• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект на тему: Причины девиатного поведения подростков

Опубликовано Исаева Сабина Гаджиюсуповна вкл 24.09.2018 - 20:52
Автор: 
Жуковская Виктория

Причины девиантного поведения в подростковом возрасте

Жуковская Виктория Сергеевна

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)

город Нижневартовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "СОШ" № 21

10 Б класс

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблема.В любом обществе существуют социальные нормы, по которым это общество живет. Социальная норма выполняет роль регулирования и контроля. Эти нормы находят свое воплощение в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией.

Актуальность. Девиантное поведение подростков становится особенно актуальной в настоящее время.  Заключается в сложности определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом.  Особую актуальность исследование отклоняющегося поведения несовершеннолетних приобретает в связи  со снижением возрастных границ несовершеннолетних к совершению правонарушений.

Цель: Изучить причины девиантного поведения в подростковом возрасте

Задачи:

1.      Изучить теоретический материал

2.      Рассмотреть проблему девиантного поведения в подростковом возрасте

3.      Интерпретировать полученные результаты и сформировать выводы.

Объект: подростки

Предмет: причины девиантного поведения

Гипотеза. Возможно, девиантное поведение в подростковом возрасте является следствием плохим отношением с ребенком в детстве и личностными отношениями на протяжении всей жизни.

Методологические основы исследования: Вопросами выявления, коррекции и профилактики девиантного поведения занимались такие выдающиеся ученые, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др. В настоящее время значительное внимание проблемам девиантного поведения подростков уделяют С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, Б.Н. Алмазов, Е.В.Змановская, В.Ю.Рыбников и многие другие.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:           

Анализа …..

анкетирование …..

Исследование проводилось в два этапа:

         I этап - подготовительный, в процессе которого входит изучение научных статей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение

1

Глава 1. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте

2-5

1.1. Что такое девиантное поведение

2

1.2. Формы девиантного поведения

2-3

1.3. причины девиантного поведения в подростковом возрасте

4-5

Глава 2. Практическая часть

5-6

2.1. Описание ситуации

5

2.2. Описание тестирования

5

2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов

5-6

2.4. Вывод

6

Заключение

7

Список используемой литературы

8


Введение

ДЕвитное поведение характерно для людей разного возраста…. Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире остается актуальной. Эта проблема касается не тольк овхрослое поколение, но и явялется нашещной проблменой совермнной молодежи и подростков. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Поростокм считаетсмя человек с …. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога. Так почему же у подростков проявлятся признаки девитного поведения? Что ил кто  на это влиет? Ответы на эти вопросы  мы постоаремся найти в процессе написания ашей исследовательнской работе.

Глава 1. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте

  1.  Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). Девиантность как социальное явление и реакция общества на неё изучается социологией, индивидуальные девиации — психологией[1].

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Когад она  появилась? Французский социолог Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии. Он ввел понятие аномии, — это состояние запутанности и дезориентации в обществе во время кризисов или радикальных социальных перемен. Дюркгейм объяснил это на примере увеличения количества самоубийств во время неожиданных экономических спадов и подъемов.

  1. Формы девиантного поведения

ДЕвиатндео поведение имеет своия формы проявляениЯ, согласно тарботе….  Джевитнтое поведение выделяет следющие формы:

  1. Преступность.
  2. Алкоголизм;
  3. Наркомания
  4. Самоубийство
  1. Преступность.

Преступность — это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени[2].

Причины преступности несовершеннолетних:

  • Неблагополучная обстановка в семье

Основной причиной подростковой преступности является фактор воспитания в семье. Родители, склонные к насилию и пагубным привычкам, способны сломать способность к нормальному становлению личности. Он будет стремиться выбраться оттуда любыми способами. Одним из них станет преступление.

  • Минусы правоохранительной сферы

Слабая деятельность органов, отвечающих за предупреждение преступлений подростков, является одной из важнейших причин усиления неправомерных деяний.

  • Недостатки школьного образования

Не раз подчеркивалось, что школы занимаются натаскиванием учащихся для экзаменов, игнорируя воспитательную функцию. С точки зрения большинства психологов, школа как социальный институт несет ответственность за становление учеников. Следовательно, концентрация только на уровне знаний является неверной.

  1. Алкоголизм.

Алкоголизм — хроническое психическое прогредиентное заболевание, характеризующееся пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью от него. Самый распространенный мотив употребления спиртных напитков подростками – любопытство и желание испытать новые ощущения.

Последствия:

  1. Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство
  2. Сбои в работе желудочно-кишечного тракта
  3. Воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей
  4. Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям
  5. Повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.

Наркомания

Наркомания — прогредиентное заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ.

Причины употребления

  1. Биологические (наследственно обусловленные особенности обмена нейромедиаторов в головном мозге, способствующие быстрому привыканию),
  2. Психологические (отсутствие четких жизненных ориентиров, слабость воли, стремление к удовольствиям и потребность немедленно получить желаемое без учета последствий),
  3. Социальные (желание «не отставать» от других членов группы, потребность повысить свой статус и произвести впечатление на окружающих).

Самоубийство

Самоубийство, суицид — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Причины суицидов у подростков

  1. Неприятие ребенка в семье, слишком завышенные требования родителей, или, напротив, невнимание к подростку
  2. Конфликты в школе, издевательства сверстников.
  3. Влияние СМИ и компьютерных игр.
  4. Употребление наркотиков, алкоголя и др. психотропных препаратов.

1.3. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.

Причинами девиантного поведения являются:

  • биологические,
  • психологические,
  • социальные,
  • семейные,
  • социально-экономические,
  • морально-этические факторы.

Биологические выражаются в существовании неблагоприятных анатомических или психофизиологических особенностей организма детей, которые затрудняют их социальную адаптацию:

- генетические, это те, которые передаются по наследству, например, дефекты зрения и слуха, нарушение умственного развития или повреждение нервной системы;

- психофизиологические связаны с влиянием на организм человека конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, которые приводят к различным токсическим, соматическим и аллергическим заболеваниям;

- физиологические включают в себя внешнюю непривлекательность, дефекты речи, которые вызывают негативное отношение окружения, что приводит искажению системы отношений в среде сверстников.

Психологические особенности подростка тоже могут определять предрасположенность к девиантному поведению. Например, черты личности в рамках психологической нормы это низкий уровень самоконтроля, склонность к риску, тревожность и агрессивность, узость круга интересов, недостаточно сформированы навыки общения, низкая стрессоустойчивость, незрелость личности, нарушение самооценки.

Социальными причинами девиантного поведения подростков является неблагополучное социальное окружение (принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус в группе сверстников и др.

Семейные причины девиантного поведения – это нарушение детско-родительских; супружеских взаимоотношений; жестокое обращение; оскорбления; насилие в семье; пренебрежительное отношение; низкий социальный статус семьи; безнадзорность; психические заболевания родителей; асоциальное или криминальное поведение членов семьи, серьезные изменения, стрессы в семье.

Социально-экономическими факторами девиантного поведения является социальное неравенство; безработица, расслоение общество на бедных и богатых; ограничение в социально приемлемых способах получения достойного заработка; обнищание населения; инфляция и, как правило, в последствие социальная напряженность.

С одной стороны морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушение ценностей (в первую очередь духовная), падение нравов, а с другой стороны в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

Вывод: таким образом девитальне поведние харанктерно для людей всех возростов, оснвон…..

4 преджожения.


Глава 2. Практическая часть.

  1. Описание ситуации

Анкетирование проводилось с учениками десятого класса МБОУ «СШ № 21» г. Нижневартовска. Количество учеников составляло 25 человек. Возраст учеников составляло от 15 -17 лет. Данное исследование проводилось с каждым учеником индивидуально. Объяснив инструкцию, дети приступали к выполнению задания.

  1. Описание тестирования

В эксперименте использовался анонимный тест, с помощью которого я определила: знают ли подростки, что такое девиантное поведение; каковы причины девиантного поведения в подростковом возрасте и какая на их взгляд основная причина отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Тест состоит из трех вопросов, на которые подростки должны выбрать ответ из выдвинутых вариантов.

  1. Анализ и интерпретация полученных результатов  (приложение)

Знают ли люди, что такое девиантное поведение?

Причины девиантного поведения в подростковом возрасте (выберите 3 варианта ответа)

Какая на ваш взгляд основная причина девиантного поведения в подростковом  возрасте?

Да.

Нет.

А

Б

В

Г

Д

Е

1.

˅

˅

˅

˅

Общество, интернет

2.

˅

˅

˅

˅

Проблемы в семье

3.

˅

˅

˅

˅

-

4.

˅

˅

˅

˅

Психологические

5.

˅

˅

˅

˅

Психологические

6.

˅

˅

˅

˅

-

7.

˅

˅

˅

˅

Социальные

8.

˅

˅

˅

˅

Психологические

9.

˅

˅

˅

˅

Психологические

10.

˅

˅

˅

˅

Социальные

11.

˅

˅

˅

˅

Социальные

12.

˅

˅

˅

˅

Семейные

13.

˅

˅

˅

˅

Психологические

14.

˅

˅

˅

˅

Семейные

15.

˅

˅

˅

˅

Семейные

16.

˅

˅

˅

˅

Социальные

17.

˅

˅

˅

˅

Интернет

18.

˅

˅

˅

˅

Психологические

19.

˅

˅

˅

˅

Психологические

20.

˅

˅

˅

˅

Семейные

21.

˅

˅

˅

˅

Социальные  

22.

˅

˅

˅

˅

Психологические

23.

˅

˅

˅

˅

Социальные

24.

˅

˅

˅

˅

Психологические

25.

˅

˅

˅

˅

Семейные

Анализ полученных результатов показывает, что:

  • Большинство подростков считают, что люди знают «что такое девиантное поведение»;
  • Подростки считают, что причинами девиантного поведения является именно: Б) психологические, В) социальные, Г) семейные;
  • В вопросе: «Какая на ваш взгляд основная причина девиантного поведения в подростковом  возрасте?», 36% опрошенных подростков выбрали психологические причины; 24% выбрали семейные и 28% - социальные.
  • Самая меньшая часть подростков выбрала интернет, как основную причину девиантного поведения в подростковом возрасте.

2.4. Вывод

Таким образом, изучив теоретический материал и проветя практчисекую часть, мы пришли к некоторым выводам. Д

Таким образом, мы видим, что большинство опрошенных выделяют три основных причины девиантного поведения: психологические, социальные и семейные.


Заключение

Все выше перечисленные факты позволяют сделать вывод, чтов настоящее время особенно актуальной проблемой становится девиантное поведение подростков. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Существует 4 формы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания и самоубийство. Причинами возникновения отклоняющегося поведения являются:биологические,психологические, социальные, семейные, социально-экономические, морально-этические факторы. С помощью теста мы смогли выделить три основные причины девиантного поведения в подростковом возрасте: социальные, психологические и семейные. Чтобы предотвратить появление девиантного поведения у подростка нужно: Заботиться о сохранении и эмоционально положительных взаимоотношений в семье, со сверстниками и учителями, привлечь ребенка к здоровому образу жизни, втрудных жизненных ситуаций, ребенок должен звонить в экстренную службу психологической помощи.

Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась. На само джеле причинами девитного поведения яялвтся личные отношения и … но помимо этого …..


Список использованной литературы

  1. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003.
  2. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М., 2004. С. 90.
  3. Медицинский справочник болезней // [Эелектронный ресурс]: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/.
  4. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. / Под ред. канд. мед.наук С. Н. Бокова. В 2-х томах. Т. 2. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 448 с.
  5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — С. 381—526 с.
  6. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы /Е.В.Змановская, В.Ю.Рыбников. СПб.: Питер., 2012. С. 58.
  7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. С. 48.
  8. Шипунова Т.В. Технология социальной работы с лицами девиантного повеления. С.68
  9. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы/Л.В.Карцева. М.: Дашков и КО, 2007. С. 46.
  10. Официальный сайт Института Социологии РАН // [Электронный ресурс]: www.isras.ru.
  11. Тюрина Э.И. Социальная работа с семьей и детьми/Э.И.Тюрина, Н.Ю.Кучукова. М.: Академия, 2009. С. 102.

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-sotsiokulturnyy-aspekt

https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-harakteristiki-deviantnogo-povedeniya-podrostkov

https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-podrostkov-kak-sledstvie-neblagopoluchnogo-vzrosleniya 


[1] 

[2] 


Поделиться:

Одна беседа. Лев Кассиль

"Морская болезнь" у космонавтов

Как нарисовать лимон акварелью

Новый снимок Юпитера

Три коробки с орехами