Исследовательская работа ученика 3 класса
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_muzyke.docx | 46.77 КБ |
Математика в музыке
Аннотация
Каждый человек в своей жизни, так или иначе, сталкивается и с математикой, и с музыкой. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков и открываем в ней совершенство, простоту и гармонию. Решая же математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. Музыка и математика – родные сестры. Как же мир звуков и пространство чисел связаны друг с другом? Что общего в столь разных науках?
Целью работы стало найти и показать взаимосвязь между математикой и музыкой.
Для этого были поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
- изучение и анализ информации;
- наблюдение;
- анкетирование;
- анализ и сравнение полученных данных.
При помощи анкетирования и изучения ресурсов Интернета, а также справочной и учебной литературы, были рассмотрены понятия, встречающиеся и в математике, и в музыке.
На основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
Математика в музыке
План исследований
Исследовательскую деятельность начал с того, что составил план своей работы, в котором было предусмотрено:
Была выдвинута гипотеза:
могу предположить, что математика и музыка связаны друг с другом, занятия музыкой помогают изучению математики.
Начальным этапом проекта было посещение библиотеки, был проведён подбор и изучение литературы по теме « Математика и музыка».
На втором этапе было проведено анкетирование одноклассников и обучающихся музыкальной школы на предмет увлечения математикой и музыкой, с целью выяснения взаимосвязи между данными предметами и рассмотрения понятий, встречающихся как в математике, так и в музыке.
На вопрос:
- Нравятся ли вам уроки математики в школе?
Из 37 опрошенных:
34 человека ответили – да
3 человека – нет
На вопрос:
- Нравятся ли вам уроки музыки в школе?
Ответили следующим образом:
33 человека сказали – да
4 человека – нет
Когда был задан вопрос:
- Считаете ли вы, что между математикой и музыкой существует связь?
Были получены следующие результаты:
30 человек ответили – да
4 человека – нет
3 человека – затрудняются ответить
Из этих 30 человек на дополнительный вопрос:
- Если да, то какая?
Указали следующее:
- ритм;
- счет.
На вопрос:
- Как вы думаете, способна ли музыка развивать математические способности?
Большинство опрошенных (32 человека) считают что способна. И лишь 5 человек ответили на этот вопрос отрицательно.
По полученным результатам был сделан вывод и составлены диаграммы. ( Приложение IX )
Третьим этапом стал поиск понятий, встречающихся и в математике, и в музыке.
На четвёртом этапе сделан анализ собранного материала и данных, полученных в ходе анкетирования.
На заключительном этапе собранный материал привел в систему, было проведено сопоставление гипотезы и полученного результата исследования, подведены итоги исследования.
Математика в музыке
Описание
Дважды два – четыре,
Дважды два – четыре,
А не три, а не пять – это надо знать!
Дважды два – четыре,
Дважды два – четыре,
А не шесть, а не семь – это ясно всем!
Трижды три навеки – девять,
Ничего тут не поделать!
И нетрудно сосчитать,
Сколько будет пятью пять!
Пятью пять – двадцать пять!
Пятью пять – двадцать пять!
Совершенно верно!
сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского.
Вслушайтесь в эту веселую песенку. Она не просто веселая. Вы никогда не задумывались, что с помощью этой песенки можно легко запомнить некоторую часть таблицы умножения?
Я учусь в 3 «Б» классе школы №4 . Мне нравятся многие школьные предметы, но одним из самых интересных, хоть многим и нелегко дающихся, является математика – царица всех наук. Как же здорово иногда поломать голову над задачками и головоломками! Математические знания для меня нужны и важны, так как я собираюсь продолжить обучение в физико-математическом классе.
А еще я учусь во втором классе музыкальной школы и музыка - это мое самое любимое увлечение. Порой мне кажется, что она каким - то образом помогает мне в изучении математики, и наоборот, математика помогает мне быстрее и успешнее развиваться в музыке. Каждый человек в своей жизни, так или иначе, сталкивается и с математикой, и с музыкой. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков и открываем в ней совершенство, простоту и гармонию. Решая же математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. А вас никогда не посещала мысль, что мир звуков и пространство чисел тесно связаны друг с другом? Что общего в столь разных науках?
Цель работы:
Найти и показать взаимосвязь между математикой и музыкой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать информацию по теме исследования.
2.Сравнить материал, изучаемый в музыкальной школе и материал, изучаемый в общеобразовательной школе на уроках математики.
3. Выяснить в чем сходство математики и музыки.
4. Сформулировать выводы.
Методы исследования:
Гипотеза:
Могу предположить, что математика и музыка связаны друг с другом, занятия музыкой помогают изучению математики.
В музыкальной школе я учусь по классу баяна. А еще играю в ансамбле ложкарей.
( Приложение I)
На первых же уроках сольфеджио – так называются уроки музыкальной грамоты – я, как и другие ученики музыкальной школы, сразу же столкнулся с математикой.
В математике нужно считать. Оказывается и в музыке – тоже!
7 нот, 5 линеек нотного стана, интервалы.
А ноты-то все разные. Одни коротенькие совсем, другие длинные.
Оказывается, музыкальные произведения соединяют, на первый взгляд, несовместимые вещи: звуки и математический расчёт. Да, именно благодаря музыке мы можем услышать высокий и низкий звук, протяжное и отрывистое звучание, мы можем двигаться вверх и спускаться вниз по ступенькам звукоряда, пропевая гамму. Звуки любят счет!
Так в 5-6 лет ребята, которые занимаются музыкой, узнают, что ноты и что-нибудь другое может делиться. В школе деление, конечно, тоже изучается, но только в 8-9 лет, в конце второго класса. Чтобы записать слова – мы используем буквы, чтобы записать числа – цифры, а музыку – ноты.
Рассмотрим понятия, встречающиеся и в математике, и в музыке.
1. Длительность.
При записи мелодии, звуки имеют свою длину - длительность. Здесь и происходит сопоставление целого числа и целой длительности, дробного числа и длительности коротких нот, записываемых при помощи дроби.
Сопоставление целого числа и целой длительности можно рассмотреть на примере торта.
( Приложение II)
Ноты записываются с помощью знаков, а их протяженность определяется длительностями, математическим счетом.
Не зная математических понятий, не умея различать дроби, не умея сравнивать их, невозможно было бы сыграть некоторые музыкальные произведения.
Причем, заметьте, тему «Дроби» в школьном курсе математики мы еще не изучали. А я уже имею о них представление. И уверен, что эти знания мне помогут при изучении данной темы.
2. Параллельности.
В математике существует понятие параллельности (параллельные прямые, которые никогда не пересекутся). И в музыке, как и в математике, тоже есть понятие параллельности. Параллельные тональности, а ещё линии нотного стана всегда параллельны, то есть, никогда не пересекаются. ( Приложение III)
Параллели можно найти не только в нотной записи, но и в самом звучании музыки. Например, одну и ту же мелодию можно исполнить одновременно двумя голосами, т.е. в унисон (например, мужским и женским голосом). Женский будет звучать в верхнем регистре, мужской голос - в нижнем, а звучать они будут параллельно. Параллельно могут звучать голос и фортепианное сопровождение со сдвигом на октаву.
3. Последовательность.
Очень часто в математике мы встречаемся с понятием – последовательность.
Так на уроках математики, начиная с первого класса, часто предлагаются задания по определению последовательности, которые нам с ребятами очень нравится выполнять.
1 класс
- Продолжи этот ряд, чтобы получилась правильная последовательность.
ͦ + ͦ + … или О Р М О …
- Раскрась бусы до конца.
2 класс
- Продолжи ряд на 3 числа:
А) 20, 40, 60, …
Б) 23, 34, 45, …
В) 8, 87, 876, …
3 класс
- Проведи последовательно окружности с центрами в данных точках и радиусом в 2 см. Раскрась получившийся узор.
. . . . . .
Все музыкальные произведения тоже записываются нотами в определенной музыкальной последовательности. ( Приложение IV)
Также на занятиях в музыкальной школе, мы в качестве распевок и для развития артикуляционного аппарата, разучиваем скороговорки и считалки. Во многих из них перечисляется натуральный числовой ряд, а ритм, присутствующий в них, способствует их запоминанию. Происходит тренировка памяти и одновременно закрепление последовательности чисел.
4. Противоположность.
В математике существуют противоположности:
- отрицательное число – положительное число,
- плюс – минус,
- деление – умножение,
- четное число – нечетное число,
- больше – меньше.
В музыке так же существуют пары противоположностей, основной из которых является «медленно – быстро». Эта пара играет очень важную роль в исполнении музыкальных произведений: ведь существуют песни медленные и быстрые. Если изменить темп исполнения, то песня потеряет характер и смысл. Таким образом, искажая темп, можно исказить и все произведение.
Есть в музыке еще одна противоположность – высокое и низкое. Это в большей степени относится к музыкальным инструментам. Высоким звучанием отличаются, например, флейта, скрипка; низким – контрафагот, туба, контрабас. Противоположностей в музыке очень много: громкий – тихий, быстрый – медленный, длинный – короткий, многоголосие - соло, вокальное исполнение – инструментальное. ( Приложение V)
Изучая материал по данной теме, я узнал из исторической справки интересный факт, что оказывается у истоков современной музыки стоял древнегреческий ученый Пифагор (Приложение VI), он был первым, кто в математических терминах описал, что такое ноты, а также приятные и неприятные звуку созвучия. Для изучения музыкальных закономерностей Пифагор изобрел специальный инструмент – монохорд.( Приложение VII)
Мониторинг результатов анкетирования.
Для выяснения данных по теме исследования совместно с учителем я составил анкеты, с помощью которых провел анкетирование среди одноклассников и учащихся музыкальной школы.( Приложение VIII) В анкетировании приняли участие 37 человек: 22 учащихся 3-го класса, 15 учащихся музыкальной школы. Были получены следующие результаты:
На вопрос:
- Нравятся ли вам уроки математики в школе?
Из 37 опрошенных:
34 человека ответили – да
3 человека – нет
На вопрос:
- Нравятся ли вам уроки музыки в школе?
Из 37 опрошенных:
33 человека сказали – да
4 человека – нет
Когда был задан вопрос:
- Считаете ли вы, что между математикой и музыкой существует связь?
Были получены следующие результаты:
30 человек ответили – да
4 человека – нет
3 человека – затрудняются ответить
Из этих 30 человек на дополнительный вопрос
- Если да, то какая?
Указали следующее:
- ритм;
- счет.
На вопрос:
- Как вы думаете, способна ли музыка развивать математические способности?
Большинство опрошенных (32 человека) считают что способна. И лишь 5 человек ответили на этот вопрос отрицательно. ( Приложение IX)
Общаясь со своими одноклассниками и ребятами, с которыми вместе посещаю музыкальную школу, обратил внимание, что среди «музыкантов» больше таких ребят, которым легко дается математика: легче запоминается таблица умножения, проще запоминаются математические формулы.
Тогда, совместно с учителем, я провел диагностику оценок по математике детей, занимающихся в музыкальной школе. Меня заинтересовал вопрос: - А как же учатся эти ребята в начальной школе? Какие имеют оценки по математике? И вот что у меня получилось:
- из 4 одноклассников, занимающихся в музыкальной школе: за два года обучения 3 имеют «пятерки», 1 девочка «четыре»;
- из 15 учеников музыкальной школы, 13 ребят имеют «пятерки», 2 человека – «четыре».
Таким образом, данные, которые были получены в ходе моей работы над проектом и результаты анкетирования подтверждают моё предположение.
Материал, с которым я познакомился в ходе исследовательской работы, убедил меня в том, что «математика и музыка - сестры». Мне еще предстоит постичь многие тайны обеих наук. О взаимосвязях математики и музыки можно говорить бесконечно долго, открывая все новые и новые, неожиданные и часто странные, одинаковые определения, понятия и смыслы. Конечно, в данной работе была освещена лишь небольшая часть того неизведанного огромного мира связи музыки и математики, но я буду разрабатывать и дополнять мой проект.
Вывод.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась: математика и музыка тесно связаны между собой. Музыкальные и математические операции родственны. Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности.
И в заключении хочется сказать: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая». Это слова великого математика Лейбница.
Список литературы
1. Вахромеев В. «Элементарная теория музыки». – Москва: Музыка, 1966.
2. Газарян С. «В мире музыкальных инструментов». – Москва: «Просвещение», 1985.
3. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио, часть 1, Одноголосие. – Москва: Музыка, 1985.
4. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио, часть 2, Двухголосие. – Москва: Музыка, 2007.
5. Петерсон Л. Математика «Учусь учиться». 1 класс. – Москва: «Ювента», 2011.
6. Петерсон Л. Математика «Учусь учиться». 2 класс. – Москва: «Ювента», 2012.
7. Петерсон Л. Математика «Учусь учиться». 3 класс. – Москва: «Ювента», 2014.
8. Фортепиано для самых маленьких. Сборник – Москва: Музыка, 2005.
9. http://muzdarbloq.ru
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Сказка об осеннем ветре
Валентин Берестов. Аист и соловей
Красочные картины Джастина Геффри