образ учителя, представленный в произведениях русских писателей, дал повод задуматься о том, какой же он учитель, какими качествами наделён, что он несет в мир.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 88.8 КБ |
Гуликский филиал Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения Сосновоборская Средняя Общеобразовательная Школа
ПРОЕКТ
«Образ учителя в произведениях русских писателей»
Проект подготовил ученик 9 класса
Гробов Владимир Алексеевич
Руководитель проекта Карпович Елена Александровна
учитель русского языка и литературы
2018 год
Паспорт проекта.
Название проекта «Образ учителя в произведениях русских писателей»
Исполнитель проекта Гробов Владимир Алексеевич, ученик 9 класса.
Руководитель проекта Карпович Елена Александровна, учитель русского языка и литературы.
Учебный год, в котором разрабатывался проект 2017-2018.
Цель: составление нравственного образа учителя на примере произведений русской литературы.
Задачи:
Предмет литература.
Тип проекта исследовательский.
Сроки реализации 2017-2018.
Продукт проектной деятельности статья с описанием исследования, презентация, данные анкетирования.
Этапы работы над проектом
Оглавление.
3.1. В.Г.Распутин. «Уроки французского» (1973)
3.2. Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964)
3.3. А.П.Платонов. «Песчаная учительница» (1927)
3.4. А.С. Макаренко«Педагогическая поэма» (1935)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы проекта.
Каждый твой поступок, учитель,
отражается на других людях:
не забывай, что рядом с тобой
человек».
В.А.Сухомлинский
Одна из самых главных профессий на земле – это профессия учителя. Учитель ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца. Он помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте и справедливости, учит быть человеком. Хорошего учителя человек, как правило, не забывает. О таком учителе ученик будет вспоминать всю жизнь, рассказывать о нём друзьям и внукам, по нему будет сверять свою жизнь, считая его идеалом добра. Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.
Например, о своём любимом наставнике, профессоре нравственных наук А.П.Куницыне Пушкин писал:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал в нас пламень.
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
Н.А.Некрасов о В.Г.Белинском, которого считал своим учителем, писал:
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени…
Актуальность данной темы продиктована временем. Современное общество должно проникнуться уважением к учителю, признать его важную роль в формировании личности человека.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».
Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Мне захотелось обратиться к произведениям русской литературы, раскрывающим нравственный облик учителя и его взаимоотношения с учениками.
2. Тема проекта: «Образ учителя в произведениях русских писателей»
3.Цель проекта: раскрыть нравственный образ Учителя на примере произведений русской литературы.
4. Задачи проекта:
В своей работе я использовал материалы из произведений. В.Г.Распутина «Уроки французского» (1973),
Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964),
А.П.Платонова «Песчаная учительница» (1927),
А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» (1935), свои собственные мысли и рассуждения.
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Современная школа может развиваться и быть востребованной только при хорошем учителе. Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Именно от его деятельности во многом зависят результаты обучения и воспитания. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами.
Учитель – это друг по отношению к детям, их помощник, советчик, союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути, способный изменить свою точку зрения, делающий добро и учащийся у своих учеников.
Каков же нравственный облик учителя? Какими качествами должен быть наделен настоящий учитель?
И чтобы найти ответы на вопросы, мы обратились к произведениям, раскрывающим образ учителя и отражающим разные периоды нашей жизни.
1.«УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» В. РАСПУТИН
В повестях и рассказах Валентина Распутина главное внимание уделяется исследованию человеческих характеров, психологии героев, их нравственным поискам. Наибольшую известность получил рассказ «Уроки французского», в которой рассматриваются важные проблемы школы.
Валентин Распутин посвятил рассказ «Уроки французского» матери драматурга Александра Вампилова Анастасии Прокопьевне, которая напоминала ему его учительницу. Распутин рассказывал: «Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй, мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой».
Валентин Григорьевич Распутин тепло вспоминал школьные годы, учителей и, конечно же, ту учительницу, что потом стала героиней теперь уже хрестоматийного рассказа "Уроки французского". Это та самая Лидия Михайловна Молокова. В газете «Труд» напечатана статья о Лидии Михайловне: «Правда, она не сразу согласилась на интервью: мол, память в 78-то лет не та стала, боюсь что-нибудь перепутать... Как выяснилось, память у моей собеседницы прекрасная, а опасения ее объясняются просто: она в обиде на прессу. В сюжете, показанном одной из местных телекомпаний, его авторы прямо заявили, что, мол, не будь Лидии Михайловны, не стал бы Валентин Распутин знаменитым писателем, а еще в детстве умер бы в своей Сибири голодной смертью». Лидия Михайловна вспоминала: « Все было не так! И макароны я ему не передавала, и в "чику" и "замеряшки " не играла. Он был лишь одним из многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, но я не хочу отблесков его славы. У меня и своя жизнь интересная, по всему свету помоталась. Работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции... Только преподавала я там уже не французский, а русский язык - для тех, кто владел французским. Родилась и выросла в Москве, но папу направили работать в Забайкалье... Спустя годы три с половиной десятка лет в Саранске в университете преподавала…»
Лидия Михайловна, учительница французского, преподавала не только учебный предмет, но и не прописанные в расписании уроки доброты. Она всячески старалась помогать мальчику. Распутин пишет: "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
Из текста произведения можно выделить следующие черты учителя:
8. СТИЛЬ
9. ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК
2. «ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА» Ф. ИСКАНДЕР
Темой небольшого рассказа Фазиля Искандера является обычная история, которая могла произойти в любой школе и в любом классе. Начинается эта история с появления в школе учителя математики, который сильно отличался от прежних педагогов, преподававших математику. Само имя как нельзя более подходило математику. Грек Харлампий Диогенович походил на Пифагора внешне и производил впечатление особенного человека, при появлении которого в классе ученики «замирают».
С появлением нового учителя математики ученики узнали, что такое «веселье, организованное сверху самим же учителем». И это «веселье» не мешало ведению урока, наоборот, в классе устанавливалась «мертвая» тишина.
Рассказчик, от лица которого ведется повествование, и его одноклассники вскоре прониклись уважением к этому спокойному человеку, невольно заставившему учеников серьезно относиться к учебе. Ироничный Харлампий Диогенович со временем дал понять изворотливому подрастающему поколению, что уход от ответственности наказуем. И приучать себя к этому нужно с ранних лет, помня о том, что все возможные подвиги на благо человечества Геракл уже совершил. Харлампий Диогенович – Учитель с большой буквы.
Поступки, манера поведения, реплики Харлампия Диогеновича позволяют выявить следующие отличительные черты:
3. «ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА» А.П.ПЛАТОНОВ
Главная героиня – молодая выпускница учительских курсов, Мария Никифоровна Нарышкина, едет в отдалённое селение Хошутово, которое находится на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней. Крестьяне ведут здесь повседневную борьбу с песками. Их работа казалась бессмысленной, ибо песок немедленно захватывал опять с таким трудом отвоёванное пространство. Тщетность усилий и безверие сломило мужество людей. И Мария Никифоровна решает научит детей и взрослых «искусству превращать пустыню в живую землю». И это её удаётся – пески начинают отступать. Но вот эту землю приходят кочевники, и через трое суток их стада вытаптывают ожившую землю, истребляют все посадки.
Прототипом главной героини стала жена А.П.Платонова, сельская учительница Мария Александровна Кашинцева.
Молодая учительница принадлежала к поколению честных, целеустремлённых, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации безграмотности.
Мною были выделены следующие черты учителя:
4. «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА» А.С.МАКАРЕНКО
Воспитанник А.С. Макаренко Колос И.Г. вспоминал: «Для нас Антон Семенович Макаренко был всем, что может дать семья своим детям, учителем, другом, наставником, отцом». Это отзывы о великом учителе, авторе «Педагогической поэмы. Антон Семенович воспитывал трудных подростков. Он просто жил рядом со своими воспитанниками, работал вместе с ними. К каждому он старался найти «свой ключик». Жизненное кредо Макаренко: «Видеть хорошее в человеке всегда очень трудно…. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать».
Макаренко в своем произведении раскрыл образ педагога - новатора. Деятельность Учителя представлена как борьба за детскую душу. Максим Горький писал: «Поздравляю Вас с хорошей книгой, горячо поздравляю!»
Еще в молодые годы А.С.Макаренко показал себя искренне преданным своему делу, талантливым, ищущим новых путей в воспитательной работе. Пророческими оказались слова совета института, в котором получил образование будущий педагог: «Будет весьма хорошим преподавателем по всем предметам, в особенности по русскому языку».
В шести километрах от Полтавы на песчаных холмах гектаров двести соснового леса. В лесу поляна. В одном из ее углов находилась новая колония для правонарушителей. Именно в этой колонии и трудился небольшой, но целеустремленный коллектив, которому предстояло дать путевку в жизнь малолетним преступникам. Кто же были учителя, на чью долю выпал такой жребий?
«Лидия Петровна была очень молода - девочка. Она недавно окончила гимназию и еще не остыла от материнской заботы». О ней А.С.Макаренко писал: «…Лидочка - чистейшее существо, я рассчитываю на нее вроде как на прививку». Второй учитель колонии Екатерина Григорьевна «была матерый педагогический волк». Первые их воспитанники имели «богатое прошлое»- вооруженный квартирный грабеж, которые помоложе обвинялись в кражах. Но никакие трудности не способны были сбить этих влюбленных в свое дело педагогов.
Первая реакция воспитанников на воспитателей была следующая: «Впервые дни они нас даже не оскорбляли, просто не замечали нас». Через неделю один из них был арестован за убийство и ограбление. Воспитатели были потрясены этим известием. Кроме того, в колонию приходили ограбленные селяне и «трагическими голосами просили помощи». Такое положение подтолкнуло Макаренко к прочтению множества педагогической литературы. «Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог применить к делу, а немедленный анализ и немедленное действие».
В это время колония все больше напоминала «воровскую малину». Антон Семенович совершил поступок, которого потом он стыдился всю жизнь, но который изменил отношение к нему воспитанников и стал переломным в их отношениях.. В первый раз он ударил своего ученика за неуважительное отношение к учителю. «…ни одной минуты не считал, что нашел в насилии какое-то всесильное педагогическое средство». Но в глазах воспитанников авторитет Антона Семеновича возрос. Размышляя над этим фактом, педагог пришел к выводу: «Задоров сильнее меня, он мог бы меня искалечить одним ударом. Во всей этой истории они не видят побоев, они видят только гнев, человеческий взрыв. Я пошел на опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок». Такое же мужество требовалось от Макаренко, когда он читал доклад о дисциплине, в котором «позволил себе усомниться в правильности общепринятых в то время положений, утверждавших, что необходимо дать полный простор творчеству ребенка, нужно больше полагаться на самоорганизацию и самодисциплину».
Каждый день терпеливо, шаг за шагом Макаренко и его сподвижники приближались к заветной цели. Скоро ребятам поручили охрану государственного леса. Что «очень подняло нас в собственных глазах».
В поисках новых форм воспитания Антон Семенович сделал вывод: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона». Он старался занять воспитанников всякого рода работой: купил свиней, приобрел лошадей, организовал борьбу с самогонщиками в среде деревенских жителей, учил военной зарядке и азам военной науки и выработал коммунарскую систему работы в отрядах т.д.
«Многое прошло и многое забывается…. Каждую весну коммунарский рабфак выпускает в вузы десятки студентов, много десятков их уже подходят к окончанию вуза». Не это ли показатель результативности работы педагога. Труд Макаренко не пропал даром, он сумел воспитать человека, полноправного гражданина, который будет трудиться на благо свое Родины.
«Педагогическая поэма» изобилует поступками, решениями, диалогами, размышлениями великого Учителя. Мною из поэмы были выделены следующие черты педагога:
- Узнают…
-Нет. Я буду знать и ты. И больше никто.
Вера развязно засмеялась:
- Да… Рассказывайте!»;
- Значит, действовать прямо?
- Действуй прямо,- ответил я..»;
- И больше ничего,- ответил я, заглядывая в ящик стола, привезёшь их мне.»;
-Я вот пришел, как вы сказали.
- Не нашел такого места?
Он улыбнулся:
-Отчего и не нашел? Есть такие места… Я буду в колонии. Я не буду брать ножа в руки. Колонисты любовно встретили нас в спальне
- Все- таки простили! Мы же говорили!;
-Прощайте, Антон Семенович, спасибо за науку…
- До свидания, не поминай лихом. Если будет трудно, приходи, но не раньше как через две недели»;
- Я… больше…никогда… красть не буду.
- Врешь! Ты это уже обещал комиссии.
- То комиссии, а то - вам! Накажите, как хотите, только не выгоняйте из колонии.»
- Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убирайтесь из колонии к чертовой матери!»
В произведении А. С.Макаренко прекрасно показано, что учитель это не небожитель, это обыкновенный человек, который может радоваться как ребёнок, может раздражаться, гневаться, расстраиваться, ошибаться, сомневаться.
- А здорово! Ха- ха- ха- ха!...
Приятно было видеть его смеющуюся, румяную рожу, и не мог не ответить ему улыбкой:
- Что- здорово? Работа?
- работа само собой. Нет, а вот как вы меня съездили!»
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ УЧИТЕЛЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Проанализировав произведения В.Г.Распутина «Уроки французского», Ф. Искандера. «Тринадцатый подвиг Геракла», А.П.Платонова, мною были выделены 153 примера, иллюстрирующие качества учителя. Учитель – это та профессия , на которую, конечно же , влияют исторические, политические, религиозные изменения в обществе. Но я уверен, что на основополагающие качества настоящего учителя не влияют никакие обстоятельства. Профессия учитель вне времени. Это доказывают и произведения художественной литературы. Сопоставив качества учителей в представленных выше произведениях, я выделил 15 самых основных:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
На основе опроса участников образовательного процесса и в соответствии с требованиями Профстандарта педагога, я «нарисовал» образ Учителя XXI века.
Учитель – это друг по отношению к детям, их помощник, советчик, союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути, способный изменить свою точку зрения, делающий добро и учащийся у своих учеников.
Это основные требования Профстандарта , которые предъявляет XXI век к учителю:
Итак, XXI век предъявляет к педагогам определённые требования. Я обратился к учителям нашей школы с вопросом:
«Готовы ли Вы измениться в соответствии с новыми требованиями?».
(100% процентов опрошенных учителей, ответили, что они не только готовы измениться в соответствии с новыми требованиями, но уже давно работают в данном направлении)
С целью выявления мнения учеников о том, каким должен быть учитель, было проведено анкетирование учащихся по выявлению качеств личности педагога, которые больше всего ценят обучающие. По результатам опроса :
Анкетирование среди учителей показало, что современный учитель должен обладать следующими качествами. Качества располагаются по частоте указаний.
Таким образом, выявив основные качества учителя из художественных произведений, сравнив результаты опроса обучающихся, учителей и учтя рекомендации профстандарта, очевидно, что набор основных качеств учителя не меняется. А значит, действительно, фундаментальные качества учителя вне времени. Они не могут меняться, как не меняются те, с кем дышит одним воздухом учитель - дети.
ВЫВОДЫ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
В соответствии с целью и задачами, поставленными в работе, я постарался раскрыть образ Учителя на примере конкретных произведений русской литературы, написанных в разное время .
Учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей. А это означает, что изменения в образовании и в отношении учителя к педагогической деятельности просто необходимы!
Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок.
Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить её, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.
Мною был разработан и проведен открытый урок для учителей нашей школы ко дню Учителя, где по результатам анкетирования обучающихся каждый учитель был награждён за самые лучшие качества.
Считаю, что этот проект имеет большую практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.
Учитель – состояние души,
Призвание, талант и вдохновенье,
Профессия – труднее не найти,
А результат – познанье и прозренье.
Учить детей – что может лучше быть?
Гореть, страдать, отчаяться и верить,
Но ради этого, конечно, стоит жить,
Хотя итог порою не измерить.
Ученье – свет, а неученье – тьма,
Слова, давно истертые до блеска…
Не может быть безграмотной страна
И беспризорным, бездуховным детство.
От всей души желаем вам добра,
И мужества, и стойкости, и веры.
Пока звонят в душе колокола,
Не пропадет учительское дело! Лаухтин В.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Черты учителя из произведений художественной литературы
2. Карточки опроса обучающихся школы
3. Электронный носитель, содержащий исследовательскую работу

Почта

Разноцветное дерево

Браво, Феликс!

Бородино. М.Ю. Лермонтов

По морям вокруг Земли