• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Учебно-исследовательская работа по основам мировых религиозных культур на тему: «Добро и зло в религиях мира»

Опубликовано Вожжова Виктория Александровна вкл 21.08.2018 - 12:30
Вожжова Виктория Александровна
Автор: 
Крутевич Ангелина

Цель:

  • рассмотреть соотношение добра и зла в мире.

Задачи:

  • определить добро и зло как категории этики, как понятия морального сознания;
  • расширить знания о таких качествах, как добро и зло;
  • формировать представления о добре и зле в разных религиозных культурах;
  • подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_i_zlo._krutevich_angelina_avtosohranennyy.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3

 сл. Большая Орловка  Мартыновский район Ростовская область  

Учебно-исследовательская работа по основам мировых религиозных культур на тему:

«Добро и зло в религиях мира»

Авторы: ученица 4а класса Крутевич Ангелина.

Руководитель:  учитель начальных классов Вожжова Виктория Александровна.

сл. Больщая Орловка

2018

Оглавление

                                                                                                                                    Стр

 I. Введение.    

 1.1. Цель работы …………………………………………………………………………3                      

 1.2. Задачи ………………………………………………………………………………..3    

 1.3. Объект исследования ……………………………………….……………………....3      

 1.4. Гипотеза ……………………………………………………………………………...3    

 1.5. Методы исследования  …………………………………….………………………..3

II. Основная часть

2.1. Что такое  добро  и зло?...............................................................................................4-6

2.2. Энциклопедия мудрых мыслей……………………………………………………...6-7

2.3.Понятия добра и зла в религиях мира……………………………………………….7-10

  • Библия о происхождении добра и зла.
  • Обозначение добра и зла в христианстве.
  • Обозначение добра и зла в иудаизме.
  • Обозначение добра и зла в исламе.
  • Обозначение добра и зла в буддизме.

III. Практическая часть

3.1. Тест «Добрый ли я»…………………………………………………………………..10

3.2. Анкетирование и результаты анкетирования………………………………………10-11

3.3. Дерево добрых дел…………………………………………………………………...11-12

IV.  Выводы……………………………………………………………………………….12-13

V.    Список литературы…………………………………………………………………13

VI.    Приложение…………………………………………………………………………14-17

  1. Введение.

Когда я готовилась к уроку «Основы мировых религиозных культур» по теме: «Добро и зло», то в интернете нашла притчу «Два волка». Предлагаю вам прослушать её.

 Слайд 1. ПРИТЧА

Я задумалась над вопросами: что означают понятия добро и зло, почему о добре помнят, а зло стараются забыть, что порождает добро и зло, какой он, добрый человек, в чем выражается доброта, как стать добрым человеком?

Слайд 2. Так возникла тема моего исследования «Добро и зло в религиях мира».

Слайд 3.

Цель:

  • рассмотреть соотношение добра и зла в мире.

Задачи:

  • определить добро и зло как категории этики, как понятия морального сознания;
  • расширить знания о таких качествах, как добро и зло;
  • формировать представления о добре и зле в разных религиозных культурах;
  • подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела.

Объект исследования: добро и зло.

Гипотеза:

  • если ребята будут знать о понятиях добра и зла, то будут добрее.

Методы исследования:

  • наблюдение;
  • сбор необходимой информации;
  • анкетирование;
  • анализ, обобщение.

II. Основная часть

Слайд 4.

2.1. Что такое  добро  и зло?

    Чтобы узнать, что такое добро и зло я обратилась в библиотеку. В библиотеке из энциклопедий, словарей  я узнала следующее:

  • Словарь С.И. Ожегова.

ДОБРО 

  1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.).
    ЗЛО 
    1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только зло. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3ло берет. Иметь (держать) зло на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.)

Слайд 5.

  • Большая Советская энциклопедия.

Добро и зло - нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.

Слайд 6.

  • Словарь Д.Н. Ушакова.

ДОБРО, добра, мн. Нет, ср.

1. Положительное начало в нравственности, противоп. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте.

2. То, что хорошо, полезно, приятно. Добра вам, добра желаю. Из этого добра не выйдет. Нет худа без добра. Пословица. От добра добра не ищут. Пословица.

3.Доброе дело, добрые поступки. Делать много добра.

ЗЛО

1. Дурное, греховное, вредное; противоп. добро. Причинить Зло. Сделать Зло. Большое Зло. Платить злом за добро. Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое Зло. Пушкин.

2. Беда, напасть, несчастье (книжн. устар.). Это Зло еще не так большой руки. Крылов. Из двух зол выбирать меньшее.

3. Злость, злое чувство, досада, преимущ. в выражениях: со зла; Зло берет, взяло или разбирает кого (разг.). Я дал слово, в ту же ночь, к вам не ходить никогда и пришел к вам вчера поутру только со зла, понимаете вы, со зла. Достоевский. Зло меня берет, когда вспомню свою оплошность.

Слайд 7.

Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей: добра и зла, белого и черного.

Правая половина тела - добрая. Неслучайно говорят наше дело правое, справедливо. Верующие люди говорят, что за правым плечом находится ангел-хранитель. И все приметы, связанные с правой стороной, положительные: правый глаз чешется - хорошего человека видеть, правая рука - с хорошим человеком здороваться, правая ступня - к хорошей дороге.

   А вот левая сторона человека - темная, за левым плечом скрывается черт-искуситель. И приметы не очень приятные: левый глаз чешется - плакать, левая рука - деньги отдавать, левая ступня - к плохой дороге. И не случайно, когда мы задумываем хорошее дело, плюем через левое плечо, на черта.

Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу.

Добро и зло
Два разных направленья
Которые враждуют многие века
Не устают выказывать сопротивленья,
Пусть даже участь одного из них предрешена
Сомкнутся силы две в борьбе
Исход её всегда не зная
Так будет вечно на земле
Пока живут одна, другая

Слайд 8.

2.2. Энциклопедия мудрых мыслей.

Проблема добра и зла волновала человечество всегда и лучшее доказательство

этого высказывание великих мыслителей.

  • «Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям»

Л.Н. Толстой

  • «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»

Л.Н. Толстой

  • «Только сойди с пути добра — и не успеешь опомниться, как завязнешь в зле»

Л.Н. Толстой

  • «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»

В. О. Ключевский

  • «Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимете всю прелесть жизни»

Ж.-Ж. Руссо

  • «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней»

О. де Бальзак

  • «Злой человек вредит самому себе прежде, чем вредит другому»

В. Гюго

  • «Всякое доброе дело несёт награду в самом себе»

А. Дюма

  • «Делайте, что и как можете: только любите добро, а что есть добро — спрашивайте у совести»

Н. Карамзин

  • «Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и
    горем, там нет различия и между добром и злом. Добро - это утверждение; зло - отрицание стремления к счастью»

Л. Фейербах

Слайд 9.

2.3.Понятия добра и зла в религиях мира.

Я ознакомилась с религиозной литературой, прочитала страницы учебника «Основы религиозных культур и светской этикой. Основы мировых религиозных культур» и пришла к выводу, что вопросы добра и зла всегда волновали человечество, разные религии по-своему отвечали на них.

           В древних религиях многих народов существовали добрые и злые духи, боги, равные по силе, появившиеся одновременно с миром.

           Древние греки считали, что на Земле существовало только добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.

Слайд 10.

  • Библия о происхождении добра и зла.

Первые люди Адам и Ева жили в раю. Они знали Бога лично и постоянно общались с ним. Человек должен был управлять миром, был прекрасен и бессмертен. Все дозволялось человеку, кроме одного: нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Дьявол, принявший образ змея, убедил Еву попробовать запретный плод. Нарушив волю Господа, Ева согрешила. Потом она дала попробовать плод и Адаму. Связь между Богом и людьми прервалась. Люди перестали быть бессмертными и были изгнаны из рая. Еве было определено в болезни рождать детей и находиться в подчинении у мужа. Адаму было назначено в поте лица трудиться все дни его жизни. Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением. Первородный грех – это первый грех, который совершили Адам и Ева. В дальнейшем люди уже потеряли прямую связь с Богом и были открыты для воздействия зла. Даже ветхозаветные праведники не могли исцелить человека от первородного греха. Нужен был Спаситель, который искупил бы человеческие грехи и освободил людей от власти зла.

Слайд 11.

  • Обозначение добра и зла в христианстве.

      Бог никогда не забывал о человеке. Его любовь к раскаявшемуся грешнику не знает границ. Не случайно одно из значений слова “грех” - ошибка, погрешность. Об отношении Бога к грешному человеку написано в Евангелии

    В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!”

Слайд 12.

  • Обозначение добра и зла в иудаизме.

   В представлении  иудаизма, борьба добра и зла происходит в человеке постоянно. Поэтому задача иудея - бороться со злым  началом в своей душе.  И если невозможно достичь полной победы (это удаётся лишь праведникам), то можно хотя бы уменьшить количество зла. Свобода выбора между добром и злом и ответственность за свои поступки -  величайший дар, полученный человеком от Всевышнего.

   Тора учит евреев великому искусству творить добро, делиться добром с другими людьми. Если мы умножим в мире силы добра, мы  изменим окружающий мир.

   При этом понятно, что человек может совершить и злой поступок. Можно ли это исправить?  Для исправления существует раскаяние. Проси прощения у Бога и живи по заповедям Бога.

   В иудаизме считается, что в завершение истории еврейским народом будет править Мессия, который принесёт ему избавление от всех бед, а всему человечеству — мир и благоденствие.

Слайд 13.

  • Обозначение добра и зла в исламе.

   Мусульмане считают, что добро и зло существуют в мире по воле Бога. Он указал в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путём добра и справедливости.

Добро – то, что приносит пользу окружающим. А что оно даёт тому, кто его совершает? «Если вы творите добро, то совершаете его для себя» (из Корана). Это означает, что добро всегда отзовётся добром. Добро возвратится к вам, может быть, даже не от того человека, кому вы помогли.

   Зло – то, что приносит людям страдания, горе и слёзы. Тот, кто приносит зло другим, причиняет его и себе. И оно вернётся к тому, кто заставляет страдать других.

«Будьте братьями, помогайте друг другу, не обижайте людей, не ссорьтесь» (из Корана)

   Поэтому для мусульман важно, чтобы человек верил в Бога, пославшего Коран. Вера в Единого Бога и следование его предписаниям даёт человеку право надеяться на избавление от ада. Добрые дела, которые совершает человек, а также искреннее раскаяние искупают его грехи.

Примеры из Корана: нужно всегда и со всеми быть приветливым, терпимым и не осуждать людей; плохо поступает тот, кто насмехается, издевается над другими людьми, злословит, сплетничает. «Стягиваются раны от копья, но не заживают те, которые нанёс язык».

   Воздаяние: мусульмане верят, что Бог окончательно решит судьбу людей в Судный день в зависимости от того, как они вели себя в земной жизни. Верующим он обещает вечное блаженство в раю, а неверующим — вечные муки ада.

Слайд 14.

  • Обозначение добра и зла в буддизме.

Для буддистов зло – действия, которые увеличивают страдания. Добро - действия, которые уменьшают страдания.

Зло — это страдание, которым пронизана вся жизнь: муки рождения (ведь ребенок всегда плачет, когда входит в этот мир), болезни, ссоры с близкими, разлука с любимыми людьми, невозможность достичь поставленной цели и, наконец, старость и смерть. Буддисты верят, что душа бесконечное число раз рождается в этом мире в облике разных существ и каждое новое перерождение продлевает и увеличивает страдание. Поэтому подлинное спасение для буддиста — это именно освобождение от страдания.

   Для достижения спасения необходимо уничтожить в себе ненасытную жажду желаний, отказаться от суетного мира. Тогда наступит просветление и перерождения души прекратятся. Такое состояние непроходящего покоя и удовлетворённости в буддизме именуется «нирвана».

   Для достижения нирваны нужно идти путем добра. Путь добра: забота о других, доброта, сострадание, щедрость, правильная речь - воздержание от лжи, сквернословия, грубых выражений... Слова не должны причинять вред другим. «Никому не говори слов, переданных сплетником, хотя поверишь ему. Поступишь разумно, если, не выронив из уст, удержишь те слова в душе» (из «Дхаммапады»).

   Путь зла отдаляет нирвану: убийство, воровство, гнев, ложь, грубость... Одно из самых плохих деяний в буддизме - это гнев. Состояние гнева Будда сравнивал с ситуацией, когда  человек голыми руками собирает раскалённые угли и бросает их в другого человека. В результате боль испытывают оба. Обычно гнев возникает из чувства обиды и боли. Мы думаем, что если ответим на обиду, то испытаем облегчение. Но это совершенно не так. Отвечая злом на зло, мы испытываем ещё больше боли. Гнев обычно вызывается каким-нибудь пустяком, однако его последствия поистине ужасны. Лучшее противоядие от гнева, считают буддисты, — сострадание и доброта к тем, кто вызвал в нас гнев.

III. Практическая часть.

Слайд 15.

3.1. Тест «Добрый ли я» 

Пообщавшись с одноклассниками, я заметила, что они ценят доброе отношение к себе и решила проверить, а на сколько они добры к другим. Я провела тестирование «Добрый ли я». (Приложение 1.)

(см. Диаграмму 1 «Добрый ли я»)

В опросе участвовали 20 человек.

14 человек стараются быть добрыми со всеми, у них много друзей, они умеют общаться с людьми и быть любезными. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь.

Для 6 человек – доброта вопрос случая, добры они далеко не со всеми. Это не так уж плохо, но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

3.2. Анкетирование и результаты анкетирования

 Прежде, чем приступить к творческой работе я решили провести в классе анкетирование. Обучающиеся 4а в ходе анкетирования должны были ответить на следующие вопросы:

1.Верите ли вы в добро?

2.Каковы истоки вашей доброты?

3. Часто ли вы совершаете добрые поступки?

(Приложение 2.)

В ходе анкетирования были получены следующие результаты.

На вопрос № 1. Верите ли вы в добро?  - 20 ученика ответили «Да».

 Слайд 16.

 На вопрос № 2. Каковы истоки вашей доброты? - было предложено 3 варианта ответов, здесь мнения ребят разошлись:

 8 - семья,

 7 – школа,

 5 – общество.

(см. Диаграмму 2 «Истоки вашей доброты?»)

Слайд 17.

На вопрос № 3. Часто ли вы совершаете добрые поступки? – ответы также были неоднородными:

Часто – 12,

Иногда –8,

Почти никогда – 0.

Данные также представлены в виде круговых диаграмм.

(см. Диаграмму 3 «Часто ли вы совершаете добрые поступки?»)

3.3. Дерево добрых дел

Достается недешево 
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог? 

Этой мерой измерятся 
Все земные труды...
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету? 
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету  
Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей  
Жизнь спасаешь кому?  
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.  
  (Л. Татьяничева)

Слайд 18.

С одноклассниками мы решили изготовить в классе творческую поделку «Дерево добрых дел», на котором каждое сердечко – сделанное нами - доброе дело. Чтобы украсить нарисованное дерево бумажными сердечками, ребята сначала должны были вспомнить, а какое доброе дело они совершили в недавнее время? Написав на сердечках ответы, ребята приклеивали их к ветвям. И вскоре дерево обрело роскошную крону: «Я покормила голодных птичек», «Я помогал папе ремонтировать забор», «Я каждый день помогаю маме присматривать за младшим братиком», «Я помог своему другу решить задачу», «Я ходила к бабушке и помогала ей убирать в комнате», «Мы вместе с классом ходили к памятнику Неизвестного солдата собирать листву», «Вместе с одноклассниками посещаем Дом - интернат для престарелых и инвалидов – готовим поделки, участвуем в концертах», «Выступаю в ДК сл. Б-Орловка на всех праздниках»…  Сколько сердечек на дереве – столько добрых дел! Ребята удивились, как много добрых дел они сделали.

(Приложение 3. Дерево добрых дел.)

  1. Выводы

В моем исследовании я ответила на вопрос, что означают понятия «добро» и «зло», рассмотрела соотношение добра и зла в мировых религиях мира.  Убедилась, что люди хотят видеть рядом добрых людей, но и сами совершают немало добрых поступков.    Подводя итог моего исследования, хочу верить, что оно принесёт большую пользу. Мои одноклассники уже другими глазами посмотрят на окружающий мир, станут внимательнее и добрее друг к другу.

ПОМНИТЕ:

           Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

           Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:

 Слайд 19

Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -   Твори добро. 

Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -   Твори добро.  

Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -   Твори добро.  

Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -   Твори добро.  

Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,  

Ибо никто не властен над твоим добром. 

Слайд 20. Спасибо за внимание!

  1. Список литературы
  1. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. - Москва, АСТ, 2014 г.
  2. Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка.- М.: Альта-Принт, 2005. — 1216 с.
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007
  4. Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ -  Ростовское книжное издательство, 1978.
  5. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.

А. Л. Беглов, Е.В. Саплина. –М.: Просвещение, 2010.

  1. https://www.metod-kopilka.ru
  2. http://infourok.ru
  3. https:// yandex.ru/images


Поделиться:

Самый богатый воробей на свете

Упрямый зяблик

Лиса и волк

Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)

Финист - Ясный сокол