Цель работы: выяснить историю введения школьной формы в школах РФ.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_shkolnaya_forma.doc | 188.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Задонска
Липецкой области
Исследовательская работа
Школьная форма — и мода, и норма!
Логвиновой Евгении Алексеевны ученицы 4-а класса
научный руководитель Комарова Светлана Ивановна
г. Задонск 2011 год
План:
1) введение (актуальность темы, цель работы, задачи, методы
исследования) - с. 3
2) основная часть:
1. История возникновения школьной формы в России – с. 4
2. Школьная форма в других странах – с.14
3. Законы о школьной форме в России от времён царской империи
до наших дней – с.17
3) заключение:
1. Результаты опроса: «Школьная форма «за» и «против»» - с.20
2. Выводы – с.
4) список литературы – с.
№ п/п | Содержание работы | Сроки выполнения |
1 | Сбор материала по проблеме: изучение семейного фото архива. | 15.10.2011 |
2 | Сбор материала по проблеме: Интернет | 31.10.2011 |
3 | Разработка анкеты о школьной форме. | 08.11.2011 |
4 | Сбор материала по проблеме: изучение школьного фото архива. | 09.11.2011 |
5 | Проведение анкетирования учащихся 4-а класса. | 11.11.2011 |
6 | Проведение анкетирования родителей 4-а класса. | 11.11.2011 |
7. | Проведение анкетирования педагогов начальных классов. | 11.11.2011 |
8. | Проведение анкетирования учащихся 5-б класса. | 12.11.2011 |
9. | Сбор материала по проблеме: музей. | 12.11.2011 |
10. | Обработка материалов | 11.11-14.11.2011 |
11. | Оформление работы: подготовка текста, подготовка презентации. | 13.11-15.11.2011 |
Введение
Актуальность темы:
В последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебные заведения школьной формы. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она дает: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности.
Цель работы: Выяснить историю введения школьной формы в школах Российской Федерации и мнения учащихся, родителей и учителей нашей школы по этому поводу.
Задачи:
3. Познакомиться с законами, обязывающими носить школьную форму.
Методы исследования:
Предмет исследования:
школьная форма и современные проблемы школьной формы в нашей стране.
Основная часть
1. История возникновения школьной формы в России. Зачем нужна школьная форма и какой она должна быть? Эти вопросы обсуждаются столько, сколько существует система образования. И в разные века они решались по-разному.
СПРАВКА
Форма (одежда) материал из Википедии — свободной энциклопедии
Фо́рма, унифо́рма (лат. forma «форма», лат. uniformis «единообразный»), мунди́р — одинаковая по стилю, покрою, цвету и ткани специальная (служебная) одежда для создания единого облика в общественности.
Форма символизирует функцию её носителя и его принадлежность к организации.
Области применения
Форма единого образца принята в армиях практически всех стран мира, при этом существует два вида формы: полевая и парадная. Также форма используется в различных «силовых» ведомствах: полиции, таможенной службе, у пожарных и т. д.
Кроме того, форма может быть обязательной и для представителей сугубо гражданских профессий, например, у железнодорожников, почтальонов, банковских служащих, работников общественного транспорта. В дорогих отелях специальную форму носит персонал (швейцары, лифтёры, носильщики). Как правило, цвет такой формы — красный.
Также форму носят спортсмены на соревнованиях, для того чтобы выделить свою команду. На соревнованиях достаточно высокого уровня, например Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, форма является обязательным атрибутом, более того, она должна быть уникальной для каждой команды и легко различимой по телевидению.
Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
Школьная форма используется во многих школах Великобритании, а также в Японии и в других странах. В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.
Первоначально, в Древней Руси образование не играло важной роли, так как кроме детей богатых бояр и дворянских семей, больше никто не мог обучаться науке. Историки подсчитали, что самые первые школы на Руси была учреждены еще в 988 году в городе Киеве. Получается, что зарождение образования в Киевской Руси началось только тогда, когда князь Владимир Святославович начал проводить крещение народа. Первые школы на Руси открывались при храмах и монастырях, поэтому первой школьной формой можно считать церковную рясу.
Впервые, сам термин «школа» появился на Руси только в 1382 году, когда по общеевропейским традициям данный термин начал обозначать учебные заведения, где людей обучали ремеслам и давали специализированные знания. Следует заметить, что проводить обучение в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики, а первым предметом для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно.
И только в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Причем, его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам. В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Первые школы начали появляться в таких крупных городах, как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились чаще всего при монастырях и храмах. Таким образом, священники считались на Руси самыми образованными людьми. С 15 века учреждения при монастырях перестают строиться, и появляются частные школы, которые в то время назывались «мастера грамоты».
В эпоху Петра 1 (в 17 веке) открывается первая школа в городе Киеве по систематическим наукам, которые сам царь называл новым шагом в образованности каждого человека. Сюда, правда, до сих пор могли попасть только дети из благородных семей, но желающих отдать своих детей на обучение прибавилось. Во всех школах 17 века учителя преподавали такие предметы, как грамматика и латинский язык.
Именно с эпохой Петра 1 историки связывают значительные преобразования в образовательной сфере. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые школы, но и новые училища и лицеи. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина. У каждого учебного заведения есть своя форма.
В 1764 году Екатерина II основала «Воспитательное общество благородных девиц», которое позже стало называться «Смольный институт благородных девиц». Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, была «..дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Обучение и воспитание шло «по возрастам». Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) — кофейного цвета, поэтому их называли «кофейницами», 8-10 лет — голубые или синие, 11-13 лет — серые, старшие девочки ходили в белых платьях. Платья были закрытые («глухие»), одноцветные, самого простого покроя. C ними носили белый передник, белую пелеринку и, иногда — белые рукавчики. Девушки получали передовое для Европы образование: чтение, языки, основы математики, физики, химии, танцы, вязание, манеры, музыка.
Царскосельский Лицей.
Самой известной считается форма Императорского Царскосельского Лицея, привилегированного учебного заведения для детей дворян, который окончил Пушкин. В лицей принимались дети 10-12 лет, из воспитанников готовили чиновников высокого ранга. У лицея была гуманитарно-юридическая направленность. Уровень образования приравнивался к университетскому, выпускники получали гражданские чины от 14-го до 9-го классов.
В 1811 году состоялось торжественное открытие Императорского Александровского (Царскосельского) лицея, давшего России плеяду выдающихся деятелей культуры, искусства и политики. В августе 1811 года из 38 претендентов были отобраны 30 юношей, составивших первый курс. Первый список учащихся утвердил сам император Александр I. Первый выпуск Лицея навсегда останется в истории этого учебного заведения и России как самый известный. Никогда прежде и никогда позднее ни одно учебное заведение России не выпускало из своих стен такого количества талантливых людей. Первый выпуск славен именами великих русских общественных деятелей и будущих декабристов Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Антона Дельвига, Александра Горчакова, Федора Матюшкина, Владимира Вольховского и, конечно же, Александра Пушкина. (Репин Илья Ефимович. Александр Пушкин на акте в лицее, 8 января 1815 года.)
Школьную форму в Российской империи считали делом государственной важности. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки.
На слайде в таких сюртуках изображены Иннокентий Петрович Набока - директор Задонской женской гимназии, которая размещалась в здании нашей школы, и Александр Иванович Кудинов - преподаватель математики и естествознания.
Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
В 1834 году была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, и мальчики, так же как и все служащие на военном или штатском поприще, носили полувоенную форму. Делилась форма на студенческие и гимназические мундиры. Предназначались они, главным образом, для мальчиков, так как женского образования в те времена еще не было. Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.
В Задонске в 1818 г. состоялось открытие уездного училища, где обучались только мальчики. На слайдах размещены фотографии из Задонского музея. Здесь на специальном стенде, рассказывающем об образовании в дореволюционном Задонске, находятся фотографии мальчиков в гимназической форме тех лет.
Гимназии.
Гимназии были классические, реальные, коммерческие, военные. И женские.
Старейшей русской гимназией считается Академическая, основанная в 1726 году. Но настоящий расцвет гимназий относится к началу 19 века, когда было образовано Министерство народного просвещения. Гимназии стали возникать по всей Российской Империи.
Форма учащихся как средних, так и высших учебных заведений, как правило, имела полувоенный характер. Сходные по фасону, их фуражки, шинели и гимнастерки отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами.
Головы гимназистов украшали светло-синие фуражки с черным козырьком. Канты на фуражках: в 1-й - красные, во 2-й - белые, в 3-й - голубые. Эмблема прикреплялась к околышу и представляла собой две серебряные пальмовые ветви, между которыми размещались инициалы города, номер гимназии и буква "Г" (например, "СПБ.3.Г." или "М.5.Г."). Фуражки гимназисты носили зимой и летом. Летом на тулью надевался чехол из коломянки. Зимой, в холода, надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Кроме того, в морозы надевали башлык (капюшон) цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.
Каждодневная форма гимназистов состояла из суконной гимнастерки синего цвета (ткань темнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанной черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой, на которой были выгравированы и закрашены черной краской те же буквы и цифры, что и на эмблеме (но без пальмовых ветвей). Брюки у гимназистов были черные, без канта. Ботинки - черные, на шнуровке. Летом гимназисты носили коломянковые гимнастерки с серебряными пуговицами.
Старшеклассники обычно ходили не в гимнастерках, а в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя. В некоторых гимназиях гимнастерки и куртки приняты были не синие, а серые, брюки же всегда были черного цвета.
Гимназисты имели также выходную форму - мундир, темно-синий или темно-серый, однобортный, с обшитым серебряным галуном воротником. Этот мундир носили и с ремнем, и без ремня (вне школы). К мундиру надевали крахмальный воротничок. Шинель была типа офицерской, светло-серая, двубортная, с серебряными пуговицами, петлицы синие, в цвет фуражки, с белым кантом и пуговицами. Шинели были холодные и на вате, со стеганой серой подкладкой. Вместо шарфа носили черный суконный нагрудник, как у матросов. Ученикам младших классов разрешался зимой черный каракулевый воротник.
Постоянным атрибутом гимназистов был ранец. Он был из черной кожи, крышка обшита тюленьим мехом серо-зеленого цвета. В старших классах книги и тетради носили без ранца, крест-накрест перетянутые двумя кожаными ремешками.
Учителя и, прежде всего надзиратели, строго настаивали на последовательном соблюдении всех правил ношения костюма. Малейшее нарушение - расстегнутый воротник, плохо пришитые, а тем более не начищенные пуговицы, наброшенная на плечи шинель, отсутствие ранца - сурово преследовалось.
Различного рода наказания - записи в журнал, оставление без обеда, жалобы родителям, снижение балла по поведению - должны были, по мнению администраторов, побудить детей соблюдать требования к ношению гимназического костюма.
Гимназическую форму для девочек утвердили только через 63 года после мужской - в 1896 году. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья. Все они были украшены белыми воротничками и манжетами. Также неотъемлемой их частью был черный (по праздникам – белый) передник.
В 1871 г. в городе Задонске открыта женская прогимназия. На слайдах снимки гимназисток того времени.
К началу 20 века женских гимназий было более 160. По окончании девушкам давался аттестат на звание домашней учительницы.
В те времена школьная форма служила признаком высокого статуса ее владельца, ведь только дети состоятельных родителей могли позволить себе получить образование.
Единая школьная форма в СССР.
Все изменилось с приходом к власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся. В 1918 году Декрет «О единой школе …» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношение школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.
Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной войны.
В 1949 году в СССР вводится единая школьная форма. Теперь уже "свободная форма одежды" стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких экспериментаторов было решено объявить "вредителями" и "врагами народа". Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки — коричневые шерстяные платья с черным передником. Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. Стоит отметить, что, в общем, школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.
Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения. Даже причёска должна была отвечать требованиям морали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами.
Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Васёк Трубачёв и его товарищи».
Кроме того, после войны было введено раздельное обучение, от которого через несколько лет, правда, отказались.
В эти годы учились в школе мои бабушки и дедушки. В семейном архиве я нашла фотографию 1959 года. На ней мои бабушка Маша и дедушка Толя. Они ученики 6 класса, но у них нет школьной формы, так как в то время не у всех была возможность её приобрести.
В 1960-х годах произошли изменения школьной формы. Покрой формы стал более близок тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. Их переодели в серые шерстяные костюмы с застежкой на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась прежней.
Школьников конца 1960-х мы можем видеть в фильме «Доживём до понедельника».
У мальчиков с середины 1970-х годов серые шерстяные брюки и курточки были заменены брюками и куртками из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»). На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало выше колен.
В это время учениками нашей школы были многие учителя нашей школы. На слайдах в школьной форме: Наталья Ивановна Левченко – начальник отдела образования, директор школы Валентина Михайловна Ручкина, завуч начальных классов Надежда Викторовна Белозёрова, и учителя: Вера Викторовна Головина, Татьяна Демьяновна Горбовская, Ольга Васильевна Полднева, Светлана Ивановна Комарова, Наталья Викторовна Коптева, Елена Анатольевна Дмитриева, Давыдова Людмила Анатольевна, Татьяна Викторовна Овсянникова.
В начале 1980-х годов была введена форма для старшеклассников. Такую форму начинали носить с восьмого класса. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. У мальчиков брюки и куртка заменялись брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.
В это время учились мои мама и папа.
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет.
Также в школах, на уроках по физической культуре, в обязательном порядке применялась спортивная форма. Ее отсутствие «строго каралось» соответствующей записью в дневнике и недопущением до занятий.
Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук. Помимо обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного, и на нём была надпись «За активную работу».
Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника».
Постепенно школьная форма претерпевала изменения и становилась чуть более свободной.
Школьная форма была отменена лишь в 1992 году решением Правительства России, с введением нового Закона об образовании.
Школьная форма возвращается.
В последнее время школьная форма возвращается, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль одежды для учащихся – элегантный, удобный, практичный.
Существуют очень разные, и даже полярные мнения о необходимости введения школьной формы. И все же, наблюдается стойкая тенденция к возвращению единой школьной формы, которая сейчас уже не такая строгая и не такая безликая. Наоборот, форма разрабатывается ведущими дизайнерами и изготавливается из лучших образцов ткани.
Большинство престижных учебных заведений имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к определенной среде.
А существует ли понятие «школьная форма» за рубежом?
2.Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то — очень модная и необычная.
Школьники Англии с большим уважением относятся к форме, и многие даже умудряются искренне гордиться ею. Учитывая британский консерватизм, легко поверить в то, что долгое время классическая форма для школьников здесь включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки... Каждая престижная школа имеет свой собственный логотип, воспроизведенный на галстуках учеников. Так что сорочки и галстуки, блейзеры и шляпки – стандартный набор для юных британцев.
Что касается бывших английских колоний (Индии, Ирландии, Австралии, Сингапура и Южной Африки), традиция ношения школьной формы сохранилась и после обретения этими странами независимости. Для них это – напоминание о колониальном прошлом. И одновременно – о тяжелом финансовом бремени, в частности, для родителей африканских школьников...
Бесплатное образование, введенное в некоторых африканских странах, по понятиям европейцев, было, конечно, благом, а идея унифицированной одежды состояла в том, чтобы уравнять бедных и богатых детей. Обернулось же это, в том числе, и негативной стороной: некоторым семьям попросту не на что купить форму. Гардероб многих африканских детей состоит из одного-единственного школьного костюма, который к концу учебного года приобретает весьма поношенный вид.
В Соединенных Штатах форма для школьников была введена по необходимости. В 80-е годы прошлого века, для того, чтобы «дети перестали стрелять друг в друга из-за дорогих кроссовок», в некоторых городских районах внедрили первый эксперимент. И лишь в 1996 году, после того, как Билл Клинтон в своем ежегодном обращении к нации назвал школьную форму одним из способов решения проблемы гангстеризма, школьная форма приобрела статус повседневного предмета обихода американских детей.
Ныне главное ее назначение – служить символом и опознавательным знаком, который отличает учащихся одного учебного заведения от питомцев другого. Школа сама определяет dress code для своих учеников. Запрещены слишком открытые топы, низко сидящие брюки. Ученики американских школ предпочитают носить джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой.
Форма школьниц в Японии – «сэйлор-фуку», по-нашему – матроски. За пределами школы девочки тоже одеты по-школьному, потому что альма-матер – это эталон и образец для подражания. Мальчики носят «гакуран»: брюки и темный пиджак с воротником-стойкой и рядом пуговиц. Фасон, кстати, имеет прусские корни: такую форму носили солдаты прусской армии XIX века. Это, ни много, ни мало, отголоски тех времен, когда Япония заимствовала идеи, в том числе и образовательные, у стран просвещенной Европы. В японских школах частенько проходят показы мод, где каждая школа демонстрирует собственные ноу-хау в сфере школьного обмундирования. Даже персонажи японских мультиков манга часто одеты в гакуран.
В некоторых школах Германии введена единая школьная одежда. Но, по сути, она таковой не является, потому что каждый ученик может участвовать в ее разработке. Как ни странно, даже в эпоху третьего рейха школьники приходили на занятия в повседневной одежде, либо в форме гитлерюгенда или же той детской общественной организации, к которой они принадлежали.
В остальных странах Европы нет единой формы. Все ограничено рамками довольно строгого стиля.
В Австралии дети помладше ходят на занятия в джинсах и футболках.
Но если юный австралиец определился с выбором специальности, он будет носить только строгий костюм.
На сайте «Школьная форма в мире» http://worldschooluniform.ru/ вы найдете самую разнообразную и интересную информацию о школьной форме в разных странах мира. Раздел, где представлена школьная форма на фото, позволит вам увидеть различные фасоны и образцы школьной формы для школьников и школьниц.
3. Законы о школьной форме в России от времён Царской Империи до наших дней.
1834 г. – принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах.
1896 г. – утверждено положение о гимназической форме для девочек.
1918 г. – гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена Декретом «О единой школе …» вместе с многими другими разумными наработками в области образования.
1949 г. – было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской дореволюционной женской гимназии.
1962 г. – мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы с застежкой на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась прежней.
1973 г. – введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. 1984 г.– введена форма для старшеклассников. Такую форму начинали носить с восьмого класса. У мальчиков брюки и куртка менялись на синий брючный костюм. У девочек появились юбка и жакет из синей полушерстяной ткани.
1988 г. – некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.
1992 г. – отмена школьной формы в школах Российской Федерации.
Начиная с 1999 г. – отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы.
Вопрос о школьной форме может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения: совета школы, родительского комитета, классного и общешкольного родительских собраний, попечительского совета. Окончательное решение принимается по соглашению всех родителей школьников или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей.
Общеобразовательное учреждение (в лице органов внутришкольного самоуправления) вправе закрепить в своем уставе меры ответственности обучающихся и их родителей (в случае необеспечения ребенка формой без уважительных причин) за нарушение требований устава школы об обязательном ношении школьной формы. В исключительных случаях, в качестве наказания, можно предусмотреть даже исключение из школы, которое, должно производиться в строгом соответствии с требованиями ст. 19 Закона РФ "Об образовании" и должно применяться лишь тогда, когда учащемуся, достигшему 15 лет, созданы все условия для приобретения и ношения формы, но он сознательно избегает этого, умышленно нарушая школьный устав.
В нашей школе единая форма введена по решению Совета школы в 2005 году, о чём есть запись в Уставе школы.
Устав школы
3.17. В Учреждении обязательно ношение школьной формы, которая представляет собой: для девочек – классические костюмы, темно-синего или черного цвета, состоящие из пиджака, юбки или брюк, однотонной блузки пастельных тонов (парадная – белая); для мальчиков – классические костюмы, темно-синего или черного цвета, состоящие из пиджака, брюк, однотонной рубашки пастельных тонов (парадная – белая), галстука.
В настоящее время администрация школы готовит новое « ПОЛОЖЕНИЕ о деловом стиле одежды обучающихся 1-11-х классов» с целью:
- создания рабочей атмосферы во время учебного процесса;
- соблюдения санитарно-гигиенических норм, утвержденных СанПиН;
- воспитания у обучающихся эстетического вкуса, культуры одежды;
- формирования чувства корпоративной принадлежности, уважения к традициям и специфике школы.
Заключение
1. Результаты опроса:
В опросе приняли участие ученики 4-а класса, 5-б класса, родители учеников 4-а класса, педагоги начальных классов МОУ СОШ №2 г.Задонска.
2. Выводы
В ходе своего исследования мы пришли к выводу,
что в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов.
Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее.
Второй несомненный плюс школьной формы состоит в том, что она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков.
Еще один плюс школьной формы – это ее дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.
В школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников.
Поддерживая в школе культуру стиля в одежде, учитель должен показать, своим внешним видом, что уместно носить в классе, а что нет.
10 «ЗА» в пользу школьной формы:
1. Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
2. Форма дисциплинирует человека.
3. Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.
4. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
5. Нет проблемы "В чем пойти в школу"
6. У детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.
7. Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
8. Одевая красивую, удобную, стильную школьную форму, ребёнок испытывает гордость за свой внешний вид.
9. Школьная форма учит носить деловую одежду.
10. Школьная форма экономит деньги родителей.
ПОКАЗ школьной формы
Сегодняшние производители предлагают довольно широкий выбор фасонов в различных коллекциях школьной формы. Из предложенного ряда моделей можно выбрать что-то по вкусу и размеру. Например, для девочек это могут быть юбки двух-трех, а у некоторых фирм и пяти-семи фасонов, несколько вариантов сарафанов, жилетки, брюки, пиджаки также предлагаются в ассортименте. При всем этом наша школа не вводит почти никаких ограничений на блузки, кофточки и рубашки, за исключением того, что они не должны быть кричащих расцветок или вызывающе вульгарных фасонов.
В ходе нашего модного показа вы смогли убедиться, что в нашей школе Школьная форма — и мода, и норма!
Список литературы:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Форма_(одежда) ВикипедиЯ — Свободная энциклопедия;
2. http://odevaisya.narod.ru/staty2.html Формулы и формы. Что думают о корпоративной школьной одежде директор физматшколы и модельер;
3. http://svk-klassiki.ru/pages/4.htm Компания "КлассИки": ШКОЛЬНАЯ ФОРМА ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА;
4. http://smechariki1.blogspot.com/2011/08/blog-post_1020.html Блог учителя технологии МОУ "Пушкиногорская средняя общеобразовательная школа имени А.С. Пушкина" Михайловой Светланы Анатольевны «Шкатулка»: Школьная форма в странах мира;
5. http://moy-karapuzik.ru/index.php?ukey=news&blog_id=94 Детский Интернет-магазин Мой КАРАПУЗИК: История школьной формы в России;
6. http://festival.1september.ru/articles/503291/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;
7. http://worldschooluniform.ru/ На сайте «Школьная форма в мире» вы найдете самую разнообразную и интересную информацию о школьной форме в разных странах мира. Раздел, где представлена школьная форма на фото, позволит вам увидеть различные фасоны и образцы школьной формы для школьников и школьниц;
8.http://bbc.vo.uz/load/5-1-0-14 «Клуб интернациональной дружбы» «Big Ben»;
9. http://www.ruslife.ru/child/Folder_3201/3327.smx Жизнь в России (сайт посвящён проблемам семьи);
10. http://fb.ru/article/69/pervyie-shkolyi-na-rusi ФБ.ру - Размещение и публикация статей;
11. http://nnm.ru/blogs/horror1017/iz_istorii_shkolnoy_formy/ сайт "Докеры" призван помочь пользователям в самых различных ситуациях. Задавайте вопросы — мы все вместе постараемся на них ответить.
Весенние чудеса
Цветок или сорняк?
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Как нарисовать лимон акварелью
Рисуем ананас акварелью