• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская деятельность "Мир сочных красок"

Опубликовано Иванова Ольга Андреевна, воспитатель высшей квалификационной категории вкл 31.05.2018 - 15:05
Иванова Ольга Андреевна, воспитатель высшей квалификационной категории
Автор: 
Цепляева Олеся, Агеенко Лера, Козловцева Полина

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_zhizni_cheloveka_kraski_vstrechayutsya_na_kazhdom_shagu.docx435.1 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа. Секция «Юные почемучки»

Мир сочных красок

D:\Иванова\КрАСКИ\1390126246_20.jpg

Авторы работы: Агеенко Валерия,

Цепляева Олеся,
Козловцева Полина.

МКДОУ «Новониколаевский детский сад №3»

Руководители:

 Юрина Александра Ивановна, воспитатель

Иванова Ольга Андреевна, воспитатель

МКДОУ «Новониколаевский детский сад №3»

Р.п. Новониколаевский 2018 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….. 3

Основная часть……………………………………………………………………...4

  1. Теоретическая часть……………………………………………………….4
  2. Практическая часть………………………………………………………..7

Заключение…………………………………………………………………………..9

Список источников информации…………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………………………11

Приложения………………………………………………………………………….12

Введение

В жизни человека краски встречаются на каждом шагу, будь то свой дом или дачный посёлок. Даже не задумываясь о том, мы видим результат «деятельности» краски везде: от живописных картин, написанных великими художниками, до крашеных фасадов домов и заборов. Все дети любят рисовать, и чаще всего рисуют гуашевыми и акварельными красками. Это очень увлекательно! Но бывают такие ситуации, что нужный нам цвет заканчивается, а пойти и купить в магазине не предоставляется возможности. Тогда мы задумались, а можно ли изготовить нужные нам цвета самостоятельно, и как это делали люди давным-давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали их?

Гипотеза: мы предположили, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях.

Проблема: Узнать, из чего можно изготовить нужный цвет.

Объект исследования: краски растительного происхождения


Предмет исследования: листья петрушки, луковая шелуха, свекла, морковь, ягоды вишни и смородины.

        

Цель исследования: Изучить краски, используемые в повседневной жизни (с древних времен и до наших дней), приготовить и применить некоторые из видов натуральных красителей.

Задачи:

1. Изучить литературу про историю возникновения красок и их использование

2. Приготовить самостоятельно некоторые из видов органических красок

3. Сделать пробные рисунки полученными красками
4. Применить полученные краски для окрашивания тканей и рисунка на бумаге.

5. Провести опыт с окрашиванием растений

Методы исследования: 
- Изучение литературы и интернет – ресурсов по теме;

- Проведение экспериментов с натуральными красителями;
- Сравнение;
- Собственные наблюдения.

Основная часть

  1. Теоретическая часть

Мы начинающие художники. Выбор материалов для наших живописных работ не очень богат, в основном это белая бумага, акварель и гуашь.
За обедом дома или в детском саду мы не раз замечали как окрашивались наши футболки. Это пятна от свеклы, чая, ягод и фруктов. И тут мы подумали, если окрашивается ткань, то может этими красками можно рисовать? А самое интересное, мы хотели узнать из чего, какой цвет получается.

Краски до нашей эры

Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Где же они их взяли?  Самой первой краской была глина. Глина бывает разная - желтая, красная, зеленоватая, белая. Немного позже была «открыта»  новая краска – охра, которая часто встречалась в природе в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Она была разного цвета:  желтая, коричневая, красноватая. Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик. Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета. Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Желтую краску  научились вырабатывать из коры барбариса,  ольхи, молочая и шелковицы. Коричневую  - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды. Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история.

Натуральные и синтетические краски

Paзбepeмcя, в чeм paзницa мeжду cинтeтичecкими иcкуccтвeнными и пpиpoдными пищeвыми кpacитeлями, oткудa oни бepутcя и кaким oбpaзoм иcпoльзуютcя, нacкoлькo oни пoлeзны или вpeдны. Природные красители считаются самыми безвредными и безопасными для человеческого организма. Но, к сожалению, такие добавки труднодоступны и не подлежат длительному хранению. Именно поэтому большинство производителей предпочитают добавлять в свою продукцию именно те вещества, которые имеют синтетическое происхождение. Итак, натуральные красители изготовляются из природных источников. Среди них можно отметить следующие: травы, фруктовая кожура, листья овощей, семена и корни растений, различные плоды, ягоды и прочее. Ho имeннo из-зa cвoeгo ecтecтвeннoгo пpиpoднoгo пpoиcxoждeния oни oблaдaют мeнee яpкими цвeтaми и мeнee уcтoйчивы к внeшним вoздeйcтвиям, чeм cинтeтичecкие аналоги. Кстати, нередко и живые существа выступают в качестве таких источников. К примеру, красные красители (карминовая кислота, скажем) получается из тел щитовок. Упомянутые насекомые питаются листьями кактуса. Их в производственных целях собирают в Испании, Африке и даже Центральной Америке. Для того чтобы извлечь красящий пигмент, тела все насекомых сначала высушивают, а затем измельчают. Как видите, добыча натуральных пищевых добавок – довольно трудоемкий и длительный процесс, который стоит много времени и сил, а также существенных финансовых затрат.

Итак, синтетические красители представляют собой добавки, которые не встречаются в природе. Другими словами, они были изготовлены в лаборатории или на фабрике. Следует особо отметить, что в целях безопасности данные вещества в обязательном порядке проходят тщательную проверку и испытываются на возможность употребления в пищу. Считается, что чем ярче и привлекательнее детская пластмассовая игрушка, тем больше вредных для здоровья детей  веществ и красителей в ней содержится.

Виды красок для рисование: детские и профессиональные

Картина – это отображение внутреннего мира художника. Рисуя очередной шедевр, автор передает на холсте настроение, мысли и идеи. При этом использует различные стили и техники живописи, широкую палитру красок. Для создания картины, безусловно, требуется талант, но также необходимо уметь рисовать, правильно сочетать цвета. Всему этому можно учиться с юного возраста. Художественные материалы бывают разных видов, составов и предназначений.
Детские.
В первую очередь к детским краскам следует отнести:
- акварель. Этот тип предназначен для рисования на бумаге. Акварельные краски - экологически чистые и обладают широким спектром цветовой гаммы.
- пальчиковые. Можно использовать с раннего возраста, когда малыш еще не умеет держать кисть, да и качество рисунка его пока не волнует. Главное – яркие впечатления.
-
гуашь. Этот тип схож с акварелью. Гуашью можно исправить непредвиденные дефекты рисунка, создать объемные образы. Сложность использования может состоять в том, что будет трудно добиться ровного тона цвета.
Профессиональные
В качестве профессиональных художественных материалов (используется еще несколько разновидностей:
- акриловые. Имеют яркие цвета, не тускнеют, отличаются водостойкостью, не выгорают на солнце, а после высыхания не меняют цвет и не образуют трещин.
- масляные. Имеет густую консистенцию, выпускается в тюбиках. Этот вид краски для художников с опытом, требует определенных навыков и времени.
- темперные. Эти краски долговечны и после высыхания не смываются водой, но со временем могут начать терять цвет.
- сангина и сепия. Использование этого типа краски напоминает рисование мелом, так как выпускается небольшими мелками.
- пастель. Придает картине некой сказочности. Выпускается в виде мелков. Удобна в использовании.

А знаете ли вы что….?


№1. Художник Леонардо да Винчи улучшили способ получения масляной краской, готовя его на пчелином воске.

№2. Вероятно, самая старая краска для малярных работ была сделано на основе молока, смешанного с известью.

№3. Разные цвета могут помочь в лечении. Например, красный цвет может помочь излечить депрессию и вновь обрести бодрость, а зеленый снять стресс.

№4. Фиолетовый цвет часто называют королевским, потому что в свое время только богатые люди могли позволить себе столь дорогой пигмент. Во времена Римской империи, требовалось 4 миллиона измельченных раковин моллюсков, чтобы создать 450 грамм фиолетового пигмента.

№5. До 40-х годов прошлого века мальчиков в Европе одевали в розовое, а девочек — в голубое. В 1918 году журнал для родителей писал, что розовый, как более решительный, лучше подходит мальчикам, а деликатный и нежный голубой – девочкам.

  1. Практическая часть

  1. Приготовление коричневой краски из луковой шелухи. (Фото см. Приложение 1)

Для работы нам понадобилось: Кастрюля емкостью 1-1,5 литра, луковая шелуха, вода 1 литр, 1 ст. ложка соли.
Начистить в кастрюльку луковой шелухи, залить 0.5 – 1 л. Воды, поставить на газ, довести до кипения и кипятить 5 минут. В этом же отваре можно покрасить яичко к Пасхе или процедив использовать для рисования и окрашивания тканей.

  1. Приготовление бордовой краски из вареной свеклы (Фото см. Приложение 2)

Для работы нам понадобилось: Свекла вареная, терка, марля, кружка.
Свеклу сварить, затем остудить, почистить и натереть на терке. Полученную массу переложить в марлю, и небольшими усилиями отжать сок в бокал или тарелку. Сок может подойти для рисования, окрашивания тканей и даже добавления в продукты питания для придания красивого цвета (тесто, мороженое и т.д.)

  1. Приготовление оранжевого цвета из моркови (Фото см. Приложение 3)

Для работы нам понадобилось: Морковь сырая, терка, марля, глубокая емкость.
Морковь почистить, натереть на терке. Полученную массу переложить в марлю, и отжать сок в емкость. Получается красивый оранжевый краситель, подходящий для пищевой промышленности и экспериментов с рисованием.

ЭКСПЕРИМЕНТ №1 «Рисование натуральными красками»
Цель: Узнать, пригодны ли соки, полученные из натуральных ингредиентов для рисования на бумаге.
Для данного эксперимента нам понадобились соки из различных овощей, фруктов и трав, белая бумага, кисти, ватные палочки. Так же мы изготовили штампики из свеклы.
DSC00854.JPGDSC00857.JPGDSC00858.JPGDSC00861.JPGDSC00864.JPGDSC00865.JPG

Вывод: Полученными из натуральных продуктов красителями можно рисовать, но из-за того, что они очень жидкие, рисунок растекается и при высыхании рисунок бледнеет.

ЭКСПЕРИМЕНТ №2. «Окрашивание тканей»
Цель: Узнать, как полученные нами соки окрасят ткань.
Для этого мы взяли сок моркови, сок свеклы, и отвар луковой шелухи. Сшитые для кукол белые платья опустили в наши натуральные красители, выждали три часа, вынули и высушили. Ткань окрасилась в цвета соков.
Вывод: Соками и отварами из разных натуральных продуктов можно окрашивать ткань без вреда для себя и самой ткани.
DSC00867.JPG DSC00868.JPGDSC00869.JPGC:\Users\Пользователь\Desktop\DSC00881.JPG

ЭКСПЕРИМЕНТ №3 «Окрашивание растений (пекинская капуста)»
Цель: Выяснить, могут ли сами натуральные растения принимать другую окраску с помощью пищевого красителя и воды.
В данном эксперименте мы в прозрачном стакане с водой размешали пищевой краситель (синий, зеленый и красный), опустили в них листы капусты и наблюдали за изменением их цвета.
Вывод: Растениям необходима вода и втягивая в себя жидкость, принимают окраску воды.

DSC00876.JPGDSC00877.JPGDSC00878.JPG

Заключение

В ходе нашего исследования мы выяснили, краски везде вокруг нас! Нужно просто приглядеться повнимательнее. Среди многообразия растений есть красящие, из которых можно сделать краски, но это достаточно хлопотно и иногда можно получить не тот цвет, который хотелось бы. А, следовательно, синтетические краски просто необходимы. А особенно необходимы для того, чтобы жила природа, которая создает красоту вокруг нас, чтобы люди не губили растения, хотя и натуральные краски совершенно безопасны для здоровья, в отличие от синтетических. В ходе исследования мы изучили литературу и интернет - ресурсы  про историю возникновения красок и их использование. Нам удалось приготовить самостоятельно некоторые из видов органических красок, сделать ими пробные рисунки и даже применить полученные краски для окрашивания тканей. А в процессе одного из экспериментов мы узнали, что и растения так же можно окрасить, применяя пищевые красители.

Мы довольны своими наблюдениями и проведенными экспериментами, потому что мы поняли, что в природе много тайн, которые могут познать только любознательные! А еще она нас многому учит, главное, чтобы было желание учиться!

Список источников информации

  1. 1. http://www.maam.ru/detskijsad/
  2. 2. https://globallab.org/ru/project/cover/930535f1-8e66-4d6c-89c3-bbcd210543a8.ru.html
  3. 3. http://vkusologia.ru/dobavki/krasiteli/
  4. 4. http://dobrieskazki.ru/kraski.htm

Список используемой литературы

  1. 1. Кабанова Л. «Краски радуги», Издательство: Стрекоза,  Год издания: 2016
  2. 2. «Книга сказок В. Сутеева», Издательство: АСТ , Год издания: 2017,  Кол-во страниц: 282
  3. 3. Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? – Минск: «БЭСТ», 2008. – 257 с.
  4. 4. Стихотворение А. Шлыгина «Разноцветный шар земной»
  5. 5. Тайны живой природы. Перевод с англ. – Москва: "Росмэн", 1997. – 117 с.

Приложения

Приложение №1

1.Чистим лук                               2. Заливаем водой             3. Ставим варить

DSC_0032.JPGDSC_0036.JPGDSC_0054.JPG

  1. 4. Опускаем яичко              5. Яйцо окрасилось                 6. Приятного аппетита!
                                                   в коричневый цвет                                                                                                                

DSC_0055.JPGDSC_0057.JPGDSC_0059.JPG 

Приложение №2

Приготовим свеклу                                        Натираем на терке

DSCN0175.JPG DSCN0178.JPG

Перекладываем в марлю                               Отжимаем массу в емкость

DSCN0179.JPG DSCN0182.JPG

                                      Получили красивый бардовый сок

                              DSCN0185.JPG

Приложение №3

  1. Трем чищеную морковь на терке

IMG_3075.JPG

  1. Перекладываем полученную массу в марлю

IMG_3082.JPG

  1. Выжимаем и получаем красивый оранжевый сок.

IMG_3085.JPG

Приложение №4

Приготовление к модному показу                                                                                         Рассматривание
                                                                                                                                                     профессиональных масляных
                                                                                                                                                     и акриловых красок

DSC_0042.JPGDSC_0044.JPGDSC_0049.JPG20180126_160908.jpg

Делаем штампики из свеклы                                                  Свекла как косметика. Румяна.

DSC00848.JPGDSC00852.JPG

Изготовление натуральных красителей из ягод, овощей и зелени

DSC00839.JPGDSC00846.JPGDSC00847.JPG

Рисование на снегу        Чтение сказок о красках                            Цвета и оттенки
D:\Иванова\Работа\20170125_102116.jpg DSC00871.JPGDSC00870.JPGПриложение №5


ПОЛЬЗА ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ЦВЕТА

Красный цвет: сосуды (помидоры, арбузы, грейпфруты, гранаты, малина, клубника, паприка, свёкла, вишня, черешня)  

Оранжевый и жёлтый цвета: зрение (морковь, абрикосы, персики, дыни, лимоны, бананы, апельсины, мандарины, ананасы)  

Синий и фиолетовый цвета: клетки мозга (виноград, красная капуста, баклажаны, сливы, ежевика, смородина, базилик)

Белый и коричневый цвета: сердце (чеснок, репчатый лук, корни сельдерея и петрушки, а также цветная и белая капуста)

Зелёный цвет: память (листья салата, огурцы, шпинат, некоторые сорта яблок, брокколи, укроп и петрушка, а также киви и цуккини)

25521602.jpg

!!! Так что не забывайте, что залог хорошего самочувствия кроется помимо прочего также и в сочетании плодов всех цветов на нашем столе !!! 


Поделиться:

Позвольте, я вам помогу

«Течет река Волга»

Пейзаж

Весёлая кукушка

Лепесток и цветок