• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Доклад "Тема детства в творчестве Марины Цветаевой"

Опубликовано Руденко Рима Васильевна вкл 08.09.2018 - 22:37
Руденко Рима Васильевна
Автор: 
Мурыгин Алексей

Доклад "Тема детства в творчестве Марины Цветаевой" подготовлен обучающимся 7 класса для участия в Кирилло-Мефодиевских чтениях. Материал может быть использован на уроках литературы и внеклассных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rudenko_tema_detstva_v_tvorchestve_mariny_tsvetaevoy.docx41.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема детства в творчестве Марины Цветаевой

Автор: Мурыгин А., 7 класс

           Руководитель: Руденко Р.В.,

                          учитель русского языка и литературы

Детство…Всем хорошо знакома эта прекрасная пора.

Всегда яркое солнце, всегда зелёная трава, хочется попробовать весь мир на вкус, на ощупь, увидеть все цвета и оттенки радуги. Разве есть на Земле человек, который не помнит это счастливое время?

           Антуан Де-Сент Экзюпери в его всемирно известной книге «Маленький принц» совершенно верно определил: «Все мы родом из детства».

Тема детства прослеживается в произведениях многих писателей и поэтов XIX и XX веков.  Не осталась в стороне и Марина Цветаева.

             Цветаева начала писать в юном возрасте. Её первый сборник «Вечерний альбом» был издан, когда ей исполнилось 18 лет.  На протяжении своей жизни Цветаева столкнулась со многими испытаниями: это и события в истории России: Первая Мировая война, две революции, Гражданская война; и личные драмы поэтессы: смерть дочери, долгая разлука с мужем, эмиграция. Но, несмотря ни на что, Марина Цветаева продолжала писать. Цветаева была поэтом с большой буквы и считала это своим призванием.

             Начиная с самых ранних произведений, стихи о себе, о матери, о сестре стали лейтмотивом её стихотворений на всех этапах развития и становления поэта.

            Таинственность и загадочность «острова детства» раскрываются в стихотворении «В зале», вошедшем в сборник «Вечерний альбом». В обычной зале с приходом темноты обостренное детское восприятие придает простым житейским картинам особую значимость.

Над миром вечерних видений

Мы, дети, сегодня цари.

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари,

Темнеет высокая зала,

Уходят в себя зеркала...

Не медлим! Минута настала!

Уж кто-то идёт из угла.

Нас двое над тёмной роялью

Склонилось, и крадется жуть.

Укутаны маминой шалью,

Бледнеем, не смеем вздохнуть.

Посмотрим, что ныне творится

Под пологом вражеской тьмы?

Темнее, чем прежде, их лица, -

Опять победители мы!

Мы цепи таинственной звенья,

Нам духом в борьбе не упасть,

Последнее близко сраженье,

И тёмных окончится власть.

Мы старших за то презираем,

Что скучны и просты их дни.

Мы знаем, мы многое знаем

Того, что не знают они!

       Ночная стихия всегда будет для Цветаевой по-особому влекущей, манящей и грозной. В этом стихотворении для неё важна мысль о том, что детям все «тайны вручены».

       Подвластен им и мир «вечерних ведений»: «Мы, дети, сегодня цари».

      Жизнь ребенка, по Цветаевой, необычайно наполнена и динамична. Каждый её миг открывают юному человеку новые для него истины, обогащает новым опытом. В цветаевском стихотворении это опыт борьбы духовной, ведь детям приходится противостоять не только пугающим и зловещим теням, но и собственным слабостям, малодушию. Цена победы над собой велика, и дети могут ею гордиться:

Мы цепи таинственной звенья,

Нам духом в борьбе не упасть,

Последнее близко сраженье,

И тёмных окончится власть.

     Дети чувствуют кровную связь с миром, сознание собственной значимости переполняет их, они первооткрыватели всего, что их окружает! И как далеки от этого взрослые, забывшие о непостижимой прелести существования, обитающие « в мире, где всяк сгорблен и взмылен». Поэтому так отчетливо разделяет Цветаева мир взрослых, лишенный поэзии («скучны и просты их дни»), и мир детей, многосложный, многоцветный и огромный.

       Радость познания связана для детей и с миром книг. Детское восприятие книг, убеждена Цветаева, глубоко и своеобразно. В письме М. Волошину (1911) она замечает: «Семи лет Мцыри и Евгений Онегин гораздо верней и глубже понимаются, чем двадцати. Не в этом дело, не в недостаточном понимании, а в слишком глубоком, слишком чутком, болезненно-верном!».

Мир, преображенный «волшебной силой песнопенья», с ранних лет был дорог Цветаевой. Не случайно в ее поэзии так много упоминаний о прочитанном, а литературные персонажи часто выступают действующими лицами ее произведений.

«Неизменившие друзья» — так названы Цветаевой любимые ею в детстве «книги в красном переплете». «Рай детского житья» освещен их присутствием в жизни героини. Чтение и игра матери на рояле сливают воедино мир слова и мир музыки.

Книги в красном переплете

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам бывало.

— «Уж поздно!» — «Мама, десять строк!»…

Но к счастью мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки…

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет… В воздухе свежо…

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище… Вещий крик совы…

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приемыш чопорной вдовы,

Как Диоген живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком — корона…

Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»

Ушел во тьму, кто в ней возник.

Британии печальны судьбы…

— О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О золотые имена:

Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!     

     

mc2

       Детство играет большую роль в жизни человека. Казалось бы, это довольно короткий период жизни, а сколько он может рассказать о человеке…    «Детство - пора слепой правды, юношество — зрячей ошибки, иллюзии. По юношеству никого не суди. История моих правд — вот детство. История моих ошибок — вот юношество», - писала Цветаева.

       В «Автобиографии» Марина Цветаева пишет фразу, которая известна многим: «все, что мне суждено было узнать, — узнала до семи лет, а все последующие сорок — осознавала».

       Такую же мысль поддерживает Марина Цветаева и в стихотворении «Мирок».

 Дети — это взгляды глазок боязливых,

Ножек шаловливых по паркету стук,

Дети — это солнце в пасмурных мотивах,

Целый мир гипотез радостных наук.

Вечный беспорядок в золоте колечек,

Ласковых словечек шепот в полусне,

Мирные картинки птичек и овечек,

Что в уютной детской дремлют на стене.

Дети — это вечер, вечер на диване,

Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,

Мерный голос сказки о царе Салтане,

О русалках-сестрах сказочных морей.

Дети — это отдых, миг покоя краткий,

Богу у кроватки трепетный обет,

Дети — это мира нежные загадки,

И в самих загадках кроется ответ!

     У Цветаевой есть множество стихотворений, где «детство» воспринимается, как состояние души. Одно из таких - стихотворение «Маме», написанное после смерти матери.

В старом вальсе штраусовском впервые

Мы услышали твой тихий зов,

С той поры нам чужды все живые

И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты,

Упиваясь близостью конца.

Все, чем в лучший вечер мы богаты,

Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо,

(Без тебя лишь месяц в них глядел!)

Ты вела своих малюток мимо

Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален,

Скучен смех и чужд домашний кров...

Наш корабль не в добрый миг отчален

И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров — детство,

Мы одни на палубе стоим.

Видно грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!

        Читая стихотворение, мы понимаем, что именно в детстве Цветаева научилась ценить красоту прошлого, которое стало для нее гораздо важнее и значимее, чем настоящее и будущее.

      Здесь Марина Цветаева описывает «детство» как состояние. В стихотворении звучат ноты сожаления, оттого что мир детства не вернуть.

          Тема детства прослеживается в стихотворениях Цветаевой, посвященных своим детям.

      Читая стихи, посвященные дочери Ариадне, мы понимаем, что Аля для матери – божество. Эти произведения обладают жизнерадостностью, Поэт воспринимает девочку как чудо, данное свыше.  

Ты будешь невинной, тонкой,

Прелестной — и всем чужой.

Пленительной амазонкой,

Стремительной госпожой.

И косы свои, пожалуй,

Ты будешь носить, как шлем,

Ты будешь царицей бала —

И всех молодых поэм.

И многих пронзит, царица,

Насмешливый твой клинок,

И все, что мне — только снится,

Ты будешь иметь у ног.

Все будет тебе покорно,

И все при тебе — тихи.

Ты будешь, как я — бесспорно —

И лучше писать стихи…

Но будешь ли ты — кто знает —

Смертельно виски сжимать,

Как их вот сейчас сжимает

Твоя молодая мать.

     У  Цветаевой появляется вторая дочь -  Ирина, которая умрёт через 3 года от голода и болезни.

      Трагедия Цветаевой-матери отражена в стихотворении «Две руки, легко опущенные...»

Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были — по одной на каждую —

Две головки мне дарованы.

Но обеими — зажатыми —

Яростными — как могла! —

Старшую у тьмы выхватывая —

Младшей не уберегла.

Две руки — ласкать — разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки — и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Светлая — на шейке тоненькой —

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем непонято,

Что дитя мое в земле.

      В 1925 году у Марины рождается сын — Георгий Сергеевич Эфрон, которому она также посвящает стихи. Стихотворение «К сыну» было написано в 1932 году. Цветаева жила единой мечтой — вернуться в Россию, без которой не мыслила своего существования, от которой никогда не отрекалась. Этой надеждой держалась в самые тяжелые и безрадостные периоды жизни. Всё это мы можем слышать в стихотворении «К сыну»:

Ни к городу и ни к селу —

Езжай, мой сын, в свою страну, —

В край — всем краям наоборот! —

Куда назад идти — вперед

Идти, — особенно — тебе,

Руси не видывавшее

Дитя мое… Мое? Ее —

Дитя!

       

     Таким образом, тема детства является важной для Марины Цветаевой. Детские переживания отразились на всем творчестве великого русского поэта. Для Цветаевой детство — жизнь полная движения, в которой есть все необходимое. Только в детстве непрерывно мы совершаем открытия, познаем что-то новое, неизведанное.


Поделиться:

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку

Корзина с еловыми шишками

Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)

Лиса Лариска и белка Ленка

Швейня