В работе предлагаются задания для классной работы со школьниками ( например, для урока русского языка по тебе «Диалектизмы» русским говорам Алатырского района Чувашской Республики). Задания имеют познавательный характер, способствуют расширению кругозора учеников.
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskoe_kraevedenie_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 30.11 КБ |
День науки и творчества
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»
Кафедра «Русский язык»
Презентация на тему:
Лингвистическое краеведение на уроках русского языка.
Работу выполнила:
Ученица 6 а класса
Викторова Татьяна
Научный руководитель учитель :
русского языка и литературы
Бесчастнов Сергей Андреевич
г. Чебоксары 2017
Содержание.
1.Введение
2. Задание №1
3.Задание №2
4.Задание №3
5.Задание №4
6.Задание №5
7.Заключение.
8.Литература.
Введение
В работе предлагаются задания для классной работы со школьниками ( например, для урока русского языка по тебе «Диалектизмы» русским говорам Алатырского района Чувашской Республики). Задания имеют познавательный характер, способствуют расширению кругозора учеников.
В заданиях использована лексика, зафиксированная студентами ЧГПУ им. И. Я. Яковлева в различных населённых пунктах Алатырского района Чувашской Республики.
Задание №1. Определить правильное лексическое значение слова, опираясь на контекст.
Пример использования в речи: Кладу чеснок, перец, капер.
Капер (с. Сурский- Майдан)
- укроп
- ежевика;
- съедобные зонтичные растения тёмного-зелёного цвета;
- смородина.
Ответ: Укроп
Пример использования в речи: Лет десять назад держали топоры да вилы в лабашке.
Лабашка (с.Чуварлеи)
- место, где сушится сено;
- сеновал:
- сарай.
Ответ: Сеновал
Пример использования в речи: Есть какая-нибудь махра
Махра(с.Ичиксы)
- плохая, рваная одежда;
-дерево;
-нелёгкая доля.
Ответ:Плохая, рванная одежда
Пример использования в речи: Ларь теперь у нас засыпан вещами.
Ларь (с.Ахматово).
- помещение для хранения дров;
- помещение для хранения сена;
- помещение для хранения зерна.
Ответ : Помещение для хранение зерна
Пример использования в речи: Луковишные перья.
Перья (с. Иваньково - Ленино).
-шелуха;
-отходы;
-сорняк.
Ответ: Шелуха
Задание №2. Учащиеся делятся на группы.
Каждой группе поочерёдно предлагаются фразы, которые они должны растолковать:
1) «спали на кулаках».(с.Мирёнки).
На кулаках это как?
2) «ум у меня улетел».(с Сурский- Майдан.)
Ум улетел?
3) «мне хоть кол во всю дорогу».(с. Сурский- Майдан).
Кол во всю дорогу это как?
Задание №3
Задание: вам предложены карточки со словами, словосочетаниями, ваша задача изобразить действия, обозначенные этими словами.
Команда 1: Брумкать (п. Алтышево) Прочесать (с.Атрать).
Команда2: Славливать(с. Берёзовый-Майдан). Разявать( с.Ахматово).
Команда 3 : Кумиться ( с. Кувакино). Порешить(с. Междуречье).
(Толкование слов и выражений (зачитывается после выполнения задания):
Брумкать – громко играть на музыкальном инструменте
Славливать – вылавливать ложкой из общей тарелки.
Кумиться – когда парень с девушкой едят яичницу
Прочесать – обругать: утром на ковёр вызвали, прочесали
Разявать – кричать.
Порешить (о скотине) – зарезать: Корову порешили.
Задание №4.
Из следующих предложений и словосочетаний определите лексическое значение выделенного слова, пользуясь контекстом. Попробуйте составить небольшой рассказ, пользуясь данными словосочетаниями.
с. Алтышево .
Шоболами наряжались.
Дуб сучклястый .
Базарники никогда не помогут.
с. Берёзовый-Майдан.
Женщины полушальки носили.
Синеглот идёт.
На стогомёте на ферме стога возил.
с. Сурский-Майдан.
Закатила листа три-четыре в печь.
Да тут всё зарастёт, надо сяпнуть.
с. Стемасы
Мужики рубят, я швырки собираю.
А бодачка меня в зад рогами.
В огород иду – кошка даже не трюхается.
с. Мирёнки.
Нарядится в какие-нибудь руны.
В тот дом мырните .
Поп обедню отмочалил .
Задание №5.
Распределите слова по следующим тематическим группам:
Части дома:
1.Части печи:
2. Еда:
3.Одежда:
4.Животные:
Слова для справок: передня( с. Ичиксы), печурка (с. Междуречье ), лапшенник (с.Стемасы) , ошметки (с.Атрать), Пырин (с. Кувакино).
Заключение.
Законно гордость любого народа своими памятниками , своими изобретениями , своим фольклором , своей музыкой и литературой. Больше того, если такой гордости нет- это признак какого-то серьезного национального неблагополучия . Гордится народу следует своим большим и не большим вкладом в культуру человечества , ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое , неповторимое , а потому особенно ценное.
Литература
Какая бывает зима
Сочинение
Сила слова
Золотая хохлома
Без сердца что поймём?