Семья всегда сверхзначима. Ей, — какой бы она ни была — мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности.
Цель работы: проследить изменения в общественном отношении к институту семьи.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
изучение и анализ развития института семьи в разные периоды истории России;
изучение и анализ принципов демографической политики в Российской Федерации;
анализ отношения общества к институту семьи;
анализ влияния мер государственной поддержки семьи
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.15 МБ |
«Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда»
Открытый городской конкурс учебно-исследовательских работ старшеклассников в рамках городского научного общества «Я и Земля» секция социология |
Эволюция института семьи в российском обществе
Выполнили: Рачковская Анна, учащаяся 9 «Д» класса Руководитель: Костюченко Елена Леонидовна, учитель истории и обществознания МОУ Лицей № 9 |
Волгоград, 2018
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...…....3
Глава I. Изменение семейных отношений в истории России………………….....5
Глава II. Демографическая политика Российской Федерации………………….10
2.1. Предпосылки решения демографической проблемы на законодательном уровне………………………………………………………10
2.2. Материнский капитал как метод развития демографии в Российской Федерации……………………………………………………………..…….....12
2.3. Дополнительные меры поддержки семей с детьми……………………13
2.4.Результаты демографической политики в России………………….…...15
Глава III. Социологическое исследование общественного отношения к институту семьи…………………………………………………………………….16
3.1. Какой должна быть современная семья……………………………….16
3.2. Общественное мнение по поводу мер государственной поддержки семьи……………………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………..19
Список используемых ресурсов и литературы…………………………...…….20
Приложения………………………………………………………………….…….21
Введение.
Семья всегда сверхзначима. Ей, — какой бы она ни была — мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности.
Сегодня о демографических проблемах говорят и пишут ученые и журналисты, выходят серии популярных работ. Демография становится актуальной наукой, порождающей перекрёстные области знаний, новые их отрасли.
На протяжении всей истории существования России власти скрывали многие данные о демографической ситуации в стране. До "хрущевской оттепели" демографическая статистика была под грифом "совершенно секретно" и только с конца пятидесятых годов начала появляться в документах с пометкой "Для служебного пользования". С того времени и вплоть до 1985 года сведения о численности населения, количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, сведения же, например, о продолжительности жизни, младенческой смертности и числе абортов не публиковались никогда и нигде. И понятно почему: именно продолжительность жизни и уровень смертности населения, детская рождаемость, младенческая смертность, число абортов, как ничто иное, отражают состояние государства. В современной России, правопреемнице СССР, неизбежно сохраняются те же демографические тенденции, что отличали ее непосредственного исторического предшественника. Иначе быть и не может: тот же народ, те же традиции.
Демография семьи важна для изучения, ведь она является наукой, предметом которой являются закономерности формирования, функционирования и распада семейно-родственных групп и домохозяйств.
Выбор темы работы вызван актуальностью решения демографических проблем России на сегодняшний день. Вопросы демографического кризиса в нашей стране, без сомненья, заслуживают особого внимания.
Цель работы: проследить изменения в общественном отношении к институту семьи.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
Объект исследования: институт семьи.
Предмет исследования: демографическая политика Российской Федерации.
Методы исследования:
Практическая значимость: материал может быть использован учителями истории и обществознания в урочной и внеурочной деятельности и классными руководителями в воспитательных целях.
Глава I.Изменение семейных отношений в истории России.
Заглянуть в жизнь древнерусского населения, причем в такую скрытую от посторонних глаз ее сторону, как семейная жизнь, и небесполезно в научном отношении и интересно. Но сделать это сложно. Насколько позволяют немногочисленные источники, постараемся все же выяснить, что представляли собой брак и семья во времена Киевской Руси.
Человек средневековья являлся составной частью определенной социальной группы, вне которой он не имел ни прав, ни обязанностей. Основу семейного и брачного права XI—XII вв. составляли нормы, возникшие во взаимоотношениях семьи с общиной и формировавшимся государством еще в языческое время. Уже тогда в Киевской и Переяславской землях победила моногамия.
Ярким примером моногамии стал князь Владимир Святославович. До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен и до 800 наложниц. Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён и стал верным семьянином.
Церковь на Руси присвоила себе право утверждения брака и пропагандировала, что заключение его является одним из божественных таинств, непостижимых для человека. Однако церковное оформление брака — «венчание» очень долго не могло вытеснить прежних обычаев «свадьбы».Условия заключения брака были довольно сложными. Запрещались браки между родственниками. Церковь отказывалась венчать людей, бывших родственниками даже в шестом поколении. Брачным возрастом для мужчин считались 15 лет, для женщин меньше: 13-14. Однако эти нормы нередко не соблюдались.
Согласно существовавшим на Руси после принятия христианства правовым нормам, можно было заключать не более двух браков. Даже смерть одного из супругов во втором браке не давала права оставшемуся в живых вступить в третий брак. Где бы ни жила древнерусская семья, в южных лесостепных и степных полосах или в северных лесных районах, основным источником ее существования был труд мужчины. Женщина активно помогала вести хозяйство, а также рожала и вскармливала многочисленных детей, немалая часть которых, однако, умирала в детстве. Регулирования деторождения почти не существовало, хотя уже были известны народные «зелья», вызывавшие выкидыш. При условии большой смертности детей и сравнительно короткой жизни крестьян (как правило, до 40-45 лет) практически не ограниченное деторождение было важнейшим источником увеличения народонаселения. Общественная система никак не обеспечивала средствами существования людей в старости, и содержание их ложилось только на их детей.
Между супругами существовали обязанности по взаимному содержанию. Ни муж, ни жена не имели права оставить друг друга, если один из них был тяжело болен: «Если будет у жены тяжелый недуг, или слепота, или долгая болезнь, то ее нельзя оставить: также и жена не может оставить мужа» («Устав князя Ярослава»).
Развод супругов в Древней Руси допускался. Ему предшествовало судебное разбирательство с привлечением свидетелей. Что касается детей, то в памятниках того времени нет сведений о том, что при решении вопросов о разводе принимались во внимание их интересы.
Как видим, это семейное и брачное право включало многие местные дохристианские нормы, не противоречившие классовому строю. Дальнейшее же развитие феодальных отношений на Руси привело к заметным изменениям в семейном и брачном праве.
1.2 Русская семья в Новое время.
В Российской империи была большая патриархальная семья, либо малая семья из двух поколений. В силу исторических традиций роль кормильца семьи выполнял мужчина. Традиция опираться именно на мужчину-кормильца была укоренена в русской культуре. Землей в крестьянской общине наделялись только мужские души. Мальчик всегда считался будущей опорой семьи, в то время как дочери уходили из родительского дома в семью к мужу. Отсюда и различия в отношении рождения сыновей и дочерей: первые были более желанны, поскольку впоследствии могли содержать родителей. Крестьянские семьи были многодетными: средняя семья состояла из 8–10 детей, не были редкостью семьи по 19 детей, семья из 5 детей считалась малодетной и нетипичной. Крестьянская культура представляла собой довольно замкнутый мир общины со своими правилами, в основе которых лежала семья. Каждое новое поколение повторяло жизненный круг своих родителей.
Церковь занимала подчиненное положение в государстве, однако её законы оставались непреложными и для самого царствующего монарха. Именно глава государства служил защитником и опорой православия, хранителем традиций, а его семья — образцом семейного союза.
За 9 лет брака в семье Великого князя Николая I родились первенец Александр и три дочери – Мария, Ольга, Александра. После восшествия на престол Мария Федоровна подарила Николаю I еще троих сыновей – Константина, Николая, Михаила - тем самым обеспечив престол наследниками. С супругой император прожил в согласии до самой смерти.
Жизнь дореволюционной семьи подчинялась в большей степени установлениям Церкви, без участия Церкви не проходило ни одно важное событие в семье. Именно Церковь регистрировала рождения и смерти, заключение и расторжение браков.
1.3 Семейные отношения в новейшей истории России.
Однако бурные события XX века нарушили патриархальную традицию. Новый общественный строй большевистской России поначалу определил семью пережитком прошлого. Венчание в церкви было отменено. В городах появлялись молодежные семьи на правах сожительства. К середине 30-х годов эта сфера несколько упорядочилась: появились органы для общественной фиксации браков под названием «Запись актов гражданского состояния». Это означало коренной перелом традиционной русской семьи, освященной Церковью и с решающей ролью родительского выбора брачующихся.
В новой советской семье изменились социальные роли. И муж, и жена равно становились кормильцами. Женщин фактически вынудили работать: на одну зарплату мужа прожить семье было нелегко. Одновременно роль кормильца отчасти выполняло государство, обеспечивая семьи детсадами, путевками в санатории, жильем и т.п. Таким образом, в Советской стране создана ситуация «двойного кормильца»: мужчина выполнял роль основного, в то время как женщина - второстепенного. Правда, «женские деньги» были надежнее. Умело выкручиваясь с малыми средствами, женщины становились истинными главами домохозяйств. Количество детей в семье резко снизилось: городская семья – до 4 детей, сельская – до 6 детей.
Сформировалась экономическая предпосылка к тому, чтобы женщина вышла за пределы семьи и стала социально активной личностью.
В послевоенные годы постепенно роль матери в семье уже играет бабушка: она воспитывает детей, готовит пищу на семью. Мать выполняет роль основного кормильца и главы семейства, то есть отца в патриархальном понимании. И наконец, отец играет роль еще одного ребенка, вдобавок к настоящим детям. Таким образом, российская женщина привыкла выполнять роль кормильца.
Обозначилось резкое сокращение населения страны. В этом снижении учитывались военные потери и потери потенциально неродившихся детей от гибели мужчин детородного возраста. Однако основной причиной резкого сокращения прироста населения стала урбанизация, перелом традиционной модели патриархальной семьи и введение с середины 50-х годов в массовую практику медицинских абортов.
В массовом сознании вырабатывались представления о преимуществах малодетной семьи. В целом в мире активная социализация и самостоятельность женщин приводит к тому, что в развитых странах стремительно растет возраст деторождения – в Германии он поднялся до 40 лет, а в Израиле не редкость рождение ребенка женщинами в возрасте около 50 лет. В нашей стране уже свыше 10% рожениц старше 35 лет. И эта цифра растет с каждым годом. По некоторым данным, до 40% работающих женщин в Германии просто отказываются от деторождения. В российских семьях нормой стало рождение единственного ребенка. Таким образом, процесс вымирания нации превращается в реальность.
Итак, можем сделать определённые выводы. И в Древнерусском государстве и в Российской империи семя была патриархальной. Роль женщины в обществе сводилась к ведению хозяйства и воспитанию детей. Деторождение никак не регулировалось, но демографической проблемы, грозящей вымиранию нации не существовало. В новейшее время происходит коренной перелом в устоях и восприятии русской семьи, женщина становиться социально активной личностью. При этом количество детей в семье резко уменьшается. К концу XXвека в России обостряется демографическая проблема, связанная с резким снижением рождаемости и «старением» нации.
Глава II. Демографическая политика Российской Федерации
2.1. Предпосылки решения демографической проблемы на законодательном уровне.
На протяжении нескольких десятилетий в России наблюдается выраженный демографический кризис, под которым понимается резкое уменьшение численности населения.
В последние годы ситуация несколько стабилизировалась и, согласно официальным заявлениям, ухудшение демографических показателей приостановилось. Однако речь пока может идти не о выходе из кризиса, а только об изменении некоторых показателей в лучшую сторону относительно ухудшения прошлых лет.
10 мая 2006 года В.В.Путин в президентском послании Федеральному собранию обозначил демографический кризис как самую острую проблему современной России.
По данным, приведенным в Концепции демографической политики РФ, переломным моментом для России стал 1992 год. С этого времени началось стабильное сокращение численности населения, связанное с тем, что уровень смертности был выше, чем уровень рождаемости. Ежегодно в России умирали около 2 млн человек (в два раза больше, чем в Европе и США), а рождались лишь 1,2 – 1,5 млн человек[1].
С 2000 года в России начался постепенный рост рождаемости. Однако для обеспечения воспроизводства населения его было недостаточно. Невысокий уровень рождаемости вызван несколькими причинами.
С одной стороны, это низкие доходы у российских семей, плохие жилищные условия, низкий уровень репродуктивного здоровья. С другой стороны, низкая рождаемость характерна для большинства развитых стран современного мира и вызвана переменами в системе ценностных установок.
Средняя продолжительность жизни в 2006 году составляла 66,7 года (у мужчин 60,6 года, у женщин 73,1 года). Среди умерших почти треть были гражданами трудоспособного возраста (при этом 80 % из них составляли мужчины). Младенческая смертность по сравнению с 1992 годом существенно снизилась (с 18 на 1000 родившихся до 10,2), но все равно в два раза превышала аналогичный показатель в развитых странах Европы и США.
Низкий уровень рождаемости сказывается на возрастной структуре населения России: в 1992 году женщины в возрасте старше 65 лет и мужчины старше 60 лет составляли 19,3 % населения, в 2006 году — 20,4 % населения[2].
В этих условиях актуализируется необходимость поиска адекватных государственных мер, направленных на стабилизацию рождаемости, на что был направлен Федеральный закон N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29 декабря 2006 г.
Так же в нашей стране 9 октября 2007 года была принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения, и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 – 143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году — до 75 лет[3].
2.2 Материнский капитал как метод развития демографии в Российской Федерации.
Материнский (семейный) капитал — форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство, при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
Первоначально сумма средств материнского капитала составляла 250000 рублей, но при ежегодной индексации в зависимости от уровня инфляции к 2015 году сумма составляла 453026 рублей.
Законодательно предусмотрено несколько вариантов направления средств материнского капитала:
А) приобретение жилья;
Б) строительство и реконструкцию индивидуального жилого дома;
В) участие в долевом строительстве;
Г) на первоначальный взнос по ипотечному кредиту/займу или кредиту на строительство жилья;
Д) на погашение основного долга и процентов по ипотечному кредиту/займу или кредиту на строительство жилья.
2. Получение образования детьми.
А)оплата за обучение;
Б) в детском саду;
В) в школах в группах продленного дня;
Г)в музыкальной школе;
Д)в художественной школе;
Е) в высших учебных заведениях;
Ж) в техникумах;
З) оплаты стоимости проживания ребенка в общежитии при учебном заведении.
3. Формирование накопительной части трудовой пенсии.
Средства материнского капитала могут быть направлены в негосударственный пенсионный фонд или на доверительное управление в управляющую компанию.
4. С 1 января 2016 средства материнского капитала можно направлять на оплату товаров и услуг для детей-инвалидов. Вступил в силу закон предусматривающий использование материнского капитала на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов. Так же средства материнского капитала можно будет использовать, не дожидаясь трех летнего возраста ребенка-инвалида вне зависимости от очередности его рождения или усыновления. Данным направлением освоения материнского капитала смогут воспользоваться около 10,7 тысяч российских семей. Но еще нет четкого представления граждан, что включает в себя данное направление и соответствует ли настоящим потребностям семьи имеющих ребенка – инвалида.
2.3. Дополнительные меры поддержки семей с детьми.
В ноябре 2017 года Президент выступил с законодательной инициативой ввести ежемесячные выплаты семьям при рождении первого ребёнка и о внесении изменений в Федеральный закон о мерах государственной поддержки семей, имеющих двух и более детей. В результате был принят ФЗ «О ежемесячных выплатах при рождении первого ребёнка» от 26.12.2017 и внесены изменения в ФЗ «О мерах государственной поддержки семей имеющих детей».
Согласно этим изменениям государственная поддержка будет носить адресный характер. Выплаты пособий из материнского капитала станут доступны для малоимущих семей, чей совокупный заработок не превышает 1,5 прожиточных минимумов. Таким образом, в 2018 году доход должен быть менее 15 500 рублей на одного человека.
Размер ежемесячного детского пособия будет равен прожиточному минимуму на ребенка за второй квартал предыдущего года, установленного в регионе проживания семьи.
Новым направлением материальной поддержки семей становится выплата ежемесячных пособий на первого ребенка.
По предложению Владимира Путина, оформить пособия смогут семьи, достаток которых не превышает 1,5 ПМ. Размер выплаты также будет равен прожиточному минимуму на ребенка в регионе проживания семьи.
Срок реализации поручения президента намечен на 15 февраля 2018 года. Отмечается, что на реализацию данной меры в плановом трехлетнем периоде будет затрачено около 115 миллиардов рублей. Получать ежемесячное пособие на первого ребенка можно будет в течение 1,5 лет от момента рождения, после этого выплаты будут прекращены.
Ежемесячное пособие при рождении двойни или тройни будет выплачиваться по такому же порядку только на первого из родившихся. Размер выплат увеличиваться не будет. На второго ребенка можно будет оформить только материнский капитал и выплаты из его суммы.
Также с 1 января 2018 года введено государственное субсидирование ипотеки, доступное для семей, имеющих двух или трех детей.
На 2017 год среднегодовая ставка по ипотечному кредиту составляет 10,05%, и наблюдаются тенденции к ее снижению. В любом случае семьи будут оплачивать ставку размером не более 6%, проценты сверх этой нормы возьмет на себя государство.
Субсидирование процентной ставки по ипотеке будет носить срочный характер. Пониженная ставка будет действовать только в течение первых 3 лет, если в семье двое детей, и 5 лет, если семья многодетная. Если в момент получения субсидии рождается третий ребенок, то льготная ставка действует еще 5 лет дополнительно, а общий срок составит 8 лет.
С 1 января 2018 года планируется расширить список регионов, в которых предоставляется ежемесячное пособие на третьего ребенка.
Выплаты производятся на основании указа президента №606 о мерах по повышению рождаемости. Он предполагает дополнительные пособия на третьего ребенка в регионах с низкой рождаемостью. Размер выплат равен прожиточному минимуму на детей в области проживания.
Список таких регионов устанавливается отдельным законодательным актом и содержит 50 субъектов страны. С 2018 года в него предлагается дополнительно включить еще 10.
2.4. Результаты демографической политики в России.
С момента введения программы «материнский капитал» рождаемость в Российской федерации увеличилась. Согласно статистике Росстата с 2000 года рождаемость в России растет. Например, в 1999 году число родившихся составило 1214 тыс. человек, то уже в 2015 данный показатель достиг уровня в 1940 тыс. человек. Анализируя статистику рожденных детей за год в России, можно сказать, что на сегодня мы достигли уровня 1990 года (Приложение 1).
По факту за период выдачи материнских сертификатов рождаемость в Российской Федерации значительно увеличилась. Ежегодное увеличение рождаемости в стране составило около 60 тысяч человек, что в 1,5 раза больше чем в период с 2000 по 2007 годы. По результатам исследований, проведенных Росстатом, 6% опрошенных разных возрастных категорий граждан признали, что на решение родить второго ребенка повлияла выплата в дальнейшем материнского капитала. 6% в России достаточно большая цифра, это примерно 1,7 млн. новорожденных. Этот показатель новорожденных практически совпадает с общей прибавкой рождаемости с момента начала выдачи материнского капитала, что говорит о его высокой эффективности.
Благодаря материнскому капиталу молодые семьи чувствуют поддержку государства, и могут решиться на рождение или усыновление второго ребенка.
Глава Ш. Социологическое исследование общественного отношения к институту семьи.
3.1. Какой должна быть современная семья.
По ходу нашей работы мы уже проследили, что семья изменялась вместе с развитием общества. И это и понятно. Меняются реалии, эволюционирует сам человек и все вокруг него. А изменилось ли отношение общества к самому институту семьи? По-прежнему ли семья для нас является духовной ценностью или же стала лишь условностью? И какая она вообще современная семья?
Чтобы ответить на эти вопросы, нами проведено исследование-анкетирование разных групп респондентов. Опрос проводился среди учеников основной школы, учащихся 10-11-х классов, учителей, родителей МОУ лицея№9. Всех опрашиваемых можно подразделить на группы по возрастному критерию:
-респонденты в возрасте от 10 до 15 лет;
-респонденты в возрасте от 15 до 18 лет;
-респонденты старше 18 лет.
Опрашиваемые ответили на несколько вопросов. (Приложение 2)
По итогам исследования можно сделать определенные выводы:
По итогам опроса можно сделать вывод, что наибольшее количество анкетируемые считают, что отношения должны быть официально зарегистрированы органами государственной власти и дети должны рождаться и воспитываться в семье. Тот факт, что большинство респондентов уверены, ребёнок должен появиться в возрасте 25-35 лет, является также очень положительным моментом, поскольку это лучший детородный возрастдля женщины по мнению медиков[4]. А желание большинства респондентов иметь двоих детей вселяет надежду, что демографическая ситуация в нашей стране поправима. Но самым главным выводом мы всё-таки считаем тот факт, что для российского обществасемья по-прежнему - духовной ценность.
3.2. Общественное мнение в отношении мер государственной поддержки семьи
Чтобы понять, как общество воспринимает и оценивает меры государственной поддержкисемьи, намитакже было проведено небольшое исследование-анкетирование среди родителей и учителей МОУ лицея№9.(Приложение 3)
По итогам анкетирования можно сделать вывод, чтогосударственные меры помощи семьям с детьми, введенные с 2007 года, затронули почти всех женщин детородного возраста. Многие продолжали откладывать материнство. Давно «запланированные» дети появились на свет несколько раньше, чем могли бы появиться в отсутствие демографических мер. Демографическая политика государства воспринимается обществом однозначно положительно.
Заключение.
Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
На протяжении истории сам институт семьи, как и всё общество менялся, изменялись и социальные роли членов семьи. Но приятно отметить, чтодля российского общества семья по-прежнему - духовная ценность.
Однако тяжёлая социальная и экономическая обстановка в стране тормозит рост семей и количество рождаемых детей. Особенно эта проблема актуальна в нашем государстве, где спад рождаемости настолько велик, что не может обеспечить воспроизводство населения. Поэтому одним из путей выхода из сложившейся ситуацииявляется оказание материальной помощи многодетным семьям, малоимущим и молодым семьям, повышение уровня жизни населения, финансирование государством детских дошкольных и общеобразовательных учреждений, так как материально-бытовые проблемы семьи оказывают на неё деструктивное действие. Но продуманная демографическая политика государства даёт свои результаты.
Таким образом, государство, общественные организации, религиозные объединения, предприниматели, ученые, журналисты должны сделать все, чтобы обеспечить семье поддержку. Без учета интересов семьи никогда не сможет реализоваться государственная политика, направленная на развитие России.
Список используемых ресурсов и литературы.
Приложение 1.
График увеличения рождаемости.
Приложение 2.
Анкета №1.
А) Да;
Б) Нет.
2. Как должны быть оформлены семейные отношения?
А) Официально зарегистрированы государственными органами;
Б) Церковный брак;
Г) Совместное проживание.
3. В каком возрасте следует создавать семью?
А) 18-25;
Б) 25-35;
В) после 35.
4. В каком возрасте в семье должны появляться дети?
А) 18-25;
Б) 25-35;
В) после 35.
5. Какое количество детей по вашему мнению должно быть в семье?
А) 1;
Б) 2;
В) 3 и больше.
Приложение 3.
Анкета 2.
А) 1;
Б) 2;
В) 3 и больше.
2. Симулировали ли вас меры государственной поддержки при принятии решения о количестве детей в семье?
А) Да;
Б) Нет.
Приложение 4.
Семья, как духовная ценность.
Приложение 5.
Оформление семейных отношений.
Приложение 6.
Возраст для создания семьи.
Приложение 7.
Возраст для рождения детей.
Приложение 8.
Планируемое количество детей.
Приложение 9.
Количество детей в семье.
Приложение 10.
Влияние мер государственной поддержки.
[1]http://demographia.ru/
[2]http://demographia.ru/
[3]http://demographia.ru/
[4]http://www.medical-enc.ru/
Рисуем зимние домики
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Неньютоновская жидкость
Знакомые следы
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию