В работе расказывается об учителях Моршанского района принявших участие в Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_v_gody_voyny.docx | 56.78 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьинская средне образовательная школа, Моршанский район
Исследовательская работа
на тему:
«Образование в годы войны»
Гуманитарное направление: Историческая секция
Автор: Порысева Оля, ученица 11 класс,
ученик Андреев Максим 11 класс.
Руководитель: Прошин Антон Юрьевич,
учитель истории и обществознания.
с. Устье 2015 год.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………3-4
Глава I. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 - 1945 г………………………………………………………………………5-14
1. Деятельность советских школ в годы войны………………………………….……...5-8
2. Детские дома в годы войны………………………………………………………......8-12
3. Разделение мужской и женской программы образования………………………..12-14
Глава II. Образование в годы великой Отечественной войны 1941 – 1945г в Тамбовской области……………………………………….………………………...…..15-21
Заключение……………………………………………………………………………..…..21
Приложение ………………………………………………………………………………23
Введение
Великая Отечественная война явилась периодом наивысшего напряжения духовных и физических сил всего народа. Многие историки, ученые, участники войны, анализируя истоки победы над фашистской Германией, единодушно приходят к выводу, что важнейшую роль в борьбе с врагом в те трудные годы сыграл духовный фактор, который проявлялся в отношении людей к происходящим событиям, к тяготам войны, к Отечеству и его защитникам. Люди, переживая огромные трудности, совершали массовые боевые и трудовые подвиги во имя победы над врагом.
Одним из основных инструментов духовного воздействия на общество того времени, а также одним из источников победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне явилась система школьного образования Советского Союза. Она стала не только мощным резервом пополнения абитуриентами средних специальных и высших учебных заведений, обеспечивших Красную Армию и тыл высококвалифицированными кадрами, но и важнейшим средством воспитания молодого поколения в духе патриотизма в тяжелейшие годы войны. Сохранение и восстановление сферы образования с самого начала войны являлось важнейшей задачей советского правительства. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. д. К делу восстановления школьного образования подключалась вся страна.
В период Великой Отечественной войны перед школой были поставлены особые задачи, способствующие достижению главной цели - воспитания молодого гражданина - мужественного защитника своей Родины. За годы войны система школьного образования претерпела значительные изменения. Деятельность отечественной школы в годы войны была направлена на защиту детства и обеспечение всеобуча, а также на совершенствование всех составляющих образовательного процесса, т. е. обучающего, развивающего и воспитывающего его начала. Советская школа стала одним из источников духовного единения детей с их героическими родителями, кузницей подлинной гражданственности и патриотизма.
Целью работы является изучить особенности развития науки и образования СССР в годы Великой Отечественной войны.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать систему образование в годы В.О.В.
2. Проанализировать развитие науки в годы В.О.В.
3. Рассмотреть дополнительное образование школьников (военная подготовка, обучение детей на предприятиях);
4. Проанализировать работу научно-исследовательских центров, чьи достижения направлены на разгром врага (авиастроение, танкостроение, машиностроение и др. вооружение)
В ходе проведения было выяснено, что Советское учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на фронте. Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от фашистов. В 1944 году более пяти тысяч советских лучших учителей и других работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей.
Глава 1. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 - 1945 г.
22 июня 1941 года на нашу Советскую Родину предательски напала фашистская Германия. Коммунистическая партия призвала советский народ к борьбе с фашистскими захватчиками. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своей Родины, еще более сплотился вокруг партии и правительства, проявил горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину, как на фронте, так и в тылу.
Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды.
Суровые испытания, наряду с жителями приграничных, оказавшихся в военном водовороте территорий, предстояло выдержать соотечественникам на всей территории страны.
Всенародный гнев, вызванный вероломным нападением агрессора на страну, вызвал у всех граждан области непреодолимое стремление защищать рубежи своей Родины всеми силами и средствами.
Война нарушила размах, достигнутый великими усилиями во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в просвещении народа. Обстановка требовала подчинения всех источников и ресурсов главной цели: победе над коварным врагом. Многие учителя школ были мобилизованы в Красную Армию. Значительная часть школьных помещений была занята под нужды военведа. В некоторых школах сельской зоны разместились госпитали, эвакопункты, военные ведомства. Несмотря на чрезвычайные сложности, все школы страны 1 сентября начали занятия.
На протяжении всей войны, даже в самый трудный год, учебные заведения продолжали работать, несмотря на появившуюся некоторую текучесть контингента учащихся, связанную с военными обстоятельствами; борьба за всеобуч не прекращалась. Принимались все меры к обеспечению школ всем необходимым для занятий. Не хватало учебников и учебных пособий - их распределяли по группам - на 5-10 человек. В период подготовки к 1941-1942 учебному году в 33-х районах страны было проведено 732 воскресника по строительству и ремонту школьных помещений. В них приняло участие более 30 тысяч человек. Несмотря на значительные расстояния от мест непосредственных военных действий, городам и областям приходилось делить беды с теми, кто оказался на линии фронта[1].
При всех усилиях советских, партийных и административных органов отсев из школ предотвратить не удавалось. Многие учащиеся переходили в другие учебные заведения, РУ, техникумы и т.д., часто старших детей оставляли дома для присмотра за малышами, причиной непосещения школы нередко являлись тяжёлые материальные условия. Таким образом, в итоге первого военного учебного года из школ выбыло 13594 человека. Фронтовые сводки 30 июля 1942 года СНК СССР вынес распоряжение "О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению". Распоряжение гласило: обеспечить вовлечение в школы всех детей школьного возраста, принимая все меры к недопущению в течение учебного года отсева учащихся из школ. Проводить учебные занятия в школах в две смены, допуская введение третьей смены в исключительных случаях… Освободить к 20 августа текущего года все школьные здания, занятые не по назначению, за исключением используемых под госпитали и эвакуированные предприятия. [2]
Подготовка к очередному учебному году началась заранее. Проблемы обсуждалась во всех инстанциях, от райкомов партии до педсоветов и родительских комитетов школ. Активизировалась работа на своих избирательных участках депутатов районных и сельских советов, в поход за выполнение всеобуча включились комсомольские организации. При районных отделах народного образования создавались материальные фонды в помощь детям фронтовиков, граждане вносили посильные суммы средств. Материальную помощь нуждающимся организовывали сами учащиеся, внутри детских коллективов развернулось своеобразное соревнование за помощь сверстникам.
Во многих случаях организовывалось дополнительное питание учащихся. В школах открывались столовые, изыскивались источники привлечения дополнительных продуктов питания за счёт сбора их у населения, выделения овощей, молока, картофеля хозяйствами. Затем было открыто столовые специально для питания детей фронтовиков, в каждой из них питалось по 1000 детей, организована выдача обедов на дом для дошкольников, на 500 человек. [2]
В отдалённых от школ поселках при наличии учащихся организовывались так называемые классы-филиалы, куда один-два раза в неделю приезжали учителя из базовых школ и проводили занятия, помогая тем самым ребятам осваивать программу самостоятельно. Широко практиковалось обучение на дому тех учащихся, кто по ряду причин не мог посещать школу.
Борьба за реализацию всеобщего обязательного обучения в военной обстановке. Война затормозила осуществление всеобщего семилетнего обязательного обучения. Развертыванию всеобщего обучения препятствовали перемещения населения из западных районов в восточные, уход учителей в армию, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи и пр.
Иногда местные органы оправдывали срыв всеобуча тем, что в военное время надо воевать, а не учиться. Коммунистическая партия указала на ошибочность таких позиций: «Как бы мы ни были поглощены войной, — писала газета «Правда», — забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени... Никаких ссылок на военную обстановку». [3]
Наркомпросами и местными организациями был принят ряд мер по уточнению учета школьных контингентов (включая и эвакуируемых), было разрешено открывать дополнительные классы и школы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Школьная администрация, комсомол, профсоюзы и родительская общественность приняли активное участие в борьбе с отсевом учащихся и помогли укреплению школы. Только в РСФСР в школы вернулось более 360 тысяч учащихся. [3]
Правительство приняло ряд мер по борьбе с безнадзорностью детей, явившейся результатом ухода отцов на фронт, а матерей и других взрослых членов семьи на производство.
В начале 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. В краях и областях были созданы комиссии по борьбе с безнадзорностью, организована специальная инспектура, открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых отцов и матерей.
В годы войны Коммунистическая партия и Советское правительство принимали все меры по расширению школьной сети и восстановлению ее в тех местах, где враг уничтожил школьные здания. По государственному бюджету 1944 года был ассигнован один миллиард рублей на строительство новых школьных зданий. Постепенно освобождались школы, используемые не по назначению. Все это создавало в военных условиях благоприятные возможности для реализации всеобщего обучения. Многим учащимся была оказана и материальная помощь. В большинстве школ было налажено питание учащихся.
С 1944/45 учебного года было установлено обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Это мероприятие ликвидировало разрыв между детским садом и школой. Однако для его реализации пришлось преодолеть ряд трудностей (не хватало учителей, классных помещений, не было умения приспособиться к возрастным особенностям детей-семилеток). [4]
Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.
Таким образом, повсеместно с большой энергией проводилась борьба за всеобщее обучение, несмотря на трудности военного времени, которые постепенно преодолевались. К концу войны удалось значительно сократить отсев учащихся из школы.
О каждом случае выбытия ребёнка домовладелец (домком) обязан в трехдневный срок поставить в известность школу. Исполкомы советов обязывались по каждому случаю непосещения детьми школы принимать необходимые меры к устранению причин, мешающих детям обучаться в школе.
За несвоевременное определение детей в школу и необеспечение аккуратного посещения ими учебных занятий родители и лица, их заменяющие, привлекаются к административной ответственности.
Таким образом, высокая требовательность правительственных инстанций к выполнению Закона о всеобуче, строгая ответственность местных советов депутатов трудящихся, жилищных должностных лиц, родителей и школы за посещение детьми занятий создавали условия беспрекословного полного обеспечения всеобуча. Суровость войны, многочисленные материальные житейские трудности, формировали у населения особую стойкость, рождали повышенную ответственность за воспитание детей и юношества.
1.2. Детские дома в годы войны
Дополнительные заботы у местных советов вызывали постоянно прибывающие с прифронтовых территорий осиротевшие дети. Трудящиеся Тюмени и Ишима, Тобольска, Тамбовской области и других городов близко к сердцу восприняли обращение участников митинга, в котором говорилось: "Брошен клич - у нас не будет сирот… Товарищи, заменим матерей и отцов молодым гражданам, чьи родители погибли за свободу и независимость нашей Родины. Возьмем осиротевших детей на воспитание. Теплотой, заботой окружим детей фронтовиков, грудью защищающих свою Отчизну". [5]
СНК РСФСР 9 мая 1943 года принял специальное постановление "Об улучшении состояния детских домов". 1 сентября 1943 года Совнарком СССР принимает развёрнутое постановление "Об улучшении работы детских домов". Постановлением определены меры по обеспечению детских домов запасами топлива на предстоящую зиму, установлены единые нормы снабжения детских домов продуктами питания и промтоварами с их централизованным выделением целевым назначением детским домам. [5]
Постановление утвердило порядок медицинского обслуживания, укомплектования детских домов медицинским персоналом, улучшения дела подбора руководящих и воспитательских кадров.
Прибывшие в область эвакуированные из военной зоны детские учреждения размещались и обустраивались в короткие сроки. Слаженная деятельность органов народного образования, бескорыстие и проявление высоких патриотических чувства гражданами оказывал и своё благотворное влияние на выполнение задач по размещению, устройству быта и вовлечению в школы детдомовцев.
В отделах народного образования были выделены специальные инспектора, курирующие работу детских домов.
Подростки, оставившие школу по материальным причинам, трудоустраивались на предприятия. Над ними закреплялось шефство кадровых рабочих. Школы рабочей и сельской молодёжи сохранились и в послевоенные годы.
Суровые условия военной поры с особой силой пробуждали у местных жителей-сибиряков истинные чувства солидарности, доброты, гуманности и чистосердечного человеческого сострадания к прибывающим детям. В документах того времени отмечается: отношение населения к детям детских домов, эвакуированных из центра, в основном исключительно теплое и заботливое.
Детей встречали с пирогами, вареньем, цветами… С поездов их на руках выносили. Женщины ещё до прибытия детей заготовили картофель, засолили капусту, огурцы, собрали перо для подушек. Ликвидация порожденной войной детской беспризорности вызывала озабоченность и внимание всех слоёв населения. Несмотря на тяжелейшее экономическое положение, некоторые колхозы по своей инициативе и на свои средства открывали колхозные детские дома.
При детских домах с помощью местных властей создаются подсобные хозяйства, организовываются столярные, слесарные, швейные, трикотажные мастерские. Дети делали кирпич, сооружали пристрои, месили глину, заготавливали топливо. Свои подсобные хозяйства детдомовцы вместе с обслуживающим персоналом обслуживали сами. Кроме этого, многие из а них оказывали помощь колхозам своим трудом.
Военные сопереживания вместе с взрослыми по-своему выражались детьми. Вот одно из многих писем первоклассников неизвестному солдату:
"Здравствуй, дорогой боец! Мы, дети 1-го класса Готопутовского интерната, шлем вам большой, большой привет. Поздравляем вас с днем Красной армии. Бейте лучше фашистов, а мы будем хорошо и отлично учиться. Мы очень рады, что вы прогнали фашистов от нашего любимого Ленинграда. Напишите, сколько вы убили фашистов? Сколько взяли немецких танков? Мы живем в Сибири. Здесь большие морозы, но мы не боимся. У нас бывают бураны. В группе у нас тепло и красиво, есть большой фикус. Есть ли у Вас санитарные собаки? Сколько они спасли раненых? Напишите какой-нибудь случай про Вас. Какие фашисты? Наверно, страшные, с длинными волосами, какие у них валенки? Из соломы или нет? Гоните скорее фашистов из нашей страны. Гена Р., Клава Е." [5]
Понятно, что война всеми своими тяготами и невзгодами отражалась на состоянии всех слоёв населения (постигли беды и детские учреждения). Не одинаковые условия были в различных детдомах и интернатах, Однако все они испытывали определённые трудности.
Перебои с продуктами питания, одеждой, обувью, снабжением детдомов керосином для освещения прослеживаются по всему периоду военного лихолетья. В отчётах органов народного образования директоров детдомов и интернатов можно видеть высказывания, свидетельствующие об ужасном, бедственном положении этих учреждений. В одном из интернатов около 50% детей спят по двое на одной кровати, без матрацев, одеял и подушек. Кухонного инвентаря, посуды не хватает. Керосин для освещения торговыми организациями не отпускается.
Не меньшими трудности были и в учебно-воспитательном процессе. Нехватка учебников, тетрадей, иногда дети писали на старых брошюрах, газетах, на всю группу приходилось по 2-3 учебника. У директоров и воспитателей этих учреждений не имелось должной квалификации.
Уже к зиме 1944 года в области принят ряд мер по улучшению положения в детских домах и интернатах. К зиме детские дома подготовились лучше, завезено топливо.
Многочисленные проблемы, касающиеся быта и жизни в детских учреждениях оставались у детей, утративших родительское попечение, до конца войны, продолжались они и в первые послевоенные годы. Вместе с тем нельзя не заметить высокого чувства сплоченности, дружбы, детско-юношеской солидарности, внимания и заботы старших о младших, присутствие необъяснимого внутридетдомовского родства среди воспитанников, что являлось залогом всеобщего выживания. Несмотря на все трудности, в детдомах проводились вечера дружбы, конкурсы, дни фестивалей, самодеятельные художественные выступления. Выпускались стенгазеты у себя в детдоме. Дети помогали выпускать стенгазеты в колхозах. Выходили для выступления с детской самодеятельностью на полевые станы, на фермы.
В работе школ встречались трудности, связанные с войной с ещё большей силой проявились в 1942-1943 учебном году, Текучесть и нехватка педагогических кадров, многосменностъ учебных занятий не только в городских, но и в ряде сельских школ при весьма скудной обеспеченности последних освещением, недостаток, а порой и отсутствие учебников и школьно-письменных принадлежностей - всё это не могло не ограничивать возможностей школы в борьбе за высокие, качественные показатели работы. И если к концу учебного года школы, преодолевая значительно возросшие трудности, пришли с показателями не только не ниже, но и выше показателей предшествующих лет, то приписать это следует патриотическому подъёму, охватившему учителей и учащихся, их политической сознательности, диктующей необходимость работать лучше, чем до войны, эффективнее, плодотворнее.
Отсев из школ в 1942/43 учебном году был значительно меньше, чем в предыдущие годы. Причем, отсев по уважительным причинам - переезд родителей, болезни, смерть, мобилизация в РУ и ФЗО, призыв в РККА - составляет 60,8%. Значительное место среди причин отсева занимает материальная необеспеченность - 27,3% от общего отсева. Немало в области школ, добившихся полного охвата обучением проживающих в обслуживаемых ими районах детей. [6]
Наряду с многочисленными примерами серьёзной и эффективной борьбы школ за осуществление всеобуча, можно привести немало примеров беспечного, преступного, халатного отношения к этому огромнейшей государственной важности вопросу. Проведение учебных занятий приходилось сочетать с участием детей в общественно полезных делах - в оказании помощи взрослым в ведении дел хозяйственных. Работа на полях и фермах нередко нарушала привычный ритм школьных занятий. По этой причине нередки случаи отставания от программы по некоторым предметам, кое-где из-за отсутствия преподавателей школы вынуждены удлинять сроки учебного года.
По сравнению с предыдущими годами, в 1942/43 учебном году сократилось второгодничество. Причинами, отрицательно влияющими на состояние учебно-воспитательного процесса, следует считать:
-текучесть, а кое-где отсутствие педагогических кадров;
-приход в школы молодых учителей взамен ушедших на фронт. Вновь пришедшие нередко не имели ни необходимого опыта, ни должной подготовки;
-отсутствие нормальных условий для проведения учебных занятий (скученность в классах, плохое освещение, нехватка керосина, стекол для ламп и др.);
-недостача учебников, тетрадей, письменных принадлежностей;
-ослабленный контроль за учебно-воспитательным процессом руководителей школ, отделов народного образования.
Однако из всех причин следует выделить главную - нехватка педагогических кадров. Вследствие этого школы вынуждены исключать некоторые предметы из учебного процесса на длительное время. Воспитательная работа с учащимися строилась на основе требований, предъявляемых условиями времени. Военная обстановка диктовала эти условия, исходя из них и проводились учебные занятия и различного рода внеклассные мероприятия. В воспитательных целях, там, где было уместно, особенно на уроках гуманитарного цикла, в процесс изучения предмета, не в ущерб логическому смыслу, привлекался материал о героическом прошлом страны. Детям сообщались многочисленные факты из героики Великой Отечественной войны, из подвигов, совершаемых нашими людьми в повседневные будни. В жизнь школ в обязательном порядке вошли каждодневные краткие политинформации, проводились лекции. В качестве политинформаторов зачастую выступали учащиеся-старшеклассники. Исходными источниками для политической работы являлись материалы газет, радио, рассказы побывавших в боях фронтовиков.
Общественно-массовые мероприятия среди школьников ориентированы на решение общих задач, связанных с достижением победы над врагом. В счёт полезных дел объявлен сбор средств среди учащихся на помощь фронту.
1.3 Разделение мужской и женской программы образования
В 1941/42 учебном году в школьные программы было введено военно-физическое воспитание, а в следующем году - военно-физическая подготовка. Юноши считали своей обязанностью готовиться к службе в армии. В 8-10 классах введена допризывная подготовка. В целях развития среди учащейся молодёжи массовой спортивной работы, направленной на расширение и углубление знаний и навыков, полученных учащимися по военной подготовке. По этому поводу издан специальный приказ облоно, обязывающий все школы, педучилища организовать плановую работу в этом направлении. Ставятся задачи - организовать кружки, секции, тиры, обеспечить школы спортивным инвентарём, организовывать спортивные соревнования. Облоно подготовил специальную инструкцию по содержанию и объёму проверочных испытаний по военной подготовке. Для юношей программой определялись: тактическая подготовка, куда включалась проверка действий бойца-наблюдателя, бойца-разведчика. По огневой подготовке: знание материальной части оружия, подготовка и ведение стрельбы. По строевой подготовке: владение ружейными приёмами и т.д. Аналогичная программа составлена и для девушек. Школьницами изучались уставы, подготовка и сдача норм на оборонные значки, проводились занятия сандружинниц. Предложено активизировать работу по проведению спортивных соревнований, созданию детских и юношеских спортивных коллективов. Особо активную деятельность в организации спортивной работы в школах проявляли комсомольские организации области. Одним из необычных мероприятий, проводимых правительствами Союза ССР и России в период войны в школах явилось введение раздельного обучения мальчиков и девочек. В постановлении СНК СССР сказано: "Ввести с 1 сентября 1943 года раздельное обучение мальчиков и девочек в 1-х классах всех неполных средних и средних школ областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов, для чего организовать в этих городах отдельные мужские и женские школы (список городов, в которых вводится раздельное обучение мальчиков и девочек, прилагается. СНК РСФСР обязал облисполкомы, крайисполкомы и Совнаркомы автономных республик до 5 августа 1943 г. … утвердить сеть мужских и женских школ, количество классов в них и план распределения учебных помещений, не допуская размещения в одном здании мужских и женских школ[6]. Сейчас, по прошествии значительного времени, сложно оценить эффективность проводимого мероприятия, однако сам процесс реорганизации устоявшейся системы школ города вызвал немало трудностей и даже недоумений. В условиях неурядиц, вызванных военным временем, реорганизация структуры каждой школы, учёт, перераспределение контингентов, пересмотр сложившихся границ микроучастков, неудобств, которые создавались для отдельных семей, порождали немало нареканий среди населения. Кроме всего прочего, в мужских школах почти не оказалось мужчин среди учителей, что является не то что немаловажным, а недопустимым в воспитании мальчиков. Условия учебно-воспитательной работы в мужских школах резко усложнились. Естественное влияние, которое оказывали девочки своим присутствием на поведение подростков, было устранено. Словом, мужские школы, особенно расположенные в окраинных местах города, оказались в серьёзном провале. Комплектование кадрами мужских школ составляло для органов образования особые трудности. Уже в первые месяцы своего существования школы эти повсеместно зарекомендовали себя не лучшим образом[7]. Материальная база школ, где воспитывались мальчики, не позволяла должным образом занять их полезными делами во внеурочное время. Влияние школы на поведение детей снижалось. Падала дисциплина, возрастало число детских правонарушений. Работать в мужских школах приходилось с удвоенным напряжением, а результаты достигались нечасто. Новшество с раздельным обучением девочек и мальчиков оказалось бесперспективным, нанесшим трудно поправимый урон в воспитании и образовании детей и юношества. Свои проблемы, правда в значительно меньших масштабах, возникали и в школах, где обучались одни девочки. К великому сожалению, существование таких школ длилось до конца 50-х годов, когда была осознана, понята пагубность такого, не оправдавшего себя, мероприятия. По существу только положением "О восьмилетней школе", утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР, в декабре 1959 года положен конец существованию раздельного обучения. "Восьмилетняя школа, - сказано в постановлении, - является неполной средней общеобразовательной трудовой политехнической школой и осуществляет обязательное совместное обучение всех детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 7 до 15-16 лет включительно. Раздельное обучение, как видим, не состоялось, оно и не могло в нормальных условиях общеобразовательной школы прижиться. В силу известных обстоятельств, заметных положительных сдвигов в работе школ во весь период тяжелых лет войны добиться не удавалось. Только неимоверные усилия властей, органов народного образования, учительства позволяли в эти годы сохранять приближенные к нормальным условия деятельности школ и других детских учреждений. Так было до окончания войны. [8]
Глава 2. Образование в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945г в Тамбовской области.
Одним из направлений деятельности ВЛКСМ в сфере реализации закона о всеобщем обучении граждан СССР школьного возраста (всеобуче) явилось участие его органов в организации работы созданных на завершающем этапе войны вечерних школ рабочей и сельской молодежи.
Тяжелые бытовые условия населения советского тыла заставили бросить учебу и уйти на производство значительную часть подростков, многие из которых, однако, не оставили стремления при первой возможности продолжить получение образования. Среди рабочей и колхозной молодежи в 1940-е годы попадались и не имевшие начального образования. Для этих категорий правительство, по предложению ЦК ВЛКСМ, открыло в 1943 году вечерние школы рабочей молодежи, а годом позже такие школы были созданы на селе. В вечерних школах молодежь могла получить общеобразовательную подготовку в объеме семилетней и средней школы, без отрыва от производства. Вечерние школы создавались, как правило, на базе начальных, неполных средних и средних школ, а также при промышленных предприятиях, в крупных колхозах и совхозах, при МТС. [9]
Сама инициатива создания вечерних школ исходила от комсомола. 21 апреля 1943 г. Бюро ЦК ВЛКСМ приняло постановление «Об обучении подростков, работающих на предприятиях». Местные комитеты комсомола ЦК обязал развернуть всестороннюю работу по вовлечению подростков в школы для обучения без отрыва от работы на предприятиях; принять непосредственное участие в создании необходимых условий для посещения подростками учебных занятий, в установлении времени и сменности их, укомплектованности групп, подборе и расстановке преподавательских кадров, изыскании и оборудовании помещений для занятий; проконтролировать, чтобы преподаватели школ были прикреплены на питание к столовым предприятий, организовать среди молодежи сбор необходимых учебников, географических карт и наглядных пособий.
В 1943 году в Тамбовской области было создано 6 школ рабочей молодежи, в которых к началу учебного года числилось 544 учащихся. Однако становление системы вечернего образования в городах области происходило тяжело. При пассивном участии комсомольских комитетов в организации учебного процесса в школах наблюдались крайне низкая посещаемость и успеваемость. Например, в школе при заводе «Комсомолец» в начале учебного года числилось 72 учащихся, а в конце – 18. В итоге, в целом по области в 1943 – 1944 учебном году вечерние школы оставило 399 молодых рабочих и лишь 174 человека (32% от первоначального состава учащихся) успешно завершило обучение. [10]
Важным фактором дезорганизации учебного процесса стала неудовлетворительная обеспеченность школ светом, топливом, учебными пособиями
В 1944 – 1945 учебном году, согласно постановлению Тамбовского обкома ВКП(б), в области должно было действовать 254 школы сельской молодежи (по другим сведениям 258) на 10800 учебных мест и 9 школ рабочей молодежи на 3000 учебных мест. К началу учебного года, то есть к 1 октября 1944 г., было открыто 112 школ сельской молодежи, в которых числилось 2769 учащихся и 10 школ рабочей молодежи с числом учащихся 1422, из них 4 – в Тамбове, 3 – в Моршанске и по одной в Котовске, Мичуринске и Рассказове.
Примером эффективного участия тамбовского комсомола в организации работы сельских вечерних школ в 1944 – 1945 учебном году является деятельность комитетов Дегтянского, Мичуринского, Первомайского и Старо-Юрьевского районов. Местные райкомы ВЛКСМ организовали среди молодежи широкую разъяснительную работу, совместно с районными отделами народного образования наметили пункты открытия школ, оказали помощь в укомплектовании школ преподавательским составом и обеспечении их учебной литературой, провели комсомольско-молодежные воскресники по заготовке топлива. Тетради, лампы, керосин частично закупались на средства учащихся. В школах хорошо была организована внеклассная работа. Энергично взялись за работу комсомольские организации Кирсановского, Никифоровского и Платоновского районов. По инициативе комсомольцев Платоновского района, для подростков, не имевших возможности готовить уроки в домашних условиях, были выделены специальные комнаты. Однако в этих районах формирование сети вечерних школ было осуществлено без учета местных материальных возможностей, что обусловило последующие трудности в их работе.
Приведенные факты все же не характеризуют участие районных комсомольских организаций в решении проблемы в целом. В ряде районов, таких как Рассказовский, Платоновский, Никифоровский, необходимое количество вечерних школ было определено без учета числа потенциальных учащихся. В Гавриловском, Каменском и Умётском районах вечерние школы, вскоре после начала занятий, прекратили деятельность, в том числе, по причине недостаточного внимания к работе школ со стороны местных райкомов ВЛКСМ и органов народного образования. В других районах, таких как Знаменский, Ламский, Полетаевский, Рассказовский, Умётский, Шехманский, Шульгинский, молодёжь вовремя не проинформировали об открытии школ. Например, Ламский райком комсомола, совместно с районным отделом народного образования, сообщил в вышестоящие инстанции о том, что желающих учиться в вечерних школах в районе нет, в то время, как в действительности было подано 400 заявлений. [10]
В результате, к концу зимы 1944 – 1945 годов в области функционировала 181 школа сельской молодежи с 4779 учащимися, что значительно превышало показатели начала учебного года, но было ниже плановых. Однако к моменту окончания учебного года число действующих в районах вечерних школ сократилось до 103, а численность учащихся – до 2353. Весенние экзамены были проведены лишь в 79 школах, а выдержало их 713 человек (26% от первоначального состава учащихся и менее 7% от плана).
Организации учебного процесса в вечерних школах города в 1944 – 1945 учебному году сопутствовали трудности материального характера не в меньшей степени, чем в школах села. Например, учащимся на весь учебный год было выделено в среднем по 2-3 тетради. Однако в этот раз городские и заводские комитеты комсомола подошли к вопросу организации работы вечерних школ более ответственно, чем год назад. Во многом благодаря усилиям городских комитетов комсомола, школы Котовска и Моршанска в 1944 – 1945 учебном году были укомплектованы квалифицированным преподавательским составом. В городе Котовске комсомольцы отремонтировали школьные помещения, наладили в них электроосвещение и заготовили топливо. По инициативе комитета ВЛКСМ завода № 204 для учащихся было приобретено 600 тетрадей.
Противоположное отношение можно было наблюдать со стороны комитетов комсомола в Тамбове, Мичуринске и Рассказове. Одно из последствий такого отношения к школам – низкая посещаемость занятий. Например, в Тамбове из 823 человек, подавших заявления, на занятия явилось лишь 400, в Рассказове – 80 человек из 480, подлежащих обучению.
Причиной низкой посещаемости школ рабочей молодежи являлись не только просчёты в работе органов народного образования и комсомола, но и тяжелые материальные и бытовые условия жизни молодых рабочих: многие подростки не имели теплой одежды и обуви. Иногда рабочим запрещали учиться директора заводов, обосновывая это необходимостью их присутствия на производстве. Некоторые заводские комитеты комсомола игнорировали эти факты. Правда, с течением времени положение в городских вечерних школах Тамбовской области несколько нормализовалось. Однако количество учащейся рабочей молодежи постепенно снижалось: в конце зимы 1944 – 1945 годов в 9 городских вечерних школах Тамбовской области обучалось 1305 человек, а концу учебного года уже 839 (59% от первоначальной численности учащихся и 30% от плана).
План работы школ рабочей молодежи по Тамбовской области в 1944 – 1945 учебном году не был выполнен. Остался он невыполненным и в целом по РСФСР: вместо 1970 школ с 315000 учащихся в начале 1945 года действовало 1208 школ с 211576 учащимися (67% от плана). Таким образом, состояние системы вечернего школьного образования в Тамбовской области было исключительно сложным. Главной причиной столь впечатляющего провала плановых заданий стали материальные и кадровые трудности, с которыми столкнулись ослабленные войной государство и общество.
В Тамбовской области в 1942 году была всего лишь одна школа в г. Котовске. В 1953 году их стало 20. В них обучалось около 4 тысяч человек. Всего по Советскому Союзу в школах рабочей и сельской молодёжи обучалось более полутора миллиона молодых трудящихся.
Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Н.А.Михайлов справедливо писал: «Сейчас сотни тысяч молодых людей, преодолевая немалые трудности, соединяют труд на предприятиях с обучением в вечерних школах. Эта молодежь заслуживает самой активной поддержки со стороны комсомольских организаций и органов Министерства народного просвещения. Только невежды могут не понимать, что … обучение молодежи не является ее частным делом».
Комсомольские организации области проводили учёт молодёжи, подлежащей обучению в вечерних школах, на открытых комсомольских собраниях проводились беседы с молодёжью о роли и значении вечерних школ.
Комсомол стремился не только помочь открыть школы, но и сохранить максимум контингента учащихся, ибо главным недостатком в работе школ рабочей молодёжи в послевоенные годы стал большой отсев учащихся. Хотя на этом направлении комсомолу удавалось добиться всё лучших результатов, чувствовалась постоянная неудовлетворённость сделанным. В постановлении ЦК ВЛКСМ «О работе вечерних школ сельской молодёжи» от 28 января 1946 года указывалось, что вечерние школы сельской молодёжи работают неудовлетворительно, государственный план набора в школы сельской молодёжи во многих областях не был выполнен. Несколько ранее, 25 января 1946 года, ЦК ВЛКСМ в постановлении «О многочисленных фактах отсева учащихся из школ рабочей молодёжи» указывал, что комсомольские организации, проведя некоторую работу по подготовке школ к началу занятий и оказав в этом деле помощь органам народного образования, перестали уделять школе должное внимание.
Комсомольцы Тамбовской области проводили беседы с беспричинно-отсеявшимися, бросившими учиться учащимися. Выяснялись истинные причины их отсева, проводились беседы с родителями, начальниками цехов, в которых работали несостоявшиеся ученики. В 1947 году на одном из заседаний бюро Тамбовского обкома ВЛКСМ специально рассматривался вопрос об итогах работы вечерних школ сельской молодёжи в 1946 – 1947 учебном году и участии комсомольских организаций в подготовке школ. Оказалось, что народно-хозяйственный план по обучению 6 тысяч человек сельской молодёжи не выполнен. Между тем, из 11 тысяч не имеющих начального и семилетнего образования комсомольцев, в школах сельской молодёжи в 1946 – 1947 учебном году учились 2 тысячи. Из 8408 человек учащихся, начавших заниматься в школах сельской молодёжи осенью 1946 г., к концу учебного года отсеялось 4009 человек. Из 4009 допущенных к переводным испытаниям и выпускным экзаменам переведены в следующий класс или окончили школу 3619, 591 учащийся оставлен на второй год, 183 человека получили переэкзаменовку на осень.
Из многих прифронтовых районов началась по указанию партии и правительства эвакуация воспитанников детских домов, детских садов и учащихся школ в глубокий тыл.
Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. По указанию партии было организовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, и вообще детей, слабых здоровьем.
В военных условиях советской школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодежи для широкого ее участия в общественно полезном труде; развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения; наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве. Со всеми этими сложными задачами советские учителя успешно справились.
Борьба за реализацию всеобщего обязательного обучения в военной обстановке. Война затормозила осуществление всеобщего семилетного обязательного обучения. Развертыванию всеобщего обучения препятствовали перемещения населения из западных районов в восточные, уход учителей в армию, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи и пр.
Иногда местные органы оправдывали срыв всеобуча тем, что в военное время надо воевать, а не учиться. Коммунистическая партия указала на ошибочность таких позиций: «Как бы мы ни были поглощены войной, — писала газета «Правда», — забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени... Никаких ссылок на военную обстановку».
Наркомпросами и местными организациями был принят ряд мер по уточнению учета школьных контингентов (включая и эвакуируемых), было разрешено открывать дополнительные классы и школы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Школьная администрация, комсомол, профсоюзы и родительская общественность приняли активное участие в борьбе с отсевом учащихся и помогли укреплению школы. Только в РСФСР в школы вернулось более 360 тысяч учащихся.
Правительство приняло ряд мер по борьбе с безнадзорностью детей, явившейся результатом ухода отцов на фронт, а матерей и других взрослых членов семьи на производство.
В начале 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. В краях и областях были созданы комиссии по борьбе с безнадзорностью, организована специальная инспектура, открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых отцов и матерей.
В годы войны Коммунистическая партия и Советское правительство принимали все меры по расширению школьной сети и восстановлению ее в тех местах, где враг уничтожил школьные здания. По государственному бюджету 1944 года был ассигнован один миллиард рублей на строительство новых школьных зданий. Постепенно освобождались школы, используемые не по назначению. Все это создавало в военных условиях благоприятные возможности для реализации всеобщего обучения. Многим учащимся была оказана и материальная помощь. В большинстве школ было налажено питание учащихся.
Партия и правительство проявили большую заботу об улучшении материально-бытового положения учителей: им была повышена заработная плата, установлен порядок снабжения продуктами питания и промышленными товарами по нормам рабочих промышленных предприятий.
Советское учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на фронте. Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от фашистов. В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей и других работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей. [11]
Деятельность советской школы в годы Великой Отечественной войны подтвердила необходимость тесной связи школы с жизнью, с трудом. Перед советской школой и педагогикой в условиях мирного времени встали новые задачи.
Заключение
Великая Отечественная Война серьезно отразилась на деятельности отечественной школы. В период 1941-1945 гг. она выполняла важные государственные задачи. Решались вопросы по охвату всех детей школьного возраста обучением, перестраивалось и поднималось качество учебно-воспитательной работы с акцентом на боевой, патриотический характер в преподавании основ наук; обеспечивалась необходимая физическая и агротехническая подготовка молодежи к труду и обороне Родины; оказывалась помощь колхозам и совхозам; проявлялась повседневная забота о судьбе миллионов детей, родители которых защищали Родину с оружием в руках или работали на производстве.
Война вызвала серьезные трудности в работе школ, но, несмотря на это, она сблизила школу с жизнью и потребовала некоторых реформ в области народного образования. Реформирование школы было вызвано необходимостью восстановления всеобуча и перестройкой учебно-воспитательного процесса с учетом военных условий. За годы войны школа пыталась максимально реализовать эти задачи, что зачастую требовало настоящего-героизма, огромных усилий и напряжения.
Самоотверженный труд работников образования был отмечен Указом Президиума Верховного Совета СССР «За успешную и самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей в школах РСФСР» от 14 декабря 1944 г., в соответствии с которым орденами и медалями были награждены более 5 тысяч учителей, воспитателей и других работников народного образования.
Список использованной литературы и источников
1. .Большая Советская энциклопедия. В 30-ти томах. М.:Советская энциклопедия,1973.Т.13. [1]
2. Аристов А.П. Великая Отечественная. Сборник Минобороны РФ. М., Изд. центр Терра. 1993. 407 с. [2]
3. 1941-1945. Краткая история, документы, фотографии" / ред. Г.А.Куманева, Москва, Политиздат, 1983 г. [3]
4. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. Под ред. Жилина П.А. М., Молодая гвардия .1979. 425с. [4]
5. Великая Отечественная война, 1941--1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. справочник / Под общ. ред. О. А. Ржешевского; Сост. Е. К. Жигунов.-- М.: Политиздат, 1990. [5]
6. Великая Отечественная война Советского Союза (1941-1945). Сборник. М., Литература, 2000. 235 с. [6]
7. Военно-исторический журнал, 1959 г., N 11. [7]
8. Военно-исторический журнал, 1961 г., N 9. [8]
9. Дьячков, В.Л. Армейский призыв и воинские потери Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны: число, возрастная и социальная структура / В.Л. Дьячков // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. – 2006. – Вып. 4 (44). – С. 96 – 104. [9]
10. Дьячков, В.Л. Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Факты и цифры / В.Л. Дьячков // Регион 68. – 2005. – № 3. – Ч. 1. – С. 46–47. [10]
11. Дьячков, В.Л. Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Факты и цифры / В.Л. Дьячков // Регион 68. – 2005. – № 4. – Ч. 2. – С. 47. [11]
12. Дьячков, В.Л. Великая Отечественная война и Тамбовская область / В.Л. Дьячков // Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 88–89.
13. Дьячков, Л.Г. Тамбовская партийная организация в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) / В.Л. Дьячков. – Тамбов, 1961. – 56 с.
14 .И пыль веков от хартии отряхнув… : хрестоматия по истории Тамбовского края. – Тамбов, 1993. – 388 с.
Приложения
Таблица1.
Количество учащихся в довоенное время | ||
Начальные и средние классы | Средние специальные учебные заведения | Высшие учебные заведения |
11 589 человек | 189 000 человек | 169 000 человек |
Таблица 2.
Число учащихся в СССР в период Великой Отечественной войны. | |||
Школы | Высшие учебные заведения | Средние специальные заведения | |
1941/42 | 17 765 000 человек | 313 000 человек | 415 000 человек |
1942/43 | 14 036 000 человек | 227 000 человек | 316 000 человек |
1943/44 | 17 966 000 человек | 400 000 человек | 503 000 человек |
1944/45 | 24 656 000 человек | 585 000 человек | 812 000 человек |
1945/46 | 26 094 000 человек | 730 000 человек | 1 008 000 человек |
Извержение вулкана
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Снежная книга
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Комментарии
Оля,Максим! У вас хорошая
Оля,Максим! У вас хорошая исследовательская работа,спасибо! И в трудные военные годы наше правительство думало о будущем: продолжали работать школы,проводились спортивные,культурно-массовые мероприятия и т.д.
Антон Юрьевич,спасибо Вам за то. что проводите такую большую работу по сохранению памяти о войне. Я бы только аннотацию откорректировала,ведь речь не об учителях, а в целом об образовании.