«Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы»
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zaytseva_dimy.docx | 45.58 КБ |
osanka.pptx | 1.06 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА Л.В. КОЗЛОВА Г. ПЕТРОВСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
«Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы»
Автор: Зайцев Дмитрий
учащийся 9 класса
Руководитель: Новичкова Е.А.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….3-4
ГЛАВА 1 Теоретическая часть……………………………….4
1.1. Что такое осанка……………………………………………4
1.2. Какая бывает осанка……………………………………….5
ГЛАВА 2 Практическая часть…………………………………6
2.1. Факторы, влияющие на осанку учащихся……………….6-9
2.2. Профилактика нарушений осанки……………………….9-11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..11
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………12
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………….13-17
ВВЕДЕНИЕ
Дети - это наше будущее. Мы хотим видеть их здоровыми, красивыми, умными. Эти качества определяются, главным образом, правильной организацией двигательного режима ребенка, начиная с самого раннего возраста. Характерной особенностью детского организма является его бурный неравномерный рост и значительные изменения в строении и деятельности организма в разные периоды развития. Неправильно организованный или недостаточно активный двигательный режим жизни приводит к выраженным функциональным нарушениям различных систем организма. При этом снижается общая сопротивляемость детей к простуде, ухудшается работоспособность и восстановление возможностей организма после нагрузок различного характера, возникают нарушения в функционировании сердечно-сосудистой и нервной систем, что может привести к трудностям в развитии и самореализации. А это немаловажно, так как школьная программа становится все сложнее и требует больших физических и интеллектуальных затрат. Так же следствием недостатка двигательной активности являются нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Актуальность работы
Приятно смотреть на стройного, подтянутого человека с правильной осанкой: легкая походка, расправленные плечи, высоко поднятая голова. И совсем другое впечатление производят люди с нарушенной осанкой - сутулые, с выступающими назад лопатками и выпяченным животом.
Современные люди очень много времени проводят сидя, за книжкой, тетрадкой, компьютером. За счет длительного пребывания позвоночника в зажатом неестественном состоянии возникает нарушение осанки. Актуален вопрос, что нужно делать, чтобы не портить свою осанку?
Цель исследования:
Изучить осанку для определения ее значения для здоровья человека и выявить причины неправильной осанки.
Задачи исследования:
1. выяснить, что такое осанка;
2. узнать о правильной и неправильной осанке и ее значении для здоровья учащихся;
3. изучить литературу по этой проблеме;
4.изучить факторы, которые влияют на её нарушение 5.выяснить как правильно сохранить осанку
Методы исследования:
1. наблюдение;
2. изучение литературы об осанке;
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Что такое осанка?
Свое исследование мы начали с изучения термина «осанка» в различных словарях. В медицинском словаре написано, что «осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе» Из толкового словаря С.И. Ожегова мы узнали, что «корень слова осанка – «сан». Родственные слова – сан, сановник, приосаниться. Под «осанкою» разумеют стройность, величавость, приличие и красоту.В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля сказано: «Сан – высокий чин или звание, знатная должность, жалованное достоинство, почет. По сану и честь. Каков сан, таков и почет. Старинное – стан, осанка, рост. У вельможи все сановничьи приемы. Сановитый, осанистый, взрачный, видный, рослый и статный». В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил русскую народную пословицу: «Без осанки конь – корова».В словаре Д.Н. Ушакова, «осанка – внешность, манера держать свою фигуру. Грозен осанкой и пышен нарядом». Таких красивых высказываний много в художественных произведениях русских писателей.А в современном толковом словаре Т.Ф. Ефремовой, «осанка – манера держаться». Так обычно говорят о стройности и представительности.
Осанку рассматривают в самых разных аспектах:
1.2. Какая бывает осанка?
Она может быть правильной и неправильной. Правильная осанка формируется с первых дней жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Костная система маленького человека отличается от взрослой: кости ребенка более гибкие, мягкие, но менее прочные и легко поддаются искривлению. Формирование скелета и костей завершается к 23-25 годам, а это значит, что школьные годы – это один из важнейших периодов, когда закладывается основа здоровья человека на всю жизнь.
Как выглядит человек с правильной осанкой? При правильной осанке голова находиться прямо, плечи развернуты, живот подтянут. Правая и левая стороны тела расположены симметрично: на одном уровне находятся плечи и нижние углы лопаток, одинаковы треугольники талии – пространство между внутренней поверхностью опущенной вниз руки и туловища.
У человека с неправильной осанкой голова излишне запрокинута назад, или опущена вперед, плечи сведены вперед, спина сутулая, грудная клетка запавшая, живот выпячен. Правая и левая стороны тела несимметричны: на разных уровнях плечи и нижние углы лопаток; неодинаковы треугольники талии.
А к чему приводит нарушение осанки. При ее нарушениях движения человека становятся неловкими, внутренние органы смещаются, возникают боли в суставах, мышцах, стопах, пояснице. Нарушения осанки могут привести к очень серьезным заболеваниям и потере работоспособности.
Скелет человека и осанка взаимосвязаны. Если нарушается правильное развитие костей, нарушается и осанка. Скелет служит опорой тела.
Нарушение осанки – понятие, означающее различные искривления позвоночника:
Нарушение в позвоночнике это заболевание, которое может привести к затруднению работы сердца, уменьшению жизненного объема легких, ухудшению деятельности органов кровообращения, пищеварения, мочевыделения. Это приводит к быстрому утомлению, головокружениям и частым головным болям, снижается работоспособность, учиться и работать становится труднее.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что осанкой называют, как умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в положении сидя, лежа и во время ходьбы, так и саму эту правильную позу. Правильная осанка зависит от нормального развития позвоночника.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Факторы, влияющие на осанку учащихся
Школьные годы — это счастливая пора, полная каждодневных открытий и идеальное время для того, чтобы ребенок испортил осанку. Возможностей заработать искривление позвоночника масса: начиная с тяжёлого рюкзака, неудобной школьной парты и неправильной осанки. От того, насколько правильным останется положение позвоночника, зависит не только будущая красота, но и здоровье человека. Как пережить девять школьных лет и сохранить хорошую осанку?
Фактор 1. Питание
Итак, основным фактором заболеваний позвоночника является его ослабление. Но при своевременно начатом лечении искривление позвоночника у ребенка может полностью исчезнуть. Оно обязательно должно включать корректировку питания.
Пища должна быть богата витаминами, особенно витаминами Д и С. Витамин Д организм получает с помощью солнечных ванн и даже пребывания на свежем воздухе при пасмурной погоде. Однако в зимний период или при редком пребывании на улице - например, когда мы вместо того чтобы гулять, проводит сутки за компьютером, необходимо также включить в пищу богатые витамином Д продукты - печень трески, семгу, скумбрию, зерновые проростки пшеницы, куриные яйца и молоко. Чтобы обеспечить достаточное потребление витамина С, нужно есть цитрусовые, петрушку, черную смородину, шпинат и зеленый горошек.
Фактор 2. Неправильно подобранные и тяжёлые школьные сумки
Нам часто говорят «Какой у тебя портфель тяжелый! В нем что, кирпичи?» На самом деле стоит призадуматься: «Сколько же весит средний портфель ученика?» и «Сколько он должен весить, чтобы не вредить здоровью школьников?» Что думать, надо действовать.
Сегодня по статистике, если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таких практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших школьных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не пройдёт бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в 4 кг равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце. В ближайшем будущем это привёдет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье наших девочек — будущих мам. Вот почему так важно соблюдать установленные СанПиНом требования.
По мнению врачей-ортопедов, максимальный вес школьного ранца для учеников 1-3-х классов не должен превышать 1,2 кг. А по российским санитарным нормам - общий вес учебников и тетрадей на один учебный день вместе с комплектом школьных принадлежностей и портфелем для школьников первых-вторых классов не должен превышать 2,5 кг, для учеников с третьего по шестой класс — весить около 3 кг (нормы 2003 г.). При этом вес ноши первоклассника (без веса ранца) не должен превышать 2 килограммов. С 1 октября 2010 г. вступили в силу новые санитарные нормы в отношении веса школьных ранцев. По новым правилам для младших классов портфель должен весить не больше одного килограмма! Оказывается ранец и рюкзак – это не одно и то же!
Несмотря на то, что рюкзаками, как правило, называется все, что носится за спиной, существуют и рюкзачные подвиды. Например, ранец – это рюкзак с жесткой спинкой, крепким днищем и с широкими лямками. Ранец для потребностей школьника подходит лучше всего, поскольку жесткая ортопедическая спинка позволяет оптимально распределять нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления
А вот рюкзаки, которые не держат форму, подходят разве что для ношения сменной обуви, нескольких тетрадей или еще чего-то не слишком тяжелого.
Однако понятия «рюкзак» и «ранец» все чаще смешиваются. Да и очень часто стали изготовлять рюкзаки с жесткой спинкой. Поэтому эти слова часто путают.
Мы поняли, что выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце.
Очень часто причиной формирования плохой осанки является систематическое неправильное ношение школьного портфеля (например, на одной лямке вместо двух).
Фактор 3. Неправильная поза
Также негативно сказывается избыточное сидение перед телевизором, компьютером, видеоиграми. Многие дети сутулятся во время ходьбы и еды.
Стоя необходимо держать голову прямо и высоко. Не выставлять вперед подбородок и не задирать нос.
При ходьбе стопа ставится прямо, сначала земли касается пятка. Идти надо пружинистым средним шагом, который соответствует росту.
В положении сидя надо плотно опираться спиной о спинку стула; сидеть прямо, не сгибая туловища и не наклоняя голову вперед.
Спать надо на плотной и упругой поверхности. Подушка должна быть небольшой и невысокой.
Размер каблучка у младшего школьника должен быть не более одного сантиметра, у старшеклассников – 4-5 сантиметров.
Необходимо правильно сидеть за партой: ноги согнуты под углом в 90 градусов и твердо стоят на полу, спина выпрямлена и поддерживается чуть выше поясницы спинкой стула, руки согнуты в локтях и лежат на парте. Расстояние от глаз до столешницы – не менее 40 сантиметров.
Если ребенок высокого роста, необходимо следить, чтобы он не сутулился при ходьбе и в компании ребят меньшего роста, так же часто дети начинают горбиться при переживании стрессовых моментов. У ребенка должна быть спокойная, комфортная обстановка дома.
Очень важно правильное освещение. При недостатке света за рабочим столом ребенок начнет горбиться, «писать носом».
Фактор 4. Отсутствие или недостаток физических нагрузок
Узнав, сколько ребят нашего класса занимаются спортом я сопоставил эти данные с результатами мед. осмотра и выяснил, что у ребят, «занимающихся спортом» нарушений осанки нет. Но таких, к сожалению, не много. Необходимо как-то убедить одноклассников, что занятия спортом нам полезны и нужны.
Фактор 5. Режим труда и отдыха
В школе режим труда и отдыха соблюдается. Кроме того, у нас есть ещё динамическая пауза (45 минут) после третьего урока. Но дома почти половина класса долго сидят за компьютером или у телевизора, да ещё и в неправильной позе, редко гуляют на свежем воздухе (по данным анкеты).
И этот фактор остаётся в списке.
С чего начинается правильная осанка у школьника? Да и не только у школьника. Исследуя этот вопрос, я пришел к выводу. Правильная осанка начинается с того, что вы делаете дома.
По приходу с уроков школьнику просто необходимо полежать минут 30-40 и просто отдохнуть. Еще лучше в это время поспать, это позволит мышцам отдохнуть и выпрямиться позвоночнику. Часок вздремнуть не помешает не только школьникам, но и многим взрослым. У многих людей после обеда наступает спад активности, продолжать работать в это время будет мукой, а вот переждать его, поспав, немного будет в самый раз. Очень вредно слишком долго засиживался за столом. Уже достаточно того, что в школе полдня проводим за партой. Необходимо делать перерывы, чтобы подвигаться. Хотя бы 10 минут раз в час будет уже неплохо для подрастающего организма.
2.2. Профилактика нарушений осанки
Советы для сохранения правильной осанки
Есть три компонента, которые помогают держать позвоночник в нормальном состоянии - это гимнастика, плавание и массаж.
Во всех трех случаях главное - ежедневные занятия!
На ранних стадиях с искривлением можно справиться такими методами лечения, как:
Главное, чтобы лечение спины и позвоночника было направлено на причину, вызвавшую искривление!
Все это можно выразить несколькими словами: «Выпрямись!», «Выполняй физические упражнения!», «Плавай!», «Сам следи за своей осанкой!», «Хорошо и с пользой отдыхай!»Условия внешней среды, а также состояние мускулатуры могут изменить правильную осанку человека. Неправильное положение тела при различных позах принимает характер нового динамического cтереотипа, и, таким образом, неправильная осанка закрепляется. Костная ткань, в частности позвоночник, не только главный опорный механизм, но и резерв кальциевых солей, из которого организм получает нужные ему количества известковых солей. Поэтому важно обеспечить нормальное и правильное развитие скелета, и особенно позвоночника — сложной динамической системы, к тому же позвоночник выполняет защитную функцию для спинного мозга.
Не следует долго носить детей на руках (особенно все время на одной и той же руке), рано усаживать ребенка, преждевременно обучать его ходьбе. Не рекомендуется укладывать спать на мягком матраце, возить ребенка в мягких (типа шезлонга) колясках. Постель ребенка не должна быть чрезмерно мягкой, а подушка высокой. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20 — 25 см, чтобы можно было спать с вытянутыми ногами. Для детей с нарушениями осанки жесткий матрац (волосяной, травяной или ватный) кладется на щит из досок или фанеры. Особенно портит осанку неправильная поза при игре или за столом. Надо сидеть так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног . Высота стола на 2 — 3 см выше локтя опущенной руки ребенка. Если ноги не достают до пола, подставить под них скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под углом 90'. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, расстояние между грудью и столом 1,5 — 2 см (ребром проходит ладонь), голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола 30 см. Предплечья должны симметрично лежать на столе, книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь класть под углом 30" (угол, открытый вправо,образуется краем стола и нижним краем тетради) .
Ухудшают осанку привычки читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести. Нарушает ее и езда на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой) и езда на велосипеде в согнутом положении
Профилактические меры:
- проведение физ.минуток на уроке, подвижных игр на перемене;
- занятия в спортивных кружках и секциях;
- правильный подбор мебели в школе и дома;
- правильное прямое сидение за партой в школе и за столом дома;
- ношение тяжестей в обеих руках попеременно;
- постоянное выполнение комплекса утренней гимнастики;
- закаливание организма;
- выполнение профилактических упражнений.
Вывод: Таким образом. Проведя исследование, изучив научную литературу можно сделать вывод. Контроль рабочей позы, контроль осанки, профилактика двигательных ошибок, регулярное выполнение корригирующих упражнений – это основа воспитания правильной осанки, как важного параметра физического здоровья.
Как я уже сказал выше, что основа любой осанки — это упражнения. Именно упражнения делают осанку правильной. Простая утренняя разминка станет весомым вкладом в правильную осанку школьника.
Заключение.
Работая над проектом, мы выяснили, что такое осанка. Мы рассмотрели правильную осанку и ее значение для здоровья и хорошей учебы.Можно сделать вывод, что если учащиеся и взрослые будут, невнимательно относится к своей осанке, то в будущем они часто будут болеть различными заболеваниями. А чтобы иметь красивую правильную осанку нужно научиться правильно не только стоять, но и сидеть, ходить, лежать. Что это значит? Это значит постоянно следить за собой, пока правильная осанка не станет «второй натурой». Другими словами, спина, не зависимо от того, чем занимаешься, всегда должна быть прямой. Научившись это делать «автоматически», можно избавиться от многих проблем, связанных с позвоночником. Не стоит забывать и о том, что хорошее настроение и правильное питание и постоянно выполняя комплекс упражнений тоже важны. В начале своей работы мы предполагали, что правильная осанка – это не только красота, но и наше здоровье. И если мы будем укреплять и сохранять своё здоровье, то будем иметь правильную осанку. Наша гипотеза подтвердилась.
Мы будем рады, если кто - то задумался над нашей проблемой и сделал самый главный вывод: что беречь позвоночник нужно смолоду, потому что «ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА – ЭТО НАШЕ ЗДОРОВЬЕ».
Список литературы.
1. Толковый словарь Даля. В.И. Даль 1863-1866.
2. Толковый словарь Ушакова Д.Н. 1935-1940.
3. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов 1949-1992.
4.Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия М. 1991.
5.Коростелёв Б.Н., Воспитание здорового школьника, пособие для учителя. Москва: «Просвещение», 1983г
6.Правда, о школьных портфелях. (Сайт «Здоровье»)
7.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2. 1178-02.
Интернет ресурсы
Приложение 1.
Примерный комплекс домашних упражнений.
1 упражнение . И.п.: руки на затылке, локти отведены назад, левая нога отставлена назад на носок.
Выполнение. Выпрямить руки вверх, отводя их до предела назад (вдох). Вернуть руки в и.п. (выдох). Повторить 6-16 раз. Повторить упражнение, отставив назад правую ногу.
2 упражнение. И.п.: середину резинового шнура или бинта закрепить за ножку или у стены возле пола. Концы затянутого шнура взять в руки. Ноги на ширине плеч. Туловище наклонено вперед.
Выполнение. Растягивая шнур, выпрямиться, одновременно поднимая руки вверх, и отклонить верхнюю часть тела до предела назад, т.е. прогнуться (вдох). Вернуться в и.п. (выдох). Повторить 8-20 раз.
3 упражнение. И.п.: выпад правой ногой вперед, руки – вперед. В руках – концы слегка растянутого резинового шнура (бинта), закрепленного у стены, двери и т.п.
Выполнение. Согнуть руки, растягивая шнур (вдох), руки разогнуть в и.п. (выдох). Повторить 10-30 раз. После короткого отдыха повторить еще 10-30 раз, стоя в выпаде левой ногой вперед.
4 упражнение. И.п.: лечь на пол грудью вниз и упереться руками в пол под плечевыми суставами.
Выполнение. Выпрямить руки («отжаться» от пола), приподнимая над полом только туловище (вдох). Вернуться в и.п. (выдох). Повторить 6-20 раз.
5 упражнение. И.п.: лечь на спину, руки вдоль тела, ладони вниз.
Выполнение. Ноги согнуть в коленях и подтянуть к груди. Затем выпрямить ноги до вертикального положения. Согнуть их и вернуть в и.п. Дыхание свободное, без задержки. Повторить 6-10 раз.
6 упражнение. И.п.: стойка ноги врозь, руки вверх, пальцы сцепить.
Выполнение. Сделать 8-16 круговых движений туловищем в одном направлении и столько же в обратном. Дыхание свободное, без задержки.
7 упражнение. И.п.: встать правой ногой на стул, руки и левая нога свободно балансируют.
Выполнение. Сделать на правой ноге 6-10 приседаний, то же повторить на левой ноге. Дыхание свободное, без задержки.
Облегчение. Во время приседания на правой ноге левой ногой становиться на пол и наоборот.
8 упражнение. И.п.: руки на поясе.
Выполнение. Сделать 20-30 подскоков на носках; ноги то вместе, то врозь. Когда ноги врозь, поднимать руки в стороны, ноги вместе – руки на пояс. Дыхание свободное, ритмичное.
Приложение 2.
Комплекс упражнений "Полет к звезде"
1 группа – фиксирование позвоночника в правильном положении
1 упражнение – «Тренировка к полету»
И.п. Встать друг к другу спиной, соприкоснуться лопатками и пятками. Раз – два, руки в стороны, вверх. Три – четыре, руки в стороны и вниз. (3-4 раза).
2 упражнение – «Вверх, к звездам»
Раз – два, встать на носочки, руки вытянуть вверх. Три – четыре, и.п.(3-4 раза)
3 упражнение – «Работа двигателя»
И.п. Встать друг к другу спиной, вытянуть руки в стороны и сомкнуть пальцы в замок. Раз – два, три – четыре, вращательные движения руками.
2 группа – формирование правильной осанки
1 упражнение – «Подготовка экрана»
И.п. Встать лицом друг к другу, соприкоснуться ладонями.
Раз – два, круговые движения вправо, три – четыре, влево.
Раз – два – три – четыре, полные круговые движения, сначала вправо, затем влево. (3-4 раза)
2 упражнение – «Напилим дрова»
Раз – два – три – четыре, движения руками вперед и назад. (3-4 раза)
3 упражнение – «Космические велосипеды»
Раз – два – три – четыре, движения руками по кругу с сопротивлением. (3-4 раза)
4 упражнение – «Игра в мяч на полянке»
И.п. Встать лицом друг к другу на расстоянии одного шага. Один ребенок подпрыгивает на носочках, приседает, другой легко подталкивает его пальцами, как мяч. Потом дети меняются ролями.
5 упражнение – «Танцы на поляне»
И.п. Встать лицом друг к другу на расстоянии одного шага. Руки поставить на плечи соседа. Раз – два, наклоны вправо, Три – четыре, влево. (3-4 раза)
Приложение 3.
«Красивая осанка - признак успешности»
Дорогие ребята! Помните!
Правила для поддержания правильной осанки.
Методические рекомендации:
Перед началом выполнения комплекса, после 12-го упражнения и после окончания упражнений — ходьба 1 — 2 мин. Дыхание произвольное, равномерное. Не сутулиться, все упражнения делать в спокойном темпе, без задержек дыхания. Каждое упражнение выполняется 4 — 5 раз, затем количество повторений постепенно увеличивается до 10 — 12 раз.
Выполнять можно не сразу все упражнения, а по 10 — 12 за занятие. Заниматься можно 3 — 4 раза в день за час до и спустя 45 — 60 мин после еды в различное время, но последний раз не позже 19 часов.
Освоив предложенные упражнения, школьники смогут выполнять их самостоятельно в виде домашних заданий или как средство разминки перед спортивной тренировкой. Не обязательно все предлагаемые упражнения включать в одно занятие. Можно чередовать их использование, комбинируя в разных сочетаниях.
Заниматься надо в хорошо проветренной комнате, а если возможно во дворе, в лесу, на берегу реки. Главное, чтобы поверхность площадки была ровной и без уклонов. Одежда должна быть легкой, удобной, не стесняющей движений (майка, трусы, купальник) . Лучше выполнять упражнения босиком или в носках. Для исправления дефектов осанки следует выполнять такие упражнения, когда в работу вовлекается одновременно несколько мышечных
групп и суставов. Для предупреждения нарушений осанки в сагиттальной плоскости (склонность к сутуловатости и круглой спине) уделяйте большое внимание упражнениям, связанным с выравниванием позвоночника, с выгибанием туловища в грудном отделе позвоночника без прогиба в поясничной области.
Детям, имеющим крыловидные лопатки, а также сведенные вперед плечи, рекомендуется увеличивать количество повторений движений руками назад. Например, легкий бег вперед с попеременными круговыми движениями руками в боковой плоскости, слегка соединяя нижние углы лопаток и напрягая межлопаточные мышцы (живот не расслаблять), оказывает значительное эффективное воздействие при этих нарушениях. Для предупреждения дефектов осанки во фронтальной плоскости (при склонности к асимметричному положению плечевого пояса) очень полезны разнообразные симметричные упражнения: повороты, волнообразные движения, взмахи, общеразвивающие упражнения.
Чтобы воспитать привычку держаться прямо, с приподнятой головой, развернутыми плечами и слегка подтянутым животом, детям необходимо в
течение дня многократно повторять упражнения на ощущение правильной осанки. Для проверки осанки рекомендуется встать спиной к стене и прижаться к ней затылком, ягодицами и пятками. Приняв это положение, отойти от стены и походить по комнате, наблюдая за собой в зеркало. Выполняя корригирующие упражнения, можно научиться свободно владеть своим телом и красиво держаться.
В заключение хочется сказать, что формирование правильной осанки является одной из конкретных задач физического воспитания в начальной школе, поэтому в программу по физической культуре включены специальные упражнения на осанку. Упражнения для формирования осанки включаются в комплексы утренней гимнастики, гимнастики до уроков, физкультурных минуток , физкультурных пауз во время приготовления уроков, а также в уроки физической культуры.
Слайд 1
«Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы» Проект выполнил: учащийся 9 класс Зайцев ДмитрийСлайд 2
Правильная осанка делает фигуру человека красивой
Слайд 3
Какая бывает осанка?
Слайд 5
Факторы, влияющие на осанку учащихся
Слайд 7
Самый главный вывод: что беречь позвоночник нужно смолоду, потому что «ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА – ЭТО НАШЕ ЗДОРОВЬЕ».
Слайд 9
Упражнения для формирования правильной осанки Встать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад. Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной. Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя касания со стеной. В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ
Слайд 10
Упражнения для формирования правильной осанки Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с. Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно) и голову, прогибаясь в пояснице СТ ОЯ НА КОЛЕНЯХ
Слайд 11
Упражнения для формирования правильной осанки ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться , держаться так 3-5 с, вернуться в и. п. Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову , плечи и ноги; прогнуться, вернуться в и. п.
Слайд 12
Упражнения для формирования правильной осанки С ПРЕДМЕТОМ НА ГОЛОВЕ Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в и. п. Ноги вместе, руки вперед. Делать в ыпады вперед правой, затем левой н огой. Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в и. п.
Слайд 13
Упражнения для формирования правильной осанки Стоя у стены, поднимать к груди поочередно левое, затем правое колено. Ноги шире плеч, руки опущены. Повороты вправо и влево, руки в стороны. Ноги вместе. Опираясь сзади прямыми руками на пол, прогнуться, как можно выше поднять таз, вернуться в и. п.
Слайд 14
Упражнения для формирования правильной осанки В ВИСЕ Махи прямыми ногами вправо-влево («Маятник»). Повороты туловища вправо и влево как м ожно больше. Прямые ноги вместе . Вис на гимнастической стенке или перекладине.
10 осенних мастер-классов для детей
Дерево в снегу
Лепесток и цветок
Рыжие листья
Военная хитрость