• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Снег как показатель загрязнения атмосферного воздуха

Опубликовано Семавина Лариса Владимировна вкл 29.10.2018 - 17:37
Семавина Лариса Владимировна
Автор: 
Точилкина Анастасия

Изучение уровня загрязненности воздуха по снежному покрову на территории школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sneg_kak_pokazatel_zagryazneniya_atmosfernogo_vozduha.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение                                      средняя общеобразовательная школа №20 г. Белорецк                                                    Муниципального района Белорецкий район РБ

Снег как показатель загрязнения атмосферного воздуха

Выполнила: Точилкина Настя, 9 лет,

обучающаяся МОБУ СОШ №20

                                                                                     Руководитель: Семавина Л.В.,

учитель нач. кл. МОБУ СОШ № 20

                                                                               

Белорецк – 2018 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Обзор литературы……………………………………………………………………4

  1. Что такое снег? ................…………………………………………………………………..4
  2. Снег и окружающая среда………………………….………………………………………4
  3. Автотранспорт и снег……………………………………………………………………….4

    Глава 2. Практическая часть……………………………………………….............................5

2.1. Методика опыта……………………………………………………………………………..5

2.2. Полученные результаты………………………………………………….............................6

Выводы…………………………………………………………………………………………..7

Заключение…………………………………………………………………...............................7

Использованная литература……………………………………………….............................8

Приложение……………………………………………………………………………………..9

Введение

Вредных веществ, загрязняющих атмосферу, довольно много. Это частицы руд, минеральных удобрений, почв, а также угля, древесины, резины, сажи и других веществ [4]. Чистый воздух становится дефицитным во многих местах нашей планеты.          

Моя школа № 20 в г. Белорецк расположена на одной из центральных улиц города – 50 лет Октября. Эта улица является одной из дорог, по которой происходит въезд и выезд из города машин. Особенно интенсивно движение автотранспорта и шум  отмечается рано утром, в обеденное время и вечером.  И одним из основных источников загрязнения окружающей среды является транспорт. Сажа, выхлопные газы от автомобилей поднимаются в воздух, а затем оседают на поверхности снежного покрова. Поэтому считаем актуальным изучение свойств снега как индикатора загрязнения атмосферного воздуха.

Цель: изучить уровень загрязненности воздуха по снежному покрову на территории школы № 20 г. Белорецк.

Задачи:

  1. Определить физические свойства снега с исследуемых площадок.
  2. Изучить органолептические свойства снега.
  3. Сформулировать вывод по проведенному исследованию.

Объект исследования - снег

Предмет исследования – свойства снега

Гипотеза–  предполагаем, что наиболее загрязненным окажется участок вблизи проезжей части улицы, а наиболее чистым - участок, расположенный в удаленности от автодороги.

Глава 1. Обзор литературы

  1. Что такое снег?

Изучением снега ученые занялись еще в XVII веке. В 1611 году Иоганн Кеплер написал труд «О шестиугольных снежинках», где рассматривал это чудо природы с точки зрения науки о геометрии. Позже было издано множество научных трактатов, благодаря которым ученые пришли к единому мнению, что снег – это разновидность атмосферных осадков, представляющая собой мелкие кристаллики льда[5].

Снег образуется в атмосфере при понижении температуры воздуха до нуля или отрицательных показателей. В этом случае микроскопические частички водяного пара, находящиеся в облаках, притягиваются к пылевым частичкам и замерзают [4].

  1. Снег и окружающая среда.

  Снег является хорошим показателем чистоты атмосферного воздуха в зимний период, так как все растения, грибы, водоросли, животные в данное время находятся в состоянии сна и не оказывают влияния на состояние окружающей среды. Выпавший на землю снег образует снежный покров, который может показать содержание вредных веществ, накапливающихся в толще снега в течение зимнего периода. Снег накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный показатель загрязнения окружающей среды. В снежном покрове могут накапливаться различные вредные вещества, которые с талыми водами поступают в открытые и подземные водоемы, почву, загрязняя их [2].

  1. Автотранспорт и снег.

Количество автомашин непрерывно растёт, а вместе с этим растёт выброс вредных продуктов в атмосферу. Применение автомобилями бензина, который имеет в своём составе различные вредные примеси, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными его соединениями. Все эти примеси сохраняются в толще снега в течение холодного времени. С наступлением теплого периода, температура воздуха повышается, вода из твёрдого состояния переходит в жидкое.    С потоками воды данные вещества частично поступают в верхние слои почвы, а часть вымывается стоками и попадает в водоёмы и грунтовые воды. Таким образом, происходит загрязнение почвы вредными выбросами от автомобилей и деятельности человека. Изучение снежного покрова может дать точную оценку экологического состояния данной территории и сделать прогноз о возможном заражении окружающей среды токсичными веществами [1].

Глава 2. Практическая часть

2.1. Методика опыта.

Опыты по изучению свойств снега проходили в январе 2018 года  на территории МОБУ СОШ №20 г. Белорецк. Для исследования я заготовила 4 банки: №1 – обочина дороги, №2 – сквер у школы, №3 – у здания школы, №4 – в отдалении от школы. Перед отбором снега осмотрела поверхность снежного покрова на определение внешнего вида снега.  Посмотрела на его цвет (цвет белый), плотность (снег рыхлый). Определила 4 площадки по прямой линии по удаленности от обочины дороги. По методу конверта взяла пробы снега.  Затем пробы принесла в школу, полученную талую воду использовала для исследования.                                                                                                                      В помещении МОБУ СОШ №20 я начала определять свойства талой воды– запах, цвет, мутность (прозрачность), запыленности, наличие примесей, определение кислотности водного раствора.

Для определения запаха я открыла банки с талой водой и движениями руки направляла запах к носу. Чтобы выяснить цвет талой воды, я пронумерованные банки приложила к белому листу бумаги. Таким образом, я определила цвет (Приложение 1).                                      

Для определения мутности (прозрачности) талой воды, рассматривала банку на темном фоне при достаточном боковом освещении.  

Наличие примесей выясняла следующим образом: приготовила воронку, в которую поместила плотную фильтровальную бумагу, потом налила воду и ждала, когда она стечёт в стакан. Затем внимательно рассматривала фильтровальную бумагу на наличие примесей.                                                        

Для определения кислотности водного раствора, использовала специальный индикатор.                            

Кроме этого, я провела опрос среди одноклассников «Снег вреден или полезен?». Всего приняло участие 20 человек (Приложение 2).

2.2. Полученные результаты. Свои результаты по изучению свойств снега мы внесли в таблицу.

Образцы               снега

Показатели

№1

Обочина дороги

№2

Сквер у школы

№3

У здания школы

№4

В отдалении от школы

  1. Запах

Очень сильный

Обращает на себя внимание

Очень сильный

Не ощущается

  1. Цвет

Черный

Темно-серый

Светло-серый

Светло-коричневый

  1. Мутность

Очень мутная

Слабо мутная

Опалесцирующая

Слабо

опалесцирующая

  1. Наличие примесей

Есть

Есть

Есть

Есть в небольших количествах

  1. Кислотность

pH-8,1

pH-8,1

pH-8,2

pH-8,5

По результатам своих экспериментов я описала каждый образец:

Банка №1 (обочина дороги) – данный образец имеет очень сильный запах бензина, цвет воды – черный, очень мутная, имеется достаточное количество примесей, территория является неблагоприятной средой для жизни живых организмов.                                                                                                                     Банка №2 (сквер у школы) -   запах данного образца обращает на себя внимание, цвет – темно-серый, имеется наличие примесей, территория является неблагоприятной средой для жизни живых организмов.

Банка №3 (у здания школы) - данный образец имеет очень сильный запах бензина, цвет воды –светло-серый, по степени мутности - опалесцирующая, имеется достаточное количество примесей, территория является неблагоприятной средой для жизни живых организмов.                                                                                                                      

Банка №4 (в отдалении от школы) – запах отсутствует, цвет воды – светло-коричневый, по степени мутности – слабо опалесцирующая, имеется небольшое количество примесей, территория является благоприятной средой для жизни живых организмов.                                                                                                                      

 По результатам опроса я узнала, что в моём классе практически все ребята считают снег чистым, его можно есть без вреда для здоровья. На этот вопрос 16 человек ответили, да и 4 нет. На вопрос почему? – ребята разошлись во мнении. 16 человек считают, что он белый, значит чистый, 2 – в снеге есть вредные вещества, снег есть нельзя. 2 – можно простудиться.

Выводы

 В результате своего исследования я получила следующие выводы:

  1. По физическим свойствам белый цвет снега и по плотности рыхлый мы наблюдали на участке № 4, расположенный в отдалении от здания школы. Серый цвет и наличие пылевых частиц встречалась в образцах № 1 и 2. У здания школы отмечалось более светлый цвет снега.
  2. По органолептическим свойствам наименьшее количество вредных веществ содержится в снеге, который имеется на территории, удаленной от автодороги.
  3. Автотранспорт очень сильно загрязняет воздух, которым мы дышим.

Заключение

Если снег, такой грязный, он опасен для жизни и здоровья. Нужно заботиться об окружающей нас природе, это важно для нашего здоровья.

Использованная литература

  1. Мурзакаев Ф.Г. Здоровый образ жизни – залог здоровья. Уфа, 1987.
  2. Детская энциклопедия. «Отчего и почему». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  3. В. А. Маркин. Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля». «Издательство Росмэн- Пресс», 2001. А. Ю Бирюкова.

Интернет - ресурсы

4. http://ru.wikipedia.org

5. сайт Интересные факты


Поделиться:

Солдатская шинель

Пчёлы и муха

Вода может клеить?

Фотографии кратера Королёва на Марсе

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?