• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа

Опубликовано Лешина Вера Васильевна вкл 21.09.2018 - 20:00
Лешина Вера Васильевна
Автор: 
Буртаева Алёна

Исследовательская работа "История мордовской свадьбы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_mordovskoy_svadby.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Баевская средняя школа

Николаевского района Ульяновской области

Исследовательская работа

на тему:

«История мордовской свадьбы»

                                                            Работу выполнила: Буртаева Алёна,

                                                                  ученица 3 класса, МОУ Баевской СШ,

                                                                  Николаевского р-на, Ульяновской обл.

                                                         Руководитель: Лёшина В.В.

2016 г.

                                            Содержание

I.Введение

II.Цели, задачи, методы  исследования

III.Актуальность исследования

IV.Этапы сватовства

1.Первый этап сватовства -«ладямо».

2.Второй этап сватовства-«симема»

3.Третий этап сватовства - «чиямо».

4.Четвёртый этап сватовства - «чинь путомо»

5.«Тейтерень баня» - девичья баня.

V.Свадьба

1.Жених отправляется в дом невесты.

2.Выкуп невесты

3. Обряд прощания невесты со своими родными.

4.Венчание

5.Второй день свадьбы

6.Третий день свадьбы

VI.Обряд -  моление лепёшек

VII. Практические методы исследования (интервью)

VIII.Выводы

IX.Заключение

X.Литература

                                     

                                               Введение

Возможно, мы обряды знаем слабо,

Возможно, мы их стали забывать.

Но  мордовская свадьба -

Красивей не придумать, не сыграть!

     Мордовская свадьба интересна своими  традициями и обрядами,  театрализованными действами и персонажами, красочностью костюмов и красотой песен. В современном мире традиции забываются, и сейчас,  когда интерес к национальным  ценностям начинает возрастать, мы возвращаемся к этническим корням для того, чтобы показать, насколько они важны и интересны.

        Как историко-культурный, фольклорно-этнографический феномен свадьба воплощает существенный пласт устно-поэтического и музыкального наследия народа, который отражает его древнее мировоззрение, представления о семейной жизни, морально-этические нормы и нравственные принципы. Свадебный обряд и фольклор - ключ к пониманию многих явлений бытовой, общественной жизни этноса в прошлом. Свадьба - неотделимый элемент культуры, квинтэссенция национального духа. В ней воплотились синкретическое восприятие окружающего мира, отголоски суеверий и языческой обрядности, культовые мотивы, размышления о человеке, семье, детях, преемственности поколений и смысле бытия.

II. Цель исследования – это выяснить сущность         мордовской свадьбы,         проследить  особенности         свадебных обрядов мордвы

Задачи исследования:

*Проанализировать публицистические и литературные источники, посвящённые данной теме

*Рассмотреть структуру свадебного обряда мордвы.

*Воссоздать целостную картину  свадьбы.

*Обобщить изученный материал.

*Сделать выводы по изученной литературе.

Методы     исследования:

1.Выбор материала по теме.

2. Анализ литературы по теме.

3.Опрос населения жителей села (интервью)

4. Обобщение изученного материала.

5. Выводы по собранному материалу.

Объект исследования- мордовская свадьба как историко-культурное и этнографическое   явление.

III.Актуальность исследования

Актуальность данной темы обусловлена всё возрастающим интересом мордовского народа к своему историческому прошлому.

В настоящее время наметилось стремление к возрождению национальных традиций, обычаев и обрядов. К ним относится свадебный обряд - наиболее знаменательное событие в жизни любого народа. Свадьба является краеугольным камнем в процессе создания семьи.

Гипотеза: история мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры, а не угасший мир. Всё большее число людей приобщается к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы

Свадебные обряды мордвы отличались большой сложностью и разнообразием, определялись особенностями расселения,

многообразием контактов отдельных ее групп с соседями.

Традиционные обряды,  приуроченные к разным историческим этапам, должны были способствовать благополучному ходу развития этноса и знаменовали переход жениха и невесты в новую социальную категорию - категорию семьи.

IV.Этапы сватовства

1.Первый этап сватовства -«ладямо».

Свадебный цикл мордвы начинался со сватовства «ладямо». Сватовство у мордвы проходило в несколько этапов.

Прежде чем в дом невесты отправлять сватов для предварительных переговоров, туда шёл один из родственников жениха для предварительных переговоров

2.Второй этап сватовства-«симема»

Второй этап сватовства назывался «симема», что в переводе означает «запой». Во время него договаривались о подарках, которые должна была сделать невеста родственникам жениха.

3.Третий этап сватовства - «чиямо».

Следующий этап сватовства – это «чиямо». Во время него договаривались о расходах на свадьбу, после чего девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.

4.Четвёртый этап сватовства - «чинь путомо»

Последний этап сватовства – «чинь путомо», т.е назначение дня свадьбы. С этого дня до самой свадьбы невеста должна была причитать утром и вечером, прощаясь с родным домом, с вольной девичьей жизнью.

5.«Тейтерень баня» - девичья баня.

Значительным событием предсвадебного периода было мытьё невесты в бане накануне свадьбы – «тейтерень баня», т.е. девичья баня. Там невесте расплетали косу, мыли её последний раз. Мать невесты в этот день готовила угощения подругам, а невеста дарила им подарки – платочки и ленты.

V.Свадьба

1.Жених отправляется в дом невесты.

Утром свадебного дня жених мылся в бане, надевал новую одежду. Для оберега от нечистой силы в его одежду, на грудь и спину втыкали иголки, после чего он вместе с родственниками отправлялся в дом невесты. Главную роль в свадебном поезде играла крёстная мать жениха. Вторым лицом по почёту и важности являлся «уредев» - друг жениха. Его обязанность охранять жениха и его поезд от порчи. Для этого он трижды с иконой в руках обходил вокруг свадебного поезда перед его отъездом в дом невесты.

2.Выкуп невесты

Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, её родственники запирали ворота и требовали выкуп. Войдя в дом, поезжане должны были дать ещё ряд выкупов, в частности выкупить место около невесты. Затем поезжане ставили на стол угощения, и после моления начиналось угощение.

3. Обряд прощания невесты со своими родными.

После пиршества начинался обряд прощания невесты со своими родными. Близкая родня начинала причитать, старухи молиться. Невеста подходит к родителям, мать благословляет её иконой. Невеста эту икону отдаёт свёкру со словами: «Икону эту нужно беречь»

После благословления «урьвалят» – провожатые невесты, брали невесту на руки и выносили ко двору.

4.Венчание

Из дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь, а оттуда в дом жениха. В доме родителей мужа молодых после венчания встречали с хлебом – солью. Когда молодых вводили в дом, устраивали моление и кормление их обедом.

5.Второй день свадьбы

На второй день свадьбы происходил обряд наречения невестки, ей давали новое имя, которое она носила до смерти: Мазава- красивая, или Парава – хорошая или же Ашава – белая.

6.Третий день свадьбы

На третий день свадьбы для молодых устраивали угощение их родственники. Этот обычай назывался хождение молодухи. В этот день молодую обязательно вели к речке, где она делала обряд приношения «Ведяве» – богине воды, обычно это кольцо или полотенце.

VI.Обряд -  моление лепёшек

Последним обрядом свадьбы являлось моление лепёшек – «сюкоронь озномо» привезённые из родительского дома. После окончания моления всех гостей угощали обедом, и они разъезжались по домам.

                VII.Практические методы исследования (интервью)

   В своей работе я использовала не только теоретические, но и практические методы исследования, такие, например, как интервью у руководителя школьного краеведческого музея Баевской средней школы –Поповой Людмилы Григорьевны. Ниже я хотела бы предоставить вашему вниманию интервью.

1.-С чего начинался свадебный цикл у мордвы?

  • Свадебный цикл у мордвы начинался со сватовства.

2.Что вы можете рассказать о сватовстве?

-Сватовство начиналось с обрядовых церемоний, связанных с выбором девушки – невесты и состояние их родителей.

3.Было ли венчание мордвы, и в чём заключалась данная церемония?

-Венчание у мордвы появилось после принятия христианства. После прощания невесты с родительским домом, свадебный поезд направлялся к церкви, где молодые венчались.

                                             

                                                   

                                                     

                                              Выводы
  У каждого человека должно быть четыре корня: родная земля, родной язык, родная история, родная культура. Они все в облике матери родной. Если любишь родные корни, понимаешь боль каждого и всех, приобретаешь чувства уважения к чужой земле, истории, культуре , языку, традициям.

В настоящее время заметно упростилась свадебная обрядность. Так, исчезли былые плачи невесты, сватовство наполнилось новым содержанием. Теперь жених и невеста в первую очередь сами договариваются о заключении брака. И всё – таки, мордовская свадьба – это яркое, самое интересное торжество, которое сохранило свою важность до настоящего времени.

                                               

                                            Заключение

   Прошлое, настоящее и будущее составляют непрерывный поток жизни. Его частью являемся и мы сами.

История мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры. Всё большее число людей приобщаются к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы.

Используемая литература

  •  [1] Юрченков В. А. Хронограф, или повествование о мордовском народе и его истории: Очерки, рассказы. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. – С. 5
  • [2] Мокшин Н. Ф. Российская наука о мордве //Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа/ Гл. редкол.:Н. П.Макаркин, А. С.Лузгин, Н. Ф.Мокшин и др. Сост. С. С.Маркова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – С.25-26.
  • [3] Беляева Н. Ф. Мордовская семья //Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа/ Гл. редкол.:Н. П.Макаркин, А. С.Лузгин, Н. Ф.Мокшин и др. Сост. С. С.Маркова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – С.357.
  • [4] Там же. – С.362.
  • [5] Мокшин Н. Ф. Материальная культура мордвы: Этногр. справ.– Саранска: Мордов. кн. изд-во, 2002.– С.20-21
  • [6] Беляева Н. Ф. Мордовская семья //Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа/ Гл. редкол.:Н. П.Макаркин, А. С.Лузгин, Н. Ф.Мокшин и др. Сост. С. С.Маркова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – С.363.
  • [7] Мокшин Н. Ф. Материальная культура мордвы: Этногр. справ. – Саранска: Мордов. кн. изд-во, 2002. – С.21
  • [8] Беляева Н. Ф. Мордовская семья //Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа/ Гл. редкол.:Н. П.Макаркин, А. С.Лузгин, Н. Ф.Мокшин и др. Сост. С. С.Маркова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – С.364.
  • [9] Беляева Н. Ф. Мордовская семья //Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа/ Гл. редкол.:Н. П.Макаркин, А. С.Лузгин, Н. Ф.Мокшин и др. Сост. С. С.Маркова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – С.366-367.
  • [10] Мокшин Н. Ф. Материальная культура мордвы: Этногр. справ. – Саранска: Мордов. кн. изд-во, 2002. – С.21.
  • [11]Там же. – С.21.
  • [12] Мельников П. И. Очерки мордвы. – Саранска: Мордов. кн. изд-во, 1981. – С.109-110
  • [13] Сетя (имя), я Вешняк Мазяков. Девку твою Кодай (имя) сватаю за парня моего Уру (имя), возьми с воротнего столба хлеб с медом и молись.
  • [14] Мельников П. И. Очерки мордвы. – Саранска: Мордов. кн. изд-во, 1981. – С.125-126


Поделиться:

Почему Уран и Нептун разного цвета

Как нарисовать лимон акварелью

Две снежинки

3 загадки Солнечной системы

Весёлые польки для детей