• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа

Опубликовано Леонова Светлана Терентьевна вкл 27.08.2018 - 10:24
Леонова Светлана Терентьевна
Автор: 
Леонова С. Т.

Научно-исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Концепт «семья» в русской литературе XIX века и бурятской литературе XX века (по роману М. Е. Салтыкова-. Цыбенова Эля, 2022 г.23.95 КБ
PDF icon foto_publ_2022_tsybenova.pdf194.6 КБ
PDF icon publ_tsybenova_2.pdf286.56 КБ
PDF icon publ_tsybenova_3.pdf243.13 КБ
PDF icon ПОДВИГ ВО ИМЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ: к 75-летию ПОБЕДЫ в ВОВ (по повести В. Быкова «Сотников»), Мурзина В., 2020400.51 КБ
PDF icon Тема работы: «Влияние использования неологизмов на устную и письменную речь», Беломестнова Д. , 2019434.81 КБ
PDF icon Современный молодежный жаргон. Эрдынева З., 2018 г.256.53 КБ
PDF icon Научно-исследовательская работа "Влияние неологизмов" Верхотурова К., 2017 г.357.3 КБ
PDF icon Презентация к работе "Влияние неологизмов"490.75 КБ

Предварительный просмотр:

Концепт «семья» в  русской литературе XIX века и бурятской литературе XX века (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и рассказу Ц.-Д. Хамаева «Материнское сердце»)

Цыбенова Эльвира Амгалановна,

студент  I  курса,

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»,

Руководитель: Леонова Светлана Терентьевна

Sleonova.bttiet@gmail.com

       Актуальность

       Семья представляет собой одну из наиболее древних форм социальной общности людей, более раннюю, чем государство и тем более нация. Социальная значимость семьи несомненна. Жизнь семьи протекает как в материальной, так и духовной сферах, именно в ее рамках сменяются поколения людей, в ней человек рождается. В  последнее время много говорят о трансформации семьи, даже о кризисе семьи как социального института.  Семья, ее формы и функции напрямую зависят как от общественных отношений в целом, так и от достигнутого в то, или иное время, уровня нравственного  развития человека.

       Гипотеза исследования состоит в предположении, что в каждой семье существует модель взаимоотношений, которая дает человеку возможность ориентироваться в процессе жизнедеятельности, тем или иным образом,  определяя  дальнейшую судьбу  человека.

     Цель исследования:  исследовать концепт «семья» в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и в рассказе   Ц.-Д. Хамаева  «Материнское сердце».

      Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:

дать определение понятия «концепт»,

рассмотреть образ матери,    взаимоотношения мать – дети,  дом в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»,

рассмотреть образ матери,     взаимоотношения мать – дети,  дом   в рассказе   Ц.-Д. Хамаева  «Материнское сердце»,

определить нравственно-этические ориентиры, которыми руководствуются герои,  выявить модель взаимоотношений в семьях и ее влияние на судьбу  человека.

    Объект исследования: русская литература XIX века и бурятская литература XX  века.

    Предмет исследования: концепт «семья» в романе  М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и в рассказе    Ц.-Д. Хамаева  «Материнское сердце».

      Основными методами исследования являются: теоретические методы: анализ и синтез, практические методы -  анализ художественных произведений, сопоставление.

     Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

    В современной науке  понятие «концепт»  связывается с культурой, национальной картиной мира.   Концепт – идея, отражающая универсальный художественный опыт; мифологическое, религиозно-философское, культурно-историческое знание о мире. Концепт – идея, отражающая универсальный художественный опыт; мифологическое, религиозно-философское, культурно-историческое знание о мире.

     Художественный концепт -  словесная форма  национального сознания и видения мира. Художественный концепт связан с  личным восприятием человека и социальным опытом  человечества.

    Концепт -  это как бы сгусток  культуры в сознании  человека, и, с другой стороны, концепт -  это то,  посредством  чего человек – рядовой  человек, обычный человек, «не творец культурных ценностей» сам входит  в культуру, а в некоторых случаях  влияет на нее. [8, с. 15].

    Обращаясь  к труду  П. А. Сорокина «Социальная роль семьи и  школы» можно  отметить, что семья «является  первым и решающим  воспитателем, учителем  школой» [7, с. 24].

 Народ, государство, имеющие крепкие семьи  непобедимы.  Анализируя  русские  пословицы:  «С доброй женой  горе – полгоря, а радость  вдвойне», «С милым мужем   и зима  не стужа», «Семья  крепка ладом», можно отметить в крепкой семье силен мир, народ, а в тех, где разлад, там нет и мира. Народная  мораль, этика на стороне  крепкой семьи.

     Семья, дом  - ключевые   в традиционной  русской и бурятской культурах. М. Е. Салтыков-Щедрин семью считал одним из главных оплотов государства.

В романе  «Господа Головлевы»  изображена семья — не та опора государства, на которую уповал автор, а полная противоположность ей.

      В центре романа колоритный образ Арина Петровна - глава семьи, «властной барыни». Она руководит хозяйством и воспитанием детей. Главный нерв  всего существования Арины Петровны – расширить  имение, «округлить»  капитал ради семьи, ради ее   укрепления и благоденствия. А на самом деле  семья не упрочивается, а распадается, гибнет. В первых главах романа  Арина Петровна  изображается чем-то вроде самодержицы, которая по своему  произволу-хотению милует и казнит  «подданных», ближних и дальних, родных  и неродных. [4, с. 142].  У Арины Петровны была «слишком холостая натура», чтобы она могла видеть в семье, в детях что-нибудь, кроме  лишней обузы, и они не затрагивали  ни одной струны  ее «внутреннего существа». Дети делятся на «постылых» и «угодных», имеют прозвища «Степка-балбес», «Иудушка-кровпивушка», «откровенный мальчик». Отношения матери с детьми строятся на боязни, покорении, унижении:

     С образом  матери, женщины  связана категория  «дома».  Категория дома  в романе представлена  через замкнутое пространство, похожее на гроб, которое влияет на сознание, живущих в нем людей:

       Сатирик разоблачает бессмысленность накопительства, полную пустоту помещичьей жизни, не основанной на любви, доверии, уважении. [5, с. 13])

 Отсутствие духовных интересов, невежество характеризует семейный быт Головлевых. Праздность, паразитизм - причина разложения семьи. На примере семьи Головлевых Салтыков-Щедрин показал, как нравственные изъяны ведут семью к гибели.

        Напротив, повседневная, будничная жизнь простых людей  благодаря достигнутому художественному мастерству приобретает полновесность и самодостаточность, особую поэтичность и притягательность  в рассказе Ц-Д. Хамаева   «Материнское сердце».  Образы природы, родного улуса, события разворачиваются весной, как олицетворение новой жизни.  Рассказ, где горькая жизнь героини, преображается с появлением ребенка, пусть не своего кровного, а  русской женщины Фени, неизвестно откуда приехавшей в улус Амгалан, «словно солнце стало больше в доме Дулгудай. И солнце  в доме женщины будет теперь светить  двоим -  ей и ее сыночку…» [9, с. 34].

Героиня интуитивно чувствует, что это ее сын.   «Испокон веков сложился бурятский обычай: дитя – существо святое. Самое доброе дело, содеянное на земле,- вырастить человека. Будь то родственник или  вовсе чужой,  если попал в бурятскую семью – стал, значит своим».

Взаимоотношения Дулгудай  с Бадангаем    показывают  красоту человеческих отношений, открыты универсальному осмыслению жизни.

Примечательно, что спор традиционного бурятского, восточного по своей природе сознания и мышления новой эпохи своеобразно воплотился в трактовке женских образов рассказа. [8, с. 5].

  Феня представляет собой тип активной, смелой, деятельной женщины. Другой же женский тип также восходит к традиции —нежного, ласкового образа красавицы и мастерицы, со смирением принимающей свою участь и судьбу — таковы Дулгудай  и Чимитсу. [1, с. 48].

 В семье Дулгудай же все мирно и спокойно. Героиня воспитала достойного сына Бадангая. Дом – обновился, прибрался, принарядился, будто к празднику, уютно стало в доме.

От рассказа «Материнское сердце» веет тихой радостью, душевным покоем, читая его,  приходишь в состояние равновесия, гармонии.

       В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

- Семья представляет собой одну из наиболее важных форм социальной общности людей,

- Жизнь семьи протекает как в материальной, так и духовной сферах, именно в ее рамках сменяются поколения людей, в ней человек рождается, формируется  его ценностное отношение  к жизни,

- В семье существует модель взаимоотношений, которая дает человеку возможность ориентироваться в процессе жизнедеятельности, хранительницей очага является  мать – в случае, если  женщину волнуют исключительно  вопросы материального  характера,  ее семья, дети подвергаются нравственному, духовному и физическому распаду, разложению, вымиранию, полному окостенению – в этом  источник страшной  для человека трагедии,

- Доброе начало человека воспитывается  матерью, гармоничные отношения в семье  формируют позитивную общественную позицию.

Список использованной литературы

  1. Балданов С.Ж. Бурятская литература: современное состояние, проблемы и перспективы // Байкал. 2006. № 1.  172 с.
  2. Покусаев Е.  И. «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина, М.,1975,С.117.
  3. Проскурина Т.Д. Семья в произведениях русских писателей: Учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - 236 с.
  4. Ракитина Л.М. К вопросу о евангельских мотивах в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Филологические исследования. - Вып.3. - Донецк, Юго-Восток, 2001. - С.140-148.
  5. Салтыков-Щедрин М. Е. «Господа Головлевы», М., 2003,163с.
  6. Санжадаева Г. С. О концетрической методике или об  усвоении «языка культуры» //Мастер – класс учителя словесника, Улан-Удэ, 2010.
  7. Сорокин П.А. Социальная роль семь и школы. / Педагогическое наследие русского зарубежья (20-е годы). Сост.  Алексеев П. В. – М., 1993.
  8. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования – М., 1997, 130с.
  9. «Чистое небо Забайкалья»: сборник расказов/ Ц.-Д. Хамаев «Материнское сердце», Улан-Удэ, 1973,151 с.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Поделиться:

Рисуем лошадь акварелью

Знакомимся с плотностью жидкостей

Пока бьют часы

Сказка об осеннем ветре

Рисуем подснежники гуашью