• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа «Школа – как центр здорового образа жизни»

Опубликовано Хазиева Алсу Наилевна вкл 24.09.2018 - 10:00
Хазиева Алсу Наилевна
Автор: 
Аскаров Динар

Работа выполнена учеником  8 а класса МБОУ «Гимназия №1 имени Ч.Т.Айтматова п.г.т.Кукмор» Аскаровым Динаром

         Можно ли  обучаться так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние здоровья? Теоретически – да, практически – не получается.  Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья учащихся, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме детей в процессе их обучения. Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им было отнесена близорукость, а также сколиоз и анемия. У наших учащихся чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты связывают с организацией учебно-воспитательного процесса. К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения, болезни костно-мышечной системы. Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, так как каждый гимназист на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У  современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Все это подтверждает,  что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.    Именно поэтому разработанная нами исследовательский проект «Школа за здоровый образ жизни» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся. 

В нашей работе были проведены различные исследования с участием учащихся МБОУ «Гимназия №1 имени Ч.Т.Айтматова п.г.т.Кукмор». Научная новизна заключается в разработке конкретных валеологических программ, повышающих общий культурный, физический уровень, способствующий выбору здорового образа жизни, с целью укрепления и сохранения здоровья. Теоретическая значимость работы заключается в разработке программ, комплексных упражнений необходимых для физического воспитания учащихся, а также методов, направленных на формирование здорового образа жизни. Практическая значимость работы заключается в применении разработанных методов с учащимися и в рассмотрении полученных результатов.  Новизной проекта является использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.

Исследовательский проект  “Школа за здоровый образ жизни”  имеет перспективность и практическую значимость. В ходе реализации наш проект совершенствуется и будет совершенствоваться. Проект дает положительную динамику здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_hazievoy_a.n.docx68.69 КБ

Предварительный просмотр:

Секция: физическая культура и здоровый образ жизни

Исследовательская работа

«Школа – как центр здорового образа жизни»   

     

                                            Работу выполнил ученик 8А класса

                                Аскаров Динар Фиркатович

Научный руководитель:

Хазиева Алсу Наилевна,

учитель физической культуры

первой квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №1 им. Ч.Т.Айтматова

п.г.т.Кукмор»  Кукморского муниципального

района  Республики Татарстан

                                         

Кукмор, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………………….

3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

  1. Понятие «Здоровье», его содержание и критерии …………………...

5

  1. Здоровый образ жизни, определение феномена ……………………...

6

СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Характеристика исследуемого контингента …………………………...

8

2.2. Организация исследования………………………………………….…...

   8

ГЛАВА III. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Основные направления деятельности ……………….….………………

14

3.2  Результаты исследований………….………….........................................

 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….….

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...

19

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….….

20


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

         Можно ли  обучаться так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается.  Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья учащихся, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме детей в процессе их обучения. Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им было отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.    Именно поэтому разработанная нами исследовательский проект «Школа за здоровый образ жизни» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся

Цель исследования:  воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека, общества, государства, основы эффективного получения достойного образования, залога комфортной, духовно наполненной жизни, продуктивной деятельности.

Объект исследования: процесс развития здорового образа жизни.

Предмет исследования: средства и методы для развития здорового образа жизни.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что в процессе реализации данного проекта сформируется физически, психически, нравственно здоровый;  адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

Задачи исследования:

  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья  учащихся и  формирования у детей, родителей,  педагогов  ответственного отношения к собственному здоровью.
  • Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
  • Адаптация выпускников к жизни в обществе, формировании здорового образа жизни.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

1.1. Понятие "Здоровье", его содержание и критерии

Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

- индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

- здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

- индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);

- здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев).

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

•        Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

•        Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

•        Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным "уродом", если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

1.2. Здоровый образ жизни, определение феномена

Отечественными учеными отмечалось, что здоровый образ жизни выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья; реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (В.К. Бальссвич, П.А. Виноградов, Н.Д. Граевская, А.В. Сахно, Т.Н. Сулпмцев, В.Д. Чепик, А.С. Чубуков и др.). Здоровый образ жизни зависит от:

— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;

— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;

— системы ценностных отношении, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

До недавнего времени под "здоровьем" в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ. Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества. Здоровый образ жизни - по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипо-кинезии (Р.Е. Мотылянская, В.К. Велитчснко, Э.Я. Каплан, В.Н. Артамонов, 1990).

СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 

2.1. Характеристика исследуемого контингента

      В исследовательской работе использовались основные направления деятельности для формирования концепции «Школа - как центр здорового образа жизни».

2.2. Организация исследования

Данный проект «Школа за здоровый образ жизни» рассчитан на 3-5 лет и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию. Участниками данного проекта являются: учащиеся, классные руководители, учителя-предметники, школьная  медсестра, врач-педиатр, закрепленный за учреждением, врачи-специалисты, школьные специалисты (психолог), родители.

Функции различных категорий работников школы в контексте реализации проекта:

1.Функции  медицинской службы школы:

  • проведение диспансеризации учащихся школы;
  • медосмотр учащихся школы,  определение уровня физического здоровья;
  • выявление учащихся специальной медицинской группы 

2.Функции директора и его заместителей:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  • общее руководство по организации валеологической службы в школе;
  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
  • организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
  • организация и контроль уроков физкультуры;
  • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
  • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
  • организация работы классных руководителей по программе «Здоровья» и ее контроль;
  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
  • организация работы психологической  службы в школе.

 3.Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании,  токсикомании, табакокурения;
  • организация и проведение профилактических работы с родителями;
  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;
  • организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

 Сотрудничество школы с другими учреждениями:  

Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Детская поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.

Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь.

Взрослая районная

поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.

Профосмотры, диспансе-

ризации,  медицинская

помощь.

Детская стоматологическая помощь

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмортры и  при

необходимости, лечение

ГИБДД

Предупреждение детского травматизма.

Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.

План реализации проекта  «Школа – как центр за здоровый образ жизни» на 2013-2016 учебные годы

 I этап ( 2013/2014 уч.г.)

1.Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и

   состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика

 

   Мероприятия

Срок

Класс

Ответственный

1.

Оформление медицинских карт и листков. Здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп

 

сентябрь

 

1-11

Мед.сестра,

Кл.руководит.,

чителя физ-

культуры

2.

Диспансеризация в детской поликлинике.

Октябрь- февраль

1, 5, 7, 9

 

Мед.сестра,

кл.руководит.,

специалисты

поликлиники

3.

Профосмотры старшеклассников во взрослой поликлинике

Февраль-

март

10-11

Мед.сестра,

кл.руководит.,

специалисты

поликлиники

4.

Профосмотры детей в условиях школы

Декабрь

апрель

2,4,6,

8

Мед.сестра,

прикрепленный

врач-педиатр

5.

Анализ случаев травматизма в школе.

В теч.

года

 1-11

Мед.сестра,

зам.директора

по ВР

6.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни

В теч.

года

 1-11

Мед.сестра,

Кл.руководит.

 2.Мониторинг  психофизического здоровья учащихся

1.

Тестирование в рамках Комплексной прог-раммы оценки психофизического    состоя-ния и функционирования возможностей организма человека.

 

В теч.

года

 

 

1-11

 

Зам.директора

по ВР

2.

Психологический мониторинг здоровья уча-щихся: тест на адаптацию в нач.школе, средней школе; тест на тревожность

 

 Сентябрь-

январь

 1, 3, 5,10

 Психолог

 3.Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении

1.

Эстетическое оформление класса и школы.

В теч.

года

1-11

Зам.директора

 По ВР

2.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

В теч.

года

 

1-11

 

Зам.дир. по УВР

3.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание; освещение; отопление, вентиляция, уборка

 Ежедневно

1 раз в нед.

2 раза в год

 Все

поме-

щения

 Зам.директора

по АХЧ,

зам.дир по УВР,

мед.сестра

4.

Контроль за качеством питания и питьевым режимом

 

Ежедневно

 

 

Мед.сестра

5.

Диагностика  загруженности учащихся домашними занятиями.

В теч.

года

 

Зам.дир. по УВР

6.

Организация активного отдыха на переменах.

Постоянно

1-4

Кл.руководит.

 4.Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний

1.

Прививки детей согласно приказам Минздрава

В теч.

года

 

1-11

 

Мед.сестра

2.

Профилактическая работа во время эпидемий.

В теч.

года

 

1-11

 

мед.сестра

3.

Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы

В теч.

года

 

1-11

Медсестра

 5.Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга

1.

Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры.

В теч.

года

 

1-11

Учитель

физкультуры

2.

Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций

В теч.

года

 

1-11

Учитель физкультуры,

учителя нач.классов

3.

Организация школьных соревнований и участие школьников в районных и областных соревнованиях

В теч.

года

 

 

1-11

Кл.руководители,

учителя физ-ры

4.

Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий.

В теч.

года

 

1-11

Зам.дир.по ВР

Кл.руководители

5.

Работа спортивных секций

В теч.года

1-11

Учителя физ-ры

 6.Профилактика травматизма

1.

Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД,  тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов)

 В теч.

года

 1-11

 Зам.дир. по ВР,

Кл.руководит.

2.

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках  курса  ОБЖ

По прог

рамме

 1-11

Преподаватель ОБЖ, учителя нач.классов

3.

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности.

 

сентябрь

 

1-11

Директор школы,

Кл.руководители

4.

Статистика и анализ случаев травматизма в школе.

В теч.

года

 1-11

Медсестра, зам.директора по УВР

7.Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек

1.

Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ и биологии

В теч.

года

 

1-11

Преподаватели ОБЖ, биологии

2.

Тематические классные часы

В теч.

года

 1-11

 Кл.руководители

3.

Тематические родительские собрания

В теч.

года

 1-11

Кл.руководители, Зам.дир по ВР

4.

Встречи с сотрудниками наркологического диспансера

По

плану

8-11

 Зам.дир.по ВР

5.

Конкурсы, викторины

По

плану

 11

Зам.дир.по ВР

Кл.руководители

6.

 

Лекции сотрудников районной больницы

По плану

 

 6-11

Зам.дир.по ВР, кл.руководители 

II этап (2015/2016 уч.г.)

В этом учебном году уделялось особое внимание решению следующих задач:

  • отработка системы выполнения уровня здоровья учащихся гимназии и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;
  • создание условий для  обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;
  • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также углубиться в вопросы, связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы в гимназии.

      Успешность осуществления поставленной цели будет во многом  зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.

ГЛАВА III. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Основные направления деятельности

Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная и строго регламентированная.

 1.Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для  учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям.

 Сентябрь- ноябрь

2.Валеологический анализ расписания уроков.

Сентябрь, январь

3.Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием на свежем воздухе (1-4-е классы).         

В течение  года

4.Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы двигательному режиму учащихся разных возрастов.   

В течение  года

5.Включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, психологии  и др.

В течение года

6.Контроль за выполнением норм самообслуживания.

Октябрь, декабрь,март

7.Контроль за правильным использовнием ТСО.

Ноябрь, февраль

8.Валеологический анализ урока.

Декабрь

9.Повышение валеологической грамотности учителей.

Январь

10.Структурирование учебных программ  на основе валеологических принциппов.

 Май

 Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среди обитания

1.Создание паспорта «Здоровье»

Сентябрь-октябрь

2.Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой).

 Октябрь-март

3.Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации и их функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп.

 Сентябрь-март

4.Запуск медико-педагогического мониторинга детей и подростков  при зачислении их в школу ( с учетом сложности программы обучения.

 Апрель-май

 Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.

 1.Плановый медосмотр.

Сентябрь, январь

2.Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных  кабинетов

 Сентябрь-октябрь

3.Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов.

 В течение года

4.Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отоп-ление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация.

 В течение года

5.Плановая диспансеризация.

Октябрь

6.Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов).

 Ноябрь-декабрь

7.Контроль за состоянием рабочей мебели.

Ноябрь, февраль

8.Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации.

 Январь, май

9.Плановая диспансеризация учащихся.

Февраль-апрель

10.Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы.

 Март, апрель

 Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное  внедрение в учебный процесс ( в частности, курса, валеологии для учащихся младших, средних, старших  классов).

 1.Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии,   медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления  здоровья учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательного процесса.

 Сентябрь-ноябрь

2.Обеспечение научно-методической литературой, учебными программами и учебниками по валеологии учащихся разных возрастов.

 В течение года

3.Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов.

 Декабрь-январь

 Информационно-просветительная работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

 1.Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение дня здоровья

 В течение года

2.Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личными примером учителей ( привлекательность внешнего вида, доброжела-тельность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек).

 В течение года

3.2.  Результаты исследований

 Новизной проекта является использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.

Проект  “Школа за здоровый образ жизни”  имеет перспективность и практическую значимость. В ходе реализации наш проект совершенствуется и будет совершенствоваться. Проект дает положительную динамику здоровья детей:

Динамика достижений школы:

2013 год –  диплом победителя  конкурса общеобразовательных учреждений,

внедряющих инновационно – образовательных программ.

2013 год – грамота Министра РФ Обороны.

2013 год – первое место на олимпиаде по физической культуре среди учащихся общеобразовательных школ в Елабужском институте КФУ (Гарифуллина Фанзиля)

2014 год – первое место РТ слет среди военно- патриотических клубов РТ.

2014 год – за активное участие в Республиканской ярмарке – продаже изделий продукции, произведенной учащимися учреждений начального и общеобразовательных школ , посвященной 70- летию государственной системы образования в РФ и РТ.

2014 год- лауреат республиканского конкурса среди общеобразовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

«Дорога без опасности - 2014»

2014 год- I место Республиканского военно- спортивной игре « Зарница».

2014 год- I  место в соревновании по военно- прикладным видам спорта г. Казань на приз КГТУ.

2014 год – первое место в личном зачете в рамках муниципального этапа республиканского конкурса среди команд общеобразовательных организаций Кукморского муниципального района (Гарифуллина Фанзиля)

2014 год – первое место по волейболу в рамках II зимней Спартакиады работников образования РТ

2015 год – первое место в турнире по мини-футболу среди учащихся 2000 г.р. и моложе.

2015 год – второе место по баскетболу среди мальчиков 2005-2006 г.р.

2015 год – первое место в соревнованиях по бегу в рамках летней Спартакиады работников образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого – либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (по улицам с опасным составом воздуха), ест с книгой. Поэтому надо обязательно продумывать свои жизненные задачи и цели, чтобы выделить тем самым время для укрепления своего здоровья.

Научная новизна заключается в разработке конкретных валеологических программ, повышающих общий культурный, физический уровень, способствующий выбору здорового образа жизни, с целью укрепления и сохранения здоровья.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке программ, комплексных упражнений необходимых для физического воспитания учащихся, а также методов, направленных на формирование здорового образа жизни.

Практическая значимость работы заключается в применении разработанных методов с учащимися и в рассмотрении полученных результатов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абзалов Р.А., Теория физической культуры (курс лекций)- Казань изд-во «Матбугат йорты», 2002.
  2. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина.
  3. Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2003.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации.
  5.  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие  образовательные технологии в работе учителя и школы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тематические классные часы

1 – 11 классы

  1. Режим дня.
  2. Закаливание организма.
  3. Культура питания.
  4. Мой друг – Мойдодыр.
  5. Культура одежды
  6. Профилактика простудных заболеваний.
  7. Береги здоровье смолоду.
  8. Что такое здоровье?
  9. Способы укрепления здоровья.
  10. Культура питания.
  11. Культура одежды.
  12. Гигиена мальчика и девочки.
  13. Профилактика простудных заболеваний, заболеваний органов зрения.
  14. О вредных привычках.

  1. О вреде никотина.
  2. Имя беды – наркотик.
  3. Определение здорового образа жизни.

18.  Береги здоровье смолоду.

19. О вкусах не спорят,  о манерах надо знать.

20. Гармония тела.

21. Роль спорта в жизни человека.

22. Система питания старшеклассника

23. Культура гигиены девушки.

24. Культура гигиены юноши.

25. Победить зло.

26. Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ.

27. Наркотики и их жертвы.

Тематика родительских собраний

  1. Психологические особенности учащегося (по возрастам).
  2. Режим дня и гигиенические нормы.
  3. Режим питания.
  4. Встреча с сотрудниками ПДН ОВД  Савинского района..
  5. Лекции  нарколога и врача кожно-венерологического диспансера.
  6. Семейные конфликты (ведет психолог)
  7. Как уберечь вашего ребенка от наркотиков.

                            Конкурсы, викторины

1.Конкурсы рисунков:

        «Осторожно, дети!»;

        «Я за здоровый образ жизни!»;

        «Зеленая аптека».

2.Конкукрс плакатов:

        «Жизнь без наркотиков»;

        «Нет вредным привычкам».

3.Викторины:

        «Красный, желтый, зеленый»;

        «Кушайте на здоровье».

      4.Ролевая игра «Суд над табаком».

      5.Веселые старты.

      6.Спортивные соревнования «Моя спортивная семья».

      7.Товарищеские встречи по разным видам спорта.

 


Поделиться:

Зимняя сказка

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев

Весенние чудеса

Сочные помидорки

Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны