• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа ученика «Пословицы как отражение христианских заповедей и евангельских изречений».

Опубликовано Винтоняк Елена Викторовна вкл 24.07.2018 - 15:39
Винтоняк Елена Викторовна
Автор: 
Черный Роман

Пословицы, иносказательно иллюстрирующие  христианские заповеди и евангельские изречения служат воспитанию положительных идеалов, позволяют  задуматься о смысле жизни, о желании помочь ближнему. Эти пословицы являются  одним из средств воспитания наилучших человеческих качеств и заслуживают особого внимания, т.к. вопросы нравственного становления личности актуальны во все времена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Научно-исследовательская работа «Пословицы как отражение христианских заповедей и евангельских изречений».60.47 КБ

Предварительный просмотр:

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

               Ханты - Мансийский автономный округ-Югра

                            город   Нижневартовск                                  

«Пословицы как отражение христианских заповедей и евангельских изречений».

                     Направление конкурса: культурология

                                                                        Автор: Чёрный  Роман Сергеевич,

                                                                                        ученик 10 «А» класса

                                 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение              

                                                                                « Средняя школа №21»

                                             Руководитель: Винтоняк Елена Викторовна,              

                               учитель английского языка I квалификационной категории

                                  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение              

                                                                                     « Средняя школа №21»

                                                      2018

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретическая часть

1.1.Главные ориентиры христианской жизни. ………………………………….5

1.2.Культурологический взгляд на пословицы в контексте

христианской  веры……………………………………………………………….6

2.Практическаячасть

2.1. Пословицы как иносказательное выражение библейских заповедей……8

2.2.Иллюстрации евангельских изречений в пословицах…………………….10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы и электронных ссылок ……….…………………………..13

Приложение………………………………………………………………………14

                                                                     

 

                                                 Введение

В наши дни, переосмысление этических  норм, существовавших в обществе еще несколько десятков лет тому назад , часто сводится лишь к отрицанию, а возникающие новые моральные ценности очень трудно назвать достойными восхищения. К сожалению, современное поколение всё больше удаляется от основ культурных традиций, корней своих предков, в том числе, от пословиц как средоточия народной мудрости.

Как жанр устного народного творчества пословица – это краткое образное законченное суждение, имеющее переносный смысл,  возникающее как итог наблюдений, как обобщение опыта, как формулировка взглядов человека на то или другое явление. Пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми.

Пословицы, иносказательно иллюстрирующие  христианские заповеди и евангельские изречения служат воспитанию положительных идеалов, позволяют  задуматься о смысле жизни, о желании помочь ближнему. Эти пословицы являются  одним из средств воспитания наилучших человеческих качеств и заслуживают особого внимания, т.к. вопросы нравственного становления личности актуальны во все времена.

Актуальность  данного вопроса определили тему нашего исследования: «Пословицы как отражение христианских заповедей и евангельских изречений».

Объект исследования – христианские заповеди, Евангелие.

Предмет исследования – русские пословицы, возникшие на основе библейских  сюжетов и передающие смысл христианских заповедей и евангельских цитат.

Цель исследования – показать как христианские заповеди  и евангельские изречения  отразились  в  русских пословицах.

Задачи научного исследования – на основе проанализированной  литературы  и интернет ресурсов

1. Изучить Евангелие;

2.Раскрыть смысл десяти библейских заповедей;

3.Выявить пословицы, отражающие христианское мировоззрение;

4.Соотнести пословицы с библейскими заповедями и евангельскими изречениями.

Методы исследования: 

  • теоретический - изучение  литературы  и интернет ресурсов по проблеме исследования, раскрытие внутренней структуры изучаемого, систематизация теоретических знаний и научных фактов
  • аналитический - сравнительный анализ пословиц и поговорок, сопоставление их с  библейскими заповедями и евангельскими изречениями
  • интерпретация - разъяснение смысла изучаемой проблемы, её актуальности, раскрытия сущности исследуемого объекта, истолкование объективного значения полученных в процессе исследования результатов для теории и практики.

Гипотеза исследования: если Священное Писание и Православная культура формировали не только религиозное, но и обыденное сознание русского народа, тогда в русском пословичном фонде существует много пословиц, выражающих христианское понимание добра и зла, передающих смысл библейских заповедей и изречений.

Данная работа написана на основе трудов следующих авторов: протоиерей Серафим Слободской, Занглигер В. Ф., Даль В.И., Филиппов А.Н., Панькова И. И., Райчева А. В. и др.

                                                                               

 Теоретическая часть.         

1.1.Главные ориентиры христианской жизни. Основы христианской жизни усваивались русским народом в процессе христианизации. Священное Писание и Православная культура формировали не только религиозное, но и обыденное сознание русского народа, побуждали к осмыслению бытия в категориях добра и зла, истины и заблуждения, правды и лжи, греха и праведности.

 Согласно христианскому  учению настоящая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру во Христа и старается жить по этой вере. Добрые дела  есть выражение любви к Богу и ближнему, а любовь есть основание всей христианской жизни. Человек получил от Бога особые средства для того, чтобы различать добрые дела и злые. Средства эти: совесть – закон Божий внутренний и заповеди Божии. Заповеди Божии даны были в Ветхом завете (их подробное описание в практической части данной исследовательской работы).

 Суть христианской веры для человека кратко и ясно выражена в  десяти Божьих заповедях [Исход,20] - главных христианских наставлениях, легших в основу христианской жизни. На вопрос одного юноши: « Что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» - Спаситель  прямо говорит: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» [Евангелие от Матфея19,16] .

Более того в Новом Завете Христос учит исполнять эти заповеди гораздо совершеннее, чем их понимали до Него. Так Господь призывает верующих избегать нарушения заповедей не только делом, но и в мыслях и желаниях, требуя чистоты сердца. В Евангелии (Новом Завете)  на вопрос о том, какая заповедь  больше всех в законе Иисус  говорит: « Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь.

Вторая  подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» [Евангелие от Матфея22, 35]. Это значит: все заповеди закона говорят нам о любви. Если бы мы имели в себе такую любовь, то не могли бы нарушить все остальные заповеди, т.к. все они есть отдельные части главной заповеди Иисуса Христа – любовь к Богу и ближнему.

Святой Апостол Иоан Богослов разъясняет: «Кто говорит: «Я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит».  Таким образом, любовь к Богу и ближнему - это главные ориентиры христианской жизни.

1.2.Культурологический взгляд на пословицы в контексте христианской веры. Усвоение русскими христианской догматики существенно изменило ценностную систему и оценку различных жизненных ситуаций, что приводило к появлению пословиц соответствующего содержания. На обилие русских пословиц библейского содержания указывают многие исследователи. "Христианское мировоззрение, - пишет А.А.Коринфский в книге "Народная Русь", - нашло слишком много родственного в русском народе и быстро приросло к его стихийной душе… ".[1]

Тексты, входящие в Священное Писание оказали огромное влияние на культуру и духовную жизнь русского человека. Перевод Евангелий, выполненный в IХ в. Кириллом и Мефодием, а затем и всей Библии, преобразил образ славянской мысли. Осуждение греховного поведения людей (злопамятности и мстительности,  осуждения, жадности и сребролюбия, гордости и высокомерия), а также восхваление добродетелей (умеренность в поступках и желаниях, незлобие и др.) содержится во многих  пословицах библейского происхождения.  

Тематика пословиц этого типа разнообразна, как разнообразна тематика книг Ветхого и Нового заветов. Каждая такая пословица,  как сжатая иллюстрация основ христианской жизни. В русском пословичном фонде пословиц на тему десяти заповедей чрезвычайно много. Выражая христианское понимание добра и зла, большинство из них передают смысл той или иной заповеди: Сгубить легко, да душе каково. // Воровство - последнее ремесло. // Где любовь, там и свет. // С богом пойдешь - к добру путь найдёшь.

Под влиянием христианской веры существенно меняется народное представление о смерти и загробной жизни. По Библии, верующим в Христа и соблюдающим его заповеди даруется вечная жизнь. Для праведников открываются врата райского блаженства, для грешников же уготованы муки ада. Эта мысль проводится во многих народных пословицах: Смерть - душе простор. //Каково житье, таково и на том свете бытье.  

Важная христианская идея пословиц - смирение. Призывом сохранять внутреннее смирение, а значит, сохранять гармонию с внешним миром звучат многие народные пословицы: Терпение и труд всё перетрут. // Кто живёт тихо, тот не увидит лиха.// Кроткое слово гнев побеждает.//Смирение - молодцу (девушке) ожерелье.// Покорную голову и меч не сечёт.// Смиренный духом - не унывает.

Большое количество пословиц, в которых обозначаемые  ситуации оцениваются с позиций христианской веры, говорит о том, что ко времени широкого употребления  этих пословиц христианская культура стала нормой народной жизни.

Мудрые изречения пословиц воздействовали на чувства, сознание и поведение человека, формировали его нравственную культуру. Имеющиеся в этих пословицах суждения могли формироваться  в народной среде самостоятельно, исходя из жизненных наблюдений без опоры на библейский текст. Подобным житейским наблюдениям народ находил в Библии лишь подтверждение.  Само наличие таких смысловых совпадений говорит о близости христианских идей народному духу, народной мудрости, отражаемой в пословицах.

2. Практическая часть

2.1. Пословицы как  иносказательное выражение христианских заповедей.

 В русском пословичном фонде пословиц на тему десяти заповедей чрезвычайно много. Раскроем смысл десяти  заповедей, в Ветхом Завете, а затем, соотнесём их с той или иной пословицей (полный  перечень пословиц  размещён в приложении).

1-я заповедь:

«Я Господь, Бог твой: да не будет у тебя других богов, кроме Меня».Эта заповедь повелевает любить Бога больше всего и кроме Него, Творца всего мира, не воздавать никому Божеской почести. Пословицы: Жить – Богу служить.// От бога отказаться - к сатане пристать.

2-я заповедь:

«Не сотвори себе кумира(идола) и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им». Так как в мире всё сотворено Богом, то Ему одному следует поклоняться. Делать идолов и поклоняться всему тому, что сотворил сам Бог, не следует. Также человек не должен служить своим греховным страстям как идолам: чревоугодию, сребролюбию, гордости и т.д. Пословицы: Глупая баба и песту молится.//Свободный человек ничего не боится.

3-я заповедь: 

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» запрещает произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения (в пустых разговорах, шутках).Эта заповедь запрещает такие  грехи как божба, т.е. легкомысленное употребление клятвы в обычных разговорах, богохульство- дерзкие слова против Бога. Кроме того, заповедь учит бережному и внимательному отношению ко всем своим словам. Пословицы: Кто Бога всуе призывает, всуе свой век проживает.// Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.

4-я заповедь:

«Помни день субботний, чтобы святить его (т.е. проводить его свято): Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя … Посему благословил Господь день субботний и освятил его». Эта заповедь предполагает то, что всю неделю, кроме седьмого дня, человек должен добросовестно работать, а в воскресенье - особо послужить Богу добрыми делами и молитвой. Под именем седьмого  подразумевается не только воскресный день, но и другие праздники, установленные Церковью, как и в Ветхом Завете под именем субботы разумелись святые праздники. В Ветхом Завете седьмой день – суббота. В Новом Завете со времён  святых апостолов воскресение - в воспоминание Воскресения Христова. Интерпретацией этой заповеди, являются такие пословицы, как: Седьмой день не забывай -  Богу посвящай.// Не хлебом живы, молитвою.

5-я заповедь: 

«Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и чтобы продлились дни твои на земле».Почитать родителей значит : любить их, быть почтительными, не оскорблять их ни словами, ни поступками. Заботиться о них, когда они в нужде, болезни и старости. Молиться за них как при жизни, так и после их смерти. Уважение, и любовь к родителям раскрываются в следующих пословицах: Живы родители — почитай, померли — поминай.//. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

6-я заповедь:

«Не убивай». Эта заповедь гласит о том, что человеческая жизнь – величайший  дар Божий, и только Бог волен решать, кому это дар дать, а у кого забрать. Человек  виновен в убийстве и тогда, когда сам не убивает, но способствует убийству. Самый страшный из всех грехов против шестой заповеди – самоубийство, так как исключает возможность покаяния. Грешит против шестой заповеди  и тот, кто питает к другим ненависть и злобу. Евангельский закон Христов говорит: «Всякий ненавидящий брата (ближнего) своего, есть человекоубийца» Завета [Евангелие от Иоанна 3,5]. Эту заповедь иносказательно выражают пословицы: Сгубить легко, да душе каково.// Удавился, так сатане обручился.

7-я заповедь:

 «Не прелюбодействуй» предполагает чистоту, верность и любовь между людьми, состоящими в законном браке. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний – быть целомудренным в делах и словах, избегать соблазнительных зрелищ, безнравственных книг, картин и т.д.    Эта заповедь была укоренена в русской культуре, свидетельством чего служат пословицы: Любящих и бог любит.//Муж и жена - одно дело, один дух, одно тело.

8-я заповедь:

«Не кради».Эта заповедь запрещает кражу как явную, так и тайную. Всякая попытка извлечь выгоду за счёт кого-то, также является грехом. Доказательством того, что воровство порицалось в русской культуре, служат пословицы: Воровство - последнее ремесло.//Вор ворует, а мир горюет.

9-я заповедь:

 «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» запрещает говорить ложь о другом человеке и вообще всякую ложь, сплетничать и злословить. Не следует укорять и осуждать других, если мы не призваны к этому по своему положению и должности.  «Не судите, да не судимы будете» – говорит Спаситель. Согласно  этой заповеди, ближний исправляется любовью, терпением, снисходительностью и добрым советом. Надо также  помнить, что каждый из нас имеет довольно много слабостей и недостатков. Иносказательное выражение этой заповеди находим в пословицах:  Лихо будет тому, кто неправду делает кому.// Раз солгал, а на век лгуном стал.

10-я заповедь:

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни села его,  ни раба его … ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего». Грех против этой заповеди называется завистью. Заповедь призывает христиан всегда быть довольными  тем, что имеют, благодарить за это Бога, а чужого никогда не желать и не завидовать тому, кто живёт в большем достатке. Отражением этой заповеди служат такие пословицы: Кто чужого желает, скоро свое потеряет.//Злой плачет от зависти, а добрый от радости.//  В чужих руках пирог велик и др.

Как видим, в русском языке есть много пословиц, передающих основной смысл христианских заповедей. Каждая такая пословица,  как сжатая иллюстрация основ христианской жизни.

2.2.Иллюстрации евангельских изречений в пословицах.

Особенно близки пословицам мудрые библейские изречения. Рассмотрим  насколько примеров, демонстрирующих точность и выразительность  пословиц  в  интерпретации некоторых цитат из Нового Завета. Так, Изречению  «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» [ Евангелие от Иоанна 15,13]  близки по смыслу пословицы: Сам погибай, а друга выручай.// Друзья познаются в беде.//Товарищ за товарища в огонь бросится.// Где дружбой дорожат – там враги дрожат.

Смысл изречения «Не судите по наружности»[Евангелие от Иоанна 7,24]  передают пословицы: Не все, что серо, волк.//  Не все то-золото, что блестит. // С виду - малина, а раскусишь - мякина и др.

Выраженное в пословицах народное понимание христианских истин почти не отличается от библейской трактовки. Например, слова Иисуса во время его искушения дьяволом: «Ни хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» [Евангелие от Матфея 4.4 ] нашли отражение в пословице: Не хлебом живы, молитвою.

В русском языке есть масса пословиц, передающих смысл изречения из Нового  Завета «Вынь сначала бревно из глаза своего и увидишь, как достать сучок из глаза брата своего» [Евангелие от Матфея 7,3]: В  своём  глазу бревна не видит, а в чужом соринку разглядит.// В чужом глазу сучок велик. // В чужих руках ломоть велик.

Изречение « Не судите и не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» [Евангелие от Матфея 7,2] ,очень популярное в народе, отражают пословицы:  Без рассуждения не твори осуждения // В мыслях неправых не жди советов здравых.

Слова Христа «Затвори дверь твою, помолись Отцу твоему... и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» [Евангелие от Матфея 6,6]  абсолютно точно передаёт поcловица: Молись втайне – воздастся въяве.

Цитате:«Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» соответствует пословица: От худого семени не жди доброго племени. Изречение «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» [Евангелие от Матфея 7,19] иллюстрирует пословица: Худое дерево с корнем вон.

Отражение изречения «Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» [Евангелие от Матфея 10,26] находим в пословицах: Шила в мешке не утаишь. //Все тайное становится явным.

 Слова Христа «Терпением вашим спасайте души ваши» [Евангелие от Луки 21,19] отражает пословица: Бог терпел и нам велел.

Большое количество пословиц, в которых обозначаемые  ситуации оцениваются с позиций христианской веры, говорит о том, что ко времени широкого употребления  этих пословиц христианская культура стала нормой народной жизни.

                                                                             

                                                       

 Заключение

Как видим, культура русского народа неразрывно связана со Священным Писанием.  Христианские истины и традиции прочно вошли в человеческий быт, а заповеди интерпретировались в многочисленные  пословицы.

Многие пословицы сходны по смыслу с изречениями из Священного Писания: некоторые из них непосредственно заимствованы из Библии, другие зародились в народной мудрости самостоятельно и нашли подтверждение описываемым в них житейским наблюдениям в Библии. Наличие таких смысловых совпадений говорит о близости христианских истин народному духу, народной мудрости, отражаемой в пословицах.

Считаем, что задачи исследовательской работы выполнены, цели достигнуты, гипотеза доказана.

Пословицы, отражающие христианские ценности являются средством приобщения к богатствам Православной культуры. Иносказательно выражая христианское мировоззрение, они направляют к Истине,  учат подлинной любви к ближнему, сопротивлению злу в делах, словах и мыслях. Такого рода пословицы помогают осознать,  что морально-нравственные принципы «не лги», «не кради», «не завидуй», «чти отца и мать» только тогда будут понятны, когда мы на деле, а не только словом будем стараться их выполнять.

В перспективе планируем расширить  и дополнить данную работу, включив вопросы изучения крылатых слов, выражений и поговорок из евангельских притч.

        

                                                         

                             

                      Литература и электронные ссылки

1.Даль В.И.Филиппов А.Н. - 1000 русских пословиц  и поговорок. //Источник информации - Электронная библиотека - http://profilib.com/chtenie/130994/vladimir-dal-1000-russkikh-poslovits

2.Занглигер В. Ф. Автореферат диссертации на соискание ученой степени « Русские пословицы и их отбор для активного усвоения студентами-русистами болгарских вузов», София, 2005//Источник информации - http://cheloveknauka.com/

3.Коринфский А.А. «Народная Русь»//Источник информации - Электронная библиотека - http://www.booksite.ru/fulltext/kor/inp/hsky/index.htm

3.Ляцкий Е.Э. О пословицах и поговорках.//Источник информации -http://www.kostyor.ru/student/?n=181

5. Протоиерей Серафим Слободской. Руководство для семьи и школы «Закон Божий».-  Санкт-Петербург: Издательство «Сатись», 2013.

6.Панькова И. И., Райчева А. В. « Русь святая в пословицах и поговорках». Программа факультатива. Пояснительная записка.// Источник информации -http://pandia.ru/text/78/245/28778.php

                                                                   ПОСЛОВИЦЫ

            КАК ИНОСКАЗАТЕЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ

1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой: да не будет у тебя других богов, кроме Меня».

  • Жить – Богу служить.
  • Кто и в счастье и в горе о Боге помнит, того ни одна беда не сломит.
  • От бога отказаться - к сатане пристать.
  • Во зле жить - по миру ходить.
  • Где любовь, тут и Бог; Милостив Бог, а я по его милости, не убог.
  • Ни отец до детей, как Бог до людей.
  • Всяк про себя, а Господь про всех.
  • С Богом пойдешь – до блага дойдешь.
  • Под Богом ходишь – Божью волю носишь.
  • Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.
  • Тот не унывает, кто на Бога уповает.
  • Человек ходит, Бог водит.
  • Кто любит Бога добра получит много.
  • Бог терпел и нам велел.

 2-я заповедь: «Не сотвори себе кумира (идола) и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».

  •   Глупая баба и песту молится.
  • Свободный человек ничего не боится.
  • Умеренность - мать здоровья.
  • Кто вино любит, тот себя губит.
  • Курильщики – сами себе могильщики.
  • Счастлив тот, кто водку не пьёт.

  • Табак и вино с пьяницей заодно.
  • Коли ешь всё подряд, еда – яд.
  • Хорошего понемножку, сладкого недосыта.
  • Сладко есть и пить – себе вредить.
  • Хлеб да вода - здоровая еда.
  • Богатством в рай не взойдёшь.

Смирение - молодцу (девушке) ожерелье

      3-я заповедь:«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно».

 

  • Кто Бога всуе призывает, всуе свой век проживает.
  • Давши слово, держись.
  • Ради красного словца не пожалеешь отца.
  • Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
  • Худые речи слушать неча.
  • От того, кто сквернословит, здоровье уходит.
  • Что написано пером, того не вырубишь топором.
  • Немного слов, да много дела.
  • Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
  • Думай дважды, говори раз.
  • Меньше говорить – меньше греха.
  • Язык до добра не доведет. Язык мой – враг мой.
  • Не спеши языком, торопись делом

 

4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его (т.е. проводить его свято): Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».

  •  Седьмой день не забывай -  Богу посвящай.
  • Богу молись, а сам трудись.
  • Не хлебом живы, молитвою.
  • Живи - не тужи, добрыми делами Богу служи.  

  • Кто от своего труда питается, тот каждый день причащается.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Без труда и отдых не сладок.
  • Без дела жить - только небо коптить

 5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и чтобы продлились дни твои на земле».

  • Живы родители — почитай, померли — поминай.
  •   Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
  • Мать — святыня, с ней не спорят.
  • Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.  
  •  Нет родителей - нет покровителей

.

  •  На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
  • Ближе матери друга нет.
  • Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
  • Дитя хоть криво, да отцу, матери мило.
  • Поперёк батьки  в пекло не суйся.
  • Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
  • Нет родителей - нет покровителей

  6-я заповедь: «Не убивай».

  •    Сгубить легко, да душе каково.
  • Во зле жить - по миру ходить.
  • Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.
  • Сгубить легко, да душе каково?
  • И муху убить, так руки умыть.
  • Удавился, так сатане обручился.
  • На убийце кровь, кровь пути кажет.
  • Кто людям зла желает, тот болезни на себя навлекает.
  • Зол и нравом горяч – не поможет врач.
  •  Каменному сердцу здоровым не быть.

7-я заповедь: «Не прелюбодействуй».

  • Выбирай жену на целый век.
  • Где любовь, там и свет.
  • Любящих и бог любит.
  • Муж и жена - одно дело, один дух, одно тело.
  • Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

  • Где любовь да совет, там и горя нет.
  • У кого нет жены, у того нет близкого.
  • С милым мужем и зимой не стужа.
  • Сварливая жена - в доме пожар.
  • Не мил и свет, коли  милого нет.
  • Любовь не знает мести, а дружба — лести.

8-я заповедь: «Не кради».

  •   Без спроса взял, да не сказал - так украл.
  • Воровство - последнее ремесло.  
  • Не украл, так взял, а вором стал.
  • Вор ворует, а мир горюет.
  • Украсть - в беду попасть.
  • Заработанный сухарь краденого пирога дороже.

  • Украдено мудрено, да будет найдено.
  • Украдешь песчинку - заплатишь полтинку.
  • Сколько вору ни воровать, кнута не миновать.
  • На воре шапка горит.
  • Лучше отдавать, чем брать.
  • Будь беден, да честен.

 9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

  • Раз солгал, а навек лгуном стал.
  • Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят.
  • Кто не врет, тот спокойно живет.
  • Лжецу и в правде не верят.
  • Меньше врется - спокойней живется.

  • Лжец - всегда неверный друг, обожжет тебя вокруг.
  • Неправдой не проживешь.
  • Лихо будет тому, кто неправду делает кому.
  • Где нет правды, там и добра нет.  
  • Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить.

 10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни села его,  ни раба его …  ничего, что у ближнего твоего».   

  • Кто чужого желает, скоро свое потеряет.
  • Злой плачет от зависти, а добрый от радости.  
  • В чужих руках пирог велик, а как нам достанется, мал покажется.
  • На чужую кучу нечего глаза пучить.
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Любит кричать воробей, что его соловьи затерли, а сам от зависти чирикать разучился.
  • Завистнику и курица соседа гусыней кажется.
  • Завистливый злее волка голодного.
  • Добрая слава лучше богатства.
  • Не коси глаз на чужой квас.

                           

                ИЛЛЮСТРАЦИИ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ИЗРЕЧЕНИЙ В ПОСЛОВИЦАХ 

   Изречению Христа  «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» [Евангелие от Иоанна 15,13]  близки по смыслу пословицы:

  • Сам погибай, а друга выручай.
  • Друзья познаются в беде.
  • Товарищ за товарища в огонь бросится.
  • Где дружбой дорожат – там враги дрожат.

Смысл изречения "Не судите по наружности" [Евангелие от Иоанна 7,24]  передают пословицы:

  • Не все, что серо, волк.
  • Не все то-золото, что блестит.
  • С виду - малина, а раскусишь - мякина

Слова Господа Иисуса Христа  во время его искушения дьяволом: «Ни хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»  [Евангелие от Матфея 4,4 ] нашли отражение в пословице:  Не хлебом живы, молитвою.

В русском языке есть масса пословиц, передающих смысл библейского изречения из Нового  Завета «Вынь сначала бревно из глаза своего и увидишь, как достать сучок из глаза брата своего» [Евангелие от Матфея 7,3]: 

  • В  своём  глазу бревна не видит, а в чужом соринку разглядит.
  • В чужом глазу сучок велик.
  • В чужих руках ломоть велик.

Изречение « Не судите и не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы»[Евангелие от Матфея 7,2],очень популярное в народе, отражают пословицы:  

  • Без рассуждения не твори осуждения
  • В мыслях неправых не жди советов здравых.

 Слова Христа «Затвори дверь твою, помолись Отцу твоему... и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» [Евангелие от Матфея 6,6]  абсолютно точно передаёт пословица:

  • Молись втайне – воздастся въяве.

«Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» [Евангелие от Матфея 7,17]

  • От худого семени не жди доброго племени.

«Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» [Евангелие от Матфея 7,19]

  • Худое дерево с корнем вон.

  Смысл изречения «Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» [Евангелие от Матфея 10,26] очень точно передают пословицы:

  • Шила в мешке не утаишь.
  • Все тайное становится явным.

Слова Христа «Терпением вашим спасайте души ваши» [Евангелие от Луки 21,19] отражает пословица:

  • Бог терпел и нам велел.

        

        


[1] Коринфский А.А. «Народная Русь»//Источник информации - Электронная библиотека-            http://www.booksite.ru/fulltext/kor/inp/hsky/index.htm


Поделиться:

Сказка "12 месяцев". История и современность

Как напиться обезьяне?

Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?

Рождественский венок