• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Как влияет завтрак на активность и успеваемость школьников?

Опубликовано Сенькова Наталья Владимировна вкл 10.11.2018 - 19:44
Сенькова Наталья Владимировна
Автор: 
Малюгина Светлана

Исследовательская работа направлена на изучение и оценку школьных завтраков, их влиянию на работоспособность учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malyugina_ermakovskiy.docx474.44 КБ

Предварительный просмотр:

Полное название темы работы

Как влияет завтрак на активность и успеваемость школьников?

Направление

Чудеса природы (биология)

Фамилия, имя, отчество автора

Малюгина Светлана Сергеевна

Фото автора

C:\Users\xxx\Desktop\P9021287.JPG

Территория, населённый пункт

Красноярский край, Ермаковский район, п.Новоозёрный

Наименование образовательного учреждения

МБОУ «Новоозёрновская основная общеобразовательная школа»

Класс

4

Место выполнения работы

школа

Руководитель

Сенькова Наталья Владимировна

e-mail.ru.,контактный телефон

puna74@mail.ru

89233308723

 ВВЕДЕНИЕ

          Данная тема является актуальной потому, что питание играет большую роль в физическом и умственном развитии человека, его здоровье. А завтрак является частью нашего питания.

Я утром не всегда успеваю позавтракать. На первых уроках хочется спать, иногда не понимаешь объяснения учителя. Сидишь на уроке  и думаешь, когда и чем нас кормить будут перемене. Задумалась я: может ли влиять завтрак на успеваемость и активность учащихся на уроке?

Цель, которую я перед собой поставила в исследовании –изучить  влияние  завтрака на успеваемость  и активность школьников.

Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:

  • узнать, что такое завтрак и его роль в жизни человекаиз разных источников информации;
  • провести анкетирование среди учеников и родителей;
  • провести опрос среди учителей;
  • проанализировать школьное меню и определить количество белков и углеводов в блюдах;
  • сравнить школьное расписание с меню школьников;
  • дать оценку влиянию завтрака на активность и успеваемость;
  • составить памятку родителям, ученикам, повару;

Гипотеза исследования: я предполагаю, что завтрак способствует лучшей успеваемости учащихся школы, повышению их работоспособности, настроения, активности.

Объект исследования:

завтрак

Предмет исследования:

влияние завтрака на активность и успеваемость школьников

Методы исследования:

- теоретическое исследование;

- наблюдение;

- анкетирование;

- опрос;

- анализ;

- сравнение;

- обобщение

Теоретическая часть

1.Завтрак

1.1.Завтрак и питательные вещества.

Изучая данный вопрос в энциклопедической, научно-популярной литературе, в интернет-сети, я выяснила, что:

  • За́втрак — первый дневной приём пищи, как правило — в период от рассвета до полудня. («Википендия»)
  • Так называется первая трапеза после утреннего пробуждения. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)
  • Еда между утренним и обеденным временем. (Толковый словарь Ушакова)

Клетки нашего организма после сна (не менее 8 часов) нуждаются в замене и   энергии потому, что работают всегда. Поэтому мы утром испытываем вялость, сонливость. Для восстановления организму необходимы питательные вещества -белки, жиры, углеводы и витаминами.

Белки — незаменимая часть пищи. Они идут на построение новых клеток и замену износившихся, активно участвуют в обмене веществ. Для сохранения ясности мышления организму нужен белок. Он нужен и для роста мышц, поддерживания иммунитета, при физических нагрузках.  

Жиры - наиболее мощный источник энергии. Кроме того, жировые отложения защищают организм от потери тепла и ушибов. Жир является основным источником энергии при острых заболеваниях, когда аппетит снижается, и усвоение пищи ограничивается. Для обеспечения правильного жирового обмена необходимо в достаточном количестве принимать витамины.

Углеводы служат для организма основным источником энергии, помогают работать нашим мышцам. Они необходимы для нормального обмена белков и жиров. Простые углеводы нужны для быстрой работы мышц, а сложные -  для чтения, зрения, мышления и т.д.

Наиболее оптимальным в отношении белков, жиров и углеводов считается соотношение 1 : 1 : 4.

1.2.Состав завтрака.

Завтрак для ребенка должен обязательно состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых элементов, молочных продуктов. Завтрак, по мнению ученых, должен состоять из 6 групп продуктов:

  • молоко, творог и другие кисломолочные продукты;
  • мясо, птица, рыба, яйца;
  • хлебобулочные изделия, крупы, макароны;
  • сливочное масло, сливки, растительные жиры;
  • овощи;
  • фрукты;

Ребёнок школьного возраста, согласнонормам, должен ежедневно получать:

 Сливочное масло: 30–40 г
Растительное масло: 15–20 г
Хлеб (пшеничный и ржаной): 200–300 г
Крупы и макаронные изделия: 40–60 г
Картофель: 200–300 г
Овощи: 300–400 г
Фрукты свежие: 200–300 г
Сок: 150–200 мл
Сахар: 50–70 г
Кондитерские изделия: 20–30 г
Молоко, молочные продукты: 300–400 г
Мясо птицы (филе): 100–130 г
Рыба (филе): 50–70 г

1.3.Роль завтрака в жизни школьников.

Британские ученые из Кардиффского университета пришли к заключению, что успеваемость школьников напрямую зависит от полноценности их завтрака. В качестве доказательства этого утверждения ученые приводят данные эксперимента, в который привлекли свыше 5 тысяч детей младшего школьного возраста (9-11 лет). Детей периодически опрашивали на предмет того, что они ели на протяжении предыдущего дня. Особенно ученых интересовал рацион завтрака. Помимо опроса школьников, каждые полгода ученые проверяли их успеваемость и сопоставляли ее с рационом питания ребенка.

В итоге было установлено, что дети, употребляющие по утрам каши, творог, овощи, фрукты, отличались более высокой успеваемостью, чем те, кто пренебрегал завтраком или перекусывал чипсами, гамбургерами, конфетами и газированными напитками.

2. Практическая часть

2.1. Результаты анкетирования, проведенного в школе среди учащихся 4-8 классов.

Анализ анкет показал, что половина опрошенных детей не завтракают дома, остальные иногда.  Но школьный завтрак  съедают почти все учащихся.                                   Активность на 1-2 уроках невысокая, настроение у большинства плохое. Отметки, полученные на 1-2 уроках, в большинстве положительные, хотя и тройки встречаются.

Диаграмма №1

Диаграмма №2

Диаграмма №3

Диаграмма №4

Вывод: завтрак не всегда влияет на успеваемость, но активность снижается.

2.2. Результаты опроса учителей.

На основании опроса среди учителей школы можно сделать вывод, что утром дети пассивные, отвечают с неохотой. Отметки у некоторых  учеников хуже, но  причина может быть не только в завтраке.

2.3. Результаты анализа школьного меню и расписания уроков.

В течение февраля  я записывала меню по дням недели.C:\Users\xxx\Desktop\2016_02_24\IMG.jpg

Таблица №1 «Школьное меню за февраль»

Посчитав количество белков и углеводов в блюдах по таблице белков, жиров и углеводов, я выяснила, что по содержанию белков на первом месте стоят супы: гороховый суп (52.3г), рассольник (39,5), уха (25,2).

Таблица № 2 «Блюда, содержащие большее количества белка на 100 граммов продукта»

гороховый суп

52,3 г

рассольник

39,5г

уха

25,2г

 Сравнив меню и расписание уроков, я выяснила, что в те дни, когда идут уроки физкультуры, иногда в рационе мало белков.

Таблица №2 «Результаты сравнения содержания белков и углеводов в блюдах и уроков физкультуры»

Неделя

Понедельник

Четверг

Суббота

Белки г

Углеводы г

Белкиг

Углеводы г

Белки г

Углеводы г

1

27,5

76,9

23,0

68,0

25,2

17,6

2

23,4

77,5

18,8

73,0

12,6

69,0

3

21,8

82,5

39,5

120,8

35,3

73,0

4

27,.4

76,9

25,0

73,0

9,3

73,7

После беседы с поваром, я узнала, что при составлении меню используют нормы, а расписание уроков не учитывают. Эти блюда я бы рекомендовала включать в меню тогда, когда есть уроки физкультуры. Универсальным блюдом можно считать гречку с разными гарнирами. В ней много белков и сложных углеводов. Она подходит для любого вида деятельности. Для повышения белка в основные блюда можно добавлять зелёный горошек (5,0 г) или сыр плавленый.

Для родителей, детей и повара можно порекомендовать использовать для завтрака мои выводы по исследованию. Есть ещё семь продуктов, для повышения умственной активности ребёнка: ягоды, яйца, орехи, молочные продукты, морская рыба, зелень и яркие овощи.

Заключение

Изучив завтрак и его влияние на школьников, я пришла к выводу, что завтрак влияет на активность школьников, а на успеваемость – иногда. Поэтому утром перед школой необходимо завтракать, чтобы быть активными и с хорошим настроением.

Список литературы

1. В.В.Пасечник. Биология 8 класс. М: Просвещение»2010 стр. 21,110.

2. Детская энциклопедия. Микромир. М: Росмен. 2015. стр. 22-23.

3.Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1996

4. http://ziv.ru/nauka/26524-uchenyie-uspevaemost-detey-v-shkole-zavisit-ot-zavtraka.html


Поделиться:

На горке

Ласточка

Рукавичка

Рисуем "Осенний дождь"

В Китае испытали "автобус будущего"