• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Роль родного языка в изменяющемся мире, проблемы сохранения.

Опубликовано Олчат-оол Сайлык Борисовна вкл 01.10.2018 - 7:05
Олчат-оол Сайлык Борисовна
Автор: 
Олчей-оол Анай-Хаак Кежик-ооловна

ХХI столетие объявлено эпохой многоязычных личностей и полиглотов, т.е. лиц, владеющих несколькими языками. Ее реализация открывает необозримые просторы для взаимодействия языков и культур, для воспитания гражданина мира в духе толерантности к другим языкам и культурам. Так же это век компьютеризации, информатизации, нанотехнологий, различных сложнейших космических программ. Для реализации всех этих достижений требуются люди с очень высоким уровнем знаний. Но есть и обратная сторона прогресса – молодежь нашей Республики стала меньше читать хорошую художественную литературу на родном языке, не знает классиков поэзии и прозы, не в состоянии ясно и полно излагать свои мысли.  Наблюдается тенденция к снижению уровня личностного развития, так как большинство детей, подростков, юношей проводят значительную часть свободного от учебы времени за компьютером, играя, читая новости ленты, просматривая картинки или бесцельно «бродя» по страничкам в социальных сетях, дабы «убить» время и якобы «отдохнуть».  Проблема развития и воспитания подрастающего поколения волнует умы многих ученых: педагогов, психологов, философов, языковедов.

Родной язык – основа развития интеллекта человека, формирования его морального облика и эмоционального самосодержания. Рамзаева Т.Г. и Львов считают, что «необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством», «обслуживая членов общества в их общении между собой и, наконец, средством выражения чувств, настроений …. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык – ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, в развитии культуры, искусства. Язык служит также важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить молодежь к литературе, привить ему потребность читать газеты и журналы, полноценно общаться». [Рамзаева, Львов, 1979. С.4].

Ушинский К.Д. писал: «Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства предшествовавших ему поколений». [Ушинский,1988. С.9].

Объект исследования: тувинский язык.

Предмет исследования: роль тувинского языка в современном мире.

Цель: показать значимость тувинского языка в современном мире, пути его сохранения.  

Задачи:

  1. Отобрать и изучить научно-методическую литературу по теме.
  2. Рассмотреть роль тувинского языка в современном мире.
  3. Провести исследования и обобщить материалы исследования.
  4. Предложить пути сохранения литературного тувинского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роль родного языка в изменяющемся мире, проблемы сохранения28.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ РТ «Ак-Довуракский горный техникум»

Тема работы: Роль родного языка в изменяющемся мире,

 проблемы сохранения.

Выполнил(а):  

Олчей-оол Анай-Хаак Кежик-ооловна

студентка 2 курса по специальности «ОПИ»  

Научный руководитель:

Олчат-оол Сайлык Борисовна

преподаватель родного языка  и литературы

г. Ак-Довурак

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………… 3

Роль родного языка в изменяющемся мире, проблемы сохранения.………… 5

Заключение……………………………………………………………………… 11

Список использованных источников и литературы …………………………. 13

Введение

ХХI столетие объявлено эпохой многоязычных личностей и полиглотов, т.е. лиц, владеющих несколькими языками. Ее реализация открывает необозримые просторы для взаимодействия языков и культур, для воспитания гражданина мира в духе толерантности к другим языкам и культурам. Так же это век компьютеризации, информатизации, нанотехнологий, различных сложнейших космических программ. Для реализации всех этих достижений требуются люди с очень высоким уровнем знаний. Но есть и обратная сторона прогресса – молодежь нашей Республики стала меньше читать хорошую художественную литературу на родном языке, не знает классиков поэзии и прозы, не в состоянии ясно и полно излагать свои мысли.  Наблюдается тенденция к снижению уровня личностного развития, так как большинство детей, подростков, юношей проводят значительную часть свободного от учебы времени за компьютером, играя, читая новости ленты, просматривая картинки или бесцельно «бродя» по страничкам в социальных сетях, дабы «убить» время и якобы «отдохнуть».  Проблема развития и воспитания подрастающего поколения волнует умы многих ученых: педагогов, психологов, философов, языковедов.

Родной язык – основа развития интеллекта человека, формирования его морального облика и эмоционального самосодержания. Рамзаева Т.Г. и Львов считают, что «необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством», «обслуживая членов общества в их общении между собой и, наконец, средством выражения чувств, настроений …. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык – ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, в развитии культуры, искусства. Язык служит также важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить молодежь к литературе, привить ему потребность читать газеты и журналы, полноценно общаться». [Рамзаева, Львов, 1979. С.4].

Ушинский К.Д. писал: «Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства предшествовавших ему поколений». [Ушинский,1988. С.9].

Объект исследования: тувинский язык.

Предмет исследования: роль тувинского языка в современном мире.

Цель: показать значимость тувинского языка в современном мире, пути его сохранения.  

Задачи:

  1. Отобрать и изучить научно-методическую литературу по теме.
  2. Рассмотреть роль тувинского языка в современном мире.
  3. Провести исследования и обобщить материалы исследования.
  4. Предложить пути сохранения литературного тувинского языка.

Роль родного языка в изменяющемся мире, проблемы сохранения.

        Но в век глобализации и интеграции (примеров множество: СНГ, Евросоюз, появление транснациональных корпораций и т.д.) встает проблема малых народов: как сохранить свою идентичность, свою культуру, а главное, родной язык.

«Цивилизация, выступающая за глобализацию, безжалостна. Вместо культуры она несет механизм, а живое всегда проигрывает неживому. Нужна системная государственная политика по сохранению малых народов – на столетия вперед! У меня зреет страх, что этносы, пронесшие себя сквозь столетия, подлежат какому-то глобальному уничтожению», пишет в своей статье доцент, кандидат филологических наук, этнограф Республики Хакасия Раиса Сакова. Ее опасения обоснованы, они касаются многочисленных малых народов Красноярского края, в том числе Хакасии. Ведь большинство хакасов не знают родного языка. Совсем другая картина складывается у нас, в Республике Тыва. Тувинцам удалось сохранить свой язык, культуру, обычаи и традиции.

        Вопросы сохранения родного языка, в данном случае тувинского, являются объектом пристального внимания общественности.

        Для сравнения мы взяли статистику Татарстана.

        Если обратимся к материалам статистических данных, то увидим, что тувинский язык в городе Ак-Довураке является родным для 99,4% тувинцев. Это  свидетельствует о наличии тенденции роста лиц, признающих тувинский язык родным.  А в Татарстане по сравнению с нашим городом 94,2% татар (по данным ВПН – 2010 г.) считают родным языком татарский язык. По материалам переписей с 1926 по 1959 годы число татар с родным татарским языком снизилось на 0,8 %, с 1989 по 2010 год – 2,4%. [Исхакова, 2001. С.171]. Несмотря на то, что процесс этот медленный (снижение количества лиц, признающих татарский язык родным, в процентном выражении составляет, казалось бы, незначительное число), однако динамика процесса налицо. Например, опрос школьников старших классов свидетельствуют о наличии тенденции уменьшения доли лиц, признающих татарский язык родным и увеличение доли лиц с двумя родными языками.

        По нашему мнению, признание в качестве родного двух и более языков свидетельствует об ослаблении этноязыкового самосознания, но никак не о высоком уровне владения обоими языками и, естественно, не об одинаковой степени его использования. Среди тувинцев (особенно жителей городов) есть те, кто, практически не владея языком своей национальности, называют его родным. В данном случае язык своей национальности, утративший для данного индивида коммуникативные функции, имеет чисто символическое значение. Например, по данным опроса среди студентов и школьников города Ак-Довурак тувинский язык назвали родными 99,4% тувинцев (на владение русским языком указали 0,6% тувинцев). Если сделать опрос в г. Кызыл, вероятно доля тувинцев, указавших родным тувинский язык, станет меньше, нежели в районах.  

        Возникает вопрос, что же является причиной такой тенденции, что способствует отчуждению от родного языка и каковы последствия данного процесса.

        Естественно, причин может быть достаточно много, и некоторые из них мы рассмотрим.  Но думается, что будет небесполезно обратить внимание на одно высказывание: доминирующее положение какого-либо языка принуждает пользователей других языков к выбору такой тактики языкового поведения, которая ведет к вытеснению их собственных языков. Доминирующий язык проникает и в частные области использования языка, семейную жизнь – последний оплот такой области, подрывая систему Функционального распределения языков. Многие языки в результате оказываются невостребованными, так как все функции переходят к одному языку. Подобная ситуация приводит к тому, что только доминирующий язык принимается следующим поколением,  другим же грозит исчезновение.  [Мир языков, 2006. С.169].

        Из высказывания мы имеем возможность еще раз убедиться в сложности и неоднозначности проблемы сохранения и развития родного языка, особенно в условиях глобализации, доминирования русского языка, активного вторжения в нашу повседневную жизнь английского и русского языков (средства массовой информации, телевидения, социальные сети).

        Несмотря на то, что в деле сохранения и развития родного языка важную роль играет семья, однако и она (семья) в одиночку не в состоянии выполнить эту задачу. Большую помощь в данном случае может и должен оказать другой социальный институт – образовательное учреждение (а точнее школа). Обусловлено это тем, что сегодня семья не в состоянии обеспечить сохранность родного языка и его преемственность, так как это возможно только при условии, если потенциальные носители языка являются его активными пользователями. Например, по результатам исследования, проводившегося в нашем городе, 99,4 % школьников указали на свободное владение родным тувинским языком, а уровень свободного владения языком среди родителей составил 100 %. Из статьи Макарова Г. И. «Этноязыковое поведение учащихся  старших классов» можно увидеть следующее. 77,4% школьников указали на свободное владение татарским языком, а уровень свободного владения среди родителей составил 55,1%. [Макарова, 2011. С.71]. А если представить наше будущее поколение в роли родителей через десятки лет, можем оказаться на месте татар.

        Будущее языка, его функциональное восстановление в полном объеме зависит от того, в какой степени новое поколение будет его знать и использовать.

        Основными причинами, способствующими отчуждение детей от родного языка, чаще всего являются: постоянное использование только русского языка или двуязычие; воспитание в русскоязычных дошкольных учреждениях и школах.        Данная проблема может быть решена положительно только при ответственном и положительном и осознанном подходе к языковому образованию детей и при наличии языковой установки в семье на общение на родном языке. Некоторые родители дома не общаются с детьми должным образом. Не читают сказки на родном языке.  Дети остаются одни с телевизором или компьютером.

        Особое значение в деле сохранения и развития родного языка сегодня приобретает языковое образование детей в школе, а именно, обучение родному языку учащихся, которое должно быть современным, отвечающим духу времени. Современные родители чаще желают, чтобы их дети обучались в русскоязычных классах. Родной тувинский язык считают не нужным. Результатом должно стать свободное владение всеми формами русского и иностранного языков. Однако результат школьного языкового образования зависит и от понимания детьми и родителями важности знания родного языка. Ведь родной язык – основа развития интеллекта человека, формирования его морального облика и эмоционального самосодержания, становления творческой личности, способной создавать материальные и духовные ценности. Овладение же русским и иностранными языками осуществляется более успешно при усвоении особенностей родного языка, понимания и осмысления структурных элементов этнокультуры. Полноценное понимание родного языка во взаимосвязи с существенными элементами этнокультуры вырабатывает в сознании человека потребность познать общие и отличительные черты в культурологии своего народа. Безусловно, хорошее владение русским языком – это путь к хорошему образованию, но кто же будет хранить родной язык и передавать будущим поколениям? Только молодежь. Поэтому работать надо с обучающимися в образовательных учреждениях.

        Что же делать в данной ситуации, когда на бытовом уровне все говорят на родном языке, а литературным родным языком не владеют? Язык засоряется диалектами, словами-паразитами, руссицизмами, незнанием орфографии и грамматики.

Наши предложения:

  1. В школах проводить живые уроки (классные часы) родного языка.
  2. Устраивать этнические концерты, месячники, фестивали, организовывать выезды молодых на фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо», где тувинские ансамбли очень популярны.
  3. Проводить мастер-классы по народному творчеству.
  4. Конференции в области этнографии, археологии, истории, культуры, творчества классиков тувинской прозы, поэзии. Могут быть и такие темы: «Особенности промысла и кочевого образа жизни тувинцев», «Сохранение уклада жизни и языка», «Семейные ценности и воспитание подрастающего поколения в Туве», «Свадебные традиции», «История национального костюма», «Особенности устройства юрты»…
  5. Возродить «институт бабушек», все народное творчество раньше передавалось из уст в уста, грамоты никто не знал. Уверены, что есть еще бабушки-сказительницы, чья память хранит жемчужины народного творчества. К сбору этноматериала привлекать волонтеров.
  6. Создавать больше музеев под открытым небом, как это делают наши соседи-хакасы.
  7. Пропагандировать народные промыслы, особенно камнерезное искусство Тувы.
  8. Коллективное чтение произведений литературных классиков на телевидении, в образовательных учреждениях, библиотеках, во Дворцах культуры.
  9. На уровне правительства создать Программу посещения школьниками из отдаленных сумонов Национального музея и театра.
  10.  Создавать театральные студии, любительские спектакли по произведениям классиков тувинской литературы в школах, других образовательных учреждениях, Дворцах культуры.
  11.  Использовать интернет-ресурсы: Олимпиады, викторины, клубы знатоков…
  12.  Сделать привлекательной Туву  для отечественного и международного туризма, тюркологов….
  13.  Знакомство с современными писателями, поэтами через библиотеки, через Интернет-сообщества, через Центры тувинской культуры, через живое общение с писателями, через факультативы, элективные курсы, через подписку на газеты, журналы…

Список открыт для творчества всех заинтересованных лиц. Эти предложения будут Программой действия и в нашем техникуме.

Заключение

        Для современного человека, живущего в Республике Тыва, главной целью должно стать знание сохранение богатства родного языка, распространение тувинского языка в других городах и регионах России и зарубежных странах. И красной нитью  в нашем сознании должны звучать слова С. Я. Маршака: «Мы должны быть благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, ёмкий, умный язык. В нем самом есть уже элементы искусства: стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись» [Маршак, 1971 С.157].

        Еще Ушинский Н.Д. отмечал, что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложение и взаимодействие, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Значит, интеллект и мышление ребенка, прежде всего, должны развиваться на родном языке. [Ушинский,1988. С.122]. Кроме того, Н.Д. Ушинский выдвинул идею о методической последовательности в обучении языку. Он высказывался против обучения иностранному языку раньше, чем ребенок окрепнет в своем родном языковом сознании. [Ушинский,1988. С.158]. Поэтому образование в России должно строиться исходя из непреложной истины: русский язык не вместо родного, а родной вместе с русским. В родном языке воплощено все родное в психологии человека. Все психологические механизмы развиваются средствами родного языка. По словам Л.В. Щербы, назначение родного языка следует рассматривать шире, чем его усвоение, а именно: как основу, как фундамент, на котором закладывается и обучение русскому и иностранному языкам [Щерба,1974. С. 88].

        У каждой эпохи имеются определенные ценности, нормы жизни, которые заложены в содержании слова, словосочетания, предложения, текста. Этнос создал язык для общения и познания мира, мира идей, на основе языка возникла и развивается его культура, в которой воплощены смысл жизни народа, его мировоззрение, его назначение в созвездии мировой цивилизации. Из сказанного выше следует вывод о том, что до сих пор наш язык не утратил свою изюминку, культуру. Изучение языков без ориентации на этнокультурные ценности не развивает человека, не формирует его интеллектуальные и личностные качества.

        И мы призываем наше поколение не любить родной язык. Кто если не мы может предотвратить исчезновение нашего  родного языка. Давайте, учить правильно излагать свои мысли на родном языке, красиво говорить и думать.

Список использованных источников и литературы

  1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия», 2012. – 30 с.
  2. Маршак С.Я. Собрание сочинений: в 8 т. Т.7 – М.: «Художественная литература», 1971. – 639 с.
  3. Мусс Г.Н. Проблема определения критериев воспитанности младшего школьника// Начальная школа плюс: до и после. – 2013. - № 9. – С. 50-53.
  4. Мир языков. Обзор языков мира. – Элиста: КалмГУ, 2006. – С. 34.
  5. Рамзаев Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – 431 с.  
  6. Исхакова З.А. Языковые взаимоотношения в семье: формы и масштабы (на примере Татарстана) // социолингвистические проблемы функционирования государственных языков Республики Татарстан: сборник научных статей. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2011. С. 171 – 173.


Поделиться:

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды

Как готовятся к полетам на Луну

Сочные помидорки

Рисуем к 23 февраля!

Пичугин мост