• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа на тему: «Этот сладкий русский язык»

Опубликовано Хабиева Гульшат Наилевна вкл 30.10.2018 - 16:16
Хабиева Гульшат Наилевна
Автор: 
Самохвалова Полина

ВВЕДЕНИЕ

Думаю, что каждый человек испытывает особое волнение перед ответственным делом. Я – не исключение. Тревога и волнение появляются перед контрольной работой или тестированием. Вдруг что-то не получится! Мама советует взять конфетку или шоколадку и съесть перед уроком. Говорит, что помогает. Действительно, однажды помогло! Да только не совсем конфетка, а фантик от нее. Как – узнаете позже. Но с тех пор, не просто ем сладости, но и  собираю фантики от конфет. Повторяю, изучаю по ним правила русского языка...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_fantik_ot_konfet._samohvalova_polina.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Западное управление министерства образования и науки

Самарской области

Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников «Гулливер»

Исследовательская работа на тему:

  «Этот сладкий русский язык»


Выполнила:

Самохвалова Полина,

учащаяся 3 Г класса

ГБОУ СОШ №3

г.Сызрани

Руководитель работы:

 Хабиева Г.Н.,

учитель нач. кл.

г.Сызрань, 2015 г.

ВВЕДЕНИЕ

Думаю, что каждый человек испытывает особое волнение перед ответственным делом. Я – не исключение. Тревога и волнение появляются перед контрольной работой или тестированием. Вдруг что-то не получится! Мама советует взять конфетку или шоколадку и съесть перед уроком. Говорит, что помогает. Действительно, однажды помогло! Да только не совсем конфетка, а фантик от нее. Как – узнаете позже. Но с тех пор, не просто ем сладости, но и  собираю фантики от конфет. Повторяю, изучаю по ним правила русского языка.

Итак,

Объект моего исследования – фантики от конфет.

Предмет исследования – правила, орфограммы русского языка на обертках конфет.

Цель исследования – выявить возможности использования фантиков от конфет для увлекательного, интересного изучения русского языка.

Поставила перед собой следующие задачи:

  1. Знакомство с информацией об истории создания конфет и оберток к ним из научно-познавательной литературы, словарей, интернета.
  2. Сбор фантиков.
  3. Распределение фантиков на группы – по правилам и орфограммам.
  4. Анализ информации, практической работы. Выводы.
  5. Создание дидактических карточек для класса и «Сладкого сундучка»

Методы исследования: работа с научно-познавательной литературой, использование Интернет ресурсов, практическая работа.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Начала свое исследование с работы со словарем русского языка С.И. Ожегова. Ведь надо узнать какое определение дают ученые-языковеды тому, что я собираюсь изучать.

        Фантик – это конфетная обертка (стр. 846).

Три тысячи лет назад древние египтяне смешали мед, инжир и орехи. Таким образом получилось первое подобие конфет. На Востоке лакомства делали из миндаля и фиги, в Древнем Риме мед смешивали с орехами и маковыми зернами, варили и засыпали кунжутом. В Древней Руси конфеты изготавливали из кленового сиропа, патоки и меда. Само слово «конфета» (в переводе с латинского «приготовленное снадобье») появилось в русском языке в 18 веке.

Сладости есть. Возникли следующие вопросы: «А как их хранить?», «Кто придумал обертку для конфет?»

        Многие, наверное, слышали о Томасе Эдисоне и о его пяти великих творениях: фонографе, пишущей машинке, телеграфе, генераторе переменного тока, лампочке. Вообще у него более 100 патентов на разные изобретения. И среди всего этого – парафинированная бумага, служившая первой оберткой для конфет. Создал ее Эдисон в 1872 году.

        Конечно, до парафинированной бумаги существовал материал для обертки конфет: фольга («Кадбери» Великобритания). Но самое широкое применение получило открытие Эдисона!

        С 1930-х годов стали применять для завертывания целлофан, 1950-х годов полимерные пленочные термосвариваемые материалы.

        

2. После теоретической подготовки стали собирать фантики от конфет. Мне помогал почти весь класс. Получилась довольно внушительная коллекция, часть которой я представлю вашему вниманию.

Затем я  приступила к распределению фантиков по группам: по правилам и орфограммам русского языка. Я наклеила обертки на картонную основу и получились интересные дидактические карточки по русскому языку, которые мы теперь используем на уроках во время орфографических минуток.

Сейчас я вам покажу возможности фантика. Например, учитель дала мне фантик от конфеты «Серебряный степ». Я должна на нем найти изученные правила и орфограммы. Сначала работаю со словом «серебряный», ударение падает на второй слог, безударная в корне первая е. Она непроверяемая, это словарное слово. Разбираю слово по составу. Чтобы выделить окончание, изменяю слово «серебряная», окончание -ый-. Подбираю однокоренные слова: «серебро», «серебрит». Корень -серебр-. Суффикс -ян-. «Серебряный степ» - прилагательное в мужском роде. «Мягкая карамель»: в слове «мягкая» трудное место буква г. Проверочное слово «мягок». Ясно слышится звук  [г], значит, пишется буква г.  

После распределения фантиков получились такие группы:

  1. Правописание чк, чн.
  2. Правописание жи, ши.
  3. Проверяемые безударные гласные в корне.
  4. Непроверяемые написания (словарные слова).
  5. Заглавная буква в именах собственных.
  6. Состав слова.
  7. Однокоренные слова.
  8. Парные звонкие и глухие согласные.
  9. Изменение имен прилагательных по родам и числам.
  10.  Загадки из «Сладкого сундучка».

3. В заключении хочу сказать, что в ходе своего исследования  я очень много узнала о фантиках. Из фантиков шьют одежду, коврики, игрушки, по ним гадают, толкуют сны. По фантикам, оказывается, можно узнать о человеке. Даже книгу о них написали «Конфеты и фантики». Автор – Вероника Кочубей. Но нигде не нашла информацию о том, что по фантикам  можно изучать русский язык. Может, это мое открытие?

        Для себя сделала вывод: оказывается, русский язык не только «великий и могучий, правдивый и свободный», но  вкусный и сладкий, и нет предела творчеству и фантазии, чтобы его изучить.

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В тот день мы писали диктант. Передо мной фантик от съеденной конфетки. На фантике – корова Муренка. А у меня в диктанте – Пеструха со строчной буквы. Фантик помог исправить ошибку и получить «отлично»!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большая детская энциклопедия. –  Великобритания: Издательство «Дорлинг Киндерсли», 2005.
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. – Москва: «Кирилл и Мефодий», 2009.
  3. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – Москва: «Русский язык», 1990.
  4. Школьная энциклопедия. – Москва: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.


Поделиться:

Что такое музыка?

Акварель + трафарет = ?

Медведь и солнце

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев

Рисуем тыкву