Проектная работа ученицы 9 класса на тему "Характерные особенности архитектуры Ренессанса". В работе была дана не только общая характеристика самой архитектуры эпохи Ренессанса, но также основные ее черты были рассмотрены на примере Скуолы ди Сан-Марко в Венеции. Результатом большой теоретической работы стал чертеж самой Скуолы, выполненый ученицей.
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА: Характерные особенности архитектуры Ренессанса. | 39.27 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ город КРАСНОДАР
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 20
(полное наименование образовательного учреждения)
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА:
Характерные особенности архитектуры Ренессанса.
Работу выполнила: Казимова Э.З.
Преподаватель: Долматов Д.А.
Краснодар 2018
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….....…………….3
Глава 1. АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА …………….…………………….….4
1.1. Эпоха Возрождения. Итальянская культура эпохи Ренессанса…………...4
1.2. Архитектура Италии в период Возрождения……………………………….6
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРЫ РЕНЕССАНСА…………….8
2.1. Характеристика стиля Ренессанс……………………………………………8
2.2. Строительные особенности стиля Ренессанс………………………………9
Глава 3.ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ РЕНЕССАНСА НА ПРИМЕРЕ СКУОЛЫ ГРАНЕ ДИ САН-МАРКО В ВЕНЕЦИИ…………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….13
Список использованных источников и литературы…………………………...14
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Наш проект актуален, потому что архитектурные постройки являются неотъемлемой частью не столько современного мира, сколько исторического наследия. И до сих пор остается важным помнить историю не только нашего государства, но и всего мира. Кроме того, современные архитектурные решения, так или иначе, находят вдохновение в исторических архитектурных стилях. Знание и понимание истории архитектуры позволяет современным творцам создавать настоящие шедевры.
Цель:
Рассмотреть архитектурные постройки эпохи Ренессанс, на основе тематической литературы определить характерные особенности ренессансных сооружений на примере Скуолы Гранде ди Сан-Марко, сделать чертеж фасада одного из типичных для эпохи Возрождения зданий.
Задачи:
1. Изучить тематическую литературу по эпохе Возрождения в Италии.
2. Рассмотреть характеристику архитектуры Ренессанса в Италии.
3. Выделить отличительные черты архитектуры Возрождения на примере Скуолы Гранде ди Сан-Марко.
4. На основе полученной информации сделать чертеж Скуолы Гранде ди Сан-Марко.
Глава 1. АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА.
XV и XVI столетия в Европе – времена больших перемен: бурный рост городов и развитие ремесел. В XVI веке распадавшаяся Священная Римская Империя стала ареной антифеодальных революций. Изменение характера эпохи, происходившее во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не затрагивать особенности художественной культуры и эстетической мысли того времени.
Вместе с общественными переменами происходили перемены,связанные с духовной жизнью общества. Расцвет естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства.
Термин «Ренессанс» появился в XVI веке. Говоря об эпохе Средневековья как о простом перерыве в развитии культуры, еще Джордано Вазари — живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных «Жизнеописаний» наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих писал о «возрождении» искусства Италии[1].
Этот термин возник на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической архитектуры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни[2]. Понятие «Возрождение» означало изначально не в такой степени название всей эпохи, в какой сам момент возникновения нового искусства, который приписывается к началу XVI века. Позже этот термин получилболее широкий смысл и стал обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура.
Культуру Италии в эпоху Возрождения принято делить на четыре периода.
Проторенессанс — этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на дученто и треченто. Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. Термин был впервые введен швейцарским историком Я. Бургардтом.[3]
В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот периодбыл подготовкой Возрождения. Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи[4]. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.
Период «Раннего Возрождения» продолжается в Италии с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не до конца отрешается от средних веков, но пробует прибавлять к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь позже, под влиянием изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства[5].
Третий период Возрождения принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, из-за вступления на престол папы Юлия II[5], привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При Папе в Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи. Античность изучается теперь более тщательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью. Припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства.
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. До конца 1570-х годов там работали Тициан и Палладио[6], чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.
1.2 Архитектура Италии в период Возрождения.
В период Раннего Возрождения были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к пониманию классических элементов архитектуры и орнамента. Пространство организовано в отличающемся от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции[7], построенную Филиппо Брунеллески (1377—1446).
Светские здания, которые отличаются гармоничностью и пропорциональностью, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей, дворцы с лёгкими, в основном двухъярусными галереями на колоннах и столбах являются основными памятниками архитектуры того времени. В храмовом строительстве наблюдается стремление к колоссальности и величественности, осуществился переход от средневекового крестового свода к римскому коробовому своду, купола опираются на четыре массивных столба.Также развивалась и венецианская архитектурная школа, главным представителем которой был ЯкопоТаттиСансовино[8], создавший библиотеку святого Марка и палаццо Корнер. С наступлением второй половины XVI века в итальянском зодчестве происходят перемены, выраженные желанием художников всё более точно воспроизводить классические образцы, чему стали посвящаться целые сооружения, но возводимые здания продолжают отличаться изяществом и благородством.
В архитектуре Позднего Возрождения проводились эксперименты с внешним видом культурных сооружений. Изменение форм, разработка и комбинированием античных образов, усложнение деталей, изгибов, преломление и прерывистость архитектурных линий, большая плотность колонн, полуколонн и пилястр в пространстве. Подчеркивается свободное соотношение пространства и материи. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо.
Основоположником направления маньеризма в архитектуре можно назвать Микеланджело (1475—1564), в еготворчестве проявляется стильсвободного использования принципов и форм античного искусства. Другим примером этого стиля в архитектуре является ПалаццоТе Джулио Романо в Мантуе, с огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками[9].Лоренцо Бернини создал полукруглые колоннады собора Святого Петра, сень над его главным престолом, дворцы Барберини и Браччьяно.
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРЫ РЕНЕССАНСА.
2.1Характеристика стиля Ренессанс.
В XIII — XIV вв. города Северной Италии становятся пунктами оживленной морской торговли, забрав у Византии роль посредника между Европой и экзотичным Востоком. Накопление денежного капитала и развитие капиталистического производства способствуют быстрому формированию буржуазных отношений. Создается новая культура, избравшая своей моделью античную культуру. Ее идеалы получают новую жизнь, что и дало название этому социальному движению — Ренессанс, т. е. Возрождение.
Основными цветами архитектуры Ренессанса стали пурпурный, серый, желтый, коричневый. Полуциркульные линии, геометрический рисунокпреимущественно горизонтальное членение интерьера украшали полуциркульные и прямоугольные с тяжелым карнизом и фризом в сочетании с круглыми иногда полуциркульные арочные, часто спаренные и даже строенные окна[5].
Ренессансные сооружения вызывают ощущение статности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. Колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод являются основными элементами, которые ренессанс свободно использует, создавая их различные комбинации. Используются различные ордера, которые чаще всего выстраиваются в ряд в соответствии с так называемой классической соподчиненностью — от самого тяжелого дорического в нижней части к наиболее субтильному коринфскому наверху. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение.
Очень важным является характерное изменение пространства. Вместо вдохновенного готического пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. Вместо напряженности готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные, формы[11]. Основные геометрические фигуры и тела в ренессансной архитектуре — квадрат, прямоугольник, куб и шар.
С самого начала и через весь период Ренессанса проходит принцип художественного индивидуализма, свободного обращения к античным формам. В противоположность готическому усложнению стены вплоть до вертикально подчеркнутого скелета с застекленными внешними поверхностями ренессанс вновь обратился к массивным и визуально устойчивым архитектурным объектам, наружные стены которых украшали орнаменты в подражание античным формам и разнообразные по форме и размерам ризалиты. Как и в готический период строительство было сконцентрировано в городах. Однако в это время наряду с городскими жилыми и общественными зданиями возникали великолепные замки в великокняжеских резиденциях, как правило, на местах бывших укрепленных замков.
2.2 Строительные особенности стиля ренессанс.
Помимо традиционных строительных материалов в период Ренессанса используются и некоторые новые. Традиционный камень в основном в ранний период применяется в виде каменных блоков, который используется и в конструкциях, и в элементах оформления. Все более важным материалом становятся строительные растворы. Ренессанс — период наступления штукатурки в архитектуре. Раствор используется не только в кладке, но и в виде гладкой штукатурки, сграффито, руста и для создания некоторых других архитектурных элементов.
Кирпич по-прежнему остается привычным материалом, конструктивным и декоративным. Ренессанс характерен чередованием материалов и цвета, широко используются цветные материалы: терракота, майолика и глазурованный кирпич[10]. Изделиям из этих материалов легко придать различную форму, что позволяло создавать различные элементы и детали архитектурного оформления сериями.
В XVI в. чаще, чем настенная живопись, винтерьере используются лепные украшения, вначале белые, а позже тонированные и золотые. В значительном количестве применяется железо, особенно в качестве конструктивных деталей, обеспечивающих жесткость с помощью тяг и затяжек.
Медь, олово и бронза используются в декоративных целях. Из дерева конструируются стропила, карнизы и потолки, которые имеют кессоны сложной формы. В некоторых случаях из дерева выполняются и своды, например, цилиндрические с люнетами.
Конструктивное решение сводов и куполов остается основной технической н художественной задачей. Популярны глухие своды и купола, оставляющие много места для росписей. При возведении сводов использовался как античный, так и средневековый опыт.
Глава 3. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ РЕНЕССАНСА НА ПРИМЕРЕ СКУОЛЫ ГРАНДЕ ДИ САН-МАРКО В ВЕНЕЦИИ.
Ренессансное сооружение было построено братством Святого Марка в 1260ом году, чтобы обосноваться на том месте. На протяжении 225 лет Скуола ди Сан-Марко использовалась для различных целей. Там размещались больница, приют, учебные заведении.
Ночью 31 марта 1485 года в недавно построенном здании скуолы случился пожар. Согласно описанию этого события, причиной пожара явились непотушенные свечи. Из-за инцидента историческая постройка была полностью уничтожена. В течение двух следующих десятилетий было отстроено под руководством ПьетроЛомбардо на сбережения, собранные членами братства Сан Марка. Фасад был отреконструирован архитектором МауроКодуччи.
Позднее, в 1819 году Скуола использовалась под австрийский военный госпиталь. В настоящее время там находится больница.
Выдающимися членами братства скуолы являются три итальянских исследователя: ИосафатБарбаро, АмброджоКонтарини и АлоизийКада-Мосто.
Фасад Скуолы представляет собой образец типичного для эпохи Возрождения здания. Мраморные статуи на колоннах сооружения были выполнены Бартоломео Боном и скульптором ТуллиоЛомбардо. На внешнем облике постройки также наблюдаются следы византийской архитектуры, что характерно для многих зданий Венеции того времени.
На первом этаже располагается Зал Капитула с деревянным потолком XVIвека и алтарем, выполненным в стиле Сансовино. В приемном зале потолок украшен золотом и лазурью мастерами Пьетро и БьяджоФажнца. В настоящее время в этом зале располагается медицинская библиотека.
На верхнем этаже исторического сооружения ранее находились циклы «Истории Святого Марка», что были написаны ВиттореКарпаччо, Джованни Беллини и ЯкопоТиноретто, которые впоследствии переместили в Галерею Академии в Венеции и пинакотеку Брера в Милане.
Можно выделить следующие черты архитектуры Ренессанса, ярко выраженные в Скуоло Гранде ди Сан-Марко:
В фасаде скуолы, как и во всех сооружениях Италии в эпоху Возрождения преобладают белые и коричневые цвета, подчеркивающие контуры прерывистых линий.
Как интерьер, так и фасад здания представлен характерными геометрическими фигурами, которыми являются шар, куб, различные многоугольники, что делают конструкцию здания визуально устойчивым и массивным.
Фасад скуолы насыщен различными круглыми арками с крутыми переходами, арочными окнами с полуциркульными линиями.
Главной отличительной ренессансной чертой Скуолы Гранде ди Сан-Марко является наслоение друг на друга горизонтальных этажей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив тематическую литературу по эпохе Возрождения в Италии, мы рассмотрели характеристику архитектурных построек данного периода.
На основе сделанных чертежей, нам удалось определить характерные особенности и отличительные черты ренессансных сооружений на примере Скуолы Гранде ди Сан-Марко и сделать следующие выводы:
Во-первых, в фасаде скуолы, как и во всех сооружениях Италии в эпоху Возрождения, преобладают белые и коричневые цвета, подчеркивающие контуры прерывистых линий.
Во-вторых, как интерьер, так и фасад здания представлен характерными геометрическими фигурами, которыми являются шар, куб, различные многоугольники, что делают конструкцию здания визуально устойчивым и массивным.
В-третьих, фасад скуолы насыщен различными круглыми арками с крутыми переходами, арочными окнами с полуциркульными линиями.
В заключение мы выделили главную черту ренессансных построек в Италии: наслоение друг на друга горизонтальных этажей, что придает зданиям статности.
Список использованных источников и литературы:
1. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»1890-1907гг.
2. https://www.socionauki.ru/journal/articles/128792/
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Проторенессанс
4.https://www.livemaster.ru/topic/118877-period-vozrozhdeniya-v-italii-renessans
5.http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-protorenessansa/610-dzhotto
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Возрождение
7. http://italy4.me/toscana/florence/basilica-di-san-lorenzo.html
8. http://famous.totalarch.com/jacopo_sansovino
9. http://katemarkova.ru/палаццо-дель-те/
10. https://www.ronl.ru/referaty/stroitelstvo/838821/
11.http://technoteka.com/2012/03/15/skuola-grande-di-san-marco-v-venetsii.html
Как нарисовать китайскую розу
Где спят снеговики?
Юрий Алексеевич Гагарин
Заяц-хваста
Снежная книга