• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Эпос "Джангар" в творчестве калмыцких поэтов

Опубликовано Гаряева Байрта Сангаджиевна вкл 15.11.2018 - 19:08
Автор: 
Бюткаева Елена

Сочинения для участия в конкурсе эссе Международного фестиваля "Литература народов России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byutkaeva_kalmytskaya_natsionalnaya_gimnaziya_imeni_kichikova_ash.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Бюткаева (КНГ имени Кичикова А.Ш., г. Элиста, 10 класс)

ЭПОС «ДЖАНГАР» В ТВОРЧЕСТВЕ МИХАИЛА ХОНИНОВА

Каждый народ имеет свое эпическое произведение, в котором запечатлены события давних лет. Так, и у калмыков есть «Джангар», в котором воспеваются подвиги калмыцких богатырей. Богатейший фольклор находит отражение в творчестве многих калмыцких поэтов, в том числе и Михаила Хонинова. В интервью автор называет эпос «Джангар» своим «главным учителем»: «Считаю, что без национального колорита, без национального орнамента нет настоящей литературы».

Писатель сравнивает эпос «Джангар» с гомеровской «Илиадой», подчеркивая тем самым мировое значение народного фольклора. Сам поэт называет «Джангар» своей настольной книгой.

Мой калмыцкий народ на заре потрудился недаром,

Из таланта и мудрости гордый построил дворец.

Он назвал тот дворец величаво и просто «Джангаром»

И врата растворил для многих веков и сердец.

Встали рядом с Гомером, с былинами, «Словом» Бояна…

Мотивы калмыцкого эпоса находят свое отражение повсеместно в творчестве Михаила Хонинова. Так, в колыбельной в «Сказании о калмычке» описывается поединок отца с сыном-новорожденным, выпавшим из утробы бесовки.

В «Джангаре» описывается момент использования заклинаний при возрождении богатыря с помощью целительной воды аршан. И в романе «Помнишь, земля смоленская…» Михаила Хонинова прослеживаются такие народные ритуалы.

В четверостишии Хонинова мы находим сравнение калмыцкого языка с песнями джангарчи:

Калмыцкий язык – это речь моих предков,

Острее, чем лучшие в мире мечи,

И тот, кто услышал звучание, метко

Сравнил с пеньем мудрого он джангарчи.

Можно сказать, что сам поэт называет себя последователем джангарчи: «Покуда жив, слагать слова я буду, / Как джангарчи мелодии…».

Патриотическую направленность произведений Михаила Хонинова отмечает и Александр Исбах в очерке «…И друг степей калмык»: «Сочетание высокого эпоса, берущего свои истоки в «Джангаре», с сокровенной лирической интонацией отличает творчество Хонинова».

Подытоживая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что эпос «Джангар» занимает особое положение в творчестве Михаила Хонинова. В своих произведениях поэт на уровне сюжета, описания своих персонажей, ритуальных действий подчеркивает своеобразие калмыцкого устного народного творчества.


Поделиться:

Заяц-хваста

Твёрдое - мягкое

Ветер и Солнце

Нас с братом в деревню отправили к деду...

Карандаши в пакете