• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Сборник стихотворений Н.А. Некрасова, рекомендованный для чтения в 7 классе»

Опубликовано Карпович Елена Александровна вкл 10.11.2018 - 18:28
Автор: 
Карпович Елизавета

сборник стихов Н.А.Некрасова, который составляли учащиеся 7 класса. В него вошли стихотворения автора, рекомендованные учащимися нашей школы для изучения в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nekrasov.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Гуликский филиал муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сосновоборская средняя общеобразовательная школа»

Проект

«Сборник стихотворений Н.А. Некрасова, рекомендованный для чтения в 7 классе»

Проект подготовила ученица 7  класса,

Карпович Елизавета Сергеевна

Руководитель проекта,  Карпович Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы.

2016-2017 учебный год

Паспорт проекта.

Название проекта «Сборник стихотворений  Н.А.Некрасова, рекомендованный для чтения в 7 классе»

Исполнитель проекта Карпович Елизавета Сергеевна, ученица  7 класса.

Руководитель проекта Карпович Елена Александровна, учитель русского языка и литературы.

Учебный год, в котором разрабатывался проект 2016-2017.

Цель: создание  сборника  произведений поэта, который будет интересно читать и изучать учащимся 7 класса.

Задачи:

1. Разработка рекомендаций для уроков литературы и литературного чтения.; 2. Повышение уровня знаний  учащихся 7 класса по литературе.    

Предмет литература.

Тип проекта исследовательский.

Сроки реализации 2016-2017.

Продукт проектной деятельности: сборник, статья с описанием исследования, презентации.

Этапы работы над проектом

  1. Подготовка. Определение темы и цели проекта.
  2. Планирование. Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета)

Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.

  1. Исследование. Сбор информации. Решение промежуточных задач.
  2. Анализ и обобщения. Анализ информации, оформление результатов в виде сборника,  текста и презентации, формулировка выводов.
  3. Представление проекта. Выступление на школьной научно- практической конференции, защита проекта.
  4. Оценка результата и процесса. Анализ выполнения проекта, устранение недочётов.

Оглавление.

  1. Паспорт проекта.
  2. Введение.
  3. История человека начинается с детства.
  4. Я лиру посвятил народу своему.
  5. Рекомендации учителям литературы,  учащимя  2-9 класса
  6. Заключение.
  7. Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ.

Н.А.Некрасов

 Девятнадцатый век дал плеяду блестящих поэтов не только российского, но и мирового значения. Вспомним Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и других. Но и среди созвездия таких выдающихся имен имя Некрасова не теряет своей яркости.

В чем же секрет актуальности поэзии Некрасова? Разгадка — в отношении поэта к Родине, в любви к своему народу, в широком освещении актуальных проблем современности и, наконец, во взглядах на настоящее и будущее России. 

Настоящее в произведениях Некрасова — время, когда нужно сделать все возможное для борьбы с социальным злом, а будущее — в освобождении людей от гнета и крепостнических пережитков. В этих произведениях Некрасов показывает страдания простых людей, их бесправие, беспомощность, неспособность постоять за себя и сделать свою жизнь легче и лучше. Многие стихотворения свидетельствуют о сопереживании Некрасова народу — Некрасова, с детских лет близкого крестьянам, рано открывшего для себя “незримые, невидимые миру слезы”, сочувствовавшего стремлению сельских жителей к “мужицкому счастью”. Некрасов с гневом показывает нам абсурдность зависимости крестьян от барина, показывает судьбы, рушащиеся по прихоти владельца крепостных душ.

 Если в своих стихотворениях Некрасов в основном излагал взгляды на настоящее России, то будущее за теми, кто не может смириться с современным положением крестьян, отдает всю свою жизнь без остатка служению народу, его счастью, его будущему.

  Вера в счастливое и светлое будущее России и сожаление о том, что сам поэт уже не застанет этой эпохи, выражены в стихотворении “Железная дорога”. Некрасов верит, что русский народ:

    Вынесет все - и широкую, ясную

    Грудью дорогу проложит себе.

    Жаль, только - жить в эту пору прекрасную

    Уж не придется — ни мне, ни тебе.

Нас  эта тема заинтересовала после знакомства  с программными произведениями автора. В этом учебном году мы познакомились с произведением «Железная дорога» и «Арина –мать солдатская». Темы каторжного труда и участь женщины па Руси  в произведениях Некрасова не могут не найти отклик в душе любого человека.

Нам захотелось познакомиться с творчеством поэта глубже и создать сборник стихотворений, которые не изучаются в школьной программе, но был бы интересен учащимся 7 класса.

Тема проекта: «Сборник стихотворений  Н.А.Некрасова, рекомендованный для чтения в 7 классе»

Цель: создание  сборника  произведений поэта, который будет интересно читать и изучать учащимся 7 класса.

Задачи:

1. Разработка рекомендаций для уроков литературы и литературного чтения.

 2. Повышение уровня знаний  учащихся 7 класса по литературе.    

В своей работе мы использовали сборники стихотворений Н.А.Некрасова, высказывания  современников о поэте.

ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕКА НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА

Русский писатель, поэт, критик, прозаик, драматург, Некрасов Николай Алексеевич родился 10 декабря 1821г. в местечке Немирове Подольской губернии в семье небогатого мелкопоместного дворянина.

Отец – Алексей Сергеевич Некрасов служил офицером. Мать – Елена Андреевна Закревская, дочь богатого помещика Херсонской губернии, была прекрасно воспитана.

 Отец поэта – человек суровый и своенравный, он жестоко эксплуатировал своих крестьян, наказывал их розгами, не гнушался и кулачной расправой. Крестьяне ненавидели его за жестокость не только к ним, но и к собственным детям и жене. Не любила его и семья. Он бил детей, несправедливо относился с женой. Страшно было в доме. 

 Мать поэта – мягкая, добрая, прекрасно образованная женщина. Полная противоположность своему грубому и ограниченному мужу. Всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла на фортепьяно, пела.

Родовое имение отца – деревня Грешнево, куда переселился отец после того, как ушел в отставку. Здесь и прошло детство Некрасова. Здесь он впервые столкнулся со многими темными сторонами жизни: грубостью, бесправием и угнетением. И поэтому, когда поэт снова и снова возвращался в Грешнево, он переживал противоречивые чувства. Он испытывал беспредельную любовь к родному краю и в то же время страдал при виде мрачного помещичьего дома, в котором безраздельно господствовал отец- самодур и подвергалась унижениям его горячо любимая мать.

 Сельцо расположилось на берегу Волги. Окружено полями и густыми лесами, в которых в изобилии грибов и ягод. Здесь проводил время Некрасов с крестьянскими ребятишками: играл, ходил в лес за ягодами и грибами, рыбачил, купался в Волге. И ничего не боялся. Так Некрасову с раннего детства стала мила деревенская жизнь, жизнь простого народа. Он рано услышал старинные русские сказки и песни, общаясь с крестьянами, усвоил богатую и образную народную речь. И эта любовь нашла свое отражение в его поэзии.

Я страха смолоду не знал,

Считал я братьями людей

И даже скоро перестал

Бояться леших и чертей.

 В 11 лет отдали Некрасова в ярославскую гимназию на 5 лет. Среди товарищей он пользовался уважением и авторитетом. Они любили его за живой и общительный характер, за начитанность и умение рассказывать. За годы учебы полюбил читать, особенно Пушкина, Жуковского, Байрона, интересовался литературной жизнью по журналам. К поэзии стал относиться серьезно.

1837г. 16летним юношей Некрасов едет в Петербург для определения в Дворянский полк по велению отца. Но отказавшись исполнить волю отца и выбрать карьеру офицера, решает поступать в Петербургский университет и посвятить себя литературной деятельности. Но экзамены не выдержал. 

Два года Некрасов как вольнослушатель посещает лекции на филологическом факультете. Средств к существованию нет, отец лишил сына всякой поддержки. Некрасов скитается по петербургским трущобам, живет в подвалах и на чердаках, зарабатывает деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей.

«Ровно 3 года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что отправлялся в ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не просил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам пододвинешь тарелку с хлебом и ешь». 

 Несмотря на постоянные лишения, он дал себе слово «не умереть на чердаке» и начал литературную деятельность: он давал уроки, писал статьи, сочинял азбуки, сказки в стихах, писал рассказы, пьесы, фельетоны. 

Жизненные невзгоды не сломили Некрасова. Крепкий от природы организм, настойчивость и воля помогли поэту все преодолеть, не потерять веру в себя, в свой талант и свое предназначение. Первые стихи были написаны еще в годы учебы в гимназии. В печати стихи Некрасова появились в 1838г., а в 1840г. удалось издать небольшой сборник стихов, который успеха не имел. Но неудачный опыт не обескуражил Некрасова. Трудиться, не покладая рук, трудиться, чтоб во весь голос заявить о себе в литературе, чтобы, наконец, не умереть с голоду.

Все предопределила встреча с В.Г. Белинским. Он угадал в Некрасове высокоодаренного человека и всячески способствовал развитию его таланта. Впоследствии Некрасов становится редактором и издателем журнала «Современник», с ним сотрудничали выдающиеся поэты и писатели того времени.

Некрасов был не только поэтом, издателем, но еще драматургом.

В 1875г. поэт тяжело заболел. Операция результата не дала. От тяжелой продолжительной болезни 8 января 1878г. умер в Петербурге.

Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ

Для реализации проекта мы использовали следующие методы и приемы:

  1. Индивидуальная работа со сборниками стихотворений Н.А.Некрасова;
  2. Групповое обсуждение собранного материала;
  3. Совместное определение мотивов  лирики Н.А.Некрасова для создания сборника;
  4. Индивидуальная работа обучающихся по сбору материала;
  5. Групповое распределение обязанностей по созданию сборника;
  6. Создание сборника (макет, совместное рассмотрение, коррекция, выпуск)

В итоге нами был создан сборник стихотворений Н.А.Некрасова.  В него мы поместили те произведения, которые считаем  понятными, актуальными и необходимыми для изучения.

«Некрасов... Вершина его гения – рядом с вершинами Пушкина и Лермонтова. Но у некрасовской поэзии своя собственная красота, свое озарение, своя, ни на что не похожая песня, своя любовь и ненависть, своя вера и мечта, и доколе будет жить на земле и удивлять людские души пленительное русское слово, не померкнет слава одного из его прекрасных мастеров» . Так о Некрасова писал  А.Т. Твардовский.

Стихи Некрасова, действительно стали «свидетелями живыми», родившимися «в минуты роковых душевных гроз» народных страданий, всей жизни России второй половины ХIХ века.

Проанализировав  стихотворения, выбранные нами, мы сгруппировали их по  темам:

а) назначение поэта и поэзии; 

б) тема родины;

в) тема  матери, женской доли;

г)тема детства;

д) тема просвещения

е) пейзажная лирика

 К теме родина Некрасов относился с особым трепетом.

Он говорил так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал». Поэзия Некрасова отражала правду жизни, поэт любил Россию глубокой любовью, и поэтому образ родины постоянно встречается в его стихах.

Стихотворение «На родине»

Тема поэта и поэзии традиционна для русской поэзии.

Вспомним пушкинского пророка:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Пушкин призывал «глаголом жечь сердца людей», «лирой пробуждать чувства добрые», Лермонтов в 30-е годы скорбел о том, что голос поэта не звучит более «как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных».

К теме поэта и поэзии Некрасов обращается на протяжении всего своего

творчества .Вот одно из них.

«Стихи мои, свидетели живые...»

Тема русской женщины

Образ русской женщины с многострадальной ,но терпеливой душой пройдет красной нитью через все творчество поэта. Некрасов боготворит, преклоняется перед красотой, добротой и мужеством крестьянки, дворянки, просто русской женщины. 

Стихотворение «Внимая ужасам войны»

Тема каторжного детства

Некрасов любил детей и написал о них много стихотворений. Больше всего он писал о деревенских ребятах, которые росли в нищете. С ними он дружил с самого раннего детства и всегда восхищался их умом, находчивостью, трудолюбием, смелостью.

Бедность у крестьян в те времена была такая, что им нечем было прокормить своих детей. Чуть бывало в беднейшей семье исполнится мальчику лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба ему приходилось работать весь день с утра до ночи. 

Отрывок «Плач детей»

«Плач детей», наверное, единственное стихотворение в русской поэзии, где с такой силой запечатлелась картина каторжного труда детей на полукустарных фабриках.

Некогда было учиться крестьянским детям, а если кому из них удавалось по счастливой случайности поступить в городское училище, то несколько лет до его окончания приходилось терпеть голод, холод и нищету. Одного из таких голодных, оборванных школьников встретил однажды поэт на пустынной деревенской дороге.

стихотворение «Школьник»

Тема природы

Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. В лирике Некрасова есть много замечательных пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой и нежной любви поэта к родной земле. Но природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку. 

Но все же есть у Некрасова несколько чисто пейзажных стихов, которые относятся к раннему периоду творчества. Одно из них «Перед дождем». В нем автор говорит о переходном состоянии природы

Стихотворение «Перед дождем»

Некрасов всегда в своем творчестве  оставался самим собой. Его прямота, смелость свобода привлекает.

 Не бойся молнии и грома,

Не бойся цепи и бича,

Не бойся яда и меча,

Ни беззаконья, ни закона,

Ни урагана, ни грозы,

Ни человеческого стона,

Ни человеческой слезы…

Я думаю, что эти строки могут быть девизом любого человека в любые времена.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ЛИТЕРАТУРЫ, ОБУЧАЮЩИМСЯ 2-9 КЛАССА

Кроме созданного сборника мне стало интересно, где можно использовать данный материал.

Мною были проанализированы учебники литературного чтения и литературы со 2 по 9 класс.

Я считаю, что стихотворение «Перед грозой» уместно использовать на уроках литературного чтения ( автор Л.Ф.Климанова) в разделах «Поэтическая тетрадь» 2 класс, 3 класс, где представлена именно пейзажная лирика. В 6 классе ( по программе Коровиной) изучается пейзажная лирика в переходном состоянии. Это стихотворение достойно быть в числе представленных.

В 3 классе изучается стихотворение «Школьник»- то есть рассматривается тема трудного детства. Поэтому считаю, что здесь же можно рекомендовать учащимся ознакомиться со стихотворением «Плач детей»

В 5 классе ( по программе Коровиной) творчество Некрасова представлено 2 произведениями: отрывок из поэмы «Мороз- красный нос», и «Крестьянские дети».  Представлена тема – горести и трудности крестьянской семьи. Можно рекомендовать учащимся прочесть стихотворения «Школьник», «Плач детей» .

В 6 классе ( по программе Коровиной) стихотворения Некрасова о детях уместно использовать совместно с изучением произведения И.С.Тургенева «Бежин луг»

В 7 классе изучается тема женской доли в творчестве Некрасова. Поэтому рекомендуем использовать в этом разделе стихотворение «Внимая ужасам войны»

В 9 классе изучается поэма «Кому на Руси жить хорошо». Здесь возможно рекомендовать учащимся познакомиться со стихотворениями о родине.

Во всех классах по программе литературы и литературного чтения существует раздел – стихотворения о войне. Возможно, строки из стихотворения Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны» могли бы быть вступлением или эпиграфом к этому разделу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создавая сборник стихотворений Н.А.Некрасова, мы углубили свои  знания  в биографии и творчестве поэта.

В процессе совместной  работы мы пришли к следующим выводам о поэзии автора:

  • Главным героем творчества Некрасова становились неказистые, незнатные, «низкие» герои – ямщики и бурлаки, Орина, мать солдатская и крестьянские дети ;
  • «Мало слов, а горя реченька» —такова речь не только Орины, матери солдатской, но речь самого повествователя;
  • Произведения   Некрасова близки к народному творчеству, в них огромное количество песен, загадок, пословиц, фольклорных слов;
  • Стихи  Некрасова обладают эмоциональным  воздействием ;
  • Главное в стихотворениях Некрасова -любовь к Родине и самоотверженное служение ей, боль за судьбу народа и вера в его великое будущее.

«Некрасов – целое поэтическое государство, живущее по своим законам», - заметил Р.Гамзатов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы.- М.: Олимп; АСТ, 1997.- 688с.- («Школа классики»);
  2. Некрасов Н.А. стихотворения./ Худож. О. Рытман. – М.: Худож. Лит.,1985.-270с. (классики и современники. Поэтич.б-ка).
  3. Коронина В.Я. литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин.- 5-е изд. – М.: Просвещение,2015. – 303 с.


Поделиться:

Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками

Фокус-покус! Раз, два,три!

Снежная сказка

Новый снимок Юпитера

Три орешка для Золушки