Как правило, предания бытуют только в определенном районе. То, о чем повествуют предания в одной местности, того они не рассказывают в другом крае. К преданиям мы не должны подходить как к историческим архивным документам, так как в данном случае мы имеем дело, прежде всего с устным народным поэтическим творчеством, только основанном на весьма вероятных и правдоподобных фактах и событиях. Народ не ждал, когда наука объяснит происхождение морей и озёр, рек и гор, отдельных племён и родов, он сам старался объяснить всё в частности и свою собственную историю. У народа был свой взгляд на жизнь. От деда к внуку, от отца к сыну передавались предания о том, как на земле появилась жизнь, откуда людской род идёт, почему так много разных названий существует на белом свете.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.5 КБ |
КЯХТИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ СОШ № 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ
НА ТЕМУ: «ПРЕДАНИЯ БУРЯТИИ»
Подготовил:
Емельянов Игорь Сергеевич
ученик 5 «Б» класса
Учитель:
Поликарпова Галина Николаевна
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………………..3
2. Предания Бурятии………………………………………………………………..5
3. Заключение……………………………………………………………………….10
4. Список литературы………………………………………………………………11
5. Приложения
1.Введение
Фолькло́р — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).
Почему я решил взять эту тему?
Фольклор Бурятии сказочно интересен и поистине волшебен. В нем переплетаются культура разных народов: бурят, семейских, казаков, эвенков, тунгусов, сойотов. Богатую культуру создал народ Бурятии за многие века. В народных преданиях раскрывалась душа народа, его мысли, надежды и стремления. Первые единичные записи были сделаны в XVIII веке, но систематическое собирание и изучение их началось в первой половине 20-го века. До Октябрьской революции в Бурятии народное творчество не записывалось и не изучалось. Сокровища народного творчества — существовали в устной традиции. Они передавались от рассказчика к рассказчику, от отца к сыну, от поколения к поколению.
Цель и задачи исследования.
Цель – исследование преданий Восточной Сибири, анализ сюжетов - мотивов преданий, устных и мифологических рассказов в их связи с историческим контекстом. Для достижения цели ставятся следующие задачи:
– повествование предания «Откуда на земле жизнь взялась» (см. в прил.);
– отразить историю заселения и освоения края (см. в прил.);
– историю возникновения местных названий (см. в прил.).
Гипотезы исследования.
Перед началом работы я выдвинул несколько гипотез:
- мне понравилась высказывание Д.С. Асламова «Тот, кто знает свой край хорошо, тот и Родину крепче любит»;
- я считаю, что предания, легенды, мифы связаны между собой. В них рассказывается весь быт народа на протяжении многих веков;
- действительно ли предания основаны на правдоподобных фактах и событиях?
2.Основная часть.
Предания Бурятии.
Как правило, предания бытуют только в определенном районе. То, о чем повествуют предания в одной местности, того они не рассказывают в другом крае. К преданиям мы не должны подходить как к историческим архивным документам, так как в данном случае мы имеем дело, прежде всего с устным народным поэтическим творчеством, только основанном на весьма вероятных и правдоподобных фактах и событиях. Народ не ждал, когда наука объяснит происхождение морей и озёр, рек и гор, отдельных племён и родов, он сам старался объяснить всё в частности и свою собственную историю. У народа был свой взгляд на жизнь. От деда к внуку, от отца к сыну передавались предания о том, как на земле появилась жизнь, откуда людской род идёт, почему так много разных названий существует на белом свете.
Пусть предания во многих отношениях наивно объясняют явления, но в них есть одна примечательная черта: они вызывают у слушателей интерес к предмету; народ любит предания потому, что он узнает из них то, что не всегда может узнать из книг.
Сказитель Дмитрий Степанович Асламов (1858-1939), который жил в Тункинской долине, знал большое количество преданий. Умудренный опытом жизни и наслышавшийся разных народных сказаний, раскрывающий взгляд народа на происхождение жизни, повествовал «Откуда на земле жизнь взялась». В этом предании привлекает внимание прежде всего правдоподобность и логичность суждения, в основе которой заложен глубокий философский смысл. В природе все совершалось и развивалось по внутренним причинам. Весь смысл предания сводится к тому, что не по указке всевышнего развивается жизнь, а по своим законам. Сам человек тоже миром дан, то есть является продуктом развития той же природы.
Поведаю Вам предание Д.С. Асламова «Откуда на земле жизнь взялась».
В мире ничего не давалось скопом – в один раз, по чьей – то указке. В нем свой порядок был. Было время, когда Земли совсем не было, а был один густой туман. Туман тот носился из стороны в сторону по белому свету и остыл. От него Земля пошла. Так как он, когда застывал, сжимался, от этого Земля получилась холодной, потому она потом вся льдом и покрылась. Земля долго во льду стояла, пока солнце не прогрело Землю и не согнало весь лед. Сначала Земля стояла голой и ровной, сильно прогрелась, изнутри тепло никак не могло выйти. Копилось то тепло долго, может, миллион лет, а потом прорвалось, да с такой силой, что выбросило наверх много земли, камней и разной другой породы. Там, где тепло прорвалось, горы получились.
Горы поднимались высоко и начали притягивать к себе тучи – дождь. Когда дождь Землю промочил, тут и пошел лес и разные травы. Земля вся начала зеленеть, стала походить на ту землю, на которой мы теперь живем. Только зелени было куда больше, чем сейчас, потому что людей тогда еще не было, зверей тоже, ее никто не шевелил.
После того как появились горы, начали появляться озера и моря. В тех местах, где в Земле были камни, там тепло выбросило наружу разную породу, она застыла, и получились горы, а в тех местах, где камней не было, грунт был мягкий, тепло ушло глубже в землю и выбросило наверх много воды. Вода между горами остановилась. Где она сумела куда прорваться и с другой водой соединиться, те места морем начали называться, а где она осталась одна, те места озерами прозвали. Когда на земле воды много появилось да горы стали еще тучи к себе притягивать, то жизнь на земле началась. Лес разросся, трава появилась. Раз корм есть, то и звери и птицы начали размножаться. В жизни оно так и идет. От одного другое родится, и нет тому ни начала, ни конца. Вот так, по нашему крестьянскому разумению, и жизнь пошла. Когда человек появился, - он тоже миром дан,- про это все и узнал.
Необходимо отметить ещё одну положительную черту в творчестве Д. С. Асламова: сказитель всю свою жизнь считал, что рассказывать надо только те предания, которые дают человеку что-то новое, обогащают его знания. Если предания такими качествами не обладают, тогда лучше рассказывать сказки или «забавляться песенками, побасенками». В советский период Д. С. Асламов больше, чем удвоил состав преданий в своём и до того большом фольклорном репертуаре. В последние годы своей жизни сказитель охотно передавал многие предания молодым любителям народной поэзии. К нему собирались подростки, и он старался излагать им рассказы так, чтобы они могли повторить их. Молодёжи он всегда говорил: «Тот, кто знает свой край хорошо, тот и Родину крепче любит». До конца дней своих сказитель прославлял свою великую Отчизну.
Близким другом Д.С. Асламова был известный сказитель Василий Васильевич Кобелев (1861-1943). Он рассказывал истории о заселении и освоении края. Как в глубокую старину буряты и эвенки появились в Тункинской долине. Но до их прихода жили народы чуть и баргуты, после них тунгусы. Поселившись в Тункинской долине, а далее и на Байкале, все людское племя могло пропитаться. Люди не знали нужды. Заканчивается предание о поселении русских, которые подружились с коренными жителями. Указанное предание имеет большое воспитательное значение, оно направлено против тех, кто разжигает национальную вражду между разными народами.
Предание об истории заселения и освоения края.
До прихода русских в Сибири жило много разных народов. Но, как раньше рассказывали старики, в памяти остались такие народы, как чудь и баргуты. Они на этой нашей земле жили давно, потом поизвелись. После них сюда прикочевали тунгусы. Жили они тут сотни лет и других народов на этой земле не знали. Сот семь – восемь лет тому назад к Байкалу начали кочевать буряты. Селились они около богатых рыбой рек, недалеко от тайги, рядом со степями. Почему они бежали с запада, говорят, с Алтая, никто не знает. Видно, князья их там прижимали, а может, что другое было, трудно сказать. Только когда буряты пришли к Ангаре и поселились между ней и Енисеем, понравились им эти места и зажили они здесь в свое приволье.
Услышали за Енисеем, что в этих местах жить привольно, стали оттуда из года в год новые рода приходить. Так оно и тянулось сотнями лет, пока вся земля до самого Байкала вместе с островом Ольхоном не была занята бурятами.
Зажили тут буряты не то, что жили на западе. Богатства оказались несметные, трава здесь для скота росла выше коня, соболи и белки около юрт ходили, рыбу ру-ками можно было ловить. Об этих местах буряты стали сказки складывать и легенды рассказывать. Слух о богатстве края разнесся повсюду. Бурят стало тут так много, что юрты их по всем степям стали расти, как грибы, стада начали смешиваться, табуны коней разных родов перепутывались. Зверей поубавилось в тайге, рыба поразошлась по уловам.
Лет через триста или четыреста, как буряты пришли сюда, жить стало скуднее и тесно. Начали они искать новые земли за Байкалом. Такие земли, еще более богатые для скотоводства, буряты нашли в Баргузине, Тунке и других местах. Род за родом потянулись они на новые земли. Здесь они встретились с тунгусами. Не понравилось тунгусам, что на их земли пришел чужой народ, но после ссоры с бурятами они помирились и стали жить вместе: буряты в степях, а тунгусы – в тайге.
После того как с запада пришли сюда буряты, начали двигаться в эти же места разные роды бурят из Монголии. Они заняли хоринские степи по среднему течению Селенги, Джиды и Темника. Многие предки нынешних бурят поселились здесь, когда русские уже тут обжились, выросли большие деревни. Было это200 – 250 лет тому назад. Особенно много бурят пришло в Тунку из Монголии.
История названий большей части географических мест Бурятии, навеяны фантазиями, заимствованные от бурятских улигеров, эвенских сказаний и русских преданий. Ярким свидетельством этого могут служить предания Степана Васильевича Бушинова, Мамонта Даниловича Софина, Анны Афанасьевны Шелиховной и многих других. Они были превосходными знатоками топонимических преданий, рассказывающие об истории названий: речек, озер, долин, гор, деревень. Эти предания прививают любовь к краю, заставляют человека задуматься о его интересной истории.
А теперь я Вам поведаю о том, что рассказала мне моя бабушка Емельянова Полина Давыдовна. Бабушка моя, проживает в Тарбагатайском районе селе Куйтун.
Куйтун – Студеное место
- Давно - то было, старики тут про это говорили. Где теперь Куйтун стоит, там раньше, до русских, много бурят перемерзло. Место то – самое студеное, и буряты там никогда не жили. Как только их народ там поморозился, то место прозвали Куйтуном, ну да и русские его тоже так зовут. Если бы буряты знали про те места, то они бы там не померзли, а то они куда-то проходом шли, вот и остановились, и беда случилась. А когда русские пришли (староверы), то первые годы жизни оказались морозными. Потом русские свыклись, настроили себе бревенчатые дома, распахали землю, обжили все кругом и не стали замечать морозов. Название места так и осталось Куйтун – Студеное место. По правде сказать, буряты были правы.
Куйтуном буряты зовут шибко большой холод. Мы к этому привыкли и мороз тоже куйтуном зовем.
Еще мне хочется рассказать о происхождении названия озера Киран.
Около Монголии раньше было большое озеро, может быть, даже больше Байкала. По горам вокруг озера жили громадные птицы - «киран» по – тунгусски. Кри-чали те птицы днем и ночью, и никому от них покоя не было, ни зверям, ни другим птицам. Прозвали тех птиц орлами – крикунами, а тунгусы их кликали «кираном». И все тогда знали, что озеро Кираном называлось по имени тех птиц.
От тунгусов то название озера монголам передавалось, бурятам монголы в наследство оставили, а русские от кого название озера Киран приняли, неизвестно. Наверное, от тунгусов или бурят.
Заключение
Бурятия в силу своего географического положения и исторических судеб стала своего рода перекрестком на путях различных этносов и культур, шедших с Запада и с Востока. Именно в Бурятии, на границе Сибири и Монголии, сошлись две мировые религии – буддизм и христианство, что нашло отражение в местном фольклоре. Предания – устные прозаические рассказы или сказания об отдельных исторических деятелях, вымышленных или реально живших, о памятных событиях, истории, происхождении названий гор, рек, озер, улусов, сел, об охоте, подвигах охотников, происхождении родовых объединений.
Предания являются одним из тех жанров устного народного поэтического творчества, которые пользуются большой популярностью среди всех слоев населения.
Предания по праву считается старинным жанром, они испокон веков передаются из уст в уста, из поколения в поколение, они постоянно на протяжении многих столетий используются историками и писателями в качестве свидетельства «старины глубокой». Разумеется, к преданиям мы не должны подходить как к историческим архивным документам, так как в данном случае мы имеем дело, прежде всего с устным народным поэтическим творчеством, только основанном на весьма вероятных и правдоподобных фактах и событиях.
Предания берут свое начало в глубокой старине, отражая исторические условия жизни.
Список литературы.
.
1. Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова, Л. С. Куприна. «Русское народное творче-ство для детей». Санкт-Петербург.2003.
2. Б. С. Дугаров. «Бурятские народные сказки». Москва.1990.
3. И. Е. Тугутов, А. И. Тугутов. «Небесная дева лебедь». Иркутск.1992.
4.. Л. Е. Элиасов. «Байкальские предания и легенды». Улан-Удэ. 1984
5. Л. Е. Элиасов. «Байкальские предания» Фольклорные записи Улан-Удэ 1966
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Почему Уран и Нептун разного цвета
Нарисуем попугая цветными карандашами
Новый снимок Юпитера
Два петушка