разработка и создание пособия для учащихся 5 – 7 классов, которое поможет быстро усвоить и запомнить основные правила правописания.
Гипотеза: зная свой ведущий канал восприятия мира, можно использовать его для быстрого запоминания наиболее трудных правил и слов русского языка, тем самым повысить свою практическую грамотность, чтобы стать образованным и просвещенным человеком.
В ходе работы было проведено анкетирование учащимся с целью определения ведущих каналов получения информации. На вопрос, в какой форме семиклассники лучше всего запоминают правила, были даны следующие ответы:
в форме картинок - 6 человек (около 26% учащихся):
в форме таблиц, схем, алгоритмов - 11 человек (около 52% учащихся);
лучше запоминают правила в форме текста 4 человека (около 19% учащихся). На два взаимосвязанных вопроса об основных каналах восприятия информации большинство учащихся (17 человек, около 81% учащихся) ответили, что ничего не знают об этом. Лишь 4 человека (около 19% учащихся) знают, какой канал восприятия окружающего мира, а значит, и информации у них является ведущим. В связи с этим было проведено исследование ведущих каналов восприятия информации путем тестирования у учащихся 7А класса. Школьникам было предложено заполнить следующую таблицу:
Все люди разные и по-своему воспринимают окружающий мир. Определи свой ведущий канал восприятия мира. Для этого выполни предлагаемые задания.
Запиши во второй колонке по 3 прилагательных, ассоциирующихся у тебя с существительными в первой колонке.[1, 91].
Море | |
Костёр | |
Буря | |
Колокол |
В ходе обработки полученных ответов было установлено, что среди 21 ученика
визуалами являются 14 человек (около 67% учащихся); кинестетиками – 4 человека (около 19% учащихся); аудиалами – 3 человека (14% учащихся).
Безусловно, полученные данные очень важны как для учащихся, так и для учителей, потому что, опираясь на них, можно определить самые оптимальные приемы запоминания трудных правил правописания. Например, шуточные названия правил помогают быстро их запомнить («правило осла», «правило окна»). Чтобы возникли прочные ассоциативные связи между смешным названием и самим текстом, можно сопроводить его забавными картинками. Услышанное на уроке и увиденное на интерактивной доске надолго остается в памяти и у аудиалов, и у визуалов. Для кинестетика мало услышать или увидеть, ему необходимо «подержать» правило в руках, «пощупать» его, попробовать на зуб». Для этого следует намекнуть, какая мягкая и шелковистая шерсть у кота, если его погладить («правило окна»); как невозмутимо, спокойно и неподвижно может стоять осел («правило осла»). Чтобы запомнить исключения из правила о правописании Н-НН в суффиксах прилагательных, надо «пощупать» окно: рама у него деревянная, ручки – оловянные основная часть – стеклянная; а если посмотреть в окно, можно увидеть, как качаются ветки деревьев, - значит, день ветреный. Хорошо запоминается правило правописания суффиксов –ЕК и –ИК имен существительных, если его именовать «Правило замочка и ключика»: есть замочек и ключик - нет замочка и ключика.
Одним из распространенных приемов запоминания правил являются рифмовки. Рифмованные тексты широко используется при создании рекламы. Всем известно, что зарифмованные фразы рекламы, независимо от желания человека, врезаются в память и остаются там надолго. То же самое можно произвести с любым материалом. Поэтому, когда человек сталкивается с важной, но нелогичной, трудно запоминаемой информацией, можно ее зарифмовать. Смешное, необычное ударение рифмованных строчек позволяет правильно определять спряжение глаголов и не делать ошибок в правописании безударных личных окончаний глаголов. Всегда вызывают трудности формы родительного падежа множественного числа существительных. Рифмованные строчки упрощают усвоение материала:
Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян, у монголов и цыган,
У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
У киргизов и грузин, у бурят и осетин.
Рифмовки о правописании Ё – О после шипящих в корне слова тоже помогают школьникам с разными каналами восприятия информации усвоить правило. Дело в том, что многие учащиеся помнят правило о правописании О-Ё-Е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных, в суффиксах наречий, а вот данное правило упускают из вида. Рифмованные строчки шуточного стихотворения вобрали в себя практически все слова-исключения из этого правила:
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба,
Чокнуться, шотландец, шоры,
Чохом, шомпол и жонглёры,
Шорты, шовинизм и шок,
В существительном ОЖОГ.
И ещё совсем немного:
Жом, трещотка и изжога.
Игра воображения и фантазия разгружают информацию, делая новый материал «легкоусвояемым». Научное обоснование правописания заменяется житейским, «приземленным», более понятным, а значит и запоминается лучше. Традиционно запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и еще хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сами правила не имеют никакой эмоциональной окраски, то буквенно-звуковые ассоциации как нельзя лучше компенсирует этот «недостаток». Буквенно-звуковые ассоциации были известны давно. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью:
А(аз) Б(буки) В(веди) – я буквы знаю; Г(глагол) Д(добро) Е(есть) - письменность есть добро; Р(рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо.
Очень удачной является фраза, помогающая разграничить глаголы-омонимы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ: ОДЕВАЕМ НАДЕЖДУ – НАДЕВАМ ОДЕЖДУ ИЛИ НА СЕБЯ НАДЕНУ, ОЛЕЧКУ ОДЕНУ.
Буквенно-звуковая ассоциация позволит запомнить правописание слова ВИНЕГРЕТ, если объяснить правописание фразой ВИНО НЕ ГРЕЮТ, или замечанием о том, что раньше в ВИНЕГРЕТ добавляли ВИНО. Такие веселые «объяснялки» с картинками позволяют лучше запоминать трудные в написании слова. Например, запомнить правило правописания суффиксов –ЧИК и –ЩИК поможет ответ на вопрос «Когда пишется -чик?» - «Да ты же сам знаешь!». Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: Д, Т, Ж, С, З»:
Этой же цели служат лингвистические сказки-ассоциации. Всевозможные сказки, шуточные мини – рассказы, фантастические истории, которые сочиняют даже сами ученики, должны крепкими канатиками образов, ассоциаций крепиться к правилу, при этом сюжет, кульминация, развязка не так важны. В настоящее время очень известны сказки Феликса Кривина с элементами мнемотехники.
Давно известно, что легче запомнить правило, представленное в виде схемы,таблицы, алгоритма. Особенно эффективен этот способ запоминания для ребят с логическим типом мышления. Для школьников-аудиалов и визуалов данный способ представляет определенную трудность, но яркие, красочные схемы, выделение цветом, написание столбиком необходимых слов для запоминания повышают процент запоминания. Так, например, при изучении темы «Гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных» можно нарисовать сказочный домик, давая при этом следующий инструктаж: «Крыша дома – это суффикс. Основание, стены дома – графическое обозначение окончания. Соедини эти две фигуры – и домик готов».
Алгоритмы представляют собой пошаговые инструкции для применения того или иного правила русской орфографии. Алгоритм всегда должен быть перед глазами для успешного решения той или иной лингвистической задачи. Черно-белые схемы-алгоритмы можно предложить учащимся раскрасить, выделить самые важные элементы ярким цветом, использовать цветной фон и т.п.
Современные школьники хорошо знают такой жанр, как комиксы. Использование особенностей этого жанра вполне допустимо при создании интерактивных плакатов по русскому языку. Смешные рисунки и подписи к ним, забавные персонажи, краткость и выразительность привлекают внимание школьников, и в этой ситуации начинает действовать главный закон успешной учебы: хорошо запоминается то, что интересно.
Предложенные в работе приемы облегчают запоминание трудных правил и слов, так как отвечают следующим требованиям:
1. Краткость, лаконичность, отсутствие ненужных, второстепенных деталей.
2. Яркость, красочность, образность.
3. Доступность, простота, понятность.
4. Надежность в применении.
5. Максимальная эмоциональность, интерес, позитивный настрой.
Все изложенное в данном проекте требует дальнейшего изучения, продолжения работы над созданием авторских иллюстративных материалов, а также осознанного стремления учащихся использовать индивидуальные особенности для достижения поставленной цели.
Список используемых источников
1.Асмолов, А.Г., Жиганов, Б.А. и др. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / А.Г.Асмолов, Жиганов Б.А. и др.// М.:Учебная книга БИС, 2007 – 150 стр.
2. Ничкова, Т.А. Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил. – Социальная сеть работников образованияnsportal.ru(дата обращения 13.02.2017).
3. Целоусова, Е.В., Мнемотехника – один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету. – ИД «Первое сентября», «Открытый урок» (дата обращения 15.02.2017)
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Просто так
Как зима кончилась
Осенняя паутина